Сергей, в свое время, после дефолта 1998 года, вы сделали себе имя на работе с проблемными кредитами. А сейчас планируете этим заняться?

– Целенаправленно нет. Сейчас все-таки другое время и совсем другие проблемы. В рамках наших проектов прямых инвестиций приходится заниматься работой с проблемными активами. Недавно ряд крупных российских банков также предложил нам этим заняться, поскольку это не банковское дело. Пока сказать не могу, во что это выльется и насколько это направление станет для нас систематическим.

В сфере интернет-индустрии есть планы по вхождению в новые проекты?

– Мы уже достаточно давно вошли в четыре проекта. Это не стартапы, не венчуры, предпочитаем работать с теми проектами, которые уже состоялись, у которых уже есть имя. Несколько лет назад поставили задачу искать интересные интернет-проекты и договорились, что будем инвестировать в такие бизнесы вместе с компанией DST. В России это «Центр развития экономики», специализирующийся на организации B2B-торговли. На Украине – это ведущий поисковик meta.ua, сайт о финансах finance.ua и специализированный ресурс auction.ua. В ближайшее время не исключено, что один из этих проектов будет продан западному стратегическому игроку.

А «Центр развития экономики» будете выводить на биржу?

– Было предложение от ММВБ вывести такой проект для публичного размещения. Мы провели презентацию, но в итоге решили отложить IPO, пока копания еще слишком дорога сердцу. Возможно, к этому вопросу вернемся позже. Что касается «Института стволовых клеток человека», который мы выводим на биржу в качестве соорганизаторов, то частные инвесторы подписываются, интерес есть. Еще один проект – телекоммуникационная «Наука-связь», которую ранее также планировали вывести на IPO, будем все-таки предлагать не частным инвесторам, а институциональным. В «Науку» мы вложили деньги несколько лет назад, на начальной стадии. Сейчас у компании множество вариантов дальнейшего развития. Нам показалось интересным использовать биржу ММВБ в качестве трибуны для рассказа о компании и поиска стратегических инвесторов.

На чем группа больше всего заработала в этом году?

– Хорошо показал себя брокерский бизнес – «Проспект» и «Ай Ти Инвест». Тут растут не только обороты, но в особенности клиентская база. Хорошие результаты продемонстрировала УК «Паллада». Понятно, что в основном за счет роста индексов. Инвестбанковский бизнес и прямые инвестиции – здесь также были сделки, по которым мы выходили из проектов с неплохой прибылью.

Как прошли испытание кризисом? Выросли?

– Сейчас мы управляем существенной суммой пенсионных денег. Для нас Первый НПФ – одна из принципиальных инвестиций, продавать не собираемся, напротив – будем расширять. Постоянно появляются новые предложения о приобретениях. В периоды кризиса ты становишься лидером не потому, что растешь, а потому что просто остаешься в живых на этом рынке. Поэтому если под лидерством понимать долю рынка по нашим основным дивизионам, то да, мы выросли. И вообще, я считаю, в лидеры выйдут компании, которые инвестируют в Россию.

Это относится также и к страховому бизнесу?

– Новых игроков на этом рынке точно не ожидается – будет как-то развиваться то что есть. Страхование – это одна из самых сложных отраслей на российском рынке, наименее регулируема, наименее защищена. С другой стороны, буквально в последний месяц мы увидели большой интерес к страховому бизнесу от западных компаний. А вот внут­ренние инвесторы интересоваться вообще престали. Драйвером на страховом рынке в последние несколько лет было автострахование, но сегодня продажи автомобилей упали на 50% и упадут еще, люди экономят на всем, в том числе на страховках. Страховщиков ждут тяжелые времена, кто выживет – тот и сформирует будущую карту этой индустрии в стране.

Какие еще отрасли будут проблемными в будущем году?

– Проще сказать, какие не будут. Недвижимость – не исключение. Мы это ощущаем на себе, поскольку тоже сделали ряд инвестиций. Никаких признаков восстановления не видим и о дальнейшем развитии рынка говорить сложно. Может быть, жилая недвижимость и будет как-то на плаву находиться, но ведь осталась после кризиса масса недостроя, и новые деньги придут в эти проекты явно не скоро – существующие бы распродать.

А что будет с ценами на недвижимость?

– Сейчас цены не падают, но потому, что девелопер не может снизить их. Так как после этого ему придется объявлять банкротство, затем банкротство придется объявлять банкам, потом – всей стране. Это клубок проблем. И всей этой цепочке приходится делать вид, что ничего не происходит. Так было в этом году, будет в следующем, может продлиться еще несколько лет. Офисная недвижимость ничего не стоит, если нет ни одного покупателя.

Недавно группа купила сеть «Магазинов горящих путевок». Чем вас привлек этот бизнес, особенно в кризис?

– Это очень интересный антикризисный проект. Во-первых, понятно, что люди идут в эти магазины, потому что там дешевле. Во-вторых, это франчайзинг, управляющая компания предоставляет брэнд «МГП» для туристических агентств, они сами несут все расходы. А турагентствам в свою очередь туроператоры рады предоставить скидки. У нас открывается по четыре-пять новых офисов в неделю. Такими темпами мы сможем достичь показателя в 500 точек к концу следующего года.

А что еще интересного среди проектов прямых инвестиций?

– Приличный результат показала наша золотодобывающая компания «Селигдар». Цены на металл высокие, планы по добыче выполняются. Также в этом году провели объединение двух голосовых брокеров «Информ-Протект» и ПРБТ под один брэнд Premex. Что касается этого года, то он продемонстрировал просто удивительные и совершенно неожиданные результаты, обороты выросли в несколько раз, особенно по валютным парам. Premex стал лидирующим голосовым брокером.