Рынок лизинга, тяжело переживший кризис, в первой половине 2011 года вернулся к высоким темпам роста. Сумма заключенных контрактов выросла в два раза по сравнению с первой половиной 2010 года. Объем нового бизнеса составил 530 млрд. рублей. Совокупный лизинговый портфель увеличился до 1360 млрд. рублей (+31%). Реальный объем рынка превысил 1,6 трлн. рублей, сообщал Алексей Акиндинов, председатель подкомитета Торгово-промышленной палаты России по лизингу, генеральный директор «МСП Лизинг». По предварительным оценкам участников рынка, вклад отрасли в ВВП в 2011 году составил 2%, в объем инвестиций в основной капитал – 10%.

По данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса за 9 месяцев 2011 года составил 920 млрд. рублей, увеличившись на 119%. В конце 2010 года руководители лизинговых компаний, опрошенных «Эксперт РА», прогнозировали рост лишь на 30–40%, а само рейтинговое агентство – на 50%.

Лидером по видам оборудования остался сегмент железнодорожной техники. При этом доля сегмента превысила половину объема всех новых сделок. Всего на транспортные сегменты (автомобильный транспорт, авиационный, железнодорожный и морской) пришлось 77,6% новых сделок за январь-сентябрь 2011 года. Именно транспорт, а не оборудование, остается основным локомотивом рынка лизинга.

По мнению лизингодателей, опрошенных «Эксперт РА», главными проблемами рынка лизинга стали возможное отсутствие у лизинговых компаний фондирования в необходимом объеме, а также фактор негативных ожиданий в отношении изменений законодательной базы (возможной отмены ускоренной амортизации). Поэтому возникает угроза трансформации рынка лизинга в рынок аренды и рынок купли/продажи в рассрочку, что помешает обновить основные фонды. И тот перекос в сторону транспорта, который наблюдается сейчас, будет только усиливаться.

Проблемы с обеспечительными мерами

Юридические риски бизнеса значительно выросли. В период кризиса многие клиенты лизинговых компаний прекратили платить по договорам. Естественно, как только платежи прекращались, лизинговые компании пытались забрать предмет лизинга. По мнению Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ), высказанного в постановлении президиума от 12 июля 2011 года № 17389/10, лизинговые компании при досрочном изъятии объектов лизинга получают сверхдоходы. Данная позиция обосновывается ВАС РФ наличием выкупной стоимости в составе лизинговых платежей.

О том, как на практике происходит изъятие переданного в лизинг имущества, и кто от этого получает сверхдоходы, рассказала на круглом столе в Государственной думе Альфия Когогина, в прошлом генеральный директор «ЛК «Камаз», а ныне депутат. Если оценить те доходы, которые лизингодатель получил от лизингополучателя, и доходы от реализации изъятой автотехники, ни одна сделка, которая завершилась путем ее расторжения, не была прибыльной.

В период с 2008 по 2010 годы «ЛК «Камаз» изъяла 1066 единиц автотехники. Доходы состоят из фактически полученных лизинговых платежей, полученных авансов, пени, выручки от продажи изъятого имущества. А расходы – стоимость самой техники, уплаченные налоги, в том числе с начисленных, но не полученных доходов, проценты по кредитам, страхование; хранение изъятой автотехники, перегон, оценка (без учета судебных издержек). Убыток составил 83 млн. рублей, или в среднем 78 тыс. рублей на одну единицу автотехники. Лизинговая компания не смогла даже покрыть свои затраты.

Попользовался и бросил

Вот типовая ситуация. Клиент не вносит лизинговые платежи и продолжает эксплуатировать технику. Как только прошел один месяц с момента возникновения долга, лизинговая компания направляет клиенту претензию о погашении задолженности и расторжении договора. Проходит два месяца – с учетом пересылки претензии по почте, плюс 10 дней на добровольное исполнение. Лизинговая компания направляет исковое требование в суд об уплате задолженности и изъятия лизингового имущества, к этому моменту должник уже три месяца не платит. Получение решения суда занимает от 6 месяцев при идеальном стечении обстоятельств до 12 месяцев (если лизингополучатель затягивает процесс).

Далее решение суда вступает в силу. Запускается исполнительное производство. На этот момент прошло от 6 до 12 месяцев с момента, когда клиент перестал платить. Процесс изъятия предмета лизинга в судебном порядке у недобросовестного лизингополучателя в лучшем случае занимает от семи месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Часто лизингополучатели скрывают автотехнику, и тогда поиск и изъятие затягивается на годы. За это время имущество сильно изнашивается, теряет в стоимости, и продать его на вторичном рынке за адекватную затратам цену невозможно. К примеру, у недобросовестных лизингополучателей находятся 177 единиц автотехники «ЛК «Камаз». Исполнительные листы получены, но по 50 единицам автотехники судебные приставы прекратили производство в связи с невозможностью исполнения.

Из-за подобной практики лизингодатель лишается изъятия автотехники как способа влияния на недобросовестных лизингополучателей, а значит, лизинговая деятельность станет более рискованной, как следствие дорогой, и в меньшей степени будет способствовать целям модернизации, делает вывод Альфия Когогина.

Вопрос о неосновательном обогащении лизингодателя логично поднять в случае изъятия объекта лизинга в хорошем техническом состоянии и при условии отсутствия задолженности у лизингополучателя по уплате периодических лизинговых платежей. Однако в этом случае необоснованную выгоду имеет как раз лизингополучатель, который бесплатно пользуется предметом лизинга, не вкладывает ни копейки в его обслуживание и зарабатывает на нем.

Суды отказываются налагать обеспечительные меры, арестовывать имущество, находящееся в лизинге. Судьи считают, что изъятие предмета лизинга предопределит исход спора. Наличие договоров между лизингодателем и лизингополучателем считается «индульгенцией» на все будущие действия лизингополучателя в отношении предмета лизинга.

Длительные сроки судебных процессов создают дополнительные трудности изъятия предмета лизинга. К моменту получения исполнительного листа часто неизвестно, где находится предмет лизинга. А пока идет суд, лизингополучатель начинает еще более интенсивно пользоваться имуществом, и даже если его найти и изъять, то продать на вторичном рынке можно только по цене металлолома. Полиция тоже не спешит помогать лизингодателям.

Что дает ускоренная амортизация?

Еще одна «подножка», которая может ждать рынок лизинга, – отмена ускоренной амортизации. Глава 25 Налогового кодекса по налогу на прибыль закрепила право налогоплательщиков на применение трехкратной ускоренной амортизации предмета лизинга. Применение трехкратной амортизации позволяет снизить налог на прибыль в течение срока ускоренной амортизации, если налогоплательщик в это время имеет достаточную прибыль. Оборотные средства, сохраненные в результате налоговой экономии, могут быть реинвестированы с целью получения предприятием дополнительной прибыли. Кроме этого, ускоренная амортизация будет быстро снижать базу по налогу на имущество (остаточную стоимость), что в течение срока эксплуатации предмета лизинга приведет к снижению общей суммы налога на имущество предприятия, поясняет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).

Амортизация – процесс перенесения по частям стоимости основных средств по мере их физического и морального износа на стоимость производимого продукта (лизинговую услугу), источник возврата денежных средств, вложенных в оборудование. Срок амортизации не равен сроку кредитования. Сроки полезного использования имущества существенно превышают сроки финансирования. Ускоренная амортизация позволяет приравнять срок амортизации к сроку лизинга и сроку кредитования.

Финансовый директор «Сбербанк Лизинг» Алексей Киркоров рассказывает, что за счет ускоренной амортизации налог на прибыль для государства не уменьшается, а перераспределяется во времени. Ускоренная амортизация не приводит к потерям для госбюджета, а активизирует инвестиции. У лизинговых компаний нет другой формы совмещения сроков кредитования и сроков амортизации, и в случае отмены ускоренной амортизации их ждет резкое сокращение объема нового бизнеса на 30% или 300 млрд. рублей в год. Нельзя отменять коэффициент для текущих сделок, так как это приведет к банкротству рынка без дополнительных поступлений в бюджет.

По оценке аналитиков «Эксперт РА», «уже на протяжении полутора лет развитие российского рынка лизинга сдерживается негативными ожиданиями изменений законодательной базы, а именно возможной отмены ускоренной амортизации при лизинговых сделках. В значительной мере благодаря предпринятым лизинговым сообществом усилиям по убеждению Минфина в необходимости существования ускоренной амортизации, первоначальная идея ее полной отмены трансформировалась в идею создания ограниченного списка инновационного оборудования, в отношении которого только и будет возможно применять повышающий коэффициент ( «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»)». Моделируя ситуацию отмены ускоренной амортизации на примере 2011 года, «Эксперт РА» оценивал сокращение рынка лизинга на уровне 30%.

Сегмент Доля в новых сделках в первой половине 2011, % Возможное сокращение сегмента, % Итог, %
Легковой автотранспорт 6,7 0–10 0,7
Грузовой автотранспорт 9,3 30–40 2,8
Воздушные суда и ж/д техника 57 30–40 17
Строительная и дорожно-строительная техника 8,6 30–40 2,5
Недвижимость 3,1 50 1,5
Прочие сегменты 15,3 50 7,5
Общее сокращение рынка 32

Источник: «Эксперт РА»

Инициатива по отмене ускоренной амортизации может затормозить развития рынка лизинга в России. В текущей экономической ситуации Российской Федерации ускоренная амортизация является важным преимуществом при выборе клиентом в пользу лизинга. В европейской практике и законодательстве отсутствует поддержка лизинга со стороны государства, в том числе и ускоренная амортизация, однако это не мешает развитию европейского рынка. Это может объясняться тем, что лизинг, являясь в принципе более рискозащищенным продуктом по сравнению с кредитом, встроен в продуктовый ряд банковских групп, и обладает рядом преимуществ – таких как скорость предоставления, дополнительные сервисы и незначительная ценовая разница с кредитом, а также высоким уровнем развития оперативного лизинга. Если рассматривать российскую практику, то здесь отмена ускоренной амортизации может привести к снижению спроса на лизинговые продукты, считает Владимир Добровольский (ГТЛК). Дмитрий Костальгин, партнер Taxadvisor, считает, что бороться в любом случае надо, ибо Минфин РФ не делал никаких оценок о применении коэффициента ускоренной амортизации для лизинга. Поэтому позиция Минфина, мягко говоря, ничем не подтверждена.

С точки зрения государства отмена ускоренной амортизации может привести к сужению налоговой базы в связи со снижением количества лизинговых сделок. Самое удивительное, что государство вкладывает большие деньги в лизинг через «Сбербанк-Лизинг», «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг», «МСП Лизинг», ГТЛК, «Росагролизинг». А другой рукой ставит существование лизинга как вида деятельности под вопрос. Это еще один пример нескоординированной и непродуманной политики российских чиновников.

По предварительной оценке «Эксперта РА», 2011 год может самым успешным в истории развития отечественного лизингового рынка. Участники исследования планируют увеличить объемы новых сделок по итогам года в среднем на 40% по отношению к результату за 9 месяцев 2011 года. Темпы развития рынка за первые три квартала года соответствовали тенденциям 2006–2007 годов, самого удачного для лизинга периода.

Однако лизинговая отрасль увеличилась в объемах, но не выросла в части инфраструктуры: нет отраслевой ассоциации, которая могла бы доносить точку зрения лизингодателей до ведомств. Да и сами лизингодатели не могут найти общую точку зрения, так как не существует единого стандарта договора с клиентом, соответственно, каждая поправка в закон может одним компаниям помочь, а другим навредить.

2012 год несет и новые экономические проблемы. Кредиты, выданные банками, по-прежнему служат основным источником фондирования лизинговых компаний. Ставки по кредитам растут. Если банки начнут поднимать ставки по выданным лизинговым компаниям кредитам, это значительно снизит маржу по ранее заключенным сделкам.

.