Требование о проведении оценки качества (QAR, Quality assessment review).

Профессионализм не появляется внезапно, за один день. Для этого нужно время. Основу профессионализма составляют увлеченность работой, высокие этические стандарты, профессиональный рост и упорный труд. Его неотъемлемой частью, также как и признаком выдающегося мастерства, признаваемого в деловой среде, является качество. По мере увеличения масштабов бизнеса должна развиваться операционная деятельность компании, а вместе с ней, как своевременный ответ на новые вызовы и тенденции роста, должно улучшаться и качество внутреннего аудита.

Вопросам качества уделено внимание в нескольких Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита, среди которых следует обратить внимание на следующие:

Стандарт 1300. Программа гарантии и повышения качества внутреннего аудита

Стандарт 1310. Требования программы гарантии и повышения качества

Стандарт 1311. Внутренние оценки

Стандарт 1312. Внешние оценки

Стандарт 1320. Отчетность по программе гарантии и повышения качества

Стандарт 1321. Использование фразы «соответствует Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита»

Стандарт 2430. Использование фразы «выполнено в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита»

Программа гарантии и повышения качества

Наличие документально оформленной Программы гарантии и повышения качества (ПГПК) (QAIP, Quality Assurance & Improvement Program) демонстрирует приверженность постоянному совершенствованию качества внутреннего аудита. «Приверженность» означает стремление быть лучшим, настойчивость в достижении цели. Полагают, что самым главным, если не единственным, фактором личностного успеха является приверженность к совершенствованию. Этот же фактор может стать самым главным для успешной деятельности во внутреннем аудите.

В ПГПК входит проверка на соответствие каждому из Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита (Стандартов). Только по окончании проверки, в случае подтверждения соответствия внутреннего аудита Стандартам, внутренние аудиторы имеют право использовать формулировку «в соответствии с Международными профессиональными стандартами внутреннего аудита» в Положении о внутреннем аудите и в аудиторских отчетах. Мнение «в целом соответствует», выраженное по результатам внешней оценки или самооценки, подтвержденной независимым квалифицированным специалистом, дает внутренним аудиторам право утверждать, что они действуют в соответствии со Стандартами. Эта формулировка придает уверенность всем, имеющим интерес в организации, что служба внутреннего аудита использует качественные, экономичные и эффективные методы и привержена профессиональному росту.

Тем самым, ПГПК имеет большое значение, поскольку она затрагивает каждого внутреннего аудитора, давая возможность любому сотруднику определить, соответствует ли его деятельность Стандартам, провести оценку качества управления рисками и процедур контроля в его организации, сравнить его показатели с лучшими показателями практической деятельности в сфере внутреннего аудита. Адекватный внутренний текущий мониторинг может стать наиболее существенным элементом ПГПК и послужить основой для проведения внутренних и внешних оценок. Внутренний мониторинг в основном реализуется в форме надзора за деятельностью внутреннего аудитора со стороны более опытного сотрудника (т.н. наставничество). Суть наставничества и вопросы разграничения сферы ответственности в ходе его осуществления сформулированы в Стандарте 2340 и Практических указаниях.

В ПГПК также включаются мероприятия по ознакомлению заказчиков, руководителей организации, руководителя Комитета по аудиту, внешних и внутренних аудиторов с обзором деятельности по внутреннему аудиту, с тем, чтобы они расширили свое представление о ценности внутреннего аудита, его функциях и влиянии на деятельность организации в целом.

Требования к содержанию ПГПК определены в Практическом указании 1300-1.

Примерные формы документов, разрабатываемых в соответствии с нормативными документами IIA по вопросам качества, приведены на сайте IIA в разделе «Качество» (Quality) [2].

Типовое содержание Программы приведено в приложении к данной статье.

Внутренние и внешние оценки качества

Внутренняя оценка качества проводится внутренними аудиторами под началом руководителя службы внутреннего аудита. Процесс самооценки внутреннего аудита включает проведение тщательной оценки деятельности, обзорную проверку ее результатов и анализ независимым квалифицированным специалистом всей документации, относящейся к процедуре самооценки. Внутренняя самооценка, по ряду причин, не может обеспечить полной объективности. Независимый эксперт может согласиться с мнением, сформулированным по завершении самооценки, или выразить собственное мнение. Результаты самооценки должны быть доведены до высшего исполнительного руководства организации и Комитета по аудиту.

После того как службой внутреннего аудита будет разработана ПГПК, а также внедрена практика постоянных и периодических внутренних оценок деятельности на соответствие Стандартам, наступает время и для внешних оценок. В соответствии со Стандартами внешняя оценка качества внутреннего аудита должна проводиться в организации при любых обстоятельствах. Если в организации есть руководитель службы внутреннего аудита, он должен быть инициатором таких проверок. Руководитель службы внутреннего аудита должен донести до высшего исполнительного руководства и Комитета по аудиту необходимость и ценность системы оценки качества.

Внешняя оценка качества – внешняя проверка, по результатам которой дается заключение о степени соответствия деятельности службы внутреннего аудитора Стандартам. Целью внешней оценки является выявление возможностей по совершенствованию деятельности, и разработка рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на усиление роли внутреннего аудита и рост доверия к нему внутри организации.

Внешняя оценка качества дает Совету директоров, высшему исполнительному руководству и самим внутренним аудиторам основания для принятия решения о том, насколько служба внутреннего аудита и Комитет по аудиту заботятся об успешном функционировании в компании процедур контроля, этических норм, корпоративного управления, процесса управления рисками. Проведение оценки качества демонстрирует стремление руководителя внутреннего аудита быть лучшим и его приверженность постоянному совершенствованию мастерства. В ходе внешней оценки качества внутреннего аудита должно быть проведено сравнение отдельных аспектов деятельности с лучшими профессиональными показателями в соответствующих сферах, включая:

• Партнерские отношения с руководством организации;

• Рост профессионализма сотрудников;

• Совершенствование деятельности и повышение производительности;

• Управление рисками;

• Качество методик и технологий;

• Составление аудиторских отчетов;

• Кадровая политика в сфере внутреннего аудита.

Для проведения внешней оценки, согласно Стандарту 1312, необходим высокий профессионализм. К специалисту, который руководит внешней оценкой, предъявляются определенные требования:

• Быть компетентным, дипломированным профессионалом (CIA, CPA, CA, CISA), обладать глубокими и современными знаниями Стандартов.

• Быть хорошо осведомленным относительно передовых и лучших методов и технологий в профессии.

• В недавнем прошлом иметь минимум 3 года практического опыта в области внутреннего аудита на уровне менеджера.

• Иметь опыт руководства подразделением внутреннего аудита или другой сопоставимый опыт.

• Обладать компетентностью и опытом, полученным при участии во внешней оценке качества и/или успешном прохождении тренинга по оценке качества, организованного IIA, или других аналогичных тренингов.

Выполнить требования о проведении внешней оценки качества можно путем осуществления самооценки внутреннего аудита с независимым утверждением ее результатов.

Выполнение внутреннего аудита внешним поставщиком услуг (аутсорсинг)

В случае предоставления услуг по внутреннему аудиту сторонней организацией ответственность за обеспечение оценки качества возлагается на сотрудника, находящегося в контакте с этой организацией, например, на финансового директора или корпоративного контролера. Поставщик услуг по внутреннему аудиту обязан проинформировать своих клиентов о требованиях Стандартов.

Часто возникают вопросы такие вопросы по поводу аутсорсинга: Если поставщик услуг по внутреннему аудиту прошел проверку с оценкой качества, будут ли ее результаты действовать в отношении услуг, предоставляемых всем его клиентам? Если нет, то какие дополнительные меры должны быть приняты в отношении конкретного клиента для оценки качества?

Ответ в этом случае следующий: оценка качества услуг по внутреннему аудиту, предоставляемых сторонней организацией, не является достаточным основанием для заключения о качестве аудита в отношении конкретного клиента. В фокусе системы оценки качества должна быть конкретная организация, и любая деятельность поставщика аудиторских услуг в отношении именно этой организации станет предметом обзорной проверки.

* * *

Дополнительную информацию о требованиях к проведению оценки качества можно найти на сайте IIA в разделе «Quality». Для подготовки к проведению оценок качества IIA рекомендует использовать учебник “Quality Assessment Manual”. Оглавление учебника прилагается (на анг.языке).

Время для самооценки и внешней оценки качества начинается СЕЙЧАС!

Приложения:

1. Типовая Программа гарантии и повышения качества.

2. Презентация «Дорога к качеству».

3. Оглавление учебника “Quality Assessment Manual”, на англ. языке.

 


[1] http://www.theiia.org/guidance/quality/the-external-quality-assessment-process/path-to-quality/
[2]  http://www.theiia.org/guidance/quality/quality-assessment-resources/