Как известно, с 1 февраля 2010 года вступил в силу закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Практически одновременно, 3 февраля 2010 года, Минпромторг России (МПТ) опубликовал статистические данные «О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009 года», а Минэкономразвития (МЭР) - отчет «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году».

Давайте посмотрим, как этот закон повлияет на состояние весьма важной отрасли. Ведь, как известно, предприятия торговли кредитуют практически все банки, и уж точно нельзя найти ни одного банка, в котором бы не находилась на расчетно-кассовом обслуживании хотя бы одна торговая организация.

Основные положения закона

Правительство России имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на социально значимые товары (список из 33 таких товаров сейчас находится на утверждении) на территории субъекта РФ, если рост розничных цен на них в течении 30 дней составил 30% и более.

Бонусы за объем поставок продуктовых ритейлеров могут быть не более 10% (за исключением социально значимых товаров, бонусы по которым взимать не допускается).

Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу, и подобные услуги, оказываются на основании отдельных договоров, включение подобных условий в договоры поставки не допускается, как и принуждение к заключению договоров оказания услуг.

Сроки оплаты продовольственных товаров: со сроком хранения 10 дней – не более 10 дней со дня приемки таких товаров, со сроком хранения от 10 до 30 дней – не более 30 дней, остальных продовольственных товаров, а также алкогольной продукции – не более 45 дней. Запрещается устанавливать условия по возврату таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Запрещается расширение продуктовой сети, если ее доля на местном рынке продовольствия достигает 25%.

Условия договоров поставки должны быть приведены в соответствие с законом в течении 180 дней с момента его вступления в силу. Ограничение в отношении доли рынка муниципальных районов и городских округов применяется с 1 июля 2010 года.

Мнения участников рынка

Как всегда бывает, мнения по поводу принятия нового закона высказываются прямо противоположенные.

Совладелец сети продовольственных магазинов «Магнит» Сергей Галицкий, высказался следующим образом: «Розница стоит на вершине товаропроизводящей цепи. И конечно, к нам эмоциональное отношение негативное… Все, что произошло с законом, вызывает у нас обостренное чувство несправедливости. Вместо того, чтобы поддерживать людей, начавших свой бизнес на ровном месте, их ограничивают в росте. А те, кто получил заводы и фабрики непонятным образом, пожалуйста, растите… Закон отдает преимущество крупным «коробкам», которые у нас в основном у Ашан, Metro, и других иностранных игроков … Если станет невозможно зарабатывать в розничной торговле, я сам займусь производством и научу наших производителей работать на норме прибыли в 3%».

Главный исполнительный директор компании X5 Retail Group Лев Хасис заметил, что «нормы закона, запрещающие ритейлерам брать с поставщиков бонусы, заставят компанию пересмотреть ассортимент. Мы будем оставлять только те бренды, которые хорошо продаются».

Правда, он все же и похвалил новый закон: «Там не написано, что государство контролирует цены и наценки – это прекрасно. Там не написано, что магазины должны закрываться в 8 вечера и в очереди не должно быть больше трех человек. Туда много чего не попало, и это хорошо!»

А вот депутат Государственной Думы Ирина Яровая придерживается противоположенного мнения: «Закон постулирует, что регулирование цен возможно в принципе, а также то, что при резком росте цен правительство вправе их ограничить. Торговые организации, не привыкшие работать по собственным же договорам, попадут в процессе реализации закона в затруднительное положение, но для нас главным является движение к подлинной свободе договора торговых организаций с сельхозпроизводителями».

Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли, считает, что «новый закон - это крупнейшее поражение российского ритейла. Торговым сетям теперь нужно научиться жить по нему и перестать привлекать к себе внимание».

Высказываются и нейтральные мнения, что развитие розничной торговли как раз и приводит к повышению конкуренции и качества услуг в отрасли, и сдерживать его не следует.

Итоги розничной торговли в 2009 году

Но, возможно, ситуация в розничной торговле настолько стабильная и благоприятная, что именно сейчас и есть резон заняться ее приближением к нормам цивилизованного рынка? Давайте посмотрим, какую информацию приводят Минэкономразвития и Минпромторг.

Оборот розничной торговли составил в 2009 году 14,5 трлн. руб., или 94,5% к 2008 году. В 64 регионах России оборот розничной торговли упал, в 20 - увеличился. Наибольшее его увеличение (на 13,1% по сравнению с 2008 годом) отмечено в Ингушетии.

ris1.jpg

Источник: МЭР.

Замедление темпов роста денежных доходов населения привело к смещению потребительского спроса в сторону более дешевых товаров, и соответствующему изменению ассортимента.

Оборот пищевых продуктов в 2009 году, включая напитки и табачные изделия, сократился на 2,5% по сравнению с 2008 годом, оборот непродовольственных товаров сократился на 8,3%.

ris2.jpg

Источник: МЭР.

В результате в структуре оборота розничной торговли доля пищевых продуктов выросла с 46,8% в 2008 году до 48,6% в 2009 году.

На состояние розничной торговли влияет также и тот момент, что за 11 месяцев 2009 года при увеличении денежных доходов населения на 11,7% расходы на покупку товаров и оплату услуг выросли только на 4,7%, а вот сбережения – на 80%!

Доля расходов на продукты питания в структуре расходов домашних хозяйств в России (29%) значительно выше, чем в развитых странах – Британии (7%), Германии (9%), Франции (10,7%), США (6,2%).

Снижение спроса привело к замедлению роста цен на товары. Так, продовольственные товары подорожали на 6,1%, что в 2,7 раза меньше, чем в 2008 году.

В разрезе форматов торговли в 2009 году торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка, формировали 86,4% оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки – 13,6% (в 2008 году – 86,8% и 13,2% соответственно), в декабре 2009 года – 86,8% и 13,2% соответственно, что соответствует показателям декабря 2008 года.

В стационарной торговой сети в 2009 году оборот розничной торговли сократился на 6% по отношению к 2008 году (в декабре 2009 года – на 3,7% к декабрю 2008 года), а на розничных рынках и ярмарках – на 2% к 2008 году (в декабре 2009 года – на 3,6% к декабрю 2008 года).

Несмотря на рост доли розничных торговых сетей (декабрь 2008 года – 28,3%, декабрь 2009 года – 30,5%), доля современных форматов торговли в розничном обороте России мала по сравнению с развитыми странами. Так, в России по продуктам питания в 2008 году она составила 35%, а в Дании – 83%, во Франции – 78%. В непродовольственной рознице в 2007 году доля современных форматов торговли составила: в России – 34%, в Британии – 89%, в Германии – 85%, в Чехии – 60%. В то же время в России в 2009 году наблюдалась переориентация населения с магазинов на рынки, их доля выросла в обороте розничной торговли с 13,2% до 13,6%.

В докризисный период увеличивалась доля современных форматов торговли. Площади супермаркетов и гипермаркетов на душу населения возросли с 13 кв. м. на тысячу человек в 2002 году до 73 кв. м. на тысячу человек в 2008 году. Но в этом Россия также значительно отстает от развитых стран – так, если в России в 2007 году на 100 тыс. человек было 15 продовольственных магазинов современного формата, то в Норвегии – 86 магазинов, в Дании – 55, в Германии – 41.

В непродовольственной рознице наблюдается аналогичная ситуация – на тысячу жителей в Норвегии приходилось в 2008 году 500 кв. м. современных торговых центров, а в России – всего около 60 кв. м.

Экономический кризис привел к резкому сокращению инвестиций в российский сектор торговли. В 2008 году иностранные инвестиции в отрасль составили $23,9 млрд., упав на 50% по сравнению с 2007 годом, а за первые 9 месяцев 2009 года – снизились на 9,2% к соответствующему периоду 2008 года.

Наблюдалось значительное сокращение строительства новых торговых объектов и замедление ввода уже строящихся, что явилось одной из причин снижения оборота торговли в 2009 году, а также снижения остроты конкуренции в секторе, качества обслуживания, увеличения рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.

Принятые меры по сокращению издержек в отрасли, в том числе – численности занятых на 4,3%, а также снижение арендных ставок, привели к увеличению прибыли предприятий розничной торговли с 1,6 млрд. руб. в 1 квартале 2009 года (10,4% от соответствующего показателя 2008 года) до 51,1 млрд. руб. по итогам 11 месяцев, что лишь на 5,3% ниже аналогичного показателя 2008 года.

Что в итоге?

Таким образом, видно, что до уровня развитых стран российской розничной торговле необходимо расти еще не один год.

Положение в отрасли в 2009 году ухудшилось, особенно неприятно сокращение инвестиций в этот бизнес, что не могло не отразиться на объеме ввода новых торговых площадей. Хотя в сравнении с отраслями – лидерами падения в 2009 году торговля смотрится еще не так уж и плохо. Например, падение промышленного производства в 2009 году составило по отношению к 2008 году 10,8%, обрабатывающего производства - 16%, инвестиций в основной капитал – 17%, строительства – 16%, объема коммерческих перевозок – 18,2%.

Будут ли положения вступившего в действие закона о торговле способствовать развитию отрасли? Думаю, для ответа на этот вопрос не нужно ждать данных статистики за 2010 год. Ведь любой читатель сам является покупателем в торговых центрах, и по изменению в ассортименте товаров и цен на них уже к середине года легко сможет сам сделать предварительные выводы, задолго до появления цифр и графиков Минэкономразвития.