Продолжение. Начало: Бухгалтерский учет и другие аспекты переводов физических лиц.

 

Почтовые голуби тормозят развитие Интернета в Туркмении.

Анекдот.


Основным конкурентом банков по части переводов физических лиц в России является, конечно, почта. Постепенно утрачивающая свои позиции под натиском электронных платежей, с очередями, нервными пенсионерами, ненавязчивым сервисом и не слишком приветливыми служащими, но зато с огромной сетью подразделений и без угрозы отзыва лицензии из-за финансового кризиса или нарушения законодательства о противодействии легализации преступных доходов.

В детстве я была уверена, что деньги по почте пересылают в конвертах, как письма. Затем, по мере взросления, эта тема как-то забылась, отошла на второй план - было много других, не менее интересных дел.

Во время учебы в городе-герое Ленинграде жизнедеятельность моего растущего организма, кроме изредка получаемой стипендии, заметно поддерживали регулярные почтовые переводы от мамы с папой. Мало что сохранилось в памяти из политеховской учебной программы, но вот долгожданные извещения на плохой желтой бумаге, а еще запах сургуча и бумажной пыли на почтамте помню хорошо...

И вот теперь, земную жизнь пройдя до середины, почти закончив цикл статей о переводах и заработав на них стойкую идиосинкразию, я вернулась к ним, моим почтовым переводам. Игнорировать этот все еще популярный у населения способ пересылки денег было бы неправильно. Ну и заодно выясню окончательно и бесповоротно тот самый вопрос - а не в конвертах ли пересылаются почтовые переводы (ну то есть в глубине души я уверена, что нет [1] - но надо же убедиться).

Из истории почтовых переводов.

Согласно Большой Советской Энциклопедии, почтовые переводы в России появились в 1781 году. В XIX веке эта почтовая услуга получила дальнейшее развитие.

Например, в августе 1869 года Рязанская земская управа открыла два земских почтовых пункта: один - в Рязани, другой - в селе Спас-Клепики Мещерского края. В этих пунктах принимали к пересылке денежные суммы до 300 рублей и документы (паспорта, доверенности и т. п.). Система денежных переводов была организована просто и гениально: из выделенной для переводных операций суммы в размере 2000 рублей одна тысяча была выдана земской управе в Рязани, вторая тысяча - мещерскому агенту управы в селе Спас-Клепики земскому врачу Ф. П. Александровскому. Отправитель сдавал переводимую сумму агенту, тот вырывал из учётной книги талон, так называемую «переводную записку», которая пересылалась получателю перевода по почте. По предъявлении получателем переводной записки производилась выдача ему указанной денежной суммы. Система просуществовала меньше полугода, и в конце 1869 года пересылка денег была прекращена после запрещения со стороны Почтового департамента.

Государственная российская почта начала операции по денежным переводам в 1896 году.

В СССР до 1929 года почтовые переводы оплачивались почтовыми марками, а впоследствии - наличными деньгами. При этом использовался специально оформленный бланк (ГОСТ 16408-80, форма № 112) с указанием внесённой предприятию связи денежной суммы, которую отправитель поручал органам связи выплатить адресату.


[1] Деда Мороза, кстати, тоже нет.

Чистый бланк почтового перевода (форма 112, СССР, 1990-е)

 

Без имени.jpg

Лицевая сторона

Без имени2.jpg

Оборотная сторона

 

Без имени3.jpg

Современный бланк

Нормативное регулирование

Согласно п. 9) статьи 5 Закона о банках и банковской деятельности к банковским операциям относится осуществление переводов денежных средств физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Почтовые же переводы, как и другие услуги почтовой связи, регулируются следующими основными документами (из тех, что доступны в информационно-правовых системах):

- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

- Почтовые правила (приняты Советом глав Администраций связи Регионального содружества в области связи 22 апреля 1992 г.);

- Правила оказания услуг почтовой связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221).

С ума сойти - всего три документа, из них одному - 9 лет (и 6 изменений),  второму - 16 лет (одно изменение), а самому свежему - три года, и нет к нему ни единого изменения и дополнения! Банки о таком могут только мечтать. Наверное, эти документы - само совершенство...

Теоретические основы

Закон № 176-ФЗ дает определение почтового перевода денежных средств. Это услуга организаций федеральной почтовой связи по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.  Согласно Правилам оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), почтовый перевод - это денежные средства, пересылаемые в рамках оказания услуги почтового перевода денежных средств. Последнее определение избытком логики явно не страдает, ну да ладно.

Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Все услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи и иные услуги. В число иных услуг входят услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств.

Сроки и тарифы на оказание иных услуг почтовой связи, в том числе почтовых переводов, устанавливаются операторами почтовой связи (в отличие от сроков и тарифов универсальных  услуг, которые устанавливаются федеральными органами исполнительной власти).

Почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории РФ) и международные (принимаемые для пересылки за пределы РФ, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию РФ).

Все почтовые отправления подразделяются на простые (принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его законному представителю) без его расписки в получении) и регистрируемые (принимаемые с выдачей квитанции и вручаемые с распиской в получении).

Почтовые переводы принимаются и выплачиваются в порядке, предусмотренном для приема и выдачи регистрируемых почтовых отправлений.

Прием почтовых переводов

Почтовые переводы принимаются к пересылке в валюте Российской Федерации.

На бланках почтовых переводов денежных средств отправителем указываются точные адреса отправителя и адресата.

Адреса отправителя и адресата почтовых переводов, принимаемых для пересылки в пределах территории РФ, должны быть указаны на русском языке; в пределах территорий республик в составе РФ - могут быть указаны на государственном языке соответствующей республики при условии их повторения на русском языке.

Реквизиты адреса на бланках почтовых переводов денежных средств пишутся в следующем порядке:

- для юридического лица - полное или краткое наименование, для гражданина - фамилия, имя, отчество;

- банковские реквизиты (для почтовых переводов, направляемых юридическому лицу или принимаемых от юридического лица);

- название улицы, номер дома, номер квартиры;

-  название населенного пункта (города, поселка и т.п.);

- название района;

- название республики, края, области, автономного округа (области);

- название страны (для международных почтовых отправлений);

- почтовый индекс.

Почтовые переводы могут быть адресованы до востребования (с указанием на бланке почтового перевода денежных средств наименования объекта почтовой связи, фамилии, имени, отчества адресата) или на абонементный ящик (с указанием на бланке почтового перевода денежных средств наименования объекта почтовой связи, номера ячейки абонементного почтового шкафа, фамилии, имени, отчества адресата или полного наименования юридического лица).

Плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.

При приеме почтового перевода отправителю выдается квитанция. В квитанции указываются вид и категория почтового перевода, фамилия адресата (наименование юридического лица), наименование объекта почтовой связи места назначения, номер почтового перевода.

Выплата почтовых переводов

Почтовые переводы выплачиваются в соответствии с указанными на них адресами или в объектах почтовой связи (почтовых отделениях).

Порядок выплаты почтовых переводов в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи.

Выплата почтовых переводов адресатам (законным представителям) осуществляются при предъявлении документов, удостоверяющих личность.Почтовые переводы при невозможности их выплаты адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. Срок хранения почтовых переводов может быть продлен по заявлению отправителя или адресата (его законного представителя).

При неявке адресата за почтовым переводом в течение 5 рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение.

Не полученные адресатами (их законными представителями) почтовые переводы возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем. При отказе отправителя от получения и оплаты пересылки почтового перевода они передаются на временное хранение в число невостребованных.

Почтовый перевод возвращается по обратному адресу:

- по заявлению отправителя;

- при отказе адресата (его законного представителя) от его получения;

- при отсутствии адресата по указанному адресу;

- при невозможности прочтения адреса адресата;

- при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

За возвращение почтовых переводов по новому адресу взимается плата, размер которой определяется в соответствии с тарифами, действующими на дату возврата (пересылки по новому адресу).

Невостребованные почтовые переводы ежемесячно передаются для временного хранения в организацию федеральной почтовой связи, определенную Федеральным агентством связи.

Временное хранение невостребованных почтовых переводов осуществляется в течение 6 месяцев.

В случае если сумма невостребованных денежных средств составляет менее пятикратного минимального размера оплаты труда, денежные средства переводятся в организацию федеральной почтовой связи, определенную Федеральным агентством связи. В иных случаях аналогичные действия с денежными средствами производятся на основании решения суда по иску оператора почтовой связи.

Права и обязанности пользователей услугами почтовой связи

До выплаты адресату (его законному представителю) почтового перевода отправитель имеет право в порядке, установленном оператором, на основании своего письменного заявления:

- распорядиться о возврате его почтового перевода;

- распорядиться о почтового перевода другому лицу и по другому адресу или о выплате его тому же адресату, но по другому адресу;

- продлить срок хранения почтового перевода.

Отправитель имеет право получить обратно почтовые переводы, еще не отправленные по назначению. Порядок и условия возврата в этом случае платы за обработку устанавливаются операторами почтовой связи.

Адресат (его законный представитель) имеет право отказаться от поступившего в его адрес почтового перевода, сделав отметку об этом на извещении. Если адресат (его законный представитель) отказывается сделать такую отметку, ее делает почтовый работник.

Адресат (его законный представитель) имеет право за дополнительную плату сделать распоряжение (в письменной форме) об отправлении или доставке по другому адресу поступающих на его имя почтовых переводов.

Права и обязанности операторов почтовой связи

Операторы почтовой связи обязаны:

- осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;

- обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых переводов;

- бесплатно удостоверять доверенности граждан на получение их представителями адресованных им почтовых переводов;

- соблюдать тайну связи.

Информация об адресных данных пользователей услугами почтовой связи, о почтовых переводах, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами переводимые денежные средства, являются тайной связи и выдаются только отправителям (адресатам) или их законным представителям.

Предъявление и рассмотрение претензий

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии, связанные с невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня осуществления почтового перевода.

Порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. Оператор почтовой связи обязан рассмотреть претензию и дать заявителю ответ (в письменной форме) в следующие сроки:

- на претензии в отношении почтовых переводов, переводимых в пределах одного населенного пункта, - в течение 5 дней;

- на претензии в отношении всех других почтовых переводов - в течение 2 месяцев.

В случае отказа в удовлетворении претензии или ее частичном удовлетворении документы, приложенные к претензии, возвращаются заявителю.

В случае отказа оператора почтовой связи в удовлетворении претензии, в случае его согласия удовлетворить претензию частично либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услугами почтовой связи имеет право предъявить иск в суд.

Выплата денежных средств в счет возмещения вреда, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения услуг почтовой связи, производится операторами почтовой связи не позднее 10 дней со дня признания претензии.

Ответственность операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услугами почтовой связи. Операторы почтовой связи несут ответственность за недоставку или нарушение сроков осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода в размере суммы перевода и суммы платы за пересылку.

В случае нарушения контрольных сроков осуществления почтовых переводов денежных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности граждан, операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за такую услугу, а за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда в порядке, установленном законодательством РФ.
Операторы почтовой связи не несут ответственности за задержку или изъятие почтового перевода в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Правилами.

Современные почтовые переводы

В настоящее время Почта России предоставляет населению следующие виды финансовых услуг:

- денежные переводы «КиберДеньги»;

- денежные переводы «Western Union»;

- выдача кредитов почтовым переводом;

- погашение кредитов;

- выплата пенсий и пособий;

- прием коммунальных платежей, платежей за услуги связи, интернет и телевидение;

- прием платежей на терминалах самообслуживания;

- обслуживание банковских карт.

Интересно, что совершение Почтой России электронных платежей, использование ею терминалов самообслуживания и обслуживание банковских карт не предусмотрено ни Законом «О почтовой связи», ни «Правилами оказания услуг почтовой связи». Тем не менее, все эти операции успешно развиваются.

Вижу этому несколько возможных объяснений. Первое: есть у Почты какие-то внутренние законодательные акты, не размещенные в общедоступных источниках. Второе: государство настолько доверяет этой уважаемой организации, что позволяет ей работать с денежными средствами населения практически в отсутствие нормативной базы. Третье: указанные выше операции не являются почтовыми переводами, и поэтому законодательством о почтовой связи не регулируются (но и банковским тоже - тогда каким?). Даже не знаю, какой вариант выбрать - все такое вкусное ©.

При этом, надо заметить, порядок осуществления классических почтовых переводов прописан в законодательстве весьма тщательно.

Общая емкость рынка услуг почтовой связи в 2002 году составила более 30 млрд. руб., что составляет 0,3% ВВП России. Наибольшие доли в объеме услуг, предоставляемых операторами почтовой связи, составляют выплата и доставка пенсий и пособий (24%), а также почтовые переводы (17%). Распространение и доставка печатных изданий составляет 16% от общего объема услуг.

Денежные переводы «КиберДеньги»


Этот вид электронных денежных переводов Почта России предлагает своим клиентам с 2003 года.

Выплата перевода осуществляется в течение 72 часов (с учетом обеспечения отдаленных мест необходимой суммой наличности).

Максимальная сумма перевода составляет полмиллиона рублей.

Тариф составляет: минимум - 7 руб. + 5% от пересылаемой суммы (для переводов до 1 000 руб. включительно); максимум - 517 руб. + 1% от суммы свыше 20 000 руб. (для переводов свыше 20 000 руб. до 500 000 руб.).

В некоторых региональных филиалах установлен индивидуальный тариф - до 9% (для переводов до 1 000 руб.). Индивидуальная тарифная шкала установлена для районов Крайнего Севера, восточных регионов России, Республики Карелия, а также почему-то для Московской и Кировской областей.

Существуют также бесплатные почтовые переводы для физических лиц, совершающих платежи в адрес юридических лиц (корпоративных клиентов). Стоимость таких переводов оплачивает юридическое лицо - получатель, заключившее с Почтой России соответствующий договор. 

Система электронных платежей «Киберденьги» действует также в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья. Время прохождения электронного перевода составляет около 2 дней. Тариф для суммы до 1000 руб. - 7 руб. + 8% от суммы, для суммы свыше 20 000 руб. - 602 руб. + 1,5 % от суммы свыше 20 000 руб.

Первыми зарубежными партнерами, с кем у Почты России был организован электронный обмен переводами, стали Украина, Казахстан, Белоруссия. Позже соглашения об обмене электронными денежными переводами были заключены с Азербайджаном, Арменией, Киргизией, Латвией, Молдовой, Эстонией, Китаем, Францией. С этими странами обмен переводами осуществляется электронным способом, время прохождения перевода составляет около 2 дней. Со всеми остальными странами почтовые денежные переводы осуществляются на бумажных носителях, но по территории РФ такие переводы осуществляются с использованием электронных средств связи. Эта мера позволяет существенно ускорить осуществление международных почтовых переводов.

Сумма одного денежного перевода колеблется от 10 000 руб. до 150 000 руб. в зависимости от внутреннего законодательства принимающей стороны. Количество переводов в адрес одного и того же получателя не ограничено.

Для увеличения доли российского почтового оператора на рынке международных переводов денежных средств, Почта России утвердила специальную программу по развитию международных почтовых переводов. В рамках этой программы предусмотрен полный переход на электронный обмен международными почтовыми переводами.

Денежные переводы «Western Union» (страны дальнего зарубежья)

«Вестерн Юнион» - единственная международная система «быстрых» денежных переводов, платежи через которую можно отправлять и получать на почте. В отделениях почтовой связи международные переводы в страны дальнего зарубежья принимаются в российских рублях.

Денежные переводы, отправленные по системе Western Union, могут быть выплачены получателю через несколько минут после отправления в часы работы пункта обслуживания Western Union в стране получателя.

Плата за перевод взимается по тарифам компании Western Union с отправителя перевода. С получателя денежного перевода плата не взимается.

Погашение кредитов по почте

Почта России является не только конкурентом банков в части осуществления переводов физических лиц, но и в некоторых случаях - их партнером. Так, она предлагает своим клиентам осуществлять погашение банковских потребительских кредитов во всех почтовых отделениях страны. Ежемесячно более 10 млн. человек через почтовые отделения погашают кредиты большинства банков, активно кредитующих население.

Комиссия за перевод по погашению потребительского кредита взимается с получателя перевода. Существуют специальные тарифы на перевод платежей по кредитам, которые ниже, нежели тарифы обычных почтовых переводов.

В настоящее время в отделениях почтовой связи возможно погашение кредитов таких банков-партнеров, как ЗАО «Банк Русский Стандарт», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Инвестсбербанк» (ОАО) (ныне - ОТП Банк»), ЗАО «Райффайзенбанк Австрия», ЗАО «Ситибанк», ЗАО «Тинькофф Кредитные системы», ЗАО «ВТБ 24» и других.

Кредит почтовым переводом

В феврале 2006 года Почта России совместно с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» запустила проект по выдаче кредитов в отделениях почтовой связи.

В рамках сотрудничества с ООО "Хоум кредит энд Финанс Банк" Почта России выступает оператором предоставления услуги кредитования. Главным отличием этого проекта от ранее реализованных Почтой России является то, что клиент может не обращаться в банк для заключения договора, за него это теперь делает почта, через которую также выдается кредит. Процедура получения кредита занимает от 30 минут до 1 часа. При этом используется технология обмена информацией между банком и почтой в режиме он-лайн с использованием современных компьютерных решений. Оператор почтовой связи также может проконсультировать и помочь клиенту в заполнении необходимых документов.

В 2006 году в почтовых отделениях было выдано около 90 тыс. кредитов на сумму 1,5 млрд руб.

Более свежей информации об этой услуге на сайте Почты России нет. Сайт же банка ХКФ сообщает о кредитном продукте «Экспресс» для действующих клиентов банка, оформление которого действительно может быть осуществлено в любом отделении почтовой связи.

 Выплата пенсий и пособий

Доставка и выплата пенсий и пособий - наиболее известная и социально значимая финансовая услуга Почты России.

Услугами почты пользуется более 23 млн. пенсионеров, или более 60% от их общей численности. Кроме этого подразделениями Почты России производится доставка и выплата федеральных ежемесячных денежных выплат более 11 млн. получателям. Из общего количества получателей пенсий и социальных пособий, обслуживаемых почтой, 41,6% проживает в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах.

Почта доставляет пенсию на дом получателю по персонифицированным выплатным документам (поручениям) с отрывной квитанцией, в которой указываются все виды причитающихся пенсионеру выплат. По факту доставки у пенсионера остается квитанция, позволяющая упростить процесс поиска информации по конкретной выплаченной сумме в случае обращения его в орган ПФР или на почту.

Прием коммунальных платежей

Одной из самых востребованных услуг Почты является прием коммунальных и муниципальных платежей. И здесь главную роль играет широкая сеть отделений - коммунальные платежи практикуются даже в самых отдаленных городах и весях России.

Осваиваются новые технологии приема платежей - например, нанесение на квитанцию штрих-кода, позволяющего вводить персональную информацию о платеже.

Но это банки давно прошли. Зато такая удобная вещь, как прием коммунальных платежей на дому у отправителя или на предприятиях (в организациях), которую разрабатывает и внедряет Почта России - дело весьма перспективное. Правда, банковским законодательством не предусмотренное.

Может, потому, что создает благоприятное поле для всевозможных мошенников?

Прием платежей за услуги связи, Интернет и телевидение

Услуги по приему таких платежей Почта оказывает в рамках сотрудничества с платежными системами «Рапида» и «Киберплат».

Прием платежей на терминалах самообслуживания

В отделениях почтовой связи в настоящее время [1] установлено около 2 000 терминалов самообслуживания.

Преимущества и недостатки почтовых переводов

Главный козырь почты - широкая сеть отделений (около 40 тысяч) по всей стране, в том числе в самых отдаленных и труднодоступных районах. Для сравнения: в Сбербанке почти 20 тысяч структурных подразделений (филиалов).

И тарифы почтовые вполне божеские. За исключением, пожалуй, платы за перевод небольших сумм - но кто в наше время отправляет переводы меньше 5 000 рублей? Зато Россия - одна из немногих стран, где доставка пенсии на дом пенсионерам осуществляется бесплатно.

Кроме того, ни один банк не предоставляет населению такой услуги, как доставка денежных переводов получателю на дом. Впрочем, это не их, банков, вина - законодательство не позволяет. А вот другие почтовые услуги, сопутствующие переводам, кредитные организации вполне могли бы взять на вооружение. Например, уведомление получателя о приходе перевода, возможность передачи вместе с переводом дополнительной информации (почта позволяет передавать сообщения длиной до 70 символов), уведомление отправителя о выплате перевода - разве плохо?

К недостаткам можно отнести постоянные очереди и длительность прохождения платежей (контрольные сроки составляют, как и для заказной письменной корреспонденции, до 20 дней), а также качество обслуживания. Впрочем, последнее - беда всех государственных организаций. Тем более такого масштаба.

Много вопросов оставляет состояние законодательства в области регулирования почтовых переводов с использованием современных технологий. Впрочем, об этом мы уже говорили.

... Да, и деньги в конвертах или бандерольках они не пересылают. Поэтому у получателей могут возникать проблемы с выдачей крупных переводов, связанные с отсутствием в кассе необходимой суммы наличных денег: все-таки почта - это не банк.

Ну, а в целом наши небанковские конкуренты чувствуют себя весьма неплохо и вполне успешно занимаются банковским видом деятельности - переводами физических лиц. И, что характерно, не беспокоит их по этому поводу ни Банк России, ни Роспотребнадзор, ни Финмониторинг, ни ФАС... По крайней мере, не встречалось мне в новостях упоминаний о каких-либо мероприятиях, проводимых этими или другими уполномоченными органами в отношении Почты России.

Волей-неволей позавидуешь. 

* * *

В следующий раз (надеюсь, он будет последний) рассмотрим систему денежных переводов, прямо противоположную, если можно так выразиться, зарегламентированной и контролируемой сверху донизу банковской системе.

Имя ей - Хавала.

 
Продолжение следует.

Источники.

Минкомсвязь РФ (www.minsvyaz.ru)

Почта России (http://www.russianpost.ru)

Википедия (ru.wikipedia.org)


[1] Так указано на сайте Почты России. Какое время считается настоящим, сказать трудно. Судя по некоторым признакам, раздел «Финансовые услуги» обновляется нечасто.