Продолжение. Начало: Бухгалтерский учет и другие аспекты переводов физических лиц

Вот и дошел черед, наконец, до самой нелюбимой моей темы - противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Как ни оттягивала я этот момент, а писать придется. Потому что, во-первых, вопросы ПОД/ФТ в отношении переводов физических лиц становятся все более актуальными (особенно с учетом последних изменений в законодательстве), а во-вторых, основная причина отзыва лицензий у кредитных организаций в последнее время - сами знаете какая.

Ну и в-третьих. В процессе противодействия легализации в отношении переводов физлиц на практике возникает столько вопросов и нюансов, что уважающий себя банк просто обязан как можно подробнее расписать во внутрибанковских документах всю процедуру для исполнителей. И поучаствовать в этом придется всем - бухгалтерам, юристам, валютным контролерам, IT-специалистам. Иначе риск наделать ошибок у операционистов возрастает неимоверно, а наказание может быть суровым.

Начнем, как водится, с нормативной базы.

Нормативное регулирование вопросов ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц.

Основной документ, регламентирующий действия банка в области ПОД/ФТ - это Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Действие закона распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Это значит, что и переводы физлиц, ничтоже сумняшеся, попадают в сферу действия Закона № 115-ФЗ, требуя при этом повышенного внимания со стороны работников банка вследствие разнородности и массовости участников процесса.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) в Главе 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» содержит информацию о мерах, применяемых к организациям и должностным лицам при нарушении законодательства о ПОД/ФТ в части фиксирования, хранения и предоставления информации.

Что же касается собственно действий по легализации преступных доходов, то для них наказание предусмотрено статьей 174 Уголовного кодекса РФ.

Инструкция ЦБ РФ от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» описывает некоторые права банков и их должностных лиц при открытии счетов клиентам и при осуществлении их идентификации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ.

Самый, наверное, неоднозначно толкуемый и поэтому часто злобно обсуждаемый документ ЦБ в области ПОД/ФТ - Положение ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». С применением именно этого Положения связаны основные трудности ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц.

Порядок предоставления банками в ФСФМ сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или иных операциях, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, установлен Положением ЦБ РФ от 20 декабря 2007 г. № 207-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Наше любимое Положение ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» тоже не осталось в стороне от борьбы с легализаторами и террористами. Изменения, связанные с идентификацией клиентов и передачей информации о них, появились в Положении № 222-П в начале 2008 года.

Банк России также выпустил множество писем, рекомендаций, информационных сообщений и официальных разъяснений по данному вопросу, которые мы здесь перечислять не будем. Однако при необходимости к некоторым из них обратимся.

Не относятся к нормативным документам, но объясняют логику некоторых моментов в отечественном ПОД/ФТ так называемые Вольфсбергские принципы - «Всеобщие директивы по противодействию отмыванию доходов в частном банковском секторе», неофициальный перевод которых (последняя версия) был доведен до кредитных организаций Указанием оперативного характера ЦБ РФ от 8 апреля 2003 г. № 53-Т.

Действия банка в области ПОД/ФТ при осуществлении переводов физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ кредитные организации относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. И, соответственно, должны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

К таким мерам относятся:

- обязательные процедуры внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К операциям с денежными средствами или иным имуществом относятся действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Обязательному контролю подлежат, во-первых, операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо эквивалентную ей сумму в иностранной валюте, если характер операции соответствует перечню, установленному пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ. Во-вторых - операции с недвижимым имуществом на сумму более 3 млн. руб. или эквивалентной ей. И в-третьих - сделки, одной из сторон которых являются экстремисты или террористы (вернее, лица, в отношении которых имеются такие сведения).

Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, банки документально фиксируют и предоставляют непосредственно в уполномоченный орган - Федеральную службу по финансовому мониторингу - не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции.

Кроме обязательного контроля, на банках лежит обязанность по идентификации лиц, находящихся на обслуживании. В отношении клиентов - физических лиц эта работа, наверное, является наиболее трудозатратным и муторным процессом во всем ПОД/ФТ.

Требование об установлении и идентификации распространяются не только на клиентов - лиц, находящихся на обслуживании в банке, но и на выгодоприобретателей. О том, кто это такие, мы поговорим позже.

Информацию о клиентах и выгодоприобретателях банки должны систематически обновлять.

Кредитные организации обязаны предоставлять в уполномоченный орган по его письменным запросам установленную информацию как по операциям, подлежащим дополнительному контролю, так и по «подозрительным» операциям.

Следующая обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом - выявление и организация особых условий работы с иностранными публичными должностными лицами (ИПДЛ). Эта напасть появилась в Федеральном законе № 115-ФЗ в конце прошлого года и действует с 15 января 2008-го.

Про разработку кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ мы здесь говорить не будем. Хотя в пункте 2 статьи 7, посвященном разработке этих правил, спрятана еще одна обязанность банков - документальное фиксирование информации по необычным или подозрительным сделкам. Требование о передаче информации по таким сделкам в уполномоченный орган содержатся в пункте 3 статьи 7.

Кроме работы с ИПДЛ, в этом году у банков появилась еще одна головная боль - сбор и передача информации о плательщике при осуществлении безналичных расчетов и переводов без открытия счета на всех этапах их проведения. Это новшество также действует с 15-го января.

И, наконец, банки должны (в некоторых случаях - могут) приостанавливать совершение операций с денежными средствами или отказывать клиентам в совершении таких операций по основаниям, определенным пунктами 10 и 11 статьи 7.

О запрете на информирование клиентов о применяемых мерах по ПОД/ФТ мы уже упоминали.

Итак, все действия банка при осуществлении ПОД/ФТ по переводам физических лиц можно условно разделить на следующие блоки:

  1. Обязательный контроль.
  2. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей (в т.ч. хранение и обновление данных).
  3. Предоставление информации в ФСФМ по письменным запросам.
  4. Выявление ИПДЛ и работа с ними.
  5. Документальное фиксирование и передача информации по необычным и подозрительным сделкам.
  6. Сбор и передача информации о плательщике при осуществлении безналичных расчетов и переводов без открытия счета.
  7. Приостановление совершения операций и отказ в их совершении в установленных случаях.
  8. Запрет на информирование клиентов о применяемых мерах по ПОД/ФТ.

Далее мы рассмотрим действия банка по каждому блоку операций отдельно. Представляется целесообразным систематизировать, формализовать и изложить эту информацию в удобной и доступной форме не только в Правилах внутреннего контроля по ПОД/ФТ, но и в Положениях банка об осуществлении переводов физических лиц, чтобы непосредственные исполнители операций, работающие конвейерным методом, не впадали в ступор при возникновении необычных ситуаций, которые при осуществлении переводов «физиков» встречаются чаще, чем обычные.

Как минимум, операционисты должны знать, что такие ситуации существуют. И к кому в случае чего обращаться.

Нюансов, кстати, может быть намного больше, чем изложено в данной статье. Кроме того, не стоит забывать, что законодательство и его трактовка Банком России постоянно меняются, и документы внутрибанковские придется часто актуализировать.

Обязательный контроль.

Обязательному контролю, как уже было сказано, подлежат операции на сумму не менее 600 000 рублей или эквивалентной ей суммы в иностранной валюте, в том числе (рассматриваем только случаи, касающиеся переводов физических лиц):

- зачисление или перевод на счет денежных средств, если хотя бы одной стороной является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

- выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

- переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

- предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам, а также получение такого займа.

Сделки с недвижимым имуществом (платежи по ним тоже могут осуществляться переводами) подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 000 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 3 000 000 рублей.

Кроме этого, обязательному контролю подлежат переводы независимо от суммы, если хотя бы одной из сторон является:

- организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности в экстремистской деятельности или терроризму;

- юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица;

- физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Положение № 207-П Банка России устанавливает справочник видов операций, сведения о которых предоставляются в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ (Приложение 3 к Положению № 207-П).

Пройдемся по справочнику подробнее.

Код 3001: Зачисление или перевод на счет денежных средств в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), не участвующих в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на территории).

Список «стран-изгоев» также когда-то формировался Банком России, но Указанием ЦБ РФ от 17 августа 2004 г. № 1490-У этот пункт отменен. Поэтому коды 3ХХХ, связанные с не участвующими в ПОД/ФТ странами и территориями, в настоящее время не работают.

Код 4003: Перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца.

Код 4004: Поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.

«Анонимным владельцем» в данном случае Банк России считает не Мистера Икс в маске и плаще, но любого заграничного отправителя или получателя перевода, по которому на основании информации, имеющейся в расчетных либо обосновывающих документах, кредитной организации не удается установить (идентифицировать) личность, на счет (во вклад) или со счета (с вклада) которой совершен данный перевод. Сведения по таким операциям в обязательном порядке направляются в уполномоченный орган с кодами 4003 или 4004.

Код 5002: Выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

Код 5003 «Получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга)» мы здесь не рассматриваем, хотя сплошь и рядом физические лица несут в банки платежи за купленные в лизинг автомобили. И вот почему. Во-первых, строго говоря, физическое лицо не может быть стороной по договору лизинга. Но это ладно - куда деваться, если «все так делают». Во-вторых же (и главных), предметом обязательного контроля в данном случае являются именно действия по предоставлению или получению предмета лизинга, а не платежи, совершаемые лизингополучателем в рамках договора1. Так что пусть по этому поводу парятся автосалоны и лизинговые компании.
Правда, одно из более ранних разъяснений2 Банка России информирует, что банк обязан направлять в ФСФМ сообщение об операции по получению либо предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) и в том случае, если из представленных клиентом документов ему стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (лизинга). Однако и по времени выхода, и по смыслу мне больше нравится предыдущий вариант - поэтому считаю целесообразным руководствоваться именно им.

Код 5004: Переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

По этому поводу у многих банков возникал резонный вопрос - относится ли эта формулировка к операциям, осуществляемым клиентами банка - юридическими лицами (некредитными организациями) по договорам комиссии, поручения, агентским договорам и т.д.? То есть к той армии предпринимателей, которая сейчас бодро занимается сбором платежей за телефон, коммуналку и тому подобное через терминалы самообслуживания и киоски «Дымок».
Оказывается, не относится3. Потому что к таким операциям следует относить переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями в случаях, когда такое право прямо предоставлено им законодательством РФ. А не банками, их обслуживающими.

Поэтому операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом банка по поручению его контрагентов (по договору комиссии, поручения или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) не подлежат обязательному контролю со стороны банков.

Код 5007: Предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

С точки зрения обсуждаемой темы интересен случай, когда беспроцентный заем предоставляется юридическим лицом физическому (обычно работнику организации) посредством зачисления суммы на его счет (вклад). Или наоборот: учредитель дает организации крупную сумму взаймы.

Самая серьезная проблема для банка в этом случае - определение того, является ли заем беспроцентным. Ведь в поле «Назначение платежа» плательщик такую информацию указывать не обязан. Поэтому банки выкручиваются, кто как может: настоятельно рекомендуют клиентам указывать это в платежном поручении, просят копии договоров, или просто названивают в организации с простодушным вопросом - является ли ваш заем беспроцентным? Кстати, на правомерное «с какой целью интересуетесь?» при этом отвечать приходится уклончиво, памятуя о запрете на информирование клиентов о применяемых мерах ПОД/ФТ.
Банк же наш России в данном случае повел себя куда как сурово: написал в одном из информационных писем4, что банк при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции, подлежащей обязательному контролю, должен запросить у займодавца документы, на основании которых можно определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет (то есть документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется). А в случае непредставления документов банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции - за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического или физического лица.

Кроме того, хитрые клиенты, запомнив магическое число 600 000, иногда разбивают сумму крупного займа на несколько частей, составляя на каждую отдельный договор. Но антилегализаторов не проведешь - «дробленка» за небольшой промежуток времени обычно легко отслеживается, и тогда сообщения в ФСФМ ей не миновать.

Теперь о предпринимателях. В требованиях, относящихся к обязательному контролю операций, осуществляемых юридическими и физическими лицами, ничего не говорится об индивидуальных предпринимателях. В связи с этим возникают вопросы: подлежит ли обязательному контролю, например, операция предоставления беспроцентного займа предпринимателем физическому лицу? А получение такого займа предпринимателем у физического лица?

По этому поводу Банк России дает следующие разъяснения5. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют действия юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Поэтому при рассмотрении вопроса об отнесении операций, осуществляемых предпринимателями по роду своей деятельности, к категории операций, подлежащих дополнительному контролю, следует руководствоваться требованиями Федерального закона, которые предъявляются к операциям юридических лиц. В то же время операции с денежными средствами и иным имуществом, подлежащие обязательному контролю и определенные в статье 6 Федерального закона № 115-ФЗ как операции физических лиц, также подлежат обязательному контролю, если их осуществляет предприниматель не в связи со своей предпринимательской деятельностью.

Еще один вопрос, не так давно нашедший разъяснение в Информационном письме ЦБ6 - сколько сообщений следует отправлять банку по операциям беспроцентного займа, если и плательщик, и получатель являются клиентами одного и того же банка? Ответ: учитывая, что операции и по предоставлению, и по получению такого займа имеют код 5007, достаточно одного сообщения.

В любом случае порядок проверки «процентности» займов и принадлежности их к категории операций, подлежащих обязательному контролю, должен быть разработан и утвержден в правилах внутреннего контроля.

Напомним, что к кодам 1ХХХ - 5ХХХ относятся операции на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей.

Код 6001: Операции с денежными средствами и иным имуществом, сведения о которых представляются в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Здесь речь идет уже не об обязательном контроле, а о «подозрительных» операциях. К таковым Закон относит операции, по которым у работников банка, их осуществляющих, на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Ограничения по суммам на такие операции не установлены.

К «подозрительным» операциям мы вернемся позже.

Код 7001: Операции с денежными средствами или иным имуществом, в которых хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем такой организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени и по указанию такой организации или лица.

Такие операции подлежат обязательному контролю независимо от суммы.

Код 8001: Сделки с недвижимым имуществом, подлежащие обязательному контролю.

К таковым, как уже было сказано, относятся сделки на сумму 3 млн. руб. и выше. Довольно часто оплата таких операций осуществляется физическими лицами в безналичной форме - переводом.

При этом логично было бы предположить, что предметом контроля и передачи информации в данном случае должна являться не расчетная операция (отдельный платеж) клиента по сделке с недвижимостью, а именно установление, изменение или прекращение связанных с этим имуществом гражданских прав и обязанностей. Если принять во внимание, что через банк проходят только платежи (за исключением случая, когда банк является стороной по сделке), то обязательный контроль возникает лишь тогда, когда одновременно с платежом осуществляется, например, переход права собственности на недвижимость. В случае с переводами частичных платежей по договору этого, как правило, не происходит.

Отсюда можно сделать вывод, что основными поставщиками информации по сделкам с недвижимостью для ФСФМ должны являться организации, занимающиеся регистрацией таких сделок и гражданских прав и обязанностей по ним, в том числе посредники по таким операциям, а никак не банки.

Однако позиция Банка России по данному вопросу заключается в том, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, должны направлять в уполномоченный орган информацию не только об операциях по своей основной деятельности7, но и вообще любую информацию, до которой они смогут дотянуться.

Поэтому на практике банки предпочитают рассматривать как операции, подлежащие обязательному контролю, любые сделки с недвижимостью, общая сумма по которым равна или превышает 3 млн. руб., и с этой целью ведут «внесистемный накопительный учет» платежей по договорам на покупку, продажу, строительство или аренду недвижимости, и передают информацию, как только общая сумма расчетов достигнет 3 млн. руб. И запрашивают опять же копии договоров у клиентов.

Эту позицию можно понять, учитывая направленность разъяснений Банка России по данному вопросу. Например, в Информационном письме № 9 от 6 марта 2006 года (вопрос 1) указано, что кредитная организация должна предоставлять в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом, если она является стороной по сделке, или если из представленных в соответствии с законодательством РФ клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки. Если же банк при проведении расчетной операции клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция в соответствии с правилами внутреннего контроля не является «подозрительной», то обязанности по направлению сведений о ней в ФСФМ у банка не возникает.

В Информационном письме № 8 от 31 августа 2005 года (вопрос № 3) Банк России сообщает, что договор участия в долевом строительстве (договор инвестирования), а также договор об уступке права (требования) по указанному договору при условии, что их сумма превышает установленный предел, с момента их государственной регистрации являются сделками, подлежащими обязательному контролю.

Несколько утешает то, что не подлежат дополнительному контролю как операции с недвижимостью сделки по передаче в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве и сделки купли-продажи закладных (пула закладных8.

Комитет Ассоциации Российских Банков по вопросам ПОД/ФТ разработал «Методические рекомендации по выявлению и представлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 8000)» от 16 мая 2006 г., которые также могут использоваться при разработке Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ и других внутрибанковских нормативных документов. Такие же рекомендации есть по группе кодов 1000 (операции с денежными средствами в наличной форме) и по группе кодов 4000 (операции по банковским счетам (вкладам)).

* * *
В рамках обязательного контроля (все перечисленные выше коды, за исключением кода 6001) должны отслеживаться все операции определенного характера и размера, в том числе операции, имеющие очевидный экономический смысл и не вызывающие подозрения у сотрудников банка на предмет целей их осуществления. Даже если банк имеет положительный опыт работы с клиентами и законность их деятельности у его сотрудников не вызывает сомнений9.

Продолжение следует. 

При написании статьи использованы материалы Форума «Кассовые операции» сайта www.bankir.ru.


1 Информационное письмо ЦБ РФ от 29 февраля 2008 г. № 13 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», вопрос 1.
2 Информационное письмо ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. № 11 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», вопрос 5.
3 Информационное письмо ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 6 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вопрос 4.
4 Информационное письмо ЦБ РФ от 21 февраля 2005 г. № 7 «По вопросам применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вопрос 1.
5 Информационное письмо ЦБ РФ от 21 августа 2002 г. № 1 «По вопросам применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вопрос 3.
6 Информационное письмо ЦБ РФ от 29 февраля 2008 г. № 13 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», вопрос 4.
7 Информационное письмо ЦБ РФ от 21 февраля 2005 г. № 7 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вопрос 2.
8 Информационное письмо ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. № 11 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», вопросы 3 и 4.
9 Информационное письмо ЦБ РФ от 29 ноября 2002 г. № 2 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», вопрос 1.