Начало статьи

Требования к документам для валютных операций и основания для отказа в их приеме

Согласно пункту 1.7 части III Правил ведения бухгалтерского учета для осуществления валютных операций клиентами представляются документы, предусмотренные соответствующими нормативными актами Банка России.

Требования к оформлению расчетных документов, представляемых в уполномоченный банк резидентом и нерезидентом при осуществлении валютных операций, установлены пунктом 1.14 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И).

Расчетный документ должен содержать после обязательных реквизитов (при их наличии) перед текстовой частью в поле «Назначение платежа» (при аккредитивной форме расчетов — в поле «Наименование товаров (работ, услуг), № и дата договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучатель и место назначения)» следующую информацию:

- код вида валютной операции в соответствии с приложением 2 к Инструкции № 117-И;

- номер паспорта сделки (в случае осуществления валютной операции, по которой Инструкцией № 117-И предусмотрено оформление паспорта сделки, за исключением случая, когда расчетный документ представляется нерезидентом).

Указанная информация должна быть заключена в фигурные скобки и иметь следующий вид: {VO<код вида валютной операции>PS<номер паспорта сделки>}.

Отступы (пробелы) внутри фигурных скобок не допускаются.

Разделительные символы «VO», «PS» указываются прописными латинскими буквами (наприм., {VO10040PS04060001/0001/0000/1/0}).

В случае если требование об оформлении паспорта сделки не установлено в соответствии с Инструкцией № 117-И, соответствующая информация в расчетный документ не включается (например, {VO10010}).

Инструкция № 117-И устанавливает, что уполномоченный банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в расчетном документе, сведениям, содержащимся в документах, являющихся основанием для проведения валютных операций, а также соблюдение резидентом и нерезидентом порядка оформления расчетных документов в соответствии с требованиями, установленными соответствующими положениями Инструкции № 117-И и иными нормативными актами Банка России. Расчетный документ принимается к исполнению в случае его надлежащего заполнения и оформления.

Пунктом 1.16 Инструкции № 117-И предусмотрены следующие основания для отказа уполномоченным банком резиденту и нерезиденту в приеме расчетных документов и выполнении распоряжения о проведении валютных операций:

- расчетный документ оформлен с нарушением требований пункта 1.14 Инструкции № 117-И;

- из представленных резидентом документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, следует несоответствие проводимой валютной операции коду вида валютной операции, указанному в расчетном документе.

Еще одно основание отказа уполномоченным банком в приеме расчетного документа и осуществлении валютной операции предусмотрено Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон о валютном контроле).

Из части 5 статьи 23 Федерального закона о валютном контроле следует, что уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления резидентом или нерезидентом документов, являющихся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты).

Требования к таким документам и порядку их представления установлены статьей 23 Федерального закона о валютном контроле. В соответствии с этими требованиями все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Следует отметить, что агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

В случае отказа уполномоченного банка в приеме к исполнению расчетного документа и осуществлении валютной операции указанный расчетный документ, а также другие документы, представленные резидентом или нерезидентом в соответствии с Инструкцией № 117-И, возвращаются уполномоченным банком резиденту или нерезиденту заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их представления в уполномоченный банк, либо передаются под расписку резиденту, или нерезиденту, или лицу, действующему на основании доверенности соответственно резидента или нерезидента.

Особенности проверки платежных поручений и основания для отказа в их приеме

Согласно пункту 1 статьи 864 ГК РФ содержание платежного поручения и представляемых вместе с ним расчетных документов и их форма должны соответствовать требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Из пункта 2 статьи 864 ГК РФ следует, что при несоответствии платежного поручения требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, к содержанию и форме платежного поручения банк может уточнить содержание поручения. Такой запрос должен быть сделан плательщику незамедлительно по получении поручения. При неполучении ответа в срок, предусмотренный законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а при их отсутствии — в разумный срок банк может оставить поручение без исполнения и возвратить его плательщику, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором между банком и плательщиком.

В соответствии с пунктом 3.4 части I Положения № 2-П платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 (приложение 1 к этому Положению).

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле «Поступ. в банк плат.» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

Следует отметить, что перечень реквизитов, которые должно содержать платежное поручение, включает реквизит «очередность платежа».

В связи с этим в практике кредитной организации возникает вопрос о том, является ли несоответствие очередности платежа, указанной клиентом в платежном поручении, очередности, установленной законодательством, основанием для отказа банком в принятии такого расчетного документа.

По мнению Л.А. Новоселовой, «обязанность указания очередности платежа возлагается на плательщика. Закон и банковские правила не возлагают на банк обязанность проверять соответствие указанных плательщиком данных действительному положению дел»1.

В юридической литературе встречается прямо противоположная точка зрения, согласно которой «несмотря на то, что в законе нет прямого указания на обязанность банка контролировать правильность указания клиентами очередности списания денежных средств в платежных документах, такой контроль банк все же обязан осуществлять»2.

Правило о том, что при представлении в банк или иную кредитную организацию платежных документов по перечислению средств (получению платежа) в правой стороне в специально отведенных графах клиенты проставляют очередность платежей в соответствии с очередностью, установленной ГК РФ, введено в действие Банком России письмом от 01.03.96 № 246 «Об изменении порядка очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц», которое указанием ЦБ РФ от 15.06.2001 № 978-У признано утратившим силу в связи с введением в действие Положения № 2-П.

Обязанность проставления очередности платежа, соответствующей законодательству, возлагается Положением № 2-П на плательщика — клиента банка. Для внесения очередности платежа в бланке платежного поручения предназначено поле № 21, в правилах по заполнению которого (приложение 4 к Положению № 2-П) указывается следующее: «Проставляется очередность платежа в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России, или поле не заполняется в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России».

Из требования, установленного пунктом 7.6 части III Правил ведения бухгалтерского учета, следует, что банк обязан провести проверку платежного поручения клиента только на предмет наличия в нем указания на очередность платежа.

Таким образом, проверка расчетного документа на предмет соответствия очередности платежа, указанной клиентом в этом документе, очередности, установленной законодательством, не входит в обязанность кредитной организации. Основанием для отказа клиенту в приеме платежного поручения является отсутствие в нем указания на очередность платежа.

Следует отметить, что ранее действовавшее положение Банка России от 01.03.1996 № 244 «О порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций» (п. 5 и 6) прямо предписывало кредитной организации не проверять соответствие законодательству очередности и сроков платежа, указанных кредитными организациями — корреспондентами в платежных поручениях, а также не принимать к исполнению платежные поручения, в которых кредитная организация — корреспондент не проставила очередность платежей.

Положением № 2-П предусмотрено правило, согласно которому расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Это правило уточнено пунктом 1.7 части III Правил ведения бухгалтерского учета, в соответствии с которым платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня выписки.

Как справедливо отмечает Л.А. Новоселова, «данное правило определяет срок, в течение которого выписанное клиентом поручение подлежит передаче в банк для исполнения, а не срок его исполнения банком. Поэтому являются необоснованными действия банка, который принимает поручение для исполнения до истечения указанного срока, помещает его в картотеку в связи с отсутствием средств на счете, а затем возвращает его клиенту как утратившее силу в связи с истечением срока действия. Нарушением следует признать как отказ банка принять поручение, срок действия которого не истек, так и принятие поручения, недействительного в связи с истечением срока его действия»3.

Нормой пункта 3 статьи 865 ГК РФ предусмотрена обязанность банка незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения. Порядок оформления и требования к содержанию извещения об исполнении поручения предусматриваются законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или соглашением сторон. Согласно пункту 3.9 части I Положения № 2-П банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Особенности проверки банками платежных требований и инкассовых поручений и основания для отказа в их приеме

Особый порядок проверки банками установлен для платежных требований и инкассовых поручений, так как они предъявляются к счету не его владельцем — клиентом банка, а третьими лицами (получателями средств, в том числе взыскателями).

Указанные расчетные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя) (банк-эмитент), который в свою очередь для осуществления расчетов по инкассо вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).

Из этого общего правила, установленного пунктом 8.3 части I Положения № 2-П, следует выделить два исключения.

Первое исключение заключается в том, что платежные требования и инкассовые поручения клиентов кредитных организаций (филиалов), предъявляемые к счету кредитной организации (филиала), должны направляться в учреждение или подразделение Банка России, обслуживающее данную кредитную организацию (филиал) (п. 8.6 части I Положения № 2-П).

Второе исключение связано с предъявлением в банк инкассовых поручений, оформленных налоговыми органами, имеющими счета в органах федерального казначейства. Согласно разъяснению департамента платежных систем и расчетов Банка России4, доведенному до кредитных организаций письмом Отделения № 1 МГТУ Банка России от 17.01.2001 № 51-1075, органы, выполняющие контрольные функции в соответствии с законодательством и осуществляющие взыскание средств в бесспорном порядке, если они не имеют счетов в банках (лицевые счета открыты в органах федерального казначейства), представляют инкассовые поручения на взыскание налогов и сборов непосредственно в банки, обслуживающие плательщиков.

Банк-эмитент и исполняющий банк осуществляют проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты проставления всех предусмотренных бланком реквизитов, а также идентичности всех экземпляров представленных расчетных документов.

В дополнение к этому банк-эмитент проверяет также соответствие подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке с образцами подписей и оттиска печати, что не обязан проверять исполняющий банк, получающий расчетные документы от банка-эмитента.

На всех экземплярах принятых расчетных документов проставляются штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя, что в свою очередь дополнительно проверяет исполняющий банк. Не будет являться основанием для возврата инкассовых поручений отсутствие штампов банка-эмитента и подписи ответственного исполнителя на экземплярах указанных расчетных документов в случае их представления налоговыми органами непосредственно в исполняющий банк, на что указывалось выше.

При приеме инкассовых поручений с приложенными исполнительными документами банками проверяется соответствие реквизитов расчетного документа (даты и номера исполнительного документа, на который сделана ссылка в расчетном документе, взыскиваемой суммы, наименований, указанных в полях «Плательщик» и «Получатель» расчетного документа) реквизитам исполнительного документа.

Наименование, указанное в поле «Получатель» расчетного документа, может не соответствовать наименованию взыскателя в исполнительном документе в случае взыскания денежных средств судебным приставом-исполнителем и перечисления на депозитный счет службы судебных приставов.

Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, банком-эмитентом не принимаются, а исполняющим банком возвращаются.

Изложенные выше требования к проверке платежных требований и инкассовых поручений, содержащиеся в главе 8 части I Положения № 2-П, являются общими, специальные требования по работе с платежными требованиями (оплачиваемыми с акцептом и без акцепта плательщика) установлены главами 9, 10, 11 части I Положения № 2-П, а по работе с инкассовыми поручениями — главой 12 части I Положения № 2-П.

В зависимости от особенностей бесспорного списания денежных средств со счета различаются требования к оформлению взыскателем инкассового поручения и его приему банком к исполнению.

1. В случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи).

2. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение. В случае взыскания исполнительного сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Указанные инкассовые поручения банк взыскателя принимает с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Основанием для отказа в приеме к исполнению инкассового поручения является предъявление исполнительного документа по истечении срока, установленного законодательством.

Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению установлены статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Из нормы, содержащейся в статье 21 указанного закона, следует, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исключением являются исполнительные листы, указанные в частях 2, 4 и 7 упомянутой статьи закона, а именно:

- исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока;

- исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока;

- судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

3. В случаях, когда бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с положениями основного договора (договора клиента банка со своим контрагентом) при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание средств со счета плательщика без его распоряжения, инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

С.П. Карчевский, Расчетная палата ММВБ, начальник юридического управления


1 - Новоселова Л.А. Денежные расчеты в предпринимательской деятельности. М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИнфоР», 1996. С. 44.

2 - Чубаров С. Договор банковского счета // Хозяйство и право. 1996. № 12. С. 105.

3 - Новоселова Л.А. Указ. соч. С. 56.

4 - Письмо от 05.01.2001 № 17-14/11.