руководитель Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов- Кирилл Геннадьевич, каково ваше мнение об усилении нормотворчества регулятора в этом году – с чем, на ваш взгляд, это связано, как это повлияло на работу учетных подразделений банка, какие изменения вы считаете наиболее важными?

- Готовились и обсуждались они давно. Так что время с ними ознакомиться было. Просто часть их в прошлом году не приняли и перетащили в этот год. Вот и получилось вроде как много, больше обычного.

А из важных… Наверное, все-таки изменения, касающиеся инвестиционной недвижимости. Давно пора, хотя не вполне логично все делается.

- Поговорим о Положении о ПФИ – что в нем нового, есть ли что-то, что противоречит действующим ранее документам?

- О нет, ПФИ – это отдельная тема. И в других документах раньше об этом ничего не было. Была переоценка срочных сделок. А это «новая песня» в нашей жизни. Далеко не все банки работают с ПФИ, поэтому нельзя сказать, что это заденет всех. По сути дела мы в Клубе банковских бухгалтеров на Bankir-TV в этом году уже вопрос обсуждали. Но тогда это была «первая вводная», а теперь, даже судя по интернет-форумам, видно, что появились вполне конкретные вопросы и проблемы. Даже несмотря на то, что в указание вносились изменения.

- С какими недостатками и сложностями вы и члены вашего клуба столкнулись уже в начале внедрения этого документа (как я понимаю, пока на этапе подготовки учетной политики на будущий год)?

- Мы предполагаем определенные сложности. Часть из них была озвучена на круглом столе. Сейчас всплывают и более конкретные технические вопросы, но, кажется, мы их не решим. Думаю, что и разъяснения потребуются, и период адаптации. На этапе подготовки учетной политики мы этого, может, и не почувствуем. А вот на практике, полагаю, как всегда, возникнет масса мелких конкретных вопросов, которые будут мешать жить.

- Не менее важное нововведение – создание резервов и обособленный учет неиспользуемой недвижимости. Сначала все считали, что создание резервов относится к любой недвижимости, не используемой для банковской деятельности, в том числе сдаваемой в аренду, но потом регулятор выпустил письмо, где сказал, что это касается только имущества, полученного по договору отступного. Остались ли какие-то риски для банков после этого разъяснения?

- Конечно. Ясно, что имущество, полученное по отступному, или новированием, или еще как-то, или просто купленное, не отличается по сути друг от друга. Так что рано или поздно вопрос об имуществе и о вложениях в имущество встанет вновь. Указание Банка России от 20.04.2011 № 2612-У перечисляет основания для включения в расчетную базу по резерву – это отступное, реализация прав на залог, реструктуризация дебиторской задолженности. Фактически регулятор как бы говорит банкам: «Не берите барахло (то есть то, что вам не нужно), а уж если взяли, то постарайтесь от него избавиться». Кстати, напомню, что этим документом предусмотрен срок реализации в 180 дней. И потом, до года, формируется резерв всего-то 10%. Дальше регулятор уже начинает «мягко настаивать» на реализации, постепенно повышая уровень резерва. Каким образом регулирование пойдет дальше, сегодня сказать сложно. Но все мы еще помним те времена, когда вложения учитывались на внебалансе. Так что варианты могут быть разными. Ясно, что с иммобилизацией так или иначе бороться надо.

- Какие рекомендации вы можете дать тем, кто начинает ставить учет не используемой в банковской деятельности недвижимости – на что обратить внимание, какие есть важные нюансы, возможно, с первого прочтения не очевидные?

- Учет имущества всегда был самым консервативным направлением в банковской бухгалтерии, не считая учета зарплаты. Да оно и понятно. Но и сюда проникли новые веяния. Так что для начала надо разобрать все имущество на кучки в соответствии с новыми требованиями бухучета.

Для меня всегда загадкой был вопрос о том, как оценить имущество, если мы, такие прогрессивные, не перевели его учет на нормы МСФО. Да и формулировки типа «если же части объекта недвижимости нельзя реализовать по отдельности» не радуют. Реализовать можно что угодно, вопрос только в том, сколько сил на это надо положить. То ли имелись в виду отдельные свидетельства на права собственности, то ли что такие права в принципе можно получить, то ли еще что-то. Вот на это и надо обратить внимание и решить, что мы прочитали в нормативном документе, и как это поняли. Вот кто как понял, тот так и будет прописывать у себя в учетной политике и отражать в учете. В бухгалтерском учете главное – правильно и вовремя догадаться, что имелось в виду в документе.

- По вашему мнению, каким образом введение этих новых норм в отношении недвижимости повлияет на деятельность банков – заставит ли это их срочно продавать такие активы, даже в кризисной ситуации и за бесценок, выводить имущество в так называемые «управляющие компании», входящие в их холдинги, или принимать еще какие-то меры?

- Нет, срочно продавать не заставит! Да и вообще, если еще не продали имущество, значит, или есть проблемы с его реализацией, или «такая корова нужна самому». Но заставит задуматься о том, как бы от этого имущества все же избавиться. Года два терпеть еще можно, а дальше уже резервы великоваты, станут оттягивать капитал. Что же касается вывода в другие компании, то это было, есть и будет. Может быть, изменятся формы, но суть останется.

- На какие еще важные изменения этого года, касающиеся бухучета банков, вы посоветуете обратить внимание методологам и бухгалтерам, особенно при составлении учетной политики на будущий год?

- Да с этим разобраться бы! Дело ведь не столько в самом бухучете (счета поставил – и вперед!), сколько в распределении документооборота, обязанностей и ответственности. Еще до составления учетной политики надо бы подготовить несколько вспомогательных документов. Например, методику определения срочных сделок для целей Положения по ПФИ. Ну и не забудем, что, кроме бухгалтерского, есть еще и налоговый учет. Да и с расчетом нормативов тоже придется повозиться, подкручивая алгоритмы.

- Что бы вы пожелали бухгалтерам и методологам банков сегодня?

- Удачно встретить приближающийся Новый год – благо, прошли времена, когда приходилось ночевать в банке в дни новогодних празднеств. Быть более прогрессивными и разумными, не зацикливаться на мелких вопросах. Бухгалтер (особенно главный) и так – самая нервная профессия. Будьте более лояльны друг к другу. Общайтесь, обменивайтесь информацией и опытом, помогайте друг другу. Всем будет проще.

 

P.S. Материал подготовлен при участии Издательского дома «Регламент-Медиа».