dmitrakov200.jpgДосье Bankir.ru. Антон Дмитраков родился в 1976 году. В 1998 году окончил Финансовую академию. В 1992-1994 годах – специалист отдела валютных платежей и казначейства банка «Оптимум», в 1994-1996 годах – президент Международной студенческой ассоциации AIESEC в Финансовой академии, в 1996-1997 годах – ведущий специалист по анализу компаний и банков в «Дан энд брэдстрит». С 1997 по 2004 год работал менеджером по работе с финансовыми институтами и корпоративными клиентами Ситибанка. С 2004 по 2007 годы - начальник управления по работе с международными клиентами в ранге вице-президента Дрезднер банка. С 2007 по 2009 годы – генеральный директор коллекторского концерна Lindorff в России. В настоящее время – управляющий директор Долгового агентства «Пристав».

- В середине этого года агентство «Пристав» создало специальное Управление коммерческой задолженностью. Чем вызвана эта новация?

- Долговое агентство «Пристав» работает на рынке с 2005 года и очень хорошо зарекомендовало себя в области работы с частными долгами. Естественно, мы стали рассматривать направления дальнейшего развития. Многие наши клиенты – в основном это банки, телекоммуникационные и энергетические компании, а также производственные и торгово-сервисные предприятия различных отраслей экономики – имеют как частных, так и корпоративных должников. Поэтому клиентам необходимо предоставлять комплексные решения и работать со всеми категориями должников. Важно понять, что в отношении коммерческих долгов нужны более серьезные меры по анализу и по получению информации, а также правильное построение отношений с коммерческим должником.

У частных лиц ситуации довольно просты и понятны: ухудшение финансового положения, увольнение или неправильное распределение семейного бюджета. Не всем же быть грамотными экономистами. Желание купить в кредит какие-то новые вещи или услуги не всегда оправдано.

В секторе коммерческих долгов ситуация несколько иная. Здесь мы имеем дело с более профессиональным отношением. С одной стороны, нам проще работать в этом направлении, потому что люди, которые выступают в качестве должников, обладают экономическими, юридическими знаниями. Они понимают, в чем суть вопроса, в какой стадии проработки находится их долг, понимают последствия просрочки или невыплаты. Они видят и пути выхода из ситуации, понимают, как мы можем им помочь. «Пристав» в данном случае выполняет не столько регулирующую, сколько консультирующую, разъясняющую функцию. Практически все корпоративные долги грамотно документально оформлены, и здесь от законной ответственности не уйти. Не отдал долг – судебное решение, исполнительный лист. Так вот, основная наша цель – решить все в досудебном порядке. Минимизировать как затраты заказчика, так и наши затраты, и ускорить процесс погашения долга.

- Как я понимаю, вы и раньше работали с коммерческой задолженностью. Так что, из-за кризиса количество данных долгов возросло, и вам пришлось выделить работу с ними в отдельное направление?

- То, что в связи с кризисом возрос уровень коммерческой задолженности – это лишь один из факторов, который повлиял на то, чтобы развивать это направление. Другой фактор, о котором я уже говорил, – необходимость поддержки наших клиентов по всему комплексу их долгового ряда. Сегодня коммерческие долги намного объемнее, чем частные. Более того, комплекс наших услуг не ограничивается только сбором задолженности. Мы предлагаем и комплекс превентивных мер. Лучше предвосхитить возможные неприятности и потери, чем потом пытаться их ликвидировать. Поэтому мы предлагаем, со своей стороны, независимый мониторинг текущего состояния компании или залога. Это необходимо потому, что зачастую между клиентами, покупателями,  поставщиками существуют долговременные успешные отношения. В силу вступает субъективный взгляд. Иногда это мешает реально оценивать ситуацию.

Кроме того, практически у всех есть желание расширять свою клиентскую базу, базу поставщиков. Но надо понимать, с кем можно иметь дело, а с кем – не надо. Расширение круга партнеров зачастую сопряжено с риском. А поскольку у нас аккумулировано большое количество информации, клиенты и просят нас выяснить, нет ли у потенциального партнера чего-то негативного. Чем хороша информация о возможных негативных последствиях? Она помогает принять решение, учесть все факторы риска и определиться, стоит ли вообще работать с данным партнером.

- То есть компания может заключить с вами договор, и вы берете на себя функцию службы финансовой безопасности?

- Наверное, «безопасности» - это громко сказано. Лучше определить это как услуги службы финансового мониторинга или верификации. Потому что большое количество информации, которая аккумулируется у нас в течение многих лет, дает возможность правильно оценить возможности тех или иных игроков на рынке. Мы можем по-другому, независимо, взглянуть на текущих или потенциальных партнеров. Коллекшен – это только часть, важная, но не единственная часть работы нашей компании. И, я думаю, что комплекс услуг, как превентивных, так и работы с долгами, работы с залоговым имуществом, контроль, мониторинг недобросовестных должников, дает возможность максимально правильно отработать весь портфель долгов и не допустить его роста.

- Предположим, к вам обращается фирма «Х», которой должна фирма «Y», а той, в свою очередь, должна фирма «Z». Образуется некая цепочка. Как вы действуете в этом случае?

- Если компания является и должником и имеет своих кредиторов, готова работать с нами, мы будем решать эту проблему. Разумеется, не бесплатно. Ведь в этом случае нам необходимо выполнить целый комплекс работ – сбор информации, анализ, оценку.

- А там выясняется, что и третьей фирме должны, и четвертой, и пятой…

- Знаете, такие «цепные» долги не являются такими уж распространенными. Все-таки, можно, разобравшись в ситуации, определить того, кто пытается минимизировать свою работу с клиентами и выбирает, кому платить, а кому не платить. Существует несколько категорий должников. Есть должники, которые просто-напросто плохо разбираются в финансовой деятельности и плохо следят за работой своей бухгалтерии. Есть, конечно, группа мошенников и предбанкротных компаний. С мошенниками, разумеется, должны работать компетентные органы.

Действительно, существует мнение, что в период кризиса возникает много таких цепных реакций, когда долг порождает долг. Но этой доле я бы выделил лишь треть всего объема коммерческих долгов. А  большая часть должников вполне может рассчитываться по своим долгам. Вопрос в наличии желания или непонимании. Например, правильно ли составлены документы, какова действительная сумма долга, правильны ли расчеты. Ситуации бывают разные. Надо в них правильно разбираться.

- Давайте еще о кризисе. Предположим, у фирмы есть долг. Она готова его погасить, продав какую-то недвижимость. А рынок недвижимости встал. Как быть в этом случае?

- Основной вопрос здесь – вопрос цены. Насколько люди правильно умеют оценивать текущую стоимость залога. В этом случае необходимо организовывать процесс оценки, независимую экспертизу, чтобы ни у кого не возникло сомнений в объективности. И только после этого происходит сдвиг. Обычно людям свойственно переоценивать стоимость своего имущества, и это является препятствием для его скорейшей реализации. А вот рыночная оценка достаточно объективна. Если есть спрос, он проявится. Если есть интересная недвижимость или какой-то предмет залога, то за реальную цену покупатель всегда найдется. Другое дело, когда возникли какие-то нюансы – физическая изношенность, потеря качества, и стоимость, указанная в первичных документах, уже сильно отличается от нынешней.

- То есть может оказаться так, что сумма залога полученного, скажем, два года тому назад, может оказаться ниже сегодняшней стоимости.

- Конечно. Вы помните, что рынок недвижимости был «перегрет», переоценен. И темпы роста удивляли всех и вся. Сейчас объекты недвижимости, земля ближе к реальной стоимости. И верификация, переоценка залога – это необходимая на сегодня мера. Это обязательно надо делать на регулярной основе.

- Понятно, что работа с частными должниками, притом что у вас наверняка грамотная служба безопасности, занятие не рискованное. А работа с корпоративными долгами, как мне кажется, более опасна. Ведь и «крышу» могут на помощь позвать...

- Во-первых, очень важно предварительно анализировать тот портфель долгов, с которым собираемся работать или покупать для дальнейшего сбора. Не все долги мы готовы собирать. В ряде случаев имеют место какие-то политические нюансы или отношения, которые выходят за рамки экономических или правовых. Мы четко установили, что работаем только в правовом поле, только в рамках законодательства. Не ясные, не четкие, криминальные долги – это не наша специализация. Долг должен быть подтвержден документально, ясен и понятен. Мы очень чутко относимся к клиентам, но обязательно предупреждаем, что при возникновении «серых» долгов, мы просто не сможем им помочь.