Максим Барсуков, директор департамента информационных систем АМТ-ГРУПМаксим Барсуков, директор департамента информационных систем АМТ-ГРУП

Если в этот момент провести аудит IT-инфраструктуры, типичный диагноз будет выглядеть примерно так:

1) Существующая IT-инфраструктура содержит слишком много взаимосвязей (подчас скрытых и плохо документированных) между системами и, следовательно, предполагает множество согласований и доработок при внесении любых, даже минимальных изменений.

2) Отсутствует единое контролирующее звено, ответственное за актуализацию и предоставление данных из различных информационных систем.

3) Отсутствует контроль процессов обмена: нет единой среды обмена данными между информационными системами.

4) Присутствует «Технологический зоопарк»: многообразие информационных систем и применяемых протоколов обмена данными, множество коннекторов (зачастую разработанных под заказ или самостоятельно) и т.п.

Решение комплекса подобных проблем – в переходе к построению  IT-инфраструктуры на основе концепции сервис-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture, SOA), ключевым элементом которой является Интеграционная сервисная шина. Шина – это программное обеспечение, позволяющее объединять большое число платформ и приложений, а также организовать взаимодействие между ними на основе сервисов. При этом технологии, на которых реализованы системы и их сервисы не имеют значения, это может быть JAVA, .NET или другая платформа.

Интеграционная шина, как правило, предоставляет следующие функции:

- Преобразование сообщений, а также их передача, алгоритмическое перенаправление, постановка в очередь и отслеживание;

- Работа с сообщениями в режимах: синхронном, асинхронном, «точка-точка», «публикация-подписка»;

- Поддержка XML и SOAP сообщений;

- Возможность подключения множества систем через готовые адаптеры и API для написания новых адаптеров;

- Оркестровка (автоматическое размещение, координация и управление) служб.

Концептуально архитектура с использованием Интеграционной сервисной шины выглядит так:

Рисунок 1 Архитектура с использованием интеграционной шины

При внедрении интеграционной шины чрезвычайно облегчается интеграция новых систем – как покупных, так и самостоятельно разработанных. Сервисы перестают быть монолитными приложениями, а разбиваются на единичные службы. Например: составной сервис «рассмотреть заявку на кредит» можно разбить на следующие «единичные сервисы»:

  • Внести данные клиента
  • Проверить, существует ли запись о данном клиенте 
  • Получить список счетов клиента
  • Получить список сервисов, которыми пользовался клиент
  • Получить агрегированные данные по истории выплат по кредитам
  • Получить данные для отчета
  • Получить баланс счета
  • Рассчитать кредитный рейтинг
  • Сформировать отчет для рассмотрения менеджером
  • Обновить данные по счету
  • Сформировать уведомление для клиента

Обратите внимание: некоторые «единичные сервисы» можно задействовать и в других составных операциях, что добавляет системе целостности, облегчает поддержку и снижает риски.

К примеру, портал для клиентов банка совмещает отчеты по текущим счетам, по ипотечным платежам и выписки по кредитной карте на одной странице. При этом данные по счетам, данные по ипотечным платежам, данные по кредитной карте могут браться из разных систем. На основе данных CRM на той же странице может отображаться потенциально интересное именно для данного клиента предложение.

В результате внедрения интеграционной шины достигается прозрачность обмена данными в рамках существующих и внедряемых бизнес-процессов, удается увеличить эффективность и продуктивность работы сотрудников и подразделений, а также добиться повышения качества удовлетворенности клиентов, снизить издержки на создание и поддержание ИТ-инфраструктуры Банка.

Следующая иллюстрация показывает, как меняется взаимодействие IT систем банка после внедрения интеграционной шины.

Рисунок 2 ИТ-архитектура банка до и после внедрения шины

В настоящее время на рынке интеграционных шин выбор достаточно широк. Представлены как коммерческие системы, так и продукты с открытым исходным кодом. Среди производителей интеграционных шин – лидеров по внедрениям в России можно выделить IBM и Oracle; в число зарубежных лидирующих вендоров можно включить TIBCO.

Рассмотрим внедрение интеграционных шин в нескольких крупных международных банках.

Chinatrust Commercial Bank (Коммерческий банк Чайнатраст) использует интеграционную шину для поддержки своих продуктов и сервисов. Сервис-ориентированная архитектура на основе интеграционной шины объединяет более семидесяти систем на множестве платформ, таких как: автоматизированная банковская система, сетевой банкинг, ипотечная система, лотерейная система, система автоматизации рабочих процессов, интерактивное голосовое меню и т.д. В режиме реального времени стали доступны такие сервисы, как: агрегация данных, сводка по счету, входящие и исходящие переводы, трансферы, уведомления (задействован функционал событийно ориентированных коммуникаций) и другие. Расходы на интеграцию новых систем снизились в среднем на 30..40%.

В настоящее время интеграционная шина банка поддерживает 100 000 ежедневных транзакций в корпоративном секторе и 50 000 в ритейле. Количество транзакций онлайн банкинга возросло с 150 000 до 1 200 000 в сутки.

Сингапуро-малазийский банк OCBC недавно  поставил себе цель в пятилетний срок повысить эффективность работы на 25% и снизить затраты на разработку новых программных интерфейсов на 30%. Первый сервис на основе SOA был запущен в 2006 году. Через шесть месяцев работало 116 единичных сервисов, каждый из которых пригоден к использованию в составных сервисах. 50 единичных сервисов являлись частью нескольких составных. Для поддержки интеграционных процессов банк создал Центр Интеграционных Компетенций. В OCBC полагают, что для достижения заявленных целей SOA играет ключевую роль.

В Японии конкуренция в области интернет-банкинга чрезвычайно высока. Банк Sumishin Net Bank, Ltd. поставил целью предложить на рынок широкий набор продуктов за более короткий промежуток времени, чем прочие финансовые институты. Для достижения этой цели банку необходимо было соответствовать строгим техническим стандартам, накладываемым на японский банковский сектор и одновременно с этим развивать конкурентные преимущества.  Была разработана сервис-ориентированная архитектура с использованием десяти программных продуктов, в том числе интеграционной шины. Всего лишь в течение 18 месяцев после запуска новой линейки услуг в банк было вложено ориентировочно 600 млрд. йен (около $6 млрд.), открыто 400 000 счетов. Была достигнута невероятная гибкость в добавлении новых сервисов. Существенно снизилась стоимость их разработки.

В России интеграционные шины применяются на многих крупных предприятиях,  в том числе операторах связи, банковской сфере, а также в комплексе систем электронного правительства Российской Федерации. Внедрение интеграционных шин, как правило, ведется системными интеграторами. В частности, наша компания АМТ-ГРУП, входящая по данным cnews.ru в Топ 20 российских компаний – поставщиков IT услуг для банков, имеет успешный опыт работы с интеграционными шинами и их внедрения в разных сферах деятельности, включая банковский сектор. Наши специалисты имеют богатый опыт создания сервис-ориентированных архитектур на основе интеграционных шин, включая аудит бизнес-процессов и их последующую автоматизацию,  создание коннекторов для интегрируемых систем и оптимизацию рабочей среды.

В статье использованы материалы из открытых источников:
http://www.tibco.com/multimedia/ss-ctcb_tcm8-15110.pdf
http://www.eawriter.com/images/case_studies/TIBCO_2.pdf
http://www-01.ibm.com/software/success/cssdb.nsf/CS/JSTS-7V4BWP?OpenDocument&Site=corp&cty=en_us