В целях повышения темпов и обеспечения
устойчивости экономического роста Правительству
РФ необходимо осуществить ряд мер, направленных
на достижение следующих показателей:

повышение позиции Российской Федерации в рейтинге
Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й
в 2011 году до 50-й – в 2015 году и до 20-й – в 2018 году.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О

долгосрочной государственной экономической
политике»

Возможно, их – специалистов по ВК – даже в отпуска не отпустят, прошу прощения за тавтологию. Потому что не далее как вчера вечером Банк России разместил на своем сайте для проведения экспертизы на коррупциогенность очередной проект.

На этот раз вниманию банковских специалистов представлена потенциальная (а впрочем, судя по срокам рассмотрения и вступления в силу – уже почти кинетическая) инструкция с непростым названием «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». Объем документа в любимом формате регулятора, pdf, составляет почти 170 страниц (с приложениями), срок для направления экспертных заключений – с 14 по 21 мая, а предполагаемая дата вступления в силу – с 1 сентября 2012 года.

Новая инструкция заменит собой сразу два важнейших документа, постоянно используемых и, соответственно, давно изученных вдоль и поперек банковскими валютчиками: Положение № 258-П от 1 июня 2004 года «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Указанные документы лишь частично утратят силу через три с половиной месяца; окончательный отказ от действующих правил намечен на 25 октября 2012 года (интересно, что за дата такая сакральная?).

Сразу спешу успокоить заинтересованных лиц: глобальных изменений не будет (что, впрочем, неудивительно – ведь меняется не само валютное законодательство, а всего лишь подзаконные акты). В новой реальности ВК остаются и ответственные лица, и справки о валютных операциях, и паспорта сделок, и справки о подтверждающих документах, и коды валютных операций, и ведомости банковского контроля.

Правда, и многое меняется – в частности, формы документов (справок) и коды операций (документов). По большей части – в сторону усложнения. Скажем, такая простая деталь, как код подтверждающего документа (всего 8 вариантов в действующей редакции Положения № 258-П), в новой версии преображается до неузнаваемости, начиная от нумерации кодов и заканчивая их формулировками, не говоря уже о разрастании списка до 20 позиций.

Есть и более серьезные новшества вроде отдельных (разных) ведомостей банковского  контроля по кредитным договорам и по контрактам (для последних предусмотрена даже новая форма по ОКУД),  а также форматов электронных документов (впрочем, из этого раздела я сбежала сразу после строки PS<ggmmnnnn>_<nReg>_<nnnF>_<t>_<m>_<nReg1>_<nnnF1>.xml).

Поиском всех отличий между старыми и новыми требованиями к организации валютного контроля, осложняемым заменой одним документом двух, специалисты по валютным операциям займутся, вероятно, уже после выхода нормативного акта. Но уже сейчас можно предположить, что легкой жизни ждать не стоит – ни банкам, ни их клиентам. Первым придется переделывать внутрибанковские процедуры валютного контроля, вторым – как минимум, внимательно изучить новую инструкцию, ибо нарушение ее чревато различными неприятностями не только для банков.

Некогда будет скучать и специалистам Банка России, в течение многих лет читавшим лекции, отвечавшим на запросы банков и занимавшимся рассылкой «Обобщений практики применения нормативных актов по вопросам валютного контроля». Новый документ, новая практика, начинаем все сначала…

Стоит ли игра свеч? Ну, если это поможет России подняться в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса хотя бы в первую сотню, то конечно.

Обсудить проект нового нормативного акта можно на Форуме «Валютные операции».