Российские власти продолжают убеждать бизнес в том, что увеличения налоговой нагрузки в ближайшем будущем не предвидится. И ведут поиски дополнительных источников пополнения бюджета. В результате такого балансирования в поле зрения чиновников начинают попадать альтернативные аспекты фискальной политики. Так, помощник президента РФ Аркадий Дворкович недавно заявил, что улучшение показателя собираемости налогов сможет увеличить бюджетные доходы на сотни миллиардов рублей. «С моей точки зрения, собираемость налогов составляет 70 процентов, — заявил он. — В развитых странах она достигает 90 процентов».

Специалисты, в свою очередь, указывают на очевидные слабые места в налоговом администрировании. «Например, налоговые органы не борются с ситуациями неуплаты налога при продаже квартир — всем известно, что цены в официальных договорах занижены до 2 миллионов рублей, то есть до необлагаемого минимума, что не имеет никакого отношения к рыночной цене, — приводит пример Владимир Гидирим, партнер компании Ernst & Young. — Та же ситуация и при продаже физическими лицами акций и долей в ООО и ЗАО — все сделки проходят “по номиналу”, и налоговые органы неактивны в начислении налогов с рыночной цены из-за несовершенства принципов оценки активов по рыночным ценам».

Еще одной насущной проблемой российской налоговой системы эксперты считают теневой оборот наличности. «Оценить объем “экономии” на налоговых платежах можно по размеру оборота неучтенных наличных денежных средств, расходуемых на выплату заработной платы “в конвертах”, на выплату откатов за участие в тендерах, и по объему других подобных незаконных выплат, — считает Эдуард Серегин, старший менеджер отдела налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ. — Эта сумма может быть близка к 30 процентам».

Однако вряд ли корректно в этом контексте говорить именно об усилении налогового администрирования, скорее дело в совершенствовании налогового и административного законодательства, а это уже совсем другая тема. «Есть очевидные пробелы в налоговом законодательстве, которые не позволяют налоговым органам в полной мере эффективно воздействовать на недоимщиков, — говорит Алексей Яковлев, руководитель практики налоговых споров “ФБК-Право”. — Например, процедура ареста имущества налогоплательщиков-организаций проводится крайне редко из-за размытых условий ее применения. Да и взаимодействие различных государственных структур, имеющих отношение к взысканию налоговой задолженности, оставляет желать лучшего. С другой стороны, сами налоговики в рамках процедур принудительного взыскания часто действуют не очень аккуратно, отступают от правил Налогового кодекса, чем пользуются налогоплательщики».

Что же касается собственно администрирования, то, по официальным данным, предоставленным «Эксперту» Федеральной налоговой службой, при росте ВВП в номинальном выражении на 19,7% в первом полугодии текущего года налоговые поступления с января по август относительно аналогичного периода 2010 года увеличились на 28%. По всей видимости, объяснить такой — почти в 10% — отрыв можно как раз улучшениями в сфере налогового администрирования. Так, например, темп роста поступлений НДС в 2011 году составил 137% (при этом суммы фактического возмещения НДС сократились на 10% по сравнению с прошлым годом), а по налогу на прибыль — 134%. Снизилась и совокупная налоговая задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетной системой — на 6%.

Данные показатели свидетельствуют о том, что потенциал усиления администрирования налоговой системы весьма ограничен. С этим прямо или косвенно соглашается и ряд экспертов. По мнению Вадима Зарипова, руководителя аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп», нынешняя величина собираемости вполне адекватна существующей налоговой системе. «Чтобы полностью использовать налоговый потенциал, придется затратить много усилий — эти двадцать процентов, которые, по оценке Дворковича, отделяют нас от уровня западных стран, достанутся нам с большим трудом, — уверен эксперт. — Потребуется очень кропотливая работа по изменению культуры налогоплательщиков и налоговых органов, по совершенствованию технологий, по внедрению новых механизмов администрирования, например, контроля за крупными расходами, если говорить о налогообложении доходов граждан». Сходного мнения придерживается и Алексей Яковлев: «По моим субъективным ощущениям, собираемость у нас в стране не такая низкая. Если бы с собираемостью были проблемы, это было бы видно по проявлениям со стороны налоговых органов: хуже стал бы возмещаться НДС, увеличилось бы число проверок, подходы к самим проверкам и так далее. Пока ничего такого, на мой взгляд, не происходит».

Есть и еще одна причина сомневаться в том, что налоговики способны собирать дополнительно сотни миллиардов рублей только за счет повышения качества проверок (если под улучшением администрирования понимается именно это). Дело в том, что главными бюджетообразующими налогами сегодня являются налог на добычу полезных ископаемых (за январь—сентябрь 2011 года поступления НДПИ составили 1,455 трлн рублей, это на 45% больше, чем годом ранее) и НДС (поступления за девять месяцев текущего года составили 1,4 трлн рублей, то есть почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). Эти два налога сейчас обеспечивают около 80% бюджетных доходов, а уклоняться от их уплаты весьма сложно по техническим причинам, так же, как и от уплаты акцизов, которые дают еще около 5% доходов бюджета. Так что административными методами здесь дополнительно многого не выжмешь, во всяком случае, о сотнях миллиардов речь не может идти ни при каких обстоятельствах.

Но тогда откуда же возьмутся эти пресловутые сотни миллиардов рублей? Есть серьезное подозрение, что под совершенствованием налогового администрирования Аркадий Дворкович подразумевал не столько улучшение работы налоговых служб, сколько радикальное сокращение налоговых льгот. Это полностью согласуется с недавно опубликованными оценками ФНС, согласно которым в 2010 году благодаря налоговым льготам в экономике осталось более 1 трлн рублей (в том числе по налогу на прибыль — 380 млрд рублей, а по НДС — 312 млрд рублей). Показательно, что подробный расчет по видам налогов был проведен впервые — до этого власти ограничивались оценкой общей суммы освобождения от налогов. К слову, о необходимости «упорядочить» систему налоговых льгот неоднократно говорил и Дмитрий Медведев.

Если наша догадка верна, то «совершенствование налогового администрирования» приведет к тому, что российская налоговая система окончательно приобретет чисто фискальный характер, утратив и те мизерные регулирующие функции, которые есть сейчас в виде налоговых льгот малому бизнесу, инновационным предприятиям и т. п. А ведь упразднить эти льготы не решился даже Алексей Кудрин.