Банк просит разъяснить применение ст.7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 24.01.2011 г.).

С 24.01.2011 г. введена обязанность Банка по идентификации  представителя клиента, а так же обновления информации о нем:

1) Просим разъяснить, необходима ли идентификация лиц, наделенных правом первой или второй подписи клиента – юридического лица согласно Карточке с образцами подписей и оттиска печати.

2) При идентификации представителя клиента:

- заполняется ли Анкета «представителя клиента», как физического лица или данные о представителе клиента должны быть включены в анкету клиента Банка;

- необходимо ли устанавливать степень (уровень) Риска;

- в каких случаях должна проводиться повторная идентификация.

Мнение консультантов

1. Начиная с 24.01.2011 г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

- единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

- лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вклада), указных в Карточке, как клиентов юридических лиц, так и физических лиц;

- иных лиц, признаваемых представителями клиента в соответствии с действующим законодательством.

2. Консультанты расценивают идентификацию представителя клиента в качестве элемента идентификации клиента, в связи с чем:

- сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента;

- при оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента;

- Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

Обоснование мнения консультантов

Законом № 176-ФЗ. в положения Закона № 115-ФЗ вносятся, в частности, следующие изменения, ступающие в силу с 24.01.2011г [1]:

1) статья 3, определяющая общие понятия, используемые в Законе № 115-ФЗ,  дополнена абзацами следующего содержания (пункт 2 статьи 1 Закона № 176-ФЗ):

«организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ;

осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;

клиент - физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;

выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;

идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;

фиксирование сведений (информации) - получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации настоящего Федерального закона».

2) отдельные положения статьи 7 Закона № 115-ФЗ, устанавливающие обязанности  организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, будут действовать в следующей редакции:

а) подпункт 1 пункта 1:

«идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, и установить следующие сведения:

в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения»;

б) пункт 5 статьи 7, устанавливающий запреты кредитным организациям [2], дополнен абзацем следующего содержания:

заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных настоящим Федеральным законом»;

3) введен пункт 5.4, согласно которому «При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя)».

Одновременно, изменения, вносимые Законом № 176-ФЗ, не коснулись положений подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, которым установлена обязанность «систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях».

В соответствии с пунктом 1.6 Инструкции № 28-И при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) кредитная организация должна идентифицировать клиента в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и установить, действует ли клиент в своих интересах или в интересах выгодоприобретателя. При этом, открывая банковский счет, счет по вкладу (депозиту) банк должен установить, действует ли лицо, обратившееся для открытия счета, от своего имени или по поручению и от имени другого лица, которое будет являться клиентом. «В случае если обратившееся для открытия счета лицо является представителем клиента, банк обязан установить личность представителя клиента, а также получить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий. Банк также должен установить личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи, а также лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, подтверждающие наличие указанных полномочий (далее - аналог собственноручной подписи)» (пункт 1.7 Инструкции № 28-И).

«Банк обязан располагать копиями документов (либо сведениями об их реквизитах), удостоверяющих личность клиента или лица, личность которого необходимо установить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Сведения, устанавливаемые банком при открытии банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту), в том числе сведения о клиенте, его представителе и выгодоприобретателе, должны быть документированы в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации» (пункт 1.8 Инструкции № 28-И).

В силу пункта 1.2 Инструкции № 28-И клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), если не представлены документы, подтверждающие сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 182 ГК РФ представитель - лицо, совершающее сделку от имени и по поручению другого лица (представляемого, доверителя) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.  Лицо, действующее в чужом интерес, но от свого имени, а также лицо, уполномоченное вести переговоры относительно возможных будущих сделок,  представителем не является.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.  Представителем юридического лица, действующим от его имени в силу указания в законе и учредительных документов (без доверенности) , является единоличный исполнительный орган (подпункт 1 пункта 3 статьи 40 Закона № 40-ФЗ, пункт 2 статьи 69 Закона № 208-ФЗ).

Одновременно, в силу пункта 1 статьи 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед другими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. «Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации» (пункт 5 статьи 185 ГК РФ).

Таким  образом, Инструкция № 28-И и на текущий момент предписывает кредитным организациям идентифицировать лиц, действующих от имени и по поручению клиентов, но в «усеченном» объеме по сравнению с требованиями Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции № 28-И при открытии расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации  в банк, в числе прочих документом предоставляется карточка образцов подписей и оттиска печати (далее по тексту - Карточка) и документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в Карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи.

«Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает» (пункт  7.14 Инструкции № 28-И).

«В случае если право первой или второй подписи предоставляется временно лицам, не указанным в карточке, к карточке представляются временные карточки, оформленные в порядке, установленном настоящей Инструкцией. При этом в правом верхнем углу на лицевой стороне карточки проставляется отметка "Временная"» (пункт 7.16 Инструкции № 28-И).

Таким образом, лица, указанные в Карточке являются представителями юридического лица, которые действуют по поручению и от его имени юридического лица в отношениях с Банком по договору банковского счета [3]. Данное утверждение справедливо в отношении лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вкладе) физического лица, юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, нотариусов и адвокатов.

Следовательно, начиная с 24.01.2011г., в целях исполнения норм статьи 7 Закона № 115-ФЗ Банк обязан осуществлять идентификацию:

- единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица;

- лиц, наделенных правом распоряжаться средствами на банковском счете (вклада), указных в Карточке, как клиентов юридических лиц, так и физических лиц;

- иных лиц, признаваемых представителями клиента в соответствии с действующим законодательством.

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, определены Положением № 262-П.

Согласно пункту 1.1 Положения № 262-П кредитная организация обязана [4] идентифицировать лицо, находящееся у нее на обслуживании (далее - клиент), при совершении банковских операций и иных сделок в соответствии с Законом № 395-1.

«Сведения о клиенте, выгодоприобретателе фиксируются в анкете (досье) клиента в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 4 к настоящему Положению. По усмотрению кредитной организации в анкету (досье) клиента также могут быть включены иные сведения.

Анкета (досье) клиента может заполняться на бумажном носителе или в электронном виде. Анкета (досье) клиента, заполненная в электронном виде, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью уполномоченного сотрудника кредитной организации.

Форма анкеты (досье) клиента определяется кредитной организацией» (пункт 2.3 Положения № 262-П).

Как отмечено выше, в целях применения Закона № 115-ФЗ, и, следовательно, изданных в его развитие подзаконных нормативных актов под клиентом понимается физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Совокупность приведенных норм позволяет консультантам сделать вывод,  что идентификацию представителя клиента, следует расценивать как элемент идентификации клиента. Следовательно, сведения о представителях клиента правомерно включать (фиксировать) в Анкету (досье) клиента.

В соответствии с пунктом 2.11 Положения № 262-П кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, а также пересматривать степень (уровень) Риска по мере изменения указанных сведений или изменения степени (уровня) Риска, но не реже одного раза в год в случае, если операция клиента отнесена к повышенной степени (уровню) Риска, и не реже одного раза в три года в иных случаях. Кредитная организация также может пересматривать степень (уровень) Риска в иных случаях в порядке и в сроки, устанавливаемые кредитной организацией.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.04.2010г. № 1307/10 пришел к выводу, что обязанность банка по идентификации клиента не ограничена моментом заключения договора банковского счета и сохраняется в течение всего периода нахождения этого клиента на расчетно-кассовом обслуживании.

Учитывая, что идентификация представителей клиента, по нашему мнению, является одним из элементов идентификации самого клиента, мы считаем, что при определении сроков обновления сведений о представителях клиента, полученных в результате идентификации должен руководствоваться теми же принципами, что и при обновлении сведений, полученных в результате идентификации клиента. Одновременно, считаем необходимым обратить внимание  Банка на необходимость проведения идентификации при предоставлении в Банк новой, а также временной Карточки. При этом, по нашему мнению, Банк вправе не проводить повторную идентификацию представителя клиента по основаниям пункта 2.6 Положения № 262-П, если такой представитель ранее уже был идентифицирован Банком в соответствии со статьей 7 Закона № 115-ФЗ и Положением № 262-П, к сведениям об этом представителе клиента обеспечен оперативный доступ в постоянном режиме, и у Банка отсутствуют сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации программы идентификации.

В соответствии с пунктом  2.2.2 Письма № 99-Т кредитная организация в зависимости от специфики деятельности ее клиентов использует критерии оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в приложении 1 к Письму № 99-Т, дополнительно к критериям оценки степени (уровня) риска, установленным Положением № 262-П.

Учитывая, что идентификация представителя клиента расценивается консультантами, как элемент программы идентификации самого клиента, мы считаем, что при оценке уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, надлежит принять во внимание сведения, полученные в результате идентификации представителя клиента.

Документы и литература

1. ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации (ч.I) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ,  (ч.II) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ, (ч. III) от 26.11.2001г. № 146-ФЗ, (ч. IV) от 18.12.2006г. № 230-ФЗ;

2. Закон № 115-ФЗ - Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;Закон № 167-ФЗ - Федеральный закон от 23.07.2010г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

3. Положение № 262-П – Положение Банка России от 19.08.2004г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

4. Инструкция № 28-И – Инструкция Банка России от 14.09.2006г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»;

5. Письмо № 99-Т - Письмо Банка России  от 13.07.2005г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 


[1] Закон № 176-ФЗ вступает в силу по истечение 180 дней после дня официального опубликования (статья 3 Закона № 176-ФЗ).  Опубликован в «Собрании законодательства РФ»  26.07.2010г.

[2] «Кредитным организациям запрещается:»

[3] «По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету» (пункт 1 статьи 845 ГК РФ).

[4] За исключением случаев, установленных Законом № 115-ФЗ (пункт  1.1 Положения № 262-П).