Российским банкам приходится сталкиваться с различными вызовами -сейчас, например, с ухудшением ситуации в мировой экономике и в мировой финансовой системе. Однако, по убеждению председателя правления Трансстройбанка Граата Арзуманяна, все проблемы преодолимы, если финансово-кредитная организация придерживается взвешенной кредитной политики, четко определяет для себя приоритеты бизнеса и стремится к диверсификации своей деятельности. О том, как достигает этих целей Трансстройбанк, Граат АРЗУМАНЯН рассказал в интервью НБЖ.

- Граат Мамиконович, расскажите, пожалуйста, о результатах деятельности Трансстройбанка за 2010 год и, если возможно, о результатах его деятельности за первую половину 2011 года. Очевидно ли на примере вашего банка изменение ситуации к лучшему в банковском секторе в целом?

- Для Трансстройбанка 2010 год был характерен планомерным выполнением программы внутренних преобразований, совершенствованием системы корпоративного управления, эффективным использованием финансовых ресурсов.

В течение прошлого и текущего годов банк проводил избирательную региональную политику: продолжал финансирование строительства четырех гостиничных комплексов класса ***+.

Один из этих гостиничных комплексов в Санкт-Петербурге начал свою работу летом 2010 года, в феврале 2011 года открылся отель в Казани, а в ближайшее время должно состояться открытие отеля в Иркутске. Гостиничные комплексы управляются всемирно известной компанией Marriott International Inc.

Почти во всех вводимых в строй гостиничных комплексах открываются внутренние структурные подразделения Трансстройбанка, которые будут являться опорными пунктами присутствия банка в регионах страны.

Банк гордится и дорожит своей репутацией, которая служит для нас залогом финансового роста и в будущем. Достигнутый успех является, в первую очередь, результатом большого опыта работы, высокого профессионализма персонала банка. Необходимый набор лицензий (генеральная лицензия № 2807 от 14.08.2003, лицензия на осуществление банковских операций с драгоценными металлами № 2807 от 05.08.2008, лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление дилерской и брокерской деятельности) также во многом способствует успешному развитию банка.

Банк всегда следовал и будет следовать принципу индивидуального подхода к каждому клиенту. В 2010 году он совершенствовал технологию кредитования малого и среднего бизнеса. Инструментарий банка пополнился партнерством с ОАО «Российский банк развития» (сейчас – ОАО «МСП Банк») по государственной программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. В декабре 2010 – сентябре 2011 года банк успешно разместил среди субъектов МСП денежные средства, привлеченные в рамках указанной программы ОАО «МСП Банк».

Банк проводит взвешенную и продуманную кредитную политику. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», оценивая кредитоспособность банка, уже третий год подряд подтверждает Трансстройбанку рейтинг кредитоспособности на уровне В++ (приемлемый уровень кредитоспособности). Банк в своей работе использует советы и рекомендации одной из крупнейших аудиторских организаций – ЗАО «КПМГ», на протяжении нескольких лет осуществляющей аудит деятельности банка в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Несмотря на стабильно позитивное развитие нашего банка, считаю, что говорить о наступившем изменении ситуации к лучшему в банковском секторе преждевременно. Российская экономика и российская банковская система являются частями мировой экономики и мировой финансовой системы. Последствия глобального финансового кризиса еще продолжают оказывать отрицательное влияние не только на финансовые рынки, но и на многие другие отрасли экономики. Не восстановился докризисный платежеспособный спрос на товары и услуги клиентов банков.

Хотел бы отметить, что продуманная и осторожная политика в области размещения средств, а также экономически обоснованная политика в области привлечения денежных средств, четкое понимание отраслевой деятельности бизнеса наших клиентов позволили Трансстройбанку не только успешно противостоять проявлениям мирового финансового и экономического кризиса, но и существенно укрепить финансовое положение, имидж и позиции на рынке банковских услуг Российской Федерации.

- Трансстройбанк предоставляет широкий спектр услуг как физическим, так и юридическим лицам и в силу этого является универсальным. Тем не менее наверняка есть приоритетные направления бизнеса, на которые руководство банка делает ставку. Назовите их, пожалуйста, и расскажите о них подробнее.

- Трансстройбанк стремится к комплексному подходу в обеспечении клиентов необходимыми банковскими услугами. Система продаж банковских продуктов ориентирована именно на предоставление комплекса банковских продуктов и услуг, который формируется банком с помощью набора имеющихся у него лицензий.

Банк развивает сотрудничество со своими клиентами на принципах взаимной выгоды и прозрачности, делая ставку на качество банковских продуктов и оперативность их предоставления. Это незыблемые принципы клиентской политики Трансстройбанка.

Гибкая тарифная политика и хорошая деловая репутация банка как надежного финансового партнера стали основой для увеличения клиентской базы в 2010 году и в истекшем периоде 2011 года. Банк на постоянной основе осуществляет мониторинг собственных тарифов по расчетно-кассовому обслуживанию юридических и физических лиц с целью поддержания конкурентоспособности на рынке банковских услуг.

Целевую группу клиентов – физических лиц банка представляют собственники, руководители и топ-менеджеры обслуживаемых предприятий, а также состоятельные физические лица и члены их семей. Но банк предлагает высококачественное банковское обслуживание и любому другому обращающемуся в банк лицу. Следуя в своей клиентской политике принципам прайвет банкинга, Трансстройбанк стремится стать для своих клиентов финансовым партнером.

В последние два – три года среди физических лиц востребованной является услуга открытия и ведения обезличенных металлических счетов (ОМС) и ведения срочных вкладов в драгоценных металлах. Спросом среди физических и юридических лиц традиционно пользуется золото. Из-за усилившейся волатильности мировых финансовых рынков ОМС и вклады в золоте стали своего рода альтернативой традиционным банковским вкладам (депозитам).

Обслуживание внешнеэкономической деятельности клиентов – еще одно из важных направлений нашей деятельности. Трансстройбанк, являющийся агентом валютного контроля, осуществляет контроль над всеми видами валютных операций в соответствии с действующим валютным законодательством РФ. Клиенты банка всегда могут получить профессиональные консультации квалифицированных специалистов валютного контроля о соответствии заключаемых договоров нормам валютного законодательства, а также по вопросам оформления документов валютного контроля. Это гарантирует клиентам ведение дел с иностранными партнерами в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Трансстройбанк проводит постоянную работу по совершенствованию и наращиванию существующей корреспондентской сети с российскими и иностранными банками.

Успешная работа нашего банка на межбанковском рынке на протяжении многих лет, основанная на консервативной политике в области межбанковского кредитования, сформировала имидж Трасстройбанка как устойчивого и надежного партнера с хорошей деловой репутацией. Осуществляя операции на рынке межбанковского кредитования, банк стремится к поддержанию высокого уровня ликвидности с одновременным снижением кредитных рисков.

- В стратегии банка записано, что приоритетными секторами экономики и сферами деятельности для Трансстройбанка являются: гостиничный бизнес; строительство и производство строительных материалов; недвижимость; оптово-розничные торговые сети; туристический бизнес; пищевая промышленность; лизинг. Чем объясняется такой выбор приоритетных отраслей?

- Банк действительно традиционно специализируется на обслуживании клиентов, работающих в перечисленных вами сферах экономики.

Такой выбор – кстати, достаточно широкий – приоритетных отраслей объясняется их более высокими показателями стабильности бизнеса по сравнению с другими отраслями. Но это не означает, что банк оказывает какое-то особое предпочтение клиентам из этих секторов экономики. Банк как бы опирается на клиентов, долгие годы успешно работающих в этих секторах и занимающих в некоторых случаях лидирующие позиции в своих отраслях. Банк стремится привлечь в качестве клиентов устойчивые и успешные компании, руководимые опытными бизнесменами и высококвалифицированными специалистами.

Банк открыт для клиентов, осуществляющих свою деятельность в любых отраслях экономики. Присутствие в активах и пассивах банка денежных средств представителей различных секторов экономики – это и есть равномерность и диверсификация банковских рисков, без которых о финансовой стабильности банка – да и любой другой кредитной организации – говорить просто невозможно!

- Основной целевой клиентской группой, с которой работает ваш банк, являются предприятия малого и среднего бизнеса. Не секрет, что за этих клиентов идет жесткая конкурентная борьба среди банков. За счет чего Трансстройбанку удается поддерживать лояльность имеющихся клиентов из этой целевой группы и привлекать новых?

- Да, в основном потенциальные клиенты банка – это юридические лица, относящиеся к группе малых и средних негосударственных предприятий с объемом выручки до 400 млн рублей в год.

Банк стремится к тому, чтобы предоставление качественных банковских услуг клиентам было ориентировано на индивидуальные особенности бизнеса и максимально учитывало потребности каждого клиента. Удовлетворенность клиента оказываемыми услугами - важнейший фактор успеха банка.

В основе кредитной политики Трансстройбанка лежит взаимовыгодное сотрудничество с финансово устойчивыми предприятиями. Большой опыт работы банка в сфере коммерческого кредитования дает возможность предложить каждому клиенту наиболее оптимальные форму и условия кредитования. Быстрота рассмотрения банком кредитной заявки клиента (не более семи дней) - еще одно наше конкурентное преимущество в области кредитования.

В распоряжении банка находится широкая «палитра» кредитных продуктов и услуг, которые могут быть использованы при выборе стратегии взаимодействия с корпоративными клиентами: кредиты, кредитные линии, овердрафт по банковскому счету клиента, банковские гарантии (перед Аэрофлотом и ИАТА, таможенные, тендерные).

Партнерские отношения с ОАО «МСП Банк» позволили Трансстройбанку помочь субъектам МСП провести мероприятия по расширению действующего производства и обновить парк техники и оборудования.

Еще одним фактором, положительно влияющим на деловую репутацию банка, является его финансовая стабильность. Ее постоянное укрепление требует пристального внимания к диверсификации банковского бизнеса, а именно к диверсификации активов и пассивов по суммам и по срокам востребования и погашения, к диверсификации по банковским продуктам (финансовым инструментам) и клиентам, к диверсификации по секторам экономики и т.д. Банк неукоснительно следует этим принципам.