Банк - структура социально-экономическая, что выражается во влиянии деятельности финансового сектора как на экономические процессы в стране, так и на социальные. Влияние отдельно взятого банка на экономику понятно и выражается в его перераспределительной функции. Социальная же функция более сложна, и проявляется в том, что банк, как институт сбережения денежных накоплений граждан и юридических лиц, призван олицетворять собой оплот надежности и стабильности.  Население страны будет чувствовать себя спокойным лишь при условии уверенности в завтрашнем дне, которую, собственно и дают банки, где хранятся сбережения людей. Только поэтому регулятор придает такую значимость показателям устойчивости банковской системы страны.

Российские граждане пережили не один банковский кризис. В этой связи желание разобраться в работе банка и получить хотя бы первичные знания о том, как оценить тот или иной банк, растет год от года. Поэтому цикл наших статей будет посвящен тому, как провести анализ банка, используя первичные отчетные банковские данные, находящиеся в открытом доступе для клиента. Сразу же хотелось бы заметить, что данные статьи рассчитаны на обывателя, знакомого с банком только по рекламным проспектам и перетягам на улице, а в лучшем случае - по посещению банка для получения кредита или оформления денежного вклада. Но не на банковских аналитиков, хорошо знакомых с тем, о чем будет повествоваться в данных статьях, и знающих значительно больше этого.

Возвращаясь к теме нашей статьи, следует сказать, что желанию российского потребителя банковских услуг научиться банковскому анализу препятствовали, в основном, две причины: первая - это в целом слабое понимание природы банка и механизмов его работы; вторая - полная уверенность в том, что получить отчетные данные о работе банка не представляется возможным. Если первая причина продиктована относительной молодостью банковского сектора России и неготовностью граждан постичь сущность работы банка (что называется, финансовой безграмотностью),  то вторая причина сформирована исключительно самими банками, которые уверяют клиента, что любая цифра из его недр - это банковская тайна. В чем кроется причины такой тайны -  лично для меня тоже тайна. Взять хотя бы Указание Банка России от  27.03.98 № 192-У «О дополнительных мерах по защите интересов вкладчиков банков», где в пп. 6 и 7 прописано обязательное предоставление банковских отчетных данных клиентам.  Банк- это юридическое лицо, результаты работы которого обязательно публикуются в средствах массовой информации. Наиболее простой и доступный источник получения таких данных - это сайт Банка России (www.cbr.ru) [1]. Некоторые банки (в настоящее время таких большинство) публикуют эти же данные на своем официальном сайте, там же можно найти информацию по достаточности их собственного капитала и нормативам ликвидности.

Работая достаточно долгое время с аудиторией студентов, среди которых много банковских работников, сформировалось мнение, что непонимание природы банка, а отсюда и незнание механизмов его работы, свойственны не только простым обывателям, незнакомым с финансовой сферой, но и самим банковским работникам, т.е. специалистам низшего и среднего звена. Поэтому к целевой аудитории, которой данные статьи  посвящаются, мы отнесли и банковских служащих тоже.

Итак, мы с радостью поможем овладеть некоторыми азами банковского дела, в т.ч и анализа:

- настоящим или будущим клиентам банков, которые готовы принять решения в пользу того или иного банка, но сомневаются в правильности своего выбора;

- банковским специалистам некоторых подразделений;

- студентам вузов, обучающимся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организаций»;

- школьникам старших классов, обучающихся в специализированных экономических классах.

Еще раз хотелось бы оговориться, что банковские аналитики вряд ли смогут найти в этих статьях что- либо новое для себя.

Несмотря на то, что автор данных статей связан больше с наукой [2], представленные нами материалы не будут содержать научных подходов к анализу и рассматривать его задачи, функции и принципы, т.е. того, что занимает время на изучение и не дает практического применения полученных знаний. Статьи будут носить исключительно публицистический характер, что значительно упрощает их понимание.

Для начала изучения банковского анализа определим цель, которую хотелось бы достичь. У автора эта цель одна, у аудитории, которой посвящены эти статьи - другая.

Целью автора является научить пользователей банковских услуг строить оценку банка на базе информационных данных об этом банке, находящихся в открытом доступе.  

Цель аудитории, в свою очередь - получить первичные упрощенные знания о подходах к оценке банка и научиться эту оценку давать, используя различные информационные данные.

Информационные данные, которыми мы будем пользоваться в процессе изучения, могут быть получены из различных источников. Здесь мы укажем некоторые наиболее используемые в российской банковской практике источники:

-       Bankir.Ru;

-       официальный сайт Банка России  в меню « Обзор банковского сектора Российской Федерации» (для просмотра необходимо иметь программу ААВВYY FineReader);

-         аналитические данные инвестиционной компании «НордКапитал»;

-         библиотека сайтов для проведения дистанционного анализа банков;

-       официальный сайт аналитической компании «Росбизнесконсталтинг» (РБК); 

-       статьи и публикации Ассоциации российских банков (АРБ);

-       аналитические материалы рейтинговой компании «Эксперт РА»;

-       аналитические материалы рейтинговой компании «РусРейтинг»;

-       официальный сайт Moody's Interfax Rating Agency - ведущее российское рейтинговое агентство;

-       информационный портал http://www.banki.ru/;

-       рейтинги банков на сайте http://www.allbanks.ru/ratings/;

-       данные аналитического сайта http://www.banks-rate.ru/

-       банковский портал http://www.bankportal.ru/;

-       аналитические обзоры на сайте компании «Веди».

Информация, полученная из указанных и других аналитических источников,  нужна, в первую очередь, для того, чтобы составить наиболее правдивую и объективную оценку состояния банковского сектора в данный момент времени. Именно оценка банковского рынка в целом позволяет определить тенденции развития отдельно взятого для анализа банка. Представим, например, выдержки из анализа банковского сектора России, выполненного аналитиками Банка Москвы.

«Объем активов банковского сектора сократился в мае 2009 г. на 2.3%, а с начала года сокращение активов составило 2.2%. Падение номинальных объемов активов продолжалось четыре месяца подряд, начавшись сразу после январского роста, обеспеченного увеличением валютной составляющей активов. С поправкой на динамику обменного курса рубля к доллару сжатие активов банковского сектора наблюдалось в течение всех первых пяти месяцев нынешнего года и достигло за этот период 4.3%, в том числе 0.3% в мае.

Собственные средства банков увеличились в мае на 0.6%, с начала года - на 9.6%. Основным фактором поддержания положительной динамики собственных средств для банков с начала года стало привлечение средств акционеров и собственников. За пять месяцев уставный и добавочный капитал банковской системы вырос на 16.4%, в том числе в мае - на 1.4%.

Потребность в наращивании уставного капитала была вызвана не только уменьшением привлеченных средств банков, но и необходимостью компенсировать убытки, связанные с усилением кредитных и других рисков активных операций. Так, в мае объем резервов на возможные потери возрос на 52.6 млрд. руб., а всего с начала года - на 430.6 млрд. руб., что на 01.01.2009 составляет почти 15% собственных средств банков».

Совокупная прибыль банковской системы в мае 2009 г. составила 4.7 млрд. руб., а с начала года - 37.0 млрд. руб. Соответственно, рентабельность активов за январь-май не превысила 0.3% в годовом выражении, что в 8.5 раза ниже эффективности банковской деятельности за аналогичный период 2008 г. (2.7%) и в 6 раз ниже результатов 2008 г. в целом (1.8%).

Текст анализа, представленного банковскими специалистами, уже сейчас позволяет предположить, что выбранный для анализа банк будет иметь аналогичные тенденции развития. Однако соответствие отдельного банка общебанковским тенденциям выполняется не всегда. Случается так, что при позитивном динамичном развитии российских банков  отдельно взятый банк имеет показатели, снижающиеся в динамике. В этом случае можно без углубления в качественный анализ предположить, что дела в данном банке плохи, и налаживать с ним взаимоотношения лучше не стоит. Сегодняшняя ситуация в банковском секторе характеризуется снижающимися показателями, что заранее предопределяет развитие отдельно взятого банка. Вместе с тем,  некоторые банки могут характеризоваться растущими объемами, например, кредитного портфеля или портфеля ценных бумаг. В таком случае у аналитика должен возникнуть вопрос: «Почему?».

Одной из возможных причин такой ситуации может быть увеличение банком своих рисков, т.е. наращивание портфелей происходит без учета вероятностей невозврата ранее размещенных денежных ресурсов. С целью поддержания объемов доходов такой банк находит клиентов, готовых взять деньги, но закрывает глаза на негативные стороны финансового состояния этого клиента. Одним из примеров такой ситуации может быть активное ипотечное кредитование американскими банками клиентов с плохим финансовым состоянием и «черной» кредитной историей. К чему привели такие выдачи, рассказывать, я думаю, не стоит - до сих пор весь мир пытается выйти из ситуации, началом которой послужил кризис в американской банковской системе.

Другой причиной роста показателей банка на фоне общебанковских негативных тенденций может быть получение им нового рынка сбыта своих услуг через слияния и поглощения. Кризисные явления в любом секторе рынка, как правило, сопровождаются активизацией интеграционных сделок. Это объясняется, в первую очередь, желанием организаций выжить и расширить свою сферу влияния на рынке. Российская банковская система - не исключение. Можно предположить, что в скором времени начнется процесс банковских слияний и поглощений мелких и средних банков крупными, иначе это называется централизацией банковского капитала.

  Резюмируем вышесказанное следующим образом: прежде чем начать анализ интересующего вас банка, необходимо провести краткий обзор общих тенденций в банковском секторе, что позволит определить основные позитивные и негативные стороны на банковском рынке и предположительно определить свои риски.

Риски - это отдельный разговор, который требует некоторых начальных знаний, и которому мы хотим отвести отдельное место в цикле данных лекций. Свои риски при взаимодействии с банком необходимо знать, и отдавать себе отчет в том, насколько вы можете проиграть, начав работу с банком. Работая с аудиторией, я часто слышу комментарии о бессовестности банков, которые вынуждают своих клиентов «отдать последнее». И часто мои попытки донести до слушателей причины такого поведения банка оказываются безуспешными - люди свято уверены, что банк не прав, и не желают признавать свои ошибки.

Для  того, чтобы понять поведение банка, нужно рассмотреть его природу, откуда, собственно, и вытекают некоторые требования банка к клиенту.

Банк - это финансовая организация-посредник, его появление в экономике очень объективно и логично, и объясняется механизмами деятельности юридических и физических лиц как субъектов экономики.  И вот в чем заключается данные механизмы: юридические лица, осуществляя свою деятельность, испытывают лишь два состояния в части финансов - недостаточность денежных средств для работы или избыток таких ресурсов (маленький или большой, значения не имеет). Под избытком мы будем понимать наличие временно свободных средств, которые в данный момент не участвуют в производственном цикле. В том случае, когда денежные средства не используются в производственном процессе, они не приращивают своей стоимости, (т.е. отрицают себя как капитал), а доходность деятельности предприятия снижается.  Предприятия в этом случае вынуждены решать вопрос какого-то иного использования своих денег, но с условием, чтобы это приносило доход.  

Одновременно с предприятиями, у которых есть временно неработающие деньги, в экономике присутствуют хозяйствующие субъекты, у которых наблюдается дефицит денежных ресурсов, погасить который можно в т.ч. и путем получения денежных средств взаймы. Основной причиной появления дефицита ресурсов являются кассовые разрывы, т.е временные периоды между получением денежных средств от продажи продукции (услуг) прошлого производственного цикла и началом нового цикла. Если пояснить это на примере, то выглядит это так: компания А по производству автомобилей начала производственный цикл по сборке. Отгрузка продукции покупателю осуществилась не за «живые деньги», а с на условиях отсрочки платежа. В результате автомобилей у предприятия уже нет, поэтому требуется начало следующего цикла по их  производству, но деньги для нового процесса поступят лишь через 3 мес. В моменте, описанном выше, предприятие находится в дефиците ресурсов.   

Так вот именно банк решает проблемы как первой части предприятий, так и второй, путем аккумулирования свободных средств у одних участников под процент и выдачи их другим участникам также за плату (ссудный процент). Таким образом и проявляется функция перераспределения денежных средств через банки. Перераспределение осуществляется между секторами экономики, когда средства поступают в банк от юридических лиц одного сектора экономики, а выдаются в кредит в другой сектор; между юридическими и физическими лицами; между слоями населениями; между регионами и странами в целом и т.п.

В том случае, если бы в экономике отсутствовали банки, временно свободные деньги одних субъектов оседали бы у них «в карманах» и выходили бы из каналов обращения, а денежные власти были бы вынуждены вновь эмитировать денежные ресурсы для покрытия финансового голода других участников. Процесс же неограниченной эмиссии денег крайне вреден для экономики, т.к. приводит к их обесцениванию, а, следовательно, к росту цен.

Таким образом, мы постарались пояснить вам, уважаемые читатели, роль банков в экономике и актуализировать вопросы необходимости данных институтов не как кровожадных сборщиков дани, а как экономических субъектов.

Итак, банк - это посредник, который привлекает ресурсы под определенную ставку и размещает их по цене выше той, за которую получил. Почему выше? А потому, что банк - это хозяйствующий субъект, действующий на коммерческих началах, т.е., обеспечивающий свою дальнейшую жизнедеятельность за счет прибыли, получаемой от проведения операций на рынке. Прибыль банка формируется как разница между его доходами и расходами. Расходы банка связаны: 1) с его деятельностью по привлечению ресурсов (они достаются банку не бесплатно, а за определенную цену); 2) с административно- хозяйственной деятельностью (зарплаты работникам: обслуживание зданий, автопарка и пр.); 3) необходимостью выплаты налогов государству; 4) арендной платы и пр.

Доходы же банка формируются, во-первых, из денежных средств, полученных банком от размещения средств в виде кредитов, в ценные бумаги, в иностранную валюту; во-вторых, в виде комиссионных поступлений от клиентов за оказанные банком услуги. (Есть еще ряд доходов, однако их величина, как правило, мала, поэтому оставим рассмотрение этих статей доходов на соответствующую тему в цикле данных статей).  

В том случае, если банк не получает достаточно доходов, его прибыль становится отрицательной (убытком), и банк начинает поедать сам себя.

Резюмируя вышесказанное, можно сформулировать следующий вывод: банк не может размещать ранее купленные средства бесплатно (т.е. без процента), т.к. это приведет к потере банковской прибыли, без которой банк разрушится.

Итак, рассмотрев природу банка и выяснив причины его «кровожадности» по отношению к клиентам, исследуем основные риски, которые несет клиент, начав взаимоотношения с банком. Мы классифицируем риски в зависимости от услуг, которые предлагает банк своим клиентам:

-       кредитные риски - связаны с вероятностью непогашения клиентом ранее взятого кредита;

-       расчетные риски - связаны с невозможностью банка осуществить платеж клиента;

-       риски невозврата вклада - связаны с неплатежеспособностью банка;

-       риски, связанные с выдачей поручительств перед банком за других заемщиков.

Перечисленные риски еще раз актуализируют необходимость наличия хотя бы начальных знаний в вопросах анализа обслуживающего банка, т.к. в обратном случае потери клиента могут быть значительными,  и в некоторых случаях - практически безвозвратными.

Как правило, клиент считает необходимым проводить анализ банка только в случае вложения на банковские счета своих сбережений или денег для проведения расчетов. Более «продвинутые» пользователи банковских услуг в этих случаях могут детально исследовать обслуживающий банк, а другие довольствуются информацией из рекламы по телевизору или перетягу над проезжей частью центральной улицы города, а иногда словами друга Миши, который тоже держит вклад в этом банке.

Но меньше всего клиенты обращают внимание на состояние банка при получении кредита, что является не совсем верным подходом. Следует помнить, что чем более финансово устойчивым и ликвидным является банк-кредитор, тем меньшие кредитные ставки он предлагает своим клиентам, т.к. уровень рисковой премии в составе кредитной цены является сравнительно невысоким. Кроме того, устойчивый банк реже принимает решения о повышении ставки по кредиту, что позитивно сказывается на финансовом состоянии заемщика, особенно в кризисных условиях. Также следует учитывать, что финансово устойчивые банки легче идут на соглашение с клиентом о реструктуризации долгов и предоставлении «каникул» на выплату процентных платежей. В целом надежные и устойчивые банки более дифференцированно подходят к каждому клиенту, имея возможность предлагать нестандартные кредитные условия.

Как мы уже говорили выше, анализ банка мы будем проводить по отчетности, предоставленной в открытом доступе.  Однако, прежде чем подойти непосредственно к сути анализа банка, необходимо рассмотреть виды анализа, которые будут нами использоваться в процессе работы.

Итак, анализ деятельности банка, базируясь на изучении его финансовой отчетности,  включает следующие методы:

- сплошной просмотр финансовой отчетности;

- горизонтальный анализ финансовой отчетности;

- вертикальный анализ финансовой отчетности;

- трендовый анализ финансовой отчетности;

- метод оценки финансовых коэффициентов.

Метод сплошного просмотра финансовой отчетности основывается на оценке абсолютных показателей деятельности банка. Такой подход предполагает последовательный просмотр финансовых отчетов по статьям, сопоставление статей между собой и выявление динамики. Например, анализ бухгалтерского баланса банка позволяет получить информацию о собственном капитале, его структуре, источниках привлеченных средств, величине активов и направлениях их размещения, размере прибыли (убытков), доходов и расходов и т.д. Достоинство метода сплошного просмотра отчетности - в его простоте.

Горизонтальный анализ финансовой отчетности предполагает ретроспективную оценку деятельности банка путем сравнения абсолютных и относительных показателей финансовой отчетности сопоставляемых периодов.

В основу вертикального анализа финансовой отчетности положена оценка относительных показателей, характеризующих удельный вес отдельных статей финансовых отчетов в общем итоге отчета. Он включает в себя анализ структуры баланса, структуры доходов и расходов.

Эффективным методом, позволяющим проследить динамику изменения показателей деятельности банка, является трендовый анализ, основанный на оценке динамики финансового состояния. Трендовый анализ включает расчет и оценку относительных отклонений отдельных показателей финансовой отчетности на протяжении ряда периодов по отношению к выбранному базовому периоду. Преимуществом трендового анализа является возможность не только определить направление изменения финансового состояния кредитной организации, дать этому процессу количественную оценку по отношению к базовому периоду, но и прогнозировать изменения на основе различных статистических методов.

Наиболее информативным методом экономического анализа считается метод оценки финансовых коэффициентов. Финансовый коэффициент представляет собой соотношение показателей, отражающих в количественной форме параметры деятельности банка. Можно выделить две основные группы финансовых коэффициентов: показатели оценки активов и пассивов банка (характеризуют структуру, ликвидность) и показатели эффективности деятельности. Рассчитанные показатели сравниваются с показателями выбранной оценочной базы, в качестве которой могут быть приняты:

- стандартные или планируемые значения финансовых коэффициентов;

- средние показатели, рассчитанные на основе данных репрезентативной выборки по банкам некоторой группы;

- значения финансовых показателей, рассчитанные за предыдущие периоды.

Метод анализа, основанный на использовании финансовых коэффициентов, позволяет выявить отдельные направления, по которым целесообразно провести более детальное исследование причин, приведших к ухудшению показателей деятельности банка. При этом следует иметь в виду, что несоответствие ряда коэффициентов базовым значениям не всегда является следствием неудовлетворительного положения банка, а может быть связано со спецификой его деятельности, спектром оказываемых услуг, особенностями финансовой политики. Например, в ожидании кризисных ситуаций банки могут намеренно снижать долю кредитных вложений в активах за счет наращивания низкодоходных, но высоколиквидных остатков на корреспондентских счетах в Центральном банке. Снижение доли кредитных вложений с формальной точки зрения может оцениваться негативно, но в конкретной ситуации вполне оправдано.

Каждое направление анализа будет использоваться нами в зависимости от цели и периода осуществления. В результате читатель научиться проводить:

предварительный анализ, который осуществляется на этапе принятия решения и позволяет определить его целесообразность (например, при освоении новой операции, открытии нового структурного подразделения);

оперативный (текущий) анализ, выполняющийся в ходе проведения операции с банком, и направлен на выявление отклонений от заданных параметров сделки;

последующий (заключительный) анализ - проводится после окончания отчетного периода и позволяет провести детализированную оценку факторов, повлиявших на изменение основных показателей деятельности, тенденций развития. Его основным недостатком является невозможность воздействовать на уже состоявшиеся результаты деятельности.

Информационной базой для анализа будут служить: оборотная ведомость по счетам бух. учета кредитной организации (код формы №0409101); информация об обязательных нормативах (код формы № 0409813); отчет о прибылях и убытках кредитной организации (Код формы №0409102 - квартальная); бухгалтерский баланс (код формы № 0409806).

Перед тем, как подойти к анализу банковской деятельности, необходимо научиться читать банковскую отчетность, т.к. написана она особым  «бухгалтерским языком». Основные приемы чтения банковской отчетности мы рассмотрим на следующем уроке.

Продолжение следует.


[1] Последовательность шагов для получения форм отчетности с сайта Банка России: а) адресная строка www.cbr.ru.; б) в меню строка  «Информация по кредитным организациям»; в) в пустом окне внести название анализируемого банка - «Найти»; г) в окне выбранного банка внести дату отчетности ф.101 и ф.102, которые необходимы для анализа.

[2] но имеющий значительный практический опыт работы в банках.