Инвесторы, незаконно использующие инсайдерскую информацию, имеют неправомерное преимущество над другими инвесторами, в результате чего, вовремя приобретая и продавая акции, мошенники получают огромную прибыль. И все это происходит за счет денежных средств добросовестных инвесторов. При этом в период кризиса финансовый рынок стал еще более уязвимым в части манипулирования ценами и использования инсайдерской информации - объемы торгов снизились и стало легче манипулировать ценами.

Новый закон об уголовной ответственность за манипулирование ценами

До недавнего времени не существовало эффективного механизма борьбы с инсайдерами, несмотря на то, что в последние десять лет шла активная работа над разработкой законопроекта на эту тему. Слабая защита прав инвесторов является одной из главных причин, почему наш финансовый рынок до сих пор относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). Это в свою очередь оказывает негативное влияние на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, особенно в период экономического кризиса. До последнего времени манипулирование финансовым рынком оставалось практически безнаказанным из-за отсутствия законодательной базы. В лучшем случае Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) могла лишить мошенников лицензии профучастника рынка ценных бумаг, но и эта мера использовалась ФСФР в единичных случаях. Впрочем, безнаказанность инсайдеров в большей степени связана даже не с пробелами в законодательстве, а с пассивной реакцией ФСФР на незаконные действия инсайдеров и манипуляторов.

Значительным шагом для борьбы с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком стал Федеральный закон №241-ФЗ от 30 октября 2009 года, который с 14 ноября 2009 года ввел уголовную ответственность за новые составы преступлений на рынке ценных бумаг. Среди новых составов преступлений необходимо отдельно выделить статью 185.3 Уголовного кодекса «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг». Под это понятие подпадают действия, в результате которых повышается, понижается и поддерживается цена ценных бумаг, спрос на них или объем торгов ценными бумагами. Ответственность манипуляторов  по новому законодательству предусматривает штраф от 300 тысяч рублей до шести лет лишения свободы. До введения вышеуказанной статьи в Уголовный кодекс, за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг была предусмотрена всего лишь декларативная административная ответственность. Применялась она редко и установленные в КоАП РФ мизерные штрафы в размере от трех до пятисот тысяч рублей не являлись мерой ответственности способной остановить недобросовестных инвесторов.

Два других состава уголовных преступлений, введенных Законом №241-ФЗ, «нарушение порядка учета прав на ценные бумаги» и «воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг» должны снизить активность рейдеров, так как до этого основная часть участников рейдерских захватов привлекалась к гражданско-правовой, а не к уголовной ответственности. Рейдеров можно было привлечь к уголовной ответственности только по таким статьям Уголовного кодекса как мошенничество, подлог документов, кража.

Хотелось бы надеется, что введение уголовной ответственности за манипулирование рынком ценных бумаг, сыграет хотя бы превентивную роль в отношении недобросовестных инсайдеров. Текущая статистика использования действующих статей Уголовного кодекса, кототрые предусматриваюn ответственность за злоупотребление при эмиссии ценных бумаг и злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, показывает крайне неэффективную работу правоохранительных органов с этими составами преступлений. За последние несколько лет количество возбужденных по этим статьям уголовных дел не превышает двух десятков, при том, что из них до судебного разбирательства дошли далеко не все дела. Это связано как с недостаточным профессионализмом органов внутренних дел, так и с отсутствием эффективной помощи со стороны ФСФР.

Законопроект о противодействии инсайду

17 апреля 2009 г. Госдума РФ приняла в первом чтении проект Федерального закона № 145626-5 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», разработкой которого ФСФР занималась с момента своего создания. Отличительной особенностью законопроекта является то, что проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком, он решает комплексно - его действие распространяется как на финансовый (включая валютный), так и на товарный рынок.

В чем же новизна законопроекта и как он будет защищать инвесторов ? В проекте закона дается определение понятия инсайдерская информация, отсутствующего в настоящее время, и вводится правовой режим ее использования. ФСФР предлагает понимать под инсайдерской информацией точные и конкретные сведения, которые не были раскрыты, распространены или предоставлены, в том числе составляющие коммерческую, служебную и другую тайну, доступ к которой имеет определенный круг лиц (инсайдеры), и раскрытие, распространение или предоставление этих сведений может оказать существенное воздействие на цены финансовых инструментов или товаров. Существующие в законодательстве определения служебной информации, использования служебной информации на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих служебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введении понятия «инсайдерская информация» назрело давно.

Кроме того законопроект определяет круг инсайдеров и устанавливает запрет на использование инсайдерской информации при совершении сделок. Предполагается, что участники рынка ценных бумаг будут вести списки инсайдеров, и осуществлять меры по выявлению и предотвращению незаконного использования инсайдерской информации. ФСФР наделяется новыми полномочиями по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения ФСФР органов внутренних дел, включая проведение общих проверок.

К манипулированию рынком Законопроект относит ряд действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая интернет), любым иным способом ложных сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение финансового инструмента или товара, либо объем торгов. Это положение Законопроекта вызвало большой отклик во многих средствах массовой информации, так как к уголовной ответственности по формальным признакам могли быть привлечены главный редактор, редакция СМИ, распространивших ложные или вводящие в заблуждение сведения. Реакция вполне понятная -распространяющие информацию СМИ как правило не знают о ложности таких сведений. ФСФР пошла навстречу в этом вопросе и уже внесла соответствующие коррективы в законопроект, которые устанавливают привлечение СМИ к ответственности только за умышленное распространение информации. Тем не менее, с целью повышения эффективности нового закона полностью из под действия закона СМИ не были выведены.

Следует отметить, что в законопроекте не предусмотрены конкретные санкции за незаконное использование инсайдерской информации и иные нарушения, предусмотренные законопроектом. Вероятно, они будут отдельно введены в Уголовный кодекс и КоАП уже после принятия Законопроекта. В настоящее время законопроект находится на стадии подготовки ко второму чтению в Госдуме РФ. Принятия закона об инсайдерской информации и его эффективное применение со стороны ФСФР и органов внутренних дел может стать одним из ключевых факторов для отнесения России к категории государств с регулируемым финансовым рынком, что повысит кредитный рейтинг России и усилит конкурентоспособность национального финансового рынка.

«Синергия права» - http://www.lawsynergy.ru