Валерий Чаусов, управляющий партнер Intersoft Lab

– Наше интервью проходит в канун нового года. Поэтому традиционный вопрос – как вы оцениваете результаты 2011 года?

– 2011 год был очень интересным и плодотворным для Intersoft Lab. Мы отмечаем новый виток в освоении BPM-технологий отечественными банками. Если ранее заказчики ограничивались решением задач управления эффективностью на тактическом уровне и внедряли в основном функциональность для бюджетирования, финансовой консолидации и подготовки регуляторной отчетности, то сегодня главный акцент спроса – управление операционной эффективностью, а именно оценка и контроль доходности банковских продуктов, подразделений, направлений

Для Intersoft Lab уходящий год был ознаменован целым рядом проектов в этой области автоматизации. Так, эксплуатируемая в банке «Возрождение» BPM-система «Контур» была расширена приложением для функционально-стоимостного анализа, с помощью которого банк выполняет расчет прибыльности бизнес-направлений, банковских продуктов и филиалов. В Транскредитбанке завершается внедрение и вводится в тестовую эксплуатацию новая версия приложения «Трансфертное управление ресурсами». Банк реализует управление трансфертными доходами и расходами подразделений на основе собственной методики трансфертного ценообразования. В Инвестбанке на базе хранилища данных «Контур» силами нашего партнера, компании «CSBI-Зирван», внедряется технология управленческого учета, максимально приближенная к стандартам подготовки отчетности по МСФО. В банке «Глобэкс» мы автоматизируем управленческий учет.

Еще одно направление, которое Intersoft Lab активно развивала в 2011 году в тесном контакте со своими заказчиками, – автоматизация управления затратами. Транскредитбанк осуществил переход на новую версию приложения для ведения хозяйственного бюджета и оптимизировал процессы планирования и контроля накладных расходов и капитальных вложений. Для трех компаний, входящих в Группу ММВБ, реализован проект автоматизации процессов ведения смет, контроля и анализа исполнения платежей по хозяйственным договорам. Транскапиталбанк собственными силами распространил эксплуатируемую технологию управления затратами на основе системы «Контур» на свою региональную сеть.

В 2011 году мы приступили к выполнению комплексных BPM-проектов в нескольких банках. Начаты работы по построению системы управления эффективностью бизнеса во Всероссийском банке развития регионов. Проведены подготовительные работы в Примсоцбанке (Владивосток) и банке «Левобережный» (Новосибирск). Здесь мы реализовали инфраструктурный проект, в рамках которого для банков было создано хранилище данных и за минимальные сроки отлажены ETL-процессы для сбора данных на основе интеграционной платформы Informatica PowerCenter.

Отдельного упоминания заслуживает проект автоматизации управленческой отчетности и отчетности по МСФО для Группы ММВБ, в котором компания Intersoft Lab приняла участие совместно с Oraclе Consulting. В рамках совместного проекта мы выполняли ключевую задачу по подготовке и обеспечению качества данных для отчетности. Для Группы ММВБ была создана витрина финансовых данных на основе хранилища «Контур», которая обеспечила сбор, выверку и консолидацию данных из разных учетных систем. Данные витрины будут использованы для формирования отчетности с помощью приложений Oraclе Hyperion Planning и Oraclе Hyperion Financial Management.

Мы продолжали успешное сотрудничество и с другими нашими заказчиками, обеспечивая поддержку эксплуатируемых BPM-решений. Такая работа проводилась с ОТП Банком, банком «Русский стандарт», Связь-Банком, Банком «Россия», Еврофинанс Моснарбанком, Новикомбанком, Собинбанком, Первым русско-чешским банком, банком «Центркредит», БТА Банком и другими.

– Какие тренды были актуальны в этом году?

– Сегодня никто не ставит под сомнение тот факт, что успешная деятельность современного кредитного учреждения невозможна без систематического использования IT. В условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры информационные технологии становятся одним из важнейших инструментов сохранения и повышения конкурентоспособности. Прямое следствие этого – рост требований, предъявляемых заказчиками к IT. Если перейти к нашему рынку, я бы назвал это явление «сращиванием IT с методологией».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом тренде.

– По оценке экспертов, российский банковский рынок ждут коренные перемены. Уже сегодня наблюдается усиление межбанковской конкуренции. Кредитные учреждения возлагают большие надежды на управленческие системы, на то, что они будут способствовать эффективному управлению имеющимися ресурсами, для повышения доходности. Банкиры рассматривают такие системы как инструмент создания конкурентных преимуществ, не без основания полагая, что он поможет их кредитной организации перейти на качественно новый уровень управления.

Однако не стоит забывать, что внедрению управленческих систем должна предшествовать проработка методического обеспечения финансового управления банка, которое в дальнейшем будет служить базой для управления его доходностью, и, соответственно, позволит существенно повысить эффективность банковского менеджмента. В противном случае методология станет «узким местом» проекта автоматизации. Другими словами, заказчики ожидают, что поставщик поможет им сформулировать «правильную» методологию, опираясь на свой опыт автоматизации.

– И как вы решаете эту задачу?

– Мы начинаем деловое сотрудничество с банком с диагностики методологии. Это часть услуги предпроектного обследования, в ходе которого проводится анализ IT-инфраструктуры и применяемых финансового методологий управления на предмет их готовности к дальнейшей автоматизации. Наши специалисты определяют, какие методологические преобразования нужны банку, и формулируют принципы перехода от существующей управленческой практики к целевой.

Следующий шаг – собственно доработка методологии. Банк может выполнить ее самостоятельно, опираясь на документы, подготовленные по результатам предпроектного обследования. Но чаще, особенно при большом объеме работ или когда у банка не хватает своих специалистов, консультанты-методологи Intersoft Lab участвуют в постановке методик финансового управления на условиях аутсорсинга, или лизинга персонала. Находясь «внутри» банка, наши специалисты помогают своим банковским коллегам оперативно подготовить управленческие методологии к автоматизации.

Хочется подчеркнуть, что для выполнения такой методологической поддержки требуются глубокие профессиональные знания на стыке методологий финансового управления и информационных технологий. Наши сотрудники обладают квалификацией и практическим опытом, необходимым для проведения таких работ. И сегодня это наше уникальное конкурентное преимущество.

Возвращаясь к вопросу об актуальных трендах, хочу поделиться еще одним наблюдением. Все чаще при построении системы управления эффективностью бизнеса заказчики желают задействовать BPM-приложения не одного, а нескольких поставщиков. Причины здесь могут быть самые разные. Например, разработчик прикладного программного обеспечения специализируется на очень узкой задаче и предлагаемая им функциональность максимально отвечает специфике банка. Или имеются «политические» причины: заказчик старается придерживаться определенного бренда. Но чем бы ни руководствовался клиент, для того чтобы специализированные «брендованные» или любые другие нужные банку приложения смогли удовлетворить его потребности, необходимо наполнить их качественными данными. Это означает, что поставщик хранилища данных должен гарантировать, что его платформа способна обеспечить функционирование не только «родных» приложений, но и программных продуктов другого вендора.

В этом смысле финансовая модель данных, лежащая в основе хранилища данных «Контур», не ограничивает заказчика в выборе прикладных приложений. Например, реализуя проект в Группе ММВБ, мы создали витрину финансовых данных, которая служит источником для выпуска управленческой и финансовой отчетности с помощью приложений Oracle. Витрина позволяет консолидировать данные из различных учетных систем Группы, обеспечивает надлежащее качество данных для выпуска отчетности, то есть подготавливает их для их дальнейшего использования.

– Можно ли узнать про «кухню» этого процесса, а также рецепт подготовки надлежащего качества данных с помощью BPM-платформы «Контур»?

– Подготовка данных, а именно обеспечение их качества, – это базовый этап любого BPM-проекта. От реализации этого этапа зависит, сможет ли система сформировать отчетность, необходимую банку, и будут ли достоверны ее показатели.

Задачу обеспечения качества данных мы решаем комплексно – как на стороне источников данных, так и на стороне хранилища данных «Контур» и интеграционной платформы. Прежде чем приступить к автоматизации, компания Intersoft Lab проводит предпроектное обследование, в ходе которого оценивается состояние данных в учетных системах банка, их достаточность и корректность. По итогам обследования вырабатывается комплекс организационно-технических мер, направленных на повышение качества данных в источниках. Это могут быть, например, рекомендации по созданию регламентов для сотрудников, ответственных за ввод данных, или же технические указания по доработке и настройке учетных систем. Таким образом мы ликвидируем значительную долю проблем с данными еще на уровне их источников.

Далее контроль выполняет система «Контур». Там данные проходят несколько проверочных стадий. При загрузке в хранилище ведется контроль полноты и правильности атрибутики информационных объектов. Затем выполняется проверка первичных данных – данные синтетического учета сверяются, например, с аналитическим учетом, данные по сделкам – с данными бухгалтерского учета. Таких проверок осуществляется более 80. Следующая стадия – проверки для разных прикладных областей, таких как управленческий учет, регуляторная отчетность, управленческая отчетность. На этом этапе может выполняться до 300 проверок.

В некоторых проектах мы рекомендуем заказчику внедрение промышленной интеграционной платформы. Такой вариант предназначается в первую очередь для банков, оперирующих большими объемами данных, или для решения таких задач, где критично время загрузки данных в хранилище, например для задачи ежедневного расчета обязательных нормативов банка.

Мы применяли интеграционные платформы Informatica PowerCenter и Oracle Data Integrator в проектах построения хранилищ данных в Транскредитбанке, Примсоцбанке, в банке «Левобережный», Всероссийском банке развития регионов (ВБРР) и ряде других. При использовании интеграционной платформы контроль данных выполняется и на стороне ETL-решения.

– «Усиление» качества данных требуется банкам в первую очередь для подготовки регуляторной отчетности?

– Хочу развенчать одно из сложившихся заблуждений, что качество данных критично якобы исключительно для формирования обязательной банковской отчетности. Конечно, решением этой проблемы банки впервые озадачились именно из-за трудностей при подготовке отчетности, представляемой в Банк России, однако качественные данные необходимы и для формирования управленческой отчетности. Мы имеем опыт реализации проектов в десятках банков и можем утверждать, что подготовкой данных придется заниматься, о каком бы виде отчетности ни шла речь. В ходе реализации своих банковских проектов мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда без предварительного исправления и обогащения данных просто невозможно получить требуемые заказчику управленческие отчеты. Например, первичные данные из учетной системы (лицевые счета, документы) могут не содержать необходимой аналитики для расчета показателей отчетов. В нашей практике встречались случаи, когда учетная система не хранила данные графиков платежей по договорам, в результате чего невозможно было без предварительной доработки получить необходимые данные для сделочной отчетности. Поэтому мы рекомендуем любой BPM-проект начинать именно с подготовки данных.

– Каким, вы предполагаете, будет новый, 2012 год?

– Глобальные тренды, актуальные сейчас на рынке, продолжат свое развитие и в 2012 году. Возьмем, к примеру, IT-услуги. Аналитики IDC прогнозируют, что по итогам нынешнего года этот сектор IT покажет по сравнению с другими технологическими сегментами наибольший темп роста – свыше 20 %.

Если говорить о рынке банковских BPM-систем, могу засвидетельствовать, что в последнее время к нам все чаще обращаются заказчики с просьбой оказать методическую поддержку – провести методологическую экспертизу и дать рекомендации, как усовершенствовать финансовую структуру и методики получения управленческой отчетности. Устойчивым спросом пользуются экспертные знания наших специалистов и в области построения хранилища данных, в том числе интеграции с различными источниками данных и обеспечения качества данных. Другими словами, мы видим, что усиливается значимость сервисной составляющей в комплексных BPM-проектах. И, надо полагать, этот тренд будет усиливаться.

– Означает ли это, что ваш бизнес изменится?

– И да, и нет. Нет – в том смысле, что нашим бизнесом остается разработка тиражного программного обеспечения. Замечу, что «тиражность» не подразумевает, что мы поставляем коробочное решение. «Тиражность» означает, что в составе платформы «Контур» содержатся базовые алгоритмы и инструменты, которые настраиваются под индивидуальные методологии банка. Так, для получения управленческих отчетов мы используем механизм трансформации первичных данных бухгалтерского учета, а для анализа прибыльности продуктов, бизнес-направлений и клиентов – механизм автоматизации функционально-стоимостного анализа. Для оценки эффективности деятельности структурных подразделений на основе трансфертного ценообразования Intersoft Lab предлагает инструменты для ведения кривых доходности, различные алгоритмы определения ставок по кривой доходности и расчета трансфертных доходов и расходов подразделений. Для задачи бюджетирования и сметного планирования пользователям предоставляются механизмы коллективного планирования, различные модели планирования, а также интерфейсы документооборота и связи с АБС. Наконец, для выпуска обязательной отчетности в системе обеспечивается формирование более 40 форм отчетности для Банка России, а также подготовка налоговой отчетности, отчетности по МСФО.

Но, с другой стороны, хочу подтвердить – да, наш бизнес меняется. Компания Intersoft Lab оказывает заказчикам целый ряд услуг. Наши специалисты выполняют методологическое консультирование, проводят оценку качества данных в исходных системах, предоставляют услуги в области интеграции данных. Сегодня мы реализуем проекты управления эффективностью банковского бизнеса «под ключ» – от диагностики и постановки методологии финансового управления до ее автоматизации на базе BPM-платформы «Контур».

– Заканчивая нашу беседу, расскажите, пожалуйста, какие, на ваш взгляд, важные для деятельности компании Intersoft Lab события случились в 2011 году.

– В 2011 году мы вывели на рынок новую свою услугу, о которой я уже упомянул, – методическое консультирование банков по вопросам постановки методологии финансового управления. Она может предполагать предоставление специалистов-методологов Intersoft Lab в лизинг, что является еще одним подтверждением значимости IT-услуг как составной части сложных проектов. Другими словами, новый виток в освоении BPM-технологий в российских банках требует интеллектуального сервиса. Эта новая услуга на рынке банковского BPM в ближайшие годы будет очень востребована.

В 2011 году продолжилось «триумфальное шествие» приложений для управления доходностью. Управление прибыльностью является краеугольным камнем функционирования кредитного учреждения и отправной точкой его развития. Перспективное направление, к которому будет приковано внимание потребителей, – эффективное управление активами и пассивами банка, особенно в свете последней редакции рекомендаций Базельского комитета. В нашем портфеле успешных проектов уже имеется опыт решения такого рода задач.

В уходящем году мы вновь подтвердили статус Oracle Gold Partner и получили очень ценный опыт работы с Oracle Consulting в рамках проекта в теперь уже объединенной Группы ММВБ, по которому продолжим работать.

Intersoft Lab вступила в 2011 году в Ассоциацию разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». Членство в АРПП раскрывает перед нами перспективы по расширению бизнеса в другие отрасли на основе синергии опыта компаний-экспертов и будет способствовать более широкому распространению концепции Business Performance Management.

Мы продолжаем работать с крупнейшими российскими кредитными и финансовыми институтами. Год 2011 был для нашей компании годом упорной и интересной работы. Наши успехи мы разделяем с нашими клиентами, с которыми нас связывает не просто многолетние партнерские отношения, но и настоящая дружба, которой мы очень дорожим.

В преддверии самого любимого всеми праздника хочется поздравить читателей Bankir.Ru, наших заказчиков и партнеров с приближающимися новогодними праздниками.

Пусть в новом году осуществится все, что вами задумано, реализуются самые смелые проекты и воплотятся в жизнь самые дерзновенные планы. Пусть весь предстоящий год вас окружать верные друзья, добрые коллеги и надежные партнеры!

С наступающим Новым годом!