Андрей Федорец. к.т.н., генеральный директор ООО «АйДиСистемс»Андрей Федорец, к.т.н., генеральный директор ООО «АйДиСистемс»

Начало взаимодействию банков и федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) было положено реализацией Решения правительственной подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Решение комиссии в мае 2012 года позволило исполнить «Подходы к реализации тестового обмена документами (сведениями) между государственными органами и кредитными организациями, Банком России с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия». Четыре пилотных банка и четыре же пилотных ведомства успешно справились с тестовым обменом, и в результате было опубликовано Распоряжение Правительства  РФ № 1471-Р от 15 августа 2012 года. Данное распоряжение утвердило перечень сведений, доступных для обмена между федеральными органами исполнительной власти и кредитными организациями.

В этот перечень попали ряд сервисов таких ведомств, как Росреестр, ФНС, ФМС и ФССП России. Кроме этого, указанное Распоряжение определяет, что перечисленные сервисы должны быть доступны для обмена через СМЭВ с кредитными организациями до 1 июня 2013 года.

Существует также и федеральный закон 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», который определяет, в числе прочего, и порядок работы с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Ст. 21.3 п. 4 определяет, что, в том числе, и кредитные организации обязаны взаимодействовать с ГИС ГМП.

1471-р и 210-ФЗ определили полный (на данный момент) список ведомств и документов, которыми могут обмениваться ФОИВы и банки. Осталось дело за малым – разрешить кредитным организациям быть участниками СМЭВ.

И 22 декабря 2012 года было опубликовано Постановление Правительства РФ №1382. С публикацией этого документа сложилась вся мозаика. Банки получили легитимную возможность подключаться к СМЭВ, появились обязательства по подключению к СМЭВ (и впоследствии к ГИС ГМП) и появились сервисы, доступные для обмена с банками.

Что же мы имеем на сегодня?

Понятно, что сейчас есть несовершенная юридическая база. Понятно, что есть неотработанные процедуры подключения. Наш опыт ведения проектов в банках позволяет сделать некий анализ их реализации.

Деятельность компании «АйДиСистемс» в 2012 году привела к тому, что ряд банков уже начиная с июня месяца 2012 года начал процессы подключения к госорганам. Первым ФОИВ была ФССП России.

К концу года было запущено более 10 проектов по подключению. К концу апреля  2013 таких проектов уже почти 40.

Однако мы вынуждены констатировать, что в производственной СМЭВ у нас работают буквально единицы банков. И только по взаимодействию с ГИС ГМП. И это за более чем за 9 месяцев  активной деятельности…

Можно было бы достаточно долго описывать проблемы, которые сопровождали все проекты, но хочется быть более конструктивным. Предлагается рассмотреть не только вопросы, возникающие в проектах, но и предложить некоторые рецепты по их решению.

1. Проблема недостатка информации. Трактовка 210-ФЗ, как администраторами доходов, так и кредитными организациями, совершенно не соответствует изначальной идее закона.

Сегодня банки понимают требования 210-ФЗ только в разрезе толкования одного частного пункта – ст. 21.3, п. 4. В этом пункте вводится обязательность незамедлительного информирования кредитной организацией ГИС ГМП о факте уплаты платежа в бюджет через подразделения банка. Однако общий дух закона подразумевает, что это только малая часть большого бизнес-процесса. А сама идея же – предоставление гражданам и юридическим лицам такого сервиса, при котором нет необходимости запоминать реквизиты организаций, оказывающих услуги. Как и нет необходимости ходить в кредитные организации для оплаты разнообразных услуг – достаточно заказать (возможно, и онлайн) услугу и онлайн же эту услугу оплатить. И вот об этом факте приема платежа банк обязан информировать ГИС ГМП с тем, чтобы в онлайне же орган, оказывающий услугу, увидел его оплату.

Этот вопрос можно разрешить ТОЛЬКО постоянным информированием администраторов доходов, населения с помощью СМИ в том числе и регионального уровня.

2. Первые результаты показали несовершенство законодательных актов.

До сих пор неизвестна позиция ЦБ РФ на исполнение 210-ФЗ и на трактовку некоторых терминов, которые введены законом. Есть попытка их трактовки в совместном письме Минфина и Федерального казначейства, которое было направлено в банки. Например – что такое «Незамедлительность». Требуется четкое определение этого термина, его трактовки и исполнения. Также неясно пока, что делать с платежами, которые сопровождаются  реестрами? Также требуется понимание того, как банки будут информировать ГИС ГМП до введения ЕД108 в формате УФЭБС. Как быть с обработкой платежей, проведенных через платежные системы и через банки-эквайеры. Для того, чтобы правильно работать с ГИС ГМП, потребуется внесение корректив в 210-ФЗ, которые необходимо инициировать ЦБ РФ, Федеральному Казначейству, Министерству финансов РФ. Причем и Национальный платежный совет, и Ассоциация Российских банков, и другие банковские союзы готовы участвовать в этом процессе.

3. Отсутствие начислений в ГИС ГМП от администраторов доходов, которые  также с 01.01.2013 года обязаны их формировать и размещать в ГИС ГМП.

Это очень большая и сложная работа. Все администраторы доходов тем же 210-ФЗ обязаны размещать сформированные начисления в ГИС ГМП. Для этого требуется автоматизация администраторов доходов на уровнях ниже федерального. Это возможно с помощью систем на базе СПО (например, на базе ПО от «Корпорации «Ред Софт»). Требуются и корректировки в 210-ФЗ, которые позволят там размещать начисления от детских садов, спортивных и музыкальных школ и т.п.

4. Информирование о фактах оплаты на основе запроса начислений поможет передать информацию в ГИС ГМП. Очевидна проблема доступности этой информации непосредственно подразделению организации, оказывающей услугу или формирующей начисление.

Тут речь идет о том, что администратором доходов может быть одно подразделение службы (например, уровня региона), а непосредственно услугу оказывает подразделение в муниципальном образовании, которое не имеет доступа к информации из ГИС ГМП. Решить это можно только тотальной автоматизацией всех подразделений всех ведомств. Конечно, это не быстро, но потихоньку должно же и случиться. Например, с помощью систем на базе СПО  (ПО от «Корпорации «Ред Софт»).

5. Крайне узкий перечень сведений, доступных для обмена с банками через СМЭВ по Распоряжению № 1471-р (210-ФЗ ГИС ГМП).

Тут уже нужна инициатива банков. Из опубликованных на технологическом  портале СМЭВ сервисов банки (с АРБ или НСП) могут указать интересные для обмена между ФОИВ и КО. Вопрос с публикацией для банков этих сервисов можно было бы включить в повестку дня правительственной комиссии по информатизации с тем, чтобы на основании решений ее были сформированы законодательные инициативы. Также можно заметить, что множество банковских сообществ готовы принять участие в этом процессе.

6. Область видимости сервисов для кредитных организаций излишне узка.

Возможности по обмену категорически ограничены. Банки имеют особым образом организованную информационную инфраструктуру, которая в части сохранности персональных данных подвержена контролю и регулированию со стороны контролирующих и надзорных органов, поэтому банки готовы и желают иметь возможность обмениваться не только сведениями из области видимости «общедоступные», но и в области видимости «межведомственное взаимодействие». Если это невозможно, то было бы интересно ввести особую область видимости «обмен с КО», которая может быть шире, чем «общедоступная», и уже, чем «межведомственное взаимодействие».

7. Серьезные опасения в том, что информация в РСМЭВ не будет синхронизирована с СМЭВ (пример – www.pgu.mos.ru и www.gosuslugi.ru)

Тут нет никаких рецептов, кроме подключения региональных администраторов доходов к ГИС ГМП с целью реализации 210-ФЗ. Если же местные органы власти смогут пролоббировать изолированность своих сервисов от ГИС ГМП, то вся та работа, которая так долго и трудно выполнялась банками, погибнет.

8. Организация доступа к СМЭВ излишне дорога для большинства банков.

Процедура подключения к СМЭВ и РСМЭВ может быть исполнена различными способами и, при полном исполнении руководящих документов, различными спецоператорами. При этом возможна поставка бесплатного ПО, обеспечивающего базовый функционал. Компания «АйДиСистемс» предлагает кредитным учреждениям специальное решение – установку системы, обеспечивающей буквальное исполнение ст. 21.3 п. 4 210-ФЗ бесплатно. Наш программный продукт будет исполнять роль «черного ящика», который будет обслуживаться специалистами нашей же компании. При необходимости расширения функциональности достаточно будет заказать приобретение лицензий на подсистемы единого информационного шлюза «iDБанк-СМЭВ». Подробности можно прочитать на сайте компании - http://www.id-sys.ru/novosti/kompaniya/58-news-base-unit-free.html

Понимая важность исполнения федерального законодательства, а также слабую осведомленность всех участвующих в процессе лиц, мы активно проводим различные маркетинговые действия. Одно из последних – компания «АйДиСистемс» организует семинар «Электронный документооборот с госорганами 2013», который будет проведен в Екатеринбурге 24 мая 2013 года. Участие в семинаре – бесплатное. Подробнее о семинаре можно узнать на сайте компании – http://www.id-sys.ru/novosti/kompaniya/60-news-seminar-smev2013.html

Подводя итог, можно заключить, что, в целом, набран хороший темп, и точка невозврата уже пройдена. Сегодня уже понятно, что организация обмена документами между банками и госорганами – это удобный способ взаимодействия плательщика и различных учреждений государственной и бюджетной принадлежности.

Важно понимать, что банки имеют то, что не имеют никакие другие организации – удобный, защищенный и гарантированный канал доступа граждан и юрлиц к различным услугам. Пока в большинстве своем это только банковские услуги. Однако расширение взаимодействия с различными ФОИВ, их территориальными подразделениями и другими организациями, которые контролируются государством, сделает этот канал взаимодействия еще более интересным. Это позволит быстрее и удобнее реализовать «Электронную Россию» и «Электронное правительство».