«Кризис научил жить по-другому: буду экономить, погашу при первой возможности кредиты, закрою кредитные карты, начну серьезно подходить к вопросу накоплений…», – подобные фразы про себя или вслух стали повторять, словно молитву, многие граждане с осени 2008 года. Особенно сетовали люди, оформившие крупные валютные займы.

Но зачастую такие обещания самому себе напоминают утренние причитания тех, кто накануне вечером переусердствовал со спиртным: «Никогда больше!..». Проходит время, «кризисный период» позади, приезжает в гости старый знакомый, и все повторяется.

Тем временем, соблазнов в жизни становится больше и больше. Взять хотя бы торговые центры, которые растут как грибы. Проезжаешь по улице, на которой не был буквально несколько месяцев – и вот, пожалуйста: «Мы открылись!». Если торговые центры размножаются с такой скоростью, значит – есть спрос. И он действительно есть, народу в магазинах не убавляется. Вряд ли люди приходят туда просто поглазеть.

При первых проблесках стабильности граждане начинают думать не только о новых шмотках и сковородках, но и о смене машины, улучшении жилищных условий, приобретении земли для строительства дачи или загородного дома. Естественно, купить это все на свои под силу далеко не каждому.

Допустим, у простого обывателя появилась некая сумма свободных средств. Нестабильные времена вроде бы прошли. Ему предлагают открыть вклад под 5 или 6.. ну пусть даже под 8% годовых. При этом за время кризиса ужасно наскучил так называемый «отложенный спрос» на товары. Так чего себе отказывать в удовольствии? Аппетит растет во время еды, и если свободной суммы не хватило – гражданин берет кредит.

Безусловно, найдутся те, кто будет усердно формировать семейную «подушку безопасности». И это правильно. Причем невыгодные в сравнении с кризисными ставки существенного влияния на депозитный спрос не окажут. Сохранность сбережений для людей, которые размещают средства в классические депозиты, часто имеет более существенный вес, чем доходность. Кроме того, общедоступную, понятную и прозрачную для простого гражданина альтернативу вкладу до сих пор никто не придумал. Вклад, как ни крути, – популярный инструмент, а различные ПИФы, ДУ, ОФБУ, ОМС, монеты – это не для всех.

Несмотря на радужные прогнозы по приросту депозитов, думаю, что во фразе «купить нельзя копить» все больше граждан будут ставить запятую после первого слова. Причина тому – и «накипевший» спрос, и рост уверенности в завтрашнем дне, и невыносимое давление всяческих соблазнов, которое подкрепляются нормальным человеческим желанием жить лучше и комфортней.

От соблазна до кредита, как известно, совсем недалеко. И если завтра в мире вдруг не произойдет что-то неординарное, то кредитование в 2011 году будет наверстывать упущенное. Конечно, дело пойдет не так активно, как в предкризисные годы, но динамика роста розничного кредитного портфеля в секторе окажется, по крайней мере, сопоставимой с динамикой роста вкладов населения. Возможно, кредиты к концу 2011-го даже выбьются в лидеры.

Способствовать этому будет активное продвижение кредитных продуктов банками. Депозиты для надежного банка сегодня великого смысла рекламировать нет – разве что, у кредитной организации есть на то «лишние» средства. А вот над рекламой кредитов в 2011 году банки будут креативить изо всех сил, что вполне логично: нужно зарабатывать деньги, причем делать это в условиях снижающейся маржи и ужесточающейся конкуренции. Ну а гражданам разнообразные кредитные предложения позволят воплотить и «отложенные» мечты, и обыденные желания. Главное – не переусердствовать, но уроки некой сдержанности, надо полагать, кризис все-таки преподнес – и заемщикам, и банкам.