В последние годы российский рынок автокредитования попадает во все большую зависимость от специальных программ автопроизводителей. И банкам, не сотрудничающим с ними, будет все труднее заниматься в России автокредитованием.

Рынок продаж легковых автомобилей в стране после провального 2009 года постепенно набирает обороты. Согласно предварительной оценке экспертов аналитического агентства "Автостат", за девять месяцев 2010 года россияне приобрели чуть более 1,2 млн новых легковых автомобилей, потратив на это порядка $27 млрд. Это на 26,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года ($21,3 млрд).

По словам директора агентства Сергея Целикова, значительное увеличение емкости российского авторынка произошло как за счет прироста объема продаж новых автомобилей (+19%), так и благодаря росту средневзвешенной цены одного автомобиля (+7%). А по прогнозам главы Минпромторга Виктора Христенко, за 2010 год в России будет продано более 1,7 млн автомобилей, общая же емкость рынка составит $60 млрд.

Аналитики PricewaterhouseCoopers отмечают, что в такой ситуации многие дилерские центры оказываются не в состоянии удовлетворить спрос. В результате возникают очереди, достигающие нескольких месяцев. Например, автомобиль Mercedes-Benz можно прождать порядка трех месяцев, Opel и Chevrolet — до четырех месяцев, а на наиболее популярную "классику" АвтоВаза и Renault Logan очереди в некоторых регионах превышают полгода.

Не последнюю роль в обнадеживающей динамике продаж играют автокредиты, которые, по разным оценкам, в докризисное время обеспечивали не менее половины всех продаж. Очевидно, что значительную поддержку рынку оказывает госпрограмма по льготному кредитованию, выгода которой для заемщика очевидна. Что же касается выбора автомобиля, то здесь он четко ограничен перечнем машин, подлежащих приобретению в кредит на льготных условиях. Впрочем, автопроизводители компенсируют этот недостаток собственными кредитными программами, которые иногда оказываются даже более выгодными, чем кредиты с госсубсидией. Такие условия предлагают российским заемщикам финансовые подразделения автомобильных концернов. И с каждым годом подобные структуры укрепляют свои позиции в автокредитовании, делая самостоятельные кредитные продукты российских банков все менее востребованными.

До начала 2010 года лицензии ЦБ получили четыре банка, принадлежащих зарубежным автоконцернами: БМВ Банк, Мерседес-бенц Банк Рус, Тойота Банк и Банк оф Токио-Мицубиси ЮЭфДжей (Евразия). В этом году список пополнился еще двумя банками, ими стали подразделение французского концерна Peugeot-Citroen Банк ПСА Финанс Рус и "дочка" немецкого Volkswagen Фольксваген Банк Рус. Из них пока реальным кредитованием покупателей автомобилей занимаются только БМВ Банк, финансирующий приобретение моделей BMW и Mini, Мерседес-Бенц Банк Рус, Тойота Банк, управляющий брендами Toyota Financial Services и Lexus Financial Services. "Сейчас около 30% всех автомобилей, реализуемых на площадках официальных дилеров и уполномоченных партнеров "Тойота" и "Лексус", приобретается в кредит, и Тойота Банк обеспечивает почти 65% этого объема. Если изначально (в 2007-2008 годах) доля кредитных продаж Тойота Банка в продажах дилеров была на уровне 1%, в 2009 году это уже 5,5%. В 2010 году мы наблюдаем колоссальный рост",— рассказал президент Тойота Банка Александр Колошенко. Значительный рост продаж кредитных автомобилей по собственным программам отметили также и в Мерседес-Бенц Банк Рус.

Что касается стоимости ссуд, выдаваемых автобанками на приобретение своих моделей, то их ставки не сильно отличаются от стандартных процентных ставок крупных российских. К примеру, самые низкие ставки на новые автомобили предлагают Газпромбанк и ЮниКредит Банк — от 13% годовых в рублях, действующие при сроке кредита до года. Сейчас минимальные ставки в рублях предлагает БМВ Банк — от 8%, следом идут Тойота Банк и Мерседес-Бенц Банк Рус — от 9,5% и 12,5% годовых соответственно. Впрочем, покупку отдельных моделей банки автоконцернов финансируют на еще более выгодных условиях. К примеру, в Тойота Банке получить кредит можно по ставке 6,9% годовых при покупке новых Camry, Corolla или RAV4. Правда, при этом необходимо соблюсти и определенное условие: например, сдать в trade in автомобиль Corolla, и за счет собственных накоплений придется оплатить не менее 20% нового авто. "В ближайшее время мы предложим программу покупки автомобилей с гибридным двигателем Toyota Prius по самым низким ставкам, когда либо предлагавшимся банком",— сообщил Александр Колошенко.

На ряд моделей в Мерседес-Бенц Банк Рус ставки составят от 0% до 4,9% годовых. Без переплаты банк кредитует покупку авто C-, ML- и S-класса при первоначальном взносе от 50%. Покупка модели В-класса обойдется заемщику в 4,9% годовых при оплате не менее 30% за счет собственных средств.

Программы автобанков отличаются заметным разнообразием, к услугам потенциальных заемщиков — порядка десяти кредитных предложений. Можно приобрести автомобили с пробегом, обменять свою машину на новую в рамках trade in или воспользоваться программой buy-back.

Впрочем, большинство автопроизводителей не первый год предпочитают кредитовать приобретение своих автомобилей, разрабатывая совместные программы с российскими банками. И подобные программы сейчас есть практически на все марки автомобилей. В этом году производители продолжали расширять партнерские отношения с банками. Правда, представители автоконцернов стараются сотрудничать с небольшим пулом крупных российских банков—лидеров автокредитования. К основным провайдерам льготных программ производителей можно отнести Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, ЮниКредит Банк и Русфинансбанк. С каждым из них сотрудничают около десятка различных финансовых представительств автогигантов, список которых заметно вырос в этом году. Например, Сбербанк подключился к кредитной программе Kia Finance, а также стал кредитовать покупку Volkswagen, Audi и Skoda. Кроме того, банк представил программу с дистрибутором китайского производителя Lifan компанией "ДерВейс". Участниками программ Kia Finance стали Русфинансбанк и ВТБ 24. Банк "Уралсиб", Райффайзенбанк и ВТБ 24 начали финансировать на специальных условиях покупку автомобилей Hyundai. А Кредит Европа Банк и Русфинансбанк — Daewoo Nexia и Matiz. Jaguar Finance и Land Rover Finance представили свои программы клиентам ВТБ 24 и ЮниКредит Банка.

Как отмечают в банках, такие программы пользуются особой популярностью у заемщиков, и доля кредитов, выдаваемых по совместным программам, динамично растет. "На сегодняшний день в рамках совместных программ выдается свыше 80% автокредитов. За последний год эта доля существенно не изменилась, но тенденции к ее снижению точно не наблюдается. Скорее наоборот, так как именно в эту сторону уже давно сместился интерес и клиентов, и автопроизводителей, и банков",— рассказал начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка Иван Сысков. "Совместные программы с автопроизводителями пользуются высоким спросом. Для клиентов такие программы действительно предполагают более привлекательные условия кредитования. В среднем около 25-30% автокредитов на рынке продаются по специальным программам. За последние год-полтора эта доля значительно выросла",— отметил начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей Токарев.

В ЮниКредит Банке некоторые модели Renault при оформлении кредита можно приобрести без переплаты. Правда, это касается только автомобилей, выпущенных в 2008-2009 годах. На большую часть модельного ряда этого года выпуска ставки начинаются от 3,9% годовых. Ставка от 4,9% годовых — для желающих купить в "ЮниКредите" Nissan Micra, Note, Qashqai, Qashqai+2 или X-Trail . Большинство автомобилей модельного ряда Mitsubishi тоже можно оформить без переплаты в ВТБ 24 и Сбербанке. Компания Kia компенсирует заемщикам 5% от действующих ставок в Газпромбанке, ВТБ 24, Русфинансбанке и Сбербанке. Спецпрограмма действует на все модели Kia при взносе от 50% и сроке кредита до трех лет за исключением Sportage SL. "Далеко не все программы предусматривают такие выгодные условия, однако программа с производителем всегда предполагает более привлекательные условия, нежели базовые программы. Это может выражаться не только в ставке кредитования, но и других параметрах кредита (размер первоначального взноса, комиссии и т. д.)",— заметил Алексей Токарев.

По мнению банкиров, развитие подобных программ может изменить расстановку сил в автокредитовании, и большинству банков, не принимающих участия в совместных проектах, станет заметно сложнее привлекать заемщиков. "В долгосрочной перспективе доля совместных программ на рынке автокредитования будет увеличиваться, вытесняя базовые программы банков. Банкам, не участвующим в совместных программах, будет все сложнее конкурировать с более привлекательными программами, реализуемыми совместно с автопроизводителями. Полагаю, что совсем отказываться от автокредитов такие банки не будут, но при этом продвижение продукта для них значительно осложнится",— считает Алексей Токарев. "Я думаю, что в среднесрочной перспективе рынок автокредитования будет поделен между банками автопроизводителей и банками, сотрудничающими с автопроизводителями. Кроме того, на рынке, конечно, останутся крупные банки с госучастием, выполняющие социальные функции. Доля банков, для которых развитие автокредитования не является приоритетным направлением, постепенно сократится",— согласен с ним Иван Сысков.

Отдельно стоит отметить предложения Собинбанка и банка "Открытие", которые готовы предоставить своим клиентам автомобиль в рассрочку. Все довольно просто: заемщик оплачивает первоначальный взнос, не менее 30% от цены автомобиля, оставшаяся часть стоимости разбивается на число месяцев рассрочки, а получившаяся сумма составляет ежемесячный платеж клиента. Единственная комиссия, взимаемая банком, составит 6 тыс. и 9 тыс. руб. в Собинбанке и банке "Открытие" соответственно. "Клиент банка по этой программе платит только единовременную комиссию за открытие карты (9 тыс. руб.), с помощью этой карты гасится равными платежами кредит на машину. Никаких других комиссий банк по условиям этой программы не берет",— рассказал заместитель начальника департамента розничных продаж банка "Открытие" Сергей Костюков.

Автомобиль можно выбрать в автосалонах—партнерах банков, которые предлагают чуть ли не полный список всех возможных марок авто. Впрочем, без соответствующей платы ссудить деньги на автомобиль ни один банк не в состоянии, это известный факт. И программы рассрочки совсем не означают, что банк вернет себе лишь столько, сколько и дал взаймы. На практике рассрочка вряд ли окажется лучше стандартных банковских программ с реальным процентными ставками. Именно это и выяснилось в результате обзвона более десятка автосалонов, работающих с банками по программе рассрочки, с просьбой рассчитать размеры платежей.

Во всех случаях кредитные менеждеры продавцов авто указывали на необходимость уплаты, как они ее называли, "факторинговой комиссии", которая взимается непосредственно в автосалоне. Причем ее размер составляет довольно внушительные 2-4% от стоимости автомобиля. К примеру, за автомобиль Peugeot 207 стоимостью 546 тыс. руб. в официальном дилерском центре "Авес-Пежо" насчитали при рассрочке на год и первоначальном взносе 30% лишние 15 288 руб. комиссии в случае с Собинбанком и 21 480 руб. при ее оформлении в банке "Открытие". В банке "Открытие" сообщили, что не вправе комментировать комиссии, заявляемые дилером при консультировании, так как это относится к условиям продавца и касается условий договора дилера и клиента, который, в свою очередь, не обязан уплачивать несуществующие комиссии. А все комиссии банка по данной программе можно узнать, обратившись непосредственно в банк. "Желающий приобрести автомобиль в рассрочку оплачивает комиссию в размере 6 тыс. руб. и полис каско. Все остальные расходы клиента, связанные с покупкой автомобиля, остаются в рамках его договоренностей с дилерским центром",— прокомментировал начальник управления розничных продаж московского регионального центра Собинбанка Владимир Карташов.