Также проанализированы применяемые на практике требования Банка России, установленные Письмом от 04.02.1997 № 406 «О согласовании предоставления права подписи денежно-расчетных документов», на предмет их соответствия действующему законодательству России.

Квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей кредитных организаций

Согласно статье 60 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России) Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации (далее – руководители кредитной организации).

Из статьи 11.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) следует, что кандидаты на должности руководителей кредитной организации должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Согласно статье 16 Закона о банках под несоответствием кандидатов, предлагаемых на должности руководителей кредитной организации, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, понимаются:

отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением (для кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, – отсутствие у них высшего профессионального образования) [1];

наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ (совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя);

предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Законом о Банке России [2];

несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под деловой репутацией в соответствии со ст. 16 Закона о банках понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации;

наличие иных оснований, установленных федеральными законами.

К иным установленным федеральными законами основаниям следует отнести норму статьи 90 Закона о Банке России, согласно которой гражданам, занимавшим должности, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России, после увольнения из Банка России запрещается занимать в течение двух лет в кредитных организациях должности руководителей кредитной организации, если отдельные функции надзора или контроля за этими кредитными организациями непосредственно входили в их служебные обязанности, без согласия Совета директоров, которое дается в порядке, устанавливаемом Советом директоров.

Следует отметить также ограничения, касающиеся внешнего совместительства руководителей кредитных организаций, которые учитываются Банком России в процессе согласования кандидатов на должности руководителей кредитных организаций.

Так, в соответствии с частью третьей статьи 11.1 Закона о банках единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, руководитель ее филиала. В случае, если кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами, единоличный исполнительный орган дочерней кредитной организации имеет право занимать должности (за исключением должности председателя) в коллегиальном исполнительном органе кредитной организации – основного общества.

Порядок согласования кандидатов на должности руководителей кредитных организаций

Согласно статье 11.1 Закона о банках кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности руководителей кредитной организации. Банк России в месячный срок со дня получения указанного уведомления дает согласие на указанные назначения или представляет мотивированный отказ в письменной форме на основаниях, предусмотренных статьей 16 Закона о банках.

Порядок согласования изменений в составе руководителей кредитной организации, установлен главой 22 Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция № 135-И).

Требование о предварительном согласовании с Банком России указанных изменений не предъявляется, если кандидат на должность члена коллегиального исполнительного органа кредитной организации ранее был согласован с Банком России на другую должность руководителя этой же кредитной организации.

Кредитная организация после принятия решения о предполагаемом назначении (об избрании) руководителя представляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), следующие документы:

ходатайство о согласовании кандидатуры нового руководителя с указанием причин его назначения (избрания);

протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации (решение уполномоченного органа управления кредитной организации), в котором зафиксировано решение о направлении в территориальное учреждение Банка России ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя (указанный протокол также должен содержать фамилию, имя, отчество (если последнее имеется) уполномоченного лица, которому предоставлено право подписания ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя);

два экземпляра анкеты кандидата на должность руководителя;

один подлинный экземпляр автобиографии кандидата на должность руководителя. Автобиография излагается кандидатом в произвольной форме;

надлежащим образом заверенная копия трудовой книжки кандидата;

надлежащим образом заверенные копии документа о высшем профессиональном образовании, предусмотренного Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», свидетельств (писем) кредитной организации, в которой кандидат проходил стажировку, с указанием специализации и срока прохождения стажировки.

Если кандидат на должность руководителя получил образование за границей Российской Федерации, в территориальное учреждение Банка России также должно быть представлено заключение федерального органа исполнительной власти по вопросам профессионального образования о соответствии зарубежного документа об образовании указанного лица российским дипломам о высшем образовании.

Если кандидат на должность руководителя является иностранным гражданином или лицом без гражданства, в территориальное учреждение Банка России должны быть также представлены надлежащим образом заверенные копии документов, полученных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и подтверждающих право данного лица на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Требования к оформлению анкеты кандидата

Требования к оформлению анкет кандидатов установлены ст. 14 Закона о банках и Инструкцией № 135-И.

Анкета кандидата заполняется им собственноручно по форме приложения 1 к Инструкции № 135-И, при этом в территориальное учреждение Банка России представляется один подлинный экземпляр анкеты и один экземпляр анкеты в виде копии, заверенной кандидатом собственноручно.

При оформлении анкеты следует обратить внимание на следующие пояснения к заполнению анкеты, содержащиеся в приложении 1 к Инструкции № 135-И.

Так, если изменялась фамилия (имя, отчество), в анкете кандидата дополнительно указываются причина изменения и все предыдущие фамилии (имена, отчества).

В анкете следует указать все места работы кандидата и должности, которые занимал кандидат, дату поступления и дату увольнения с каждого места работы, дать подробное описание служебных обязанностей по должности, занимаемой на момент заполнения анкеты, по работе в банковской системе дополнительно указать характер работы в каждой должности, которую занимал кандидат, а также причину увольнения с работы (освобождения от занимаемой должности).

В анкете кандидата (за исключением кандидатов на должность единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации) должны быть указаны подразделения кредитной организации (филиала) и направления деятельности кредитной организации (филиала), которые кандидат будет курировать после назначения на должность.

В случае изменения анкетных данных такая информация направляется в территориальное учреждение Банка России в течение десяти календарных дней с момента таких изменений.

Взаимодействие Банка России и кредитной организации при согласовании изменений в составе руководителей кредитной организации

Территориальное учреждение Банка России в месячный срок со дня получения представленных в целях согласования кандидата на должность руководителя документов письменно уведомляет кредитную организацию о результатах рассмотрения вопроса о согласовании кандидата, при этом к положительному заключению прилагается один экземпляр анкеты кандидата на должность руководителя с отметкой о согласовании.

Следует отметить, что письмо территориального учреждения Банка России, содержащее положительное заключение, утрачивает силу в случае непоступления в территориальное учреждение Банка России документов, подтверждающих назначение (избрание) кандидата на должность руководителя, в течение шести месяцев с момента направления данного письма.

После получения письма территориального учреждения Банка России, содержащего положительное заключение, кредитная организация вправе назначить (избрать) на должность руководителя согласованную кандидатуру.

Кредитная организация должна в течение трех рабочих дней после фактического назначения (избрания) кандидата на должность руководителя в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России. В указанном уведомлении должно содержаться указание на номер и дату соответствующего решения уполномоченного органа управления кредитной организации.

К уведомлению должны быть приложены:

копия приказа (распоряжения) о назначении кандидата, заверенная кредитной организацией (если оформление такого приказа (распоряжения) требуется в соответствии с федеральными законами, учредительными или внутренними документами кредитной организации);

протокол заседания уполномоченного органа управления кредитной организации, в котором зафиксировано решение об избрании кандидата (если принятие такого решения требуется в соответствии с федеральными законами, учредительными или внутренними документами кредитной организации) [3];

заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о единоличном исполнительном органе кредитной организации, составленное по установленной форме (в случае изменения единоличного исполнительного органа кредитной организации) (1 экземпляр);

письменное подтверждение кандидатом после назначения на должность руководителя кредитной организации соблюдения требований, предусмотренных частью третьей статьи 11.1 Закона о банках.

Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после получения указанных документов:

направляет сообщение подведомственному РКЦ о возможности принятия карточки с образцом подписи нового руководителя, кандидатура которого согласована с территориальным учреждением Банка России;

вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций соответствующие сведения, связанные с изменением в составе руководителей кредитной организации (филиала);

направляет в уполномоченный регистрирующий орган по установленной форме информацию об изменении сведений о единоличном исполнительном органе кредитной организации с указанием на необходимость направления свидетельства о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России на следующий рабочий день после дня получения от уполномоченного регистрирующего органа сообщения о внесении в ЕГРЮЛ записи о единоличном исполнительном органе кредитной организации и соответствующего свидетельства направляет это свидетельство в кредитную организацию.

Особенности согласования кандидатов на должности руководителей кредитной организации, реорганизуемой в форме слияния и присоединения

Такие особенности установлены Положением Банка России от 04.06.2003 № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» (далее – Положение № 230-П). Согласно п. 2.6 указанного Положения до момента представления в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) документов, предусмотренных нормативным актом Банка России, регламентирующим процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности (в том числе до момента проведения общих собраний участников реорганизуемых кредитных организаций, в повестку дня которых включен вопрос о реорганизации), в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации, к которой произошло присоединение других кредитных организаций, либо кредитной организации, созданной в результате слияния кредитных организаций, направляются:

- письменное подтверждение соответствия квалификационным требованиям, установленным Законом о банках и нормативными актами Банка России, лиц, занимающих должности руководителей, которые после завершения реорганизации будут занимать вышеперечисленные должности в кредитной организации;

- документы для согласования новых кандидатов на должности руководителей.

Территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации в течение тридцати календарных дней с момента представления документов рассматривает их и направляет:

- реорганизуемой кредитной организации, от которой поступили документы, заключение по вопросу согласования новых кандидатов на должности руководителей. К положительному заключению прилагается 1 экземпляр анкеты кандидата с отметкой о согласовании;

- в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) – сообщение о представлении подтверждений о согласовании (несогласовании) новых кандидатов на должности руководителей.

О базах данных, содержащих сведения о деловой репутации руководителей и кандидатов на должности руководителей

Территориальное учреждение Банка России ведет учет решений, принятых по результатам рассмотрения вопроса о согласовании кандидата на должность руководителя, а также в целях информационного обеспечения своей деятельности накапливает информацию о деловой репутации руководителей, кандидатов на должности руководителей в базах данных.

Так, в базу данных согласно приложению 3 к Положению Банка России 09.06.2005 № 271-П «О рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, и ведении баз данных по кредитным организациям и их подразделениям» (далее – Положение № 271-П) вносятся сведения о руководителях, допустивших нарушения федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России.

В базу данных согласно приложению 4 к Положению № 271-П вносится информация об отказе в согласовании кандидатуры на должность руководителя при наличии оснований, предусмотренных статьей 16 Закона о банках.

Информация о руководителях, кандидатах на должности руководителей, внесенная в базы данных, предусмотренные Положением № 271-П, содержится в течение последующих 5 лет с даты внесения последней записи в базы данных (за исключением сведений о наличии судимости, которая не снята или не погашена). По истечении указанного срока территориальное учреждение, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), вносит запись в базы данных об исключении из них сведений о руководителе, а также кандидате на должность руководителя.

Представляет интерес Определение Московского городского суда от 22.03.2011 по делу № 33-7909, из которого следует, что Московское ГТУ Банка России отказало бывшему заместителю главного бухгалтера КБ «Индустриальный» исключить сведения о нем из базы данных «Информация о членах совета директоров кредитной организации, единоличном исполнительном органе, его заместителях, членах коллегиального исполнительного органа кредитной организации, главном бухгалтере, заместителях главного бухгалтера кредитной организации, руководителе, заместителях руководителя, главном бухгалтере, заместителях главного бухгалтера филиала кредитной организации, допустившей нарушения федеральных законов и (или) нормативных актов Банка России», которые были включены в эту базу данных после отзыва у КБ «Индустриальный» лицензии на осуществление банковской деятельности. Заявитель просил признать незаконным отказ Московского ГТУ Банка России исключить сведения о нем из указанной базы данных, поскольку наличие информации в базе данных лишает его возможности устроиться на работу в кредитную организацию.

Проверив эти доводы заявителя, суд признал их несостоятельными, поскольку в Банк России обращений о согласовании кандидатуры заявителя на замещение соответствующих должностей от кредитных организаций не поступало, предположение об отказе Банка России в таком согласовании не может свидетельствовать о нарушении ее прав. Более того, сама по себе возможность отказа Банка России в согласовании кандидатуры заявителя на указанные должности в порядке, установленном ч. 5 ст. 11.1 Закона о банках, не может нарушать трудовые права заявителя, поскольку подобный запрет вводит лишь некоторое ограничение на занятие лишь определенных должностей в силу действующего банковского законодательства, но не нарушает в целом его право на труд, поскольку база данных ведется Московским ГТУ Банка России в целях обеспечения своей деятельности, и наличие во внутренней базе данных Московского ГТУ Банка России информации о заявителе как о бывшем заместителе главного бухгалтера КБ «Индустриальный» само по себе также не нарушает его прав.

О согласовании предоставления права подписи платежных (денежно-расчетных) документов

Следует отметить, что РКЦ Банка России, руководствуясь Письмом Банка России от 04.02.1997 № 406 (далее – Письмо № 406), принимают от кредитных организаций карточки с образцами подписей и оттиском печати, содержащие образцы подписей только тех лиц, право подписи которых согласовано с территориальным учреждением Банка России.

Согласно указанному Письму Банка России «по решению руководителя кредитной организации (филиала), согласованному с главным бухгалтером кредитной организации (филиала), право подписи денежно-расчетных документов может быть предоставлено другим уполномоченным лицам кредитной организации (филиала). В этом случае право подписи уполномоченного лица кредитной организации (филиала) должно быть согласовано с территориальным учреждением Банка России.

Банк России согласовывает право подписи уполномоченного лица при условии его соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации.

Расчетно-кассовые центры Банка России принимают карточки с образцами подписей денежно-расчетных документов, заверенные в установленном порядке, только тех лиц, право подписи которых согласовано с территориальным учреждением Банка России».

Банк России, сохранив в силе действие Письма № 406 после вступления в силу Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее – Инструкция № 28-И) и Инструкции № 135-И, распространил таким образом квалификационные требования, предъявляемые к кандидатам на должности руководителей кредитных организаций и порядок их согласования, на лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете кредитной организации и не относящихся к категории лиц, подлежащих в соответствии с Законом о банках согласованию в качестве кандидатов на должности руководителей.

На мой взгляд, требование о согласовании кредитными организациями с Банком России предоставления права подписи платежных (денежно – расчетных) документов не соответствует действующему законодательству по следующим формальным основаниям.

Во-первых, полномочие по согласованию Банком России предоставления права подписи денежно-расчетных документов не предусмотрено Законом о Банке России и Законом о банках. Банк России, установив требование о необходимости согласования предоставления права подписи платежных (денежно-расчетных) документов и реализуя на практике процедуру такого согласования, на мой взгляд, вышел за пределы предоставленных ему законом полномочий и возложил на кредитные организации не предусмотренные банковским законодательством соответствующие дополнительные обязанности.

Во-вторых, требование о согласовании предоставления права подписи денежно-расчетных документов и процедура такого согласования не предусмотрены также нормативными актами Банка России.

Так, Инструкция № 135-И регламентирует, среди прочего, процесс согласования кандидатов на должности руководителей кредитных организаций. Процедура согласования предоставления права подписи этой Инструкцией не установлена.

Инструкция № 28-И в части требований к оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати устанавливает, что право первой подписи принадлежит руководителю клиента – юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным лицам (за исключением лиц, указанных в пункте 7.6 Инструкции № 28-И), наделенным правом первой подписи распорядительным актом клиента – юридического лица, либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7.5). Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру клиента – юридического лица и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета, на основании распорядительного акта клиента – юридического лица (п. 7.6.).

Положение Письма Банка России № 406 о том, что решение руководителя кредитной организации (филиала) по предоставлению права подписи денежно-расчетных документов должно быть согласовано с главным бухгалтером кредитной организации, противоречит приведенным выше нормам Инструкции № 28-И.

Кроме этого, Инструкцией № 28-И не предусмотрено требование о представлении для открытия корреспондентского счета писем Банка России о согласовании предоставления права подписи лиц, включенных в карточку, с образцами подписей и оттиска печати. Cогласно п. 4.9. Инструкции № 28-И для открытия корреспондентского счета кредитной организации в банк представляется, наряду с документами, указанными в пункте 4.1 Инструкции № 28-И, письмо территориального учреждения Банка России с подтверждением согласования кандидатур служащих кредитной организации, назначение на должности которых в соответствии с законодательством РФ подлежит согласованию с Банком России, при указании данных лиц в карточке.

И, наконец, в-третьих, Письмо Банка России № 406 не является нормативным актом Банка России, поскольку из ст. 7. Закона о Банке России следует, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о Банке России и другими федеральными законами, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций.

Учитывая изложенное, Письмо Банка России № 406, на мой взгляд, должно подлежать отмене. В случае признания целесообразности возложения на Банк России полномочий по установлению квалификационных требований к лицам, уполномоченным от имени кредитной организации распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете такой кредитной организации, и согласованию предоставления таким лицам права подписи платежных (денежно-расчетных) документов, следует внести соответствующие изменения в банковское законодательство.



[1] В п. 3.1.7 Инструкции № 135-И данное требование сформулировано следующим образом: наличие у кандидатов высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии иного чем специальное (юридическое или экономическое) высшего образования – опыта руководства таким подразделением не менее двух лет (для кандидатов на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций – наличие высшего профессионального образования).

[2] Согласно ст. 74 Закона о Банке России в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе (среди прочих мер) потребовать от кредитной организации замены руководителей кредитной организации.

[3] На практике кредитные организации в целях удовлетворения требований пунктов 22.4. и 22.9. Инструкции № 135-И проводят одно заседание уполномоченного органа управления, на котором принимается решение о направлении в территориальное учреждение Банка России ходатайства о согласовании кандидатуры нового руководителя и одновременно решение о назначении такого кандидата руководителем после получения от территориального учреждения Банка России положительного заключения.