Евгений Курилович, директор отделения аналитических технологий компании «ФОРС»Евгений Курилович, директор отделения аналитических технологий компании «ФОРС»

Думаю, что с нами согласятся многие – использование таблиц Excel в «ручном» режиме – далеко не лучший способ подготовки банковской отчетности. Использование для этих целей транзакционных АБС ситуацию не спасает, поскольку они не обладают требуемой функциональностью. При отсутствии единого хранилища данных последние агрегируются из различных, часто разнородных источников, в результате качество данных сильно страдает. Также не следует забывать, что имеющиеся стандартные формы аналитической отчетности, как правило, чрезмерно жесткие, они не приспособлены для гибкой настройки, изменения параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей, что делает невозможным проведение оперативного и разностороннего анализа.

Такая ситуация и подвигла нас на то, чтобы разработать специализированный программный продукт, который учитывал бы особенности российского банковского бухгалтерского учета и отчетности, предоставлял широкие возможности для полнофункционального анализа, эффективного хранения и обращения к данным, а также загрузки и обработки данных из разнородных систем–источников. Свой продукт мы назвали QUBER.

Благодаря изначально включенным в него шаблонам и формам отчетов, сроки его внедрения минимальны. Любому банковскому специалисту, даже не аналитику, будет им легко и удобно пользоваться. Пользователи могут самостоятельно конструировать произвольные аналитические запросы и осуществлять оперативный параметрический анализ данных. Использование в интерфейсе бизнес-терминологии и интуитивно понятных форм представления информации (таблицы среза, диаграммы, спидометры) позволяют быстро и просто расширять функциональность системы, формируя новые виды отчетов и рассчитывая новые аналитические показатели.

Наш BI-продукт обеспечивает возможность формирования отчетности с агрегированием данных из различных источников: АБС, файлы MS Office Excel, Access, базы данных и выгрузкой сформированных отчетов и аналитических выборок в MS Office (Excel, Access, Power Point). Модель данных системы позволяет создавать пирамидальную структуру презентации отчетности: от самых общих показателей баланса и доходов/расходов до детализации на уровне лицевого счета, проводки, сделки с возможностью как пройти до нижних уровней, так и вернуться обратно на верхний уровень. Кроме этого QUBER предоставляет пользователям возможность построения произвольных отчетов и аналитических запросов в бизнес-терминах, таких как: филиал, лицевой счет, остатки, обороты, кредитный портфель, депозитный портфель, клиент, продукт, договор и т.д., с возможностью различных комбинаций между ними. Реализовывать требуемую новую функциональность пользователи системы могут сами.

Проект по внедрению QUBER включает в себя не только непосредственную установку инструментария Oracle и «разворачивание» модели и отчетов, но и предпроектный анализ, определение источников, из которых данные будут загружаться в аналитическую систему, при необходимости проведение адаптации модели и отчетов к требованиям банка и прочее. Конкретные сроки зависят от потребностей того или иного банка. Если источников данных немного, и мы внедряем базовую модель решения, проект может занимать порядка трех-четырех месяцев. Если же бизнесу недостаточно базовой версии, требуется расширить функциональность, и имеется множество разнородных источников данных, то сроки внедрения могут быть дольше.

Внедрение такого инструментария существенно облегчит работу не только аналитикам (в части формирования отчетов по различным стандартам – РСБУ, МСФО, налоговый учет), но и другим специалистам, включая IT-департамент и службу информационной безопасности. Снизится объем работ по выполнению нерегламентированных аналитических запросов, станет легче поддерживать соответствующую современным стандартам ролевую модель доступа к данным.

Добавим, что внедрение автоматизированной системы отчетности позволит существенно сэкономить время и ресурсы, быстро окупается и не требует специального обучения пользователей. Оно доступно практически для любого банка среднего масштаба, позволяя сосредоточиться на важнейших задачах развития бизнеса. А рутинные задачи доверьте машине.