Когда малыши вырастают, вместо Бабы Яги их начинают пугать коллекторами:

– С кредитами лучше не связываться: если не вернёшь, страшные дяди с утюгами и паяльниками оставят в чём мама родила.

Конечно, утрирую. Но общий смысл «поверья», рождённого в «лихие 90-е», именно таков. В итоге многие продолжают носить тяжёлые сумки и толкаться в электричках только потому, что оплатить полную стоимость авто им не по карману, а брать в кредит боятся. Несмотря на давно объявленную в нашей стране программу повышения финансовой грамотности населения, её уровень лишь снижается. Причём, как утверждает НАФИ, только 13 % россиян считают себя отличниками в сфере личных финансов (тогда как три года назад таких было почти вдвое больше). Поэтому, на мой взгляд, сейчас – самое время немного «подучиться», а заодно и избавиться от предрассудков.

Кто попадает в «чёрный» список? Тем, кто вовремя платит кредитный взнос, опасаться нечего. Даже тем, кто задержал сроки оплаты, грозит лишь небольшой штраф. Скажу более – те, кто по каким-либо причинам не может (не путать с «не хочет») оплачивать кредит, могут рассчитывать на отсрочку платежей. А вот те, кто в миг превращаются в невидимок, становятся головной болью для кредитных организаций, действительно рискуют. И если банку не удаётся убедить должника пойти на контакт, то он перестаёт заниматься уговорами – непрофильным для него видом деятельности – и передаёт «бегуна» в руки коллекторским агентствам.

Коллекторы – это профессиональные взыскатели долгов. Они действуют во всём цивилизованном мире. Мало кто знает, что их клиентами являются не только банки, но и микрофинансовые организации, а также компании, работающие в сфере ЖКХ, страхования; оказывающие телекоммуникационные услуги.

Профессиональные взыскатели самым непосредственным образом участвуют в повышении финансовой грамотности. И что самое главное – в самом эпицентре наименее грамотных. Каждый день происходят тысячи звонков, в которых специалисты разъясняют основы навыков ведения личных финансов и правил обращения с кредитами. Есть уверенность, что многие смогут извлечь урок из опыта и более ответственно и внимательно подходить к получению кредитов.

Итак, что делать, если вам позвонил коллектор?

Если вы и вправду задолжали, например, банку, то ответьте на вопрос. В магазине вам дают что-нибудь бесплатно? Нет. А если кто-то что-то украл в магазине, его привлекут к ответственности? Да. А теперь задумайтесь. Банк – это тоже магазин, только он «продаёт» деньги.  И почему, скажите, он должен делать это бесплатно?

Уверен, здесь мы с вами друг друга правильно поняли. А теперь давайте разберёмся с одним из самых дискуссионных вопросов – как вести себя с коллекторами?

В Интернете полно баек о том, что их деятельность незаконна. Скажу так: есть два типа коллекторских агентств – входящие в нашу ассоциацию и вне её. Первые опираются на гл. 24 ГК, закон о персональных данных и Кодекс Этики (скоро должен появиться закон о коллекторской деятельности). Вторые – как повезёт. Бывает, у нас просят защиты от угроз мало- или совсем неизвестных нам коллекторских агентств. Что делать, если какие-то беспредельщики обещают переломать руки-ноги?

  • Написать жалобу в НАПКА. Мы направим запрос в агентство и в банк, от имени которого оно действует.
  • Обязательно запишите разговор с тем, кто угрожает, на телефон или диктофон – сейчас это не проблема.
  • Уточните в банке, действительно ли он передал ваш долг коллекторскому агентству и какому именно.

Профессиональные взыскатели всегда представляются и в положенных ситуациях могут подтвердить свои права. Они действуют на основе доверенности от банка или договора цессии (то есть выкупа долга). Их основной инструмент – совесть должника. Несмотря на рост просроченной задолженности в России, число злонамеренных бегунов от своих обязательств в целом не растёт. А с теми, кто хочет погасить долг, но пока не может, профессионалы всегда смогут мирно договориться. Ещё раз повторюсь: главное – не прятаться. Тогда дело не дойдёт до суда.

Теперь – о так называемых «стрелочниках». Ими можно назвать тех, кто кредит не брал. Их появление, на мой взгляд, – следствие кривизны законодательства. Дело в том, что при передаче банками данных о должниках коллекторам поступает информация о номерах телефонов самих заёмщиков и о контактных лицах. Перепроверить её не позволяет закон о персональных данных. Поэтому коллекторы вынуждены довольствоваться тем, что есть. Случается, что номера телефонов сменили своих владельцев, поэтому звонки поступают не тем людям. Надеюсь, что законотворцы рано или поздно решат данный вопрос. Что касается контактных лиц, например, друзей заёмщиков, то они указываются самими заёмщиками при оформлении банковского договора. И перепроверить эту информацию закон также не позволяет. Поэтому тем, кого зря тревожат, надо просто написать письмо на сайт агентства и подождать, пока его номер телефона уберут из базы данных. К обращениям граждан компании – члены НАПКА относятся с большим вниманием – берегут их нервы и свой имидж.

И в заключение хотел бы отметить: чем меньше станет неплательщиков, тем больше вероятность снижения ставок по кредитам, потому что банки смогут снизить долю риска в составляющей платежей. Так почему добропорядочные плательщики должны платить за себя и «за того парня»?

Платежи – это как кровь в организме. Если они задерживаются или не приходят вовсе, то организм болеет или вообще умирает. Как и любая болезнь, неплатежи поддаются лечению. Надо только не запускать болезнь и довериться профессионалам.

Подготовила Виктория Никитина

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции