Список новых профессий, возникших в финансовой сфере за последний десяток лет, постоянно обновляется, но наибольшей востребованностью пользуются те, что связаны, так или иначе, с информационными технологиями. Можно насчитать десяток базовых профессий, от каждой из которых уже расплодилось по дюжине сочетаний специальностей. Требования, выставляемые по новым профессиям расплывчаты, зачастую противоречивы и часто вводят в заблуждение как соискателей рабочих мест, так и работодателей.

Работники, занятые поиском и отбором кадров, часто затрудняются с формированием грамотных и понятных запросов в HR-агентства, в которых также работают простые люди, не обременяющие себя чужими заботами, а потому с трудом понимающие, кого надо искать. Если требования, изложенные в вакансии, содержат лишь общие фразы, то найти нужного работника среди множества случайных соискателей трудно, но возможно путем проведения множества собеседований. В итоге – масса потерянного времени, стрессы всех, в том числе и работников по кадрам – ведь они хотели бы выбирать из профессионалов, которые сами должны понимать, что от них требуется. Если же требования по вакансии излишне конкретизированы, найти подходящего работника становится проблематично, такие вакансии «висят» месяцами. Создать хороший «правильный» запрос (подобрать оптимальный перечень требований) по вакансии – это тоже искусство, которым должны владеть HR-специалисты, которых, к сожалению, во всем мире (судя по публикуемым в СМИ вакансиям) совершенно не умеют готовить.

Постараемся разобраться на примере десятка модных профессий, связанных с ИТ (десятки ежедневных публикаций на известных сайтах по поиску работы), почему так трудно найти хорошего специалиста.

1. Аналитик

Обычно, к базовому наименованию «аналитик» чаще всего добавляют «системный», «бизнес-», которые лишь расширяют список общих требований.

Аналитик – специалист, занимающийся проведением аналитических исследований и строящий обобщения в определенной сфере деятельности. В совершенстве владеет методами анализа, способен прогнозировать процессы и разрабатывать перспективные программы развития.

Системный аналитик – специалист по решению сложных организационно-технических проблем, имеющих междисциплинарную природу, использующий принципы общей теории систем и методы системного анализа. В сфере информационных технологий делает анализ создаваемой IT-системы (программное обеспечение, техническое устройство, технологический проект и т.п.) на предмет удовлетворения заданным техническим свойствам.

Бизнес-аналитик — специалист, использующий научные методы изучения и анализа для сбора, обработки, компиляции и проверки требований по изменению бизнес-процессов, регламентов и информационных систем организации.

Основными продуктами аналитика являются: организационно-технические решения, оформляемые как техническое задание (на систему, ПО или устройство) или аналитическая записка. Также в обязанности аналитика могут входить действия по созданию документации, описывающей структуру, работу системы (ПО, устройства) и возможных действий с системой (ПО, устройством).

Обязанности Требования
Сбор и согласование бизнес-требований по разработке (исследованию, созданию) ПО (ИТ-система, устройство и т.п.) Высшее образование (техническое, информационные технологии); опытный пользователь ПК
Обследование информационных систем организации и описание моделей ИС и структуры Знание методов и инструментов SEO
Анализ существующей функциональности ИС (организации) и разработка требований к ней Понимание процесса разработки ПО; знание методологии и подходов в области разработки программного обеспечения
Разработка, оценка и актуализация технической и внутренней проектной и сопроводительной документации  Опыт проектирования интеграционных решений с продуктами Microsoft, Oracle, IBM и т.п.
Согласование документации (спецификаций) на ПО (ИТ-систему, устройство и прочее) в организации (сторонних организациях) Знание методологий описания предметной области: IDEF, UML, ARIS, BPML и т.п., владение соответствующими средствами моделирования
Участие во внедрении и сопровождении ПО (ИТ-системы, устройства, прочего) Английский язык – чтение технической литературы
Составление статистических отчетов и их анализ Опыт работы в качестве системного аналитика, технического писателя 

2. Методолог

Часто к базовому наименованию «методолог» добавляют «банковский» или «-аналитик», что ведет к расширению и даже перекрытию двух различных понятий (методолог и аналитик). Следует четко разделять эти базовые специальности, ведь методолог должен учить, а аналитик – исследовать. Эффективное совмещение удается редко, такие люди талантливы от природы и способны на многое.

Методолог – специалист, с помощью набора практических приемов и методов создающий алгоритм решения (или описывающий использование готового решения) научно-практических задач в области достижения поставленных целей. Методолог-теоретик с помощью методов анализа проводит исследования логической структуры и научно-технической обоснованности создания ИТ-систем, деятельности организации и действенности бизнес-процессов.

Основные продукты деятельности методолога: учебно-методические документы, описывающие структуру и деятельность организации, взаимодействие между подразделениями, процессы и процедуры, ведущие к достижению практических результатов. Документация регламентируется государственными и профессиональными стандартами (ГОСТ, ISO и другие).

Обязанности Требования
Сбор данных и анализ бизнес-процессов, организационной структуры предприятия Высшее образование (математика, экономика, менеджмент, ИТ);
опытный пользователь ПК
Разработка вариантов оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры предприятия Опыт написания нормативно-методических и организационных документов
Разработка нормативно-методических и организационных документов Знание методов управления изменениями в организациях
Разработка и совершенствование методологий оценки эффективности и качества работы сотрудников Опыт проведения контроля бизнес-процессов
Согласование разработанной документации в организации (сторонних организациях) Аналитические способности, умение работать в команде, инициативность, самостоятельность
Оптимизация документооборота в организации Опыт работы в банковской сфере (аудитор, риск-менеджер)
  Знание английского языка – чтение технической литературы

3. Технический писатель (TechWriter, TechAuthor)

Технический писатель – специалист, занимающийся документированием решений практических задач (организационных, научных, технических, экономических или производственных) в различных областях практической деятельности человечества. Как правило, технические писатели компетентны как в области языкознания, так и в научно-технических областях.

Основная задача технического писателя – на основании информации, собранной с помощью методов научного анализа и навыков практической организации деятельности, написание (составление) документа, который бы удовлетворял определенным стандартным требованиям для последующего практического использования.

Обязанности Требования
Сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации Высшее образование (математика, экономика, менеджмент, ИТ);
опытный пользователь ПК
Разработка (обработка) технических заданий (на ПО, ИТ-систему, устройство и прочее) Знание и понимание принципов разработки технической документации
Создание и поддержка в актуальном состоянии документации (руководств, спецификаций и пр.) по ГОСТ 19 и 34 Умение работать с большим объемом информации, умение ее анализировать и структурировать
Обеспечение процесса эффективного управления потоками информации и документации в организации Аккуратность, внимательность, педантизм
Изучать новые технологии и стандарты в области разработки документации Умение работать в команде и самостоятельно, коммуникабельность
Создание (перевод текста) графического представления информации (диаграммы, графики) Знание английского языка – средний уровень
Работа со средствами описания (моделирования) структуры и бизнес-процессов Грамотная письменная и устная речь

4. Руководитель (менеджер) проекта

Стандарты на управление проектами есть во многих странах мира (из стран СНГ – только в Украине). Тем не менее, специальности востребованы, руководителем проекта может быть и менеджер, это зависит от объема и уровня проекта. В самом проекте могут быть задействованы специалисты не только разных профилей, разного уровня, но и различных организаций и стран.

Руководитель проекта – специалист, с помощью разнообразных методологий и богатого арсенала практических процедур управления доводит до практической реализации определенные заказчиком цели проекта в указанные им сроки и в рамках выделенного финансирования. Исполнение проекта обычно оценивают по трем стандартным критериям: объему, сроку, качеству. Сфера применения проектного менеджмента сегодня охватывает практически всю человеческую деятельность (от расшифровки генома до космической программы полета на Марс).

Обязанности Требования
Выявление целей и задач проекта в заданном руководством направлении, сбор проектных требований Высшее образование (математика, экономика, менеджмент, ИТ);
опытный пользователь ПК
Разработка ТЗ, ФТ (на ПО, ИТ-систему, устройство) Владение навыками работы с проектным и управленческим ПО
Согласование целей, требований, сроков и бюджета проекта с заказчиком и исполнителями Знание английского языка – базовый уровень
Разработка и реализация проектов по созданию, развитию (структуры организации, ИТ-системы, устройства) Выраженные аналитические и управленческие навыки
Использование инструментов планирования и управления проектными работами (например, МS Project) Опыт реализации проектов развития (реинжиниринга), постановки задач для проектировщиков
Описание, разработка карт бизнес-процессов, моделирование структуры и БП организации Умение работать в команде и самостоятельно, коммуникабельность
Расчет окупаемости внедрения новых алгоритмов работы Наличие сертификатов в области IT и управления проектами

5. Копирайтер (редактор сайта)

Базовая профессия «копирайтер» включает в себя всевозможные производные специальности (имиджмейкер, Web-редактор сайта, контент-наполнитель и прочее неудобопроизносимое), но очень мало пересекается со специальностью «технический писатель». В последние два-три года возникло и развивается дополнительное направление рекламной деятельности, грозящее снизить рейтинг и востребованность рекламного специалиста – рерайтинг, что означает переделку (чаще всего – незначительную и за мизерную плату) готовых материалов для размещения на интернет-сайтах. Соблюдение авторских прав при этом игнорируется, ибо основание рерайтинга – примитивный плагиат. А ломать, как известно, гораздо проще, чем делать (создавать).

Копирайтер (CopyWriter) – автор новых идей в рекламе; разработчик, составитель рекламных и презентационных текстов, которые прямым или косвенным образом рекламируют товар, компанию, услугу, человека или идею. Никаких ограничений на содержание, форму и структуру рекламных текстов не существует, помимо цензурных ограничений (да и то все менее действенных в области русского языка).

Обязанности Требования
Сбор, анализ и стилистическая обработка материалов в СМИ (Интернете) на русском и английском языках Высшее образование (журналистика, филология, PR);
опытный пользователь ПК и Интернета
Написание или адаптация переводных текстов для сайта организации, в социальных и электронных масс-медиа на различную тематику Опыт работы в журналистике, рекламе, PR, маркетинговых коммуникациях, с аудиторией Интернета – ведение блогов
Участие в разработке и реализации маркетинговой стратегии организации Владение методиками проектной работы, практический опыт написания и стилистической обработки текстов различной стилистики
Участие в развитии интернет-проектов в области торговли, управления, финансов Наличие портфолио
Взаимодействие с другими подразделениями по функциональным вопросам Коммуникабельность‚ умение работать в команде и самостоятельно, стрессоустойчивость
Редактирование материалов различной стилистики, организация интервью, работа с авторами текстов Знание английского языка – базовый уровень
Составление периодической отчетности Грамотная письменная и устная речь

6. Тестировщик ПО (ИТ-приложений)

После 2000 года профессия «тестировщик ПО» от узкого профиля работы с программным обеспечением и компьютерными системами расширилась на другие области деятельности человека: экономику, производство и науку, где все шире используются программно-технические комплексы, нацеленные на удовлетворение конкретных нужд производства, развитие новых технологий или достижение поставленных научных целей в части исследования природы.

Тестировщик – специалист, занимающийся тестированием программного обеспечения (устройств, технических систем) и оптимизации бизнес-процессов (business technology optimization). В его обязанность входит поиск вероятных ошибок и сбоев в функционировании ПО (устройств, систем), для чего он моделирует различные ситуации, которые могут возникнуть в процессе использования ПО (устройств, ИТ-систем или процессов в экономике, науке и технике) для последующей оптимизации бизнес-процессов (технологических процедур или научных исследований).

Деятельность тестировщика в целом направлена на оценку и максимизацию значимости всех этапов жизненного цикла разработки ПО (деятельности организации по определенным бизнес-процессам) для достижения необходимого уровня качества, производительности, доступности и эффективности (экономичности). Деятельность регламентируется стандартами (ISO 17025, например).

Обязанности Требования
Анализ и тестирование программного обеспечения (ИТ-системы, пользовательских приложений, технологий) Высшее образование (математика, ИТ);
опытный пользователь ПК
Описание и моделирование пользовательских интерфейсов, создание макетов и моделей процессов компьютерными средствами описания и проектирования Знание основ тестирования (виды тестов и способы их организации в процессе тестирования различного рода приложений, навыки ведения тестовой документации)
Подготовка данных (информации) для тестирования ПО (ИТ-системы, устройства, процесса) Знания и навыки в области программирования и работы с СУБД
Составление отчетной документации (отчетов об ошибках, протоколов, актов и т.п.) Знание методологии тестирования ПО (проверки работоспособности ИТ-системы, устройства, процесса)
Согласование результатов тестирования с заказчиком и исполнителем Знание стандартов тестирования и сертификации (ГОСТ, ISO)
Редактирование технических заданий заказчика на доработку ПО (ИТ-системы, процесса) Знание английского языка – базовый уровень
Создание документов по описанию процедур тестирования и проверки Способность обучаться и осваивать новые технологии

7. ИТ-аудитор

Часто деятельностью ИТ-аудитора занимаются технически безграмотные люди, получившие международный сертификат бухгалтера-аудитора или случайно занявшие вакантное место. Не стоит путать «узких» аудиторов от бухгалтерии с ИТ-аудиторами, обязанными хорошо ориентироваться в нескольких областях деятельности (экономика, техника, производство, наука, образование).

ИТ-аудитор это специалист, владеющий основами юриспруденции, имеющий техническое и (весьма желательно!) экономическое образования, способный проверить работоспособность (техническую, экономическую) и информационную безопасность действующей информационной системы (ИС). Проверка каждого направления работоспособности и защищенности ИС требует огромной эрудиции специалиста, знания основ системного анализа и знакомства со множеством профильных дисциплин (информатика, программирование, экономика отрасли, в которой используется ИС и прочее). Деятельность регламентируется ГОСТ, ISO и другими стандартами.

Обязанности Требования
Проверка деятельности ИТ-подразделений (ИТ-системы), выявление и оценка основных рисков, связанных с работой информационных систем Высшее образование (математика, экономика, менеджмент, ИТ);
опытный пользователь ПК
Анализ эффективности системы внутреннего контроля безопасности на предмет соответствия регламентам и стандартам Понимание основных принципов стандартов управления и контроля деятельности в области ИТ (например, CobiT)
Разработка рекомендаций по минимизации ИТ-рисков, оптимизации деятельности ИТ-подразделений (ИТ-систем) Наличие специализированных сертификатов в области ИТ и аудита
Составление отчетов с рекомендациями по устранению выявленных недостатков Грамотный устный и письменный русский язык, умение объяснять
Согласование результатов аудита с заказчиком и исполнителем Знание стандартов аудита и сертификации (ГОСТ, ISO)
Последующий контроль выполнения рекомендаций Знание английского языка – базовый уровень
Разработка стратегии развития ИТ-аудита Опыт проведения ИТ-аудитов

8. Менеджер СМК

Внедрение технологий управления качеством (менеджмент качества) на предприятиях и в организациях потребовало привлечения новых специалистов, которых ВУЗы только начинают готовить. Подготовить широкопрофильного работника, готового сразу после выпуска взяться за кардинальную перестройку убыточного предприятия или близкого к банкротству банка практически невозможно, необходим практический опыт, получить который можно лишь за год-два работы в коллективе с хорошим управлением (толковым руководством).

Менеджер СМК – специалист, практически подготовленный к управленческой деятельности (имеющий опыт работы с людьми в организации на уровне начальника отдела-управления). С помощью методологии управления, методов экономического и социального анализа, знаний основ технологии бизнес-процессов нацеленный на создание, максимально эффективное использование и постоянный контроль социально-экономических систем (банка, например).

Обязанности Требования
Внутренний и внешний аудит в области управления Высшее экономическое или техническое образование.
Опытный пользователь ПК
Описание процессов СМК, разработка документации по СМК Знание законодательства, основ экономики, организации труда, управления предприятием
Мониторинг соблюдения стандартов СМК (ГОСТ, ISO) Навыки разработки нормативно-организационных документов
Создание отчетной документации для руководства по методике СМК, для контролирующих органов Практические навыки работы по проведению аудита бизнес-процессов, составлению отчетности
Контроль исполнения внутренних правил и процедур Аналитический склад ума; грамотная письменная и устная речь
Определение путей и методов по улучшению методов СМК, участие в определении KPI для работников Знание английского языка – базовый уровень
Разработка и совершенствование политики и целей в области СМК Возможность выезжать в командировки, стрессоустойчивость

9. Консультант по ИТ-решениям

Консультант по ИТ-решениям должен быть широкопрофильным работником, знакомым не только с современной техникой и технологиями, но и знающим основы психологии, социологии и методов построения и управления современным предприятием. Он также должен быть литературно грамотным, общительным и жизнерадостным человеком. Найти такого – трудно, еще труднее – подготовить.

Консультант – специалист, имеющий общетехническое образование, знакомый с основными направлениями развития ИТ-технологий и системным анализом, постоянно обновляющий свою базу знаний, владеющий навыками и приемами работы с людьми. Основные задачи консультанта: определить тип и состояние ИТ-системы заказчика, выявить проблемы в работе системы, предложить варианты решения проблем с учетом специфики деятельности заказчика. Если же консультант входит в штат организации, то в его задачи входит и обновление, модификация или замена существующей ИТ-системы на более эффективную, при этом обязательно затрагивается (модифицируется) структура и деятельность самой организации.

Обязанности Требования
Проведение предпроектного обследования организации (ИТ-системы) Высшее образование (техническое, информационные технологии); опытный пользователь ПК
Определение и согласование требований заказчика с исполнителем на переговорах Знание методов и инструментов SEO. Практические навыки работы с инструментами описания и моделирования БП
Участие в процессе разработки ТЗ и внедрения решений по модификации (созданию) новых объектов (ИТ-систем) Знание общих принципов разработки программного обеспечения, видов архитектуры программного обеспечения, методологий его разработки и тестирования
Описание и моделирование бизнес-процессов и структуры организации Знание теоретических основ системного анализа, нотаций для системного и бизнес-моделирования
Разработка нормативно-методической документации по испытаниям (тестированию) и эксплуатации ИТ-системы Аналитический склад ума, коммуникабельность. Грамотная письменная и устная речь
Участие в приемо-сдаточных испытаниях, создание отчетной документации с соблюдением требований стандартов (ГОСТ, ISO) Знание английского языка – средний уровень
Согласование отчетной документации с заказчиком и исполнителем Возможность выезжать в командировки, стрессоустойчивость

10. Риск-менеджер (андеррайтер)

В условиях финансового кризиса востребованность специалистов, способных правильно (и заранее) оценить риски (не только финансовые, но и научные, производственные), на которые может пойти руководство организации (предприятия, учреждения), растет гораздо быстрее предложения. Расширение сферы использования методов оценки рисков на области человеческой деятельности, не связанные непосредственно с финансами, постоянно расширяет список требований к специалистам-рисковикам. Возможно, скоро возникнет спрос на универсалов-рисковиков, наподобие системных аналитиков или ИТ-консультантов, готовых работать в любой сфере деятельности, использующей информационные технологии.

Риск-менеджер – специалист, имеющий экономическое образование и знакомый с основами юриспруденции; владеющий техниками и методами анализа, дающими возможность принятия и выполнения управленческих решений в области экономической деятельности предприятия (организации), направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных реализацией подготовленных и утвержденных планов (работников или клиентов организации). Деятельность риск-менеджера регламентируется стандартами (например, ISO/IEC 31010:2009).

Обязанности Требования
Сбор и обработка информации с целью идентификации и описания рисков Высшее экономическое или техническое образование.
Опытный пользователь ПК
Выполнение количественной и качественной оценки рисков (расчет значений ключевых индикаторов) Знание основных стандартов в области управления рисками
Экспертиза финансовых проектов организации (или клиентов) Знания в области современных управленческих технологий (СМК, процессный подход, системы целеполагания)
Участие в работе комитетов по финансовым направлениям деятельности организации Знание действующего законодательства и нормативных документов в области банковской и финансовой деятельности
Выявление и оценка эффективных мероприятий по управлению рисками и контрольных процедур (мониторинг) Знание методов бухгалтерского учета и ведения отчетности согласно стандартам
Формирование отчетности по процессам управления рисками Аналитический склад ума, коммуникабельность. Грамотная письменная и устная речь
Разработка рекомендаций и участие в мероприятиях, направленных на снижение рисков Опыт взаимодействия с СВК, аудиторами и контролирующими органами

Заключение

Внимательный читатель должен заметить, что требования (и обязанности) в таблицах по всем десяти профессиям во многом совпадают (процентов на 70). Это объясняется тем, что все перечисленные в статье профессии нацелены на работу с информационными технологиями, системами и информацией, без которых невозможно представить работу современного предприятия (организации). Информационные технологии и системы часто меняются, но вот информация остается без изменений (которую воспринимают пять чувств человека и лишь у некоторых вдобавок – интуиция).

Самые привычные формы представления информации – текст и графика, с которыми надо уметь работать. А специалистов для работы с текстом готовят в одних вузах, а с графикой – в других. Понимать информационные технологии и аппаратуру настраивать учат в третьих…

Поэтому и пытаются HR-работники найти технически и экономически образованных специалистов, владеющих к тому же грамотной литературной речью, логикой и аналитико-синтетическими методами. Лет тридцать назад, еще в СССР, таких специалистов готовили в университетах, которых всего было 17. Многие выпускники естественно-научных факультетов успешно развивали и гуманитарные направления, становились артистами, писателями или экономистами. Теперь же число вузов, дающих классическое образование, объединяющее гуманитарные дисциплины с естественно-научными, сильно сократилось, да и уровень преподавания сильно снизился. Выход можно найти в создании новых образовательных программ и новых типов учебных заведений, о которых автор говорил три года назад.

Возможно, кто-нибудь и решится на создание таких центров, способных готовить специалистов в короткие сроки и «заточенных» под конкретные профили деятельности. Ведь тратить деньги можно не только на очередные Х-летние «юбилеи» банков или корпораций, можно вкладывать их в собственное будущее.