Продолжение. Начало: Новое в организации кассовой работы в банках: проблемы и решения

Перечисление на другой счет

В соответствии с пунктом 3.1 Положения № 318-П денежная наличность может сдаваться в кассу кредитной организации для перечисления на банковский счет юридического лица, открытый в этой или иной кредитной организации.

Таким образом, снимается ранее действовавшее ограничение, когда при сдаче наличности юридическим лицом сумма денежной наличности могла быть зачислена только на счет клиента в этом банке/филиале. Вносятся соответствующие изменения также в формы приходных кассовых документов.

Данную норму можно только приветствовать, поскольку, например, крупный сетевой клиент банка (сеть магазинов бытовой техники и т.п.), открывающий свое подразделение в регионе присутствия банка может сдавать наличность в местный филиал банка для перечисления суммы сданных денег на свой основной расчетный счет без открытия дополнительных расчетных счетов.

При этом есть небольшой нюанс - необходимость оформления договорных отношений с юридическим лицом, сдающим в кассу банка денежную наличность, для перечисления принятых сумм на свой счет, открытый в другом банке.

Здесь возможны два варианта.

Первый - заключение договора с банком, в котором у этого юридического лица открыт счет (банк А заключает договор с банком Б о том, что банк А принимает от клиентов банка Б денежные средства для последующего перечисления принятых сумм в банк Б).

Второй - заключение договора между банком и юридическим лицом на прием и перечисление денежных средств в другой банк (по сути обычный договор на кассовое обслуживание или на инкассацию, пересчет и зачисление (перечисление)).

Первый вариант хорош для случая, когда у банка Б есть клиентская база в регионе присутствия банка А, а открытие отделений в ближайшей перспективе не планируется.

Второй вариант хорош для небольшого количества таких клиентов, больше для разовых, единичных ситуаций. Просто, если банк имеет возможность предоставления такой услуги, целесообразно утвердить типовую форму договора-оферты, приняв которую клиент сможет быстро получить соответствующие услуги.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание при организации работы по второй схеме, - механизм взимания банком платы за услуги. Поскольку банковского счета у юридического лица в банке А нет, договора банковского счета нет, необходимо проработать вопрос, как взимать комиссионное вознаграждение.

Приходный кассовый ордер

Форма приходного кассового ордера 0402008, приведенная в приложении 7 к Положению № 318-П, предусматривает возможность указания в графе « Кредит» номеров двух лицевых счетов.

Таким образом, по мнению автора, фактически допускается оформление сводных приходных кассовых ордеров на суммы наличных денег, принятых в рамках осуществления операций по обслуживанию клиентов и предназначенных для зачисления (перечисления) на разные счета бухгалтерского учета (как, например, оформление приходных кассовых ордеров на итоговые суммы принятых наличных денег для уплаты коммунальных, налоговых и других платежей по видам этих платежей согласно пункту 3.1 Положения № 318-П).

Однако в практике работы кредитных организаций встречаются случаи, когда в рамках операций по обслуживанию клиента денежная наличность принимается для зачисления (перечисления) более чем на два лицевых счета, открытых на соответствующих балансовых счетах (например, количество видов платежей может превышать эту цифру). Или, при приеме денежной наличности для осуществления перевода денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, клиенту предоставляются дополнительные услуги, на которые начисляется НДС. В этой связи возможность добавлять в форме ордера дополнительные графы для обозначения лицевых счетов по кредиту была бы очень удобной.

К сожалению, четких указаний на такую возможность в тексте Положения нет.

Новое в расходных кассовых операциях

Отрывной талон и сверка подписи клиента

Пунктом 5.3 Положения № 318-П и формой расходного кассового ордера предусматриваются отделение бухгалтерским работником от расходного кассового ордера отрывного талона и выдача его клиенту для предъявления в кассе.

По сути этот документооборот реализует принципы, установленные для денежных чеков, применительно к физическим лицам.

Что в данном пункте нового, так это четкое определение случаев, когда отрывной талон может не отделяться: если кассовый работник выполняет функции бухгалтерского работника или используются иные средства, позволяющие идентифицировать клиента.

Ярким примером средств идентификации клиента служат системы электронной очереди: при входе в отделение банка клиенту присваивается определенный идентификатор (выдается чек с номером и др.), который, не отражаясь в печатных формах кассовых документов, проходит «красной нитью» через весь процесс обслуживания клиента по данной конкретной операции (ввод первичных данных операционистом, контроль, отражение в программном обеспечении выдачи денежных средств кассовым работником).

Выдача полистно и в пачках

Пунктом 5.5 Положения № 318-П не предусматривается выдача наличности клиентам полными корешками: теперь выдача производится только полными и неполными пачками, а отдельные корешки - полистным пересчетом.

Таким образом, чтобы выдать клиенту корешок, этот корешок должен быть не только обандеролен, но и запаян в полиэтилен под накладку как неполная пачка, состоящая из одного корешка.

В процессе работы кассовому работнику, конечно же, неудобно бегать к упаковочной машине заваривать корешки, тем более нельзя предугадать, какую сумму необходимо будет выдавать следующему и последующим клиентам. Гораздо проще выдать полистным пересчетом, пересчитав на глазах клиента банкноты на счетной машине с демонстрацией ему цифрового табло.

То есть данная норма по сути не изменяет концептуально порядок выдачи наличности, но невыполнение ее может быть использовано представителями контролирующих органов как повод для направления в кредитную организацию предписаний.

Претензии клиента по сумме полученных денег

В пункте 5.7 однозначно определено, что, если клиент в момент получения денег не пересчитал их полистно или поштучно, претензии, после того как он «пришел домой, пере-считал и обнаружил недостачу», не принимаются. Раньше эта норма носила косвенный характер и вытекала из пунктов 2.4.8 и 2.6.5 Положения № 199-П, и сотрудникам банков порой приходилось спорить с клиентами и доказывать, толковать пункты нормативного документа, чтобы снять претензии клиентов.

Пересчет денег клиентом

Согласно этому же пункту « клиент может в индивидуальных кабинах, расположенных при кассах, в которых осуществляются прием, выдача наличных денег, или помещении для пересчета наличных денег клиентами пересчитать полистно, поштучно получаемые наличные деньги, упакованные в пачки банкнот, мешки с монетой, сумки с наличными деньгами».

Получается, что, если касса расположена на территории, к примеру, торгового центра или автосалона и клиент захотел полистно пересчитать полученные пачки банкнот, кредитная организация должна для себя определить, что она будет делать, если клиент выскажет такое желание (тем более что представители Банка России перед проверкой могут провести такую «контрольную закупку»).

Если кассы оборудованы клиентскими кабинами, пересчет можно проводить в этой кабине, добавив при этом кассиру в должностную инструкцию функцию контроля за пересчетом денежной наличности. Правда, при этом при больших суммах пересчета полностью парализуется работа кассы.

Выходов из этой ситуации, по мнению автора, два.

Первый выход - оборудовать специальное помещение для пересчета (это, пожалуй, менее приемлемый вариант, поскольку заранее неизвестно, часто ли клиенты будут требовать пересчета денежной наличности, а содержание и оборудование помещения стоят денег).

Второй выход - располагать отделения таким образом и ориентировать на определенные сегменты клиентов, чтобы избежать ситуации, когда один клиент пересчитывает полученные деньги и собирает за собой очередь из других клиентов (кстати, это же справедливо и для приходных операций - нельзя кассу, в которой предполагаются приходы крупных сумм, одновременно ориентировать на массового розничного клиента).

Сверка подписи клиента с подписью в документе, удостоверяющем личность

В соответствии с восьмым абзацем пункта 5.4 Положения № 318-П кассовый работник перед выдачей наличных денег клиенту сверяет его подпись в расходном кассовом документе с подписью в документе, удостоверяющем личность.

К примеру, подпись у клиента сменилась и подпись в карточке с образцами подписей не соответствует подписи в паспорте. В этом случае, если исходить из логики документа, деньги выдаваться не должны.

В данном случае не очень понятно, какая цель преследовалась разработчиками. Если просто уточняется порядок получения денежной наличности, то эта норма противоречит ряду других нормативных актов Банка России:

  • кассовые операции (такие, как прием, выдача, обмен и размен) могут выполняться кредитной организацией в рамках осуществления операций с наличной валютой и чеками, предусмотренных Инструкцией Банка России от 28.04.2004 № 113-И (например, при выплате наличной валюты Российской Федерации по переводам в Российскую Федерацию без открытия банковского счета в пользу физического лица, выдаче наличной валюты Российской Федерации со счетов физических лиц в иностранной валюте).

Указанные операции согласно пунктам 4.8 и 4.43 указанной Инструкции и пункту 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П могут проводиться при предъявлении клиентом - физическим лицом водительского удостоверения. При этом эти операции согласно пункту 4.35 Инструкции № 113-И (с изменениями) и пункту 5.2 Положения № 318-П оформляются расходными кассовыми документами, а водительское удостоверение не входит в перечень документов, являющихся в соответствии с законодательством документами, удостоверяющими личность;

  • для подтверждения права клиента на проведение операций по его банковскому счету (счету по вкладу, депозиту) в соответствии с пунктами 1.12, 3.1 и 4.1 Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам, депозитам» оформляется карточка с образцами подписей и оттиска печати 0401026 либо для клиентов - физических лиц в порядке, установленном банковскими правилами, оформляется образец собственноручной подписи клиента (физического лица).

На основании изложенного, по мнению автора, сверка подписи клиента в расходном кассовом документе с подписью, проставленной в документе, удостоверяющем личность, не может в полной мере являться идентификацией соответствия подписи распорядителя счетом (вкладом, депозитом). В целях более точного подтверждения права клиента на получение наличных денег оптимальной является сверка подписи клиента в расходном кассовом документе с заявленным клиентом банку образцом подписи, в частности с образцом собственноручной подписи, предусмотренным договором банковского счета (вклада, депозита), нормативными актами Банка России по приему расчетных и кассовых документов.

Конечно, окончательное слово здесь за Банком России, который, хочется надеяться, устранит имеющиеся противоречия. Пока же кредитным организациям ничего не остается, как искать пути по снижению репутационного риска, неизбежно возникающего, если клиенту не выдадут деньги с его собственного счета.

Изменения в процессе завершения дня кассира

Закрытие реестра операций с наличной валютой и чеками

В соответствии с пунктом 6.1 Положения № 318-П «по окончании осуществления операций с наличными деньгами кассовый работник передает бухгалтерскому работнику реестр операций с наличной валютой и чеками <...> для оформления приходных кассовых ордеров 0402008, расходных кассовых ордеров 0402009 на принятые, выданные суммы наличных денег».

Таким образом, теперь на основании реестра операций с наличной валютой и чеками при закрытии реестра необходимо оформлять кассовые ордера (если ордер не был оформлен в момент совершения операции, оформляется некий сводный кассовый ордер в разрезе кодов операций по Инструкции № 113-И).

В основном это, конечно, касается операций покупки и продажи наличной иностранной валюты, размена, замены и т.д.

По мнению автора, в сложившейся ситуации целесообразным будет после закрытия реестра оформить по два кассовых ордера на каждый код операции из Инструкции № 113-И.

Первый ордер - на собственно операции:

- продажу валюты - приходный кассовый ордер на сумму принятых рублей;

- покупку валюты - расходный кассовый ордер на сумму выданных рублей (приходный кассовый ордер на сумму принятой валюты оформлять нельзя, потому что в этом случае эти операции не попадут в отчетность 0409202 по 57-му символу);

- конверсию - целесообразно привязать операции покупки и продажи валюты при конверсии к какой-то одной валюте, например к доллару США, и через нее проводить все операции. В этом случае при закрытии реестра операций с наличной валютой и чеками будут оформляться приходные или расходные кассовые ордера на принимаемые или выдаваемые суммы этого вида валюты;

- покупку поврежденного денежного знака иностранного государства за рубли - расходный кассовый ордер на сумму выданных рублей;

- замену поврежденной валюты на неповрежденную эту же или другую валюту - расходный кассовый ордер на сумму неповрежденной валюты;

- размен иностранной валюты на эту же валюту других номиналов - вопрос двоякий: либо, поскольку изменения остатков валюты в кассе не происходит, кассовый ордер не оформлять вообще, либо оформлять приходный и расходный кассовые ордера на ту же сумму. Оба варианта, по мнению автора, не являются ошибочными. Окончательно ситуацию для исключения различного понимания этой нормы кредитной организацией и представителями инспекционных подразделений Банка России может прояснить подготовка запроса в Банк России.

Второй ордер - на общую сумму комиссии.

Возникает вопрос контировки счетов в кассовых ордерах. Выходом может являться оформление мультивалютных проводок, например 20202810/20202840, при этом в кассовом ордере напротив обозначений лицевых счетов по дебету и кредиту указывать сумму в соответствующей валюте.

Возможность использования в данной ситуации транзитных счетов представляется сомнительной с точки зрения правил бухгалтерского учета. Также использование этих счетов в два раза увеличит количество оформляемых кассовых ордеров.

Окончание следует.