На рынке инкассационных услуг доминируют государственные структуры. «Инкахран» – одна из немногих частных компаний, пытающихся бороться с их монополией.  

Российский рынок инкассационных услуг состоит из трех основных частей. Прежде всего – это государственные игроки, существующие с советских времен. Еще в 2005 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) исследовала российский рынок услуг инкассации и пришла к выводу, что доминирует на нем государство в лице «Росинкаса» (подразделение ЦБ) и Сбербанка, который исторически имеет самую обширную сеть в стране.

Второй «этаж» рынка составляют инкассационные службы отдельных коммерческих банков – при этом некоторые из них оказывают услуги даже другим банкам.

Наконец, третья часть – независимые перевозчики, среди которых эксперты называют прежде всего компании «Инкахран» (принадлежит Росбанку) и «АРБ-Инкасс», учрежденную Ассоциацией российских банков (АРБ). 

Объем рынка инкассационных услуг в России является конфиденциальной информацией для всех кредитных организаций. По данным экспертов, совокупные доходы инкассаторов оцениваются примерно в $20 – 30 млн. Поэтому о распределении долей можно судить только приблизительно, исходя из общего количества бронеавтомобилей в организации, из ее инфраструктуры и географии деятельности. Сегодня позиции госорганизаций по-прежнему сильны, однако 15 – 20% перевозок наличных денег в стране (около $10 млрд в год) осуществляет НКО «Инкахран», которую считают крупнейшим из негосударственных перевозчиков. 

Осколки Госбанка

Выйти на рынок инкассации возможно только при наличии клиентской базы, причем немалой. «Инкахран» – это первая специализированная частная коммерческая организация по инкассации и перевозке денежных средств и ценностей, она создавалась в 1991 году на базе банковской группы «СБС-Агро», многие из активов которой  впоследствии попали под контроль Росбанка.

«Материальная база была небольшая, – рассказывает ведущий экономист-маркетолог «Инкахрана»  Евгений Морозов. – Но в 1998 году совместно с правительством Москвы был закуплен автопарк (713 специальных бронеавтомобилей на базе «ЗИЛ»-«Бычок»)». В 1999 году была зарегистрирована небанковская кредитная организация «Объединенная расчетная система», ставшая единым расчетно-кассовым центром и бизнес-провайдером услуг «Инкахрана» на рынке крупнейших кредитных организаций.

По словам Евгения Морозова, за все время существования серьезных столкновений с государственными структурами не было: каждый занимает свою определенную нишу. «Росинкас» – монополист в перевозках казенных средств. У организации есть соглашение с ЦБ по транспортировке его ценностей, а также ценностей Резервного фонда, а основой является крупная материальная база в различных регионах, оставшаяся еще с советских времен. «Мы не отбираем клиентов и у «Сбера». У Сбербанка основной вид деятельности – работа непосредственно с физическими и юридическими лицами, мы же работаем в основном с кредитными организациями, занимаемся аутсорсингом, – поясняет Евгений Морозов. – Рынок развивается стремительно, наши мощности загружены, и нам есть, чем заняться».

Почем извоз?

Перевозка денег – серьезное дело, подчиняющееся определенным стандартам безопасности, и их обеспечение требует финансовых вливаний. Только одна бронированная «Газель» стоит $40 000, а к этому добавляются затраты на оружие, содержание персонала с определенной квалификацией. «Инкахран» в своей работе в основном использует «Газели» и «Бычки».  Государственные структуры опираются на могучую финансовую поддержку госбанков-владельцев. «Инкахран» пока не собирается привлекать заемные ресурсы и инвесторов – поэтому в гонке на длинные дистанции он явно может отстать. 

«Мы идем по более дешевому варианту. Хотя, по общим оценкам, они не намного уступают импортным автомобилям и по уровню защиты, и по стоимости эксплуатации. У нас есть и собственная ремонтная база», – говорит Евгений Морозов.

Окупаемость инкассаторского бизнеса в первую очередь зависит от загрузки автомобилей, от количества маршрутов. А для привлечения клиентов основным мотивом становится ценовая политика. В «Инкахране» делают ставку на «эффект масштаба» – снижение стоимости обслуживания каждого клиента, что позволяет создавать тарифную сетку более выгодную, чем содержание собственной инкассации. Тариф зависит также и от объема предоставляемых услуг: чем крупнее заказ, тем больше скидка. «Инкахран» открыл 21 отделение в регионах.

Новичкам сложно это делать, потому что они начинают конкурировать со Сбербанком, мы же берем объемом», – рассказывает Евгений Морозов. 

Компания предлагает различные варианты договора – есть просто инкассация, есть полный пакет аутсорсинга: клиент заказывает инкассацию своей торговой точки, и деньги он получает уже на собственном счете безналичным платежом. То есть никаких дополнительных затрат на обработку наличности не несет. Это практически 80% всех услуг (около $8 млрд). «Мы стараемся уходить от каких-то «выдергиваний» услуг из пакета, предоставляя все в комплексе», – говорит Евгений Морозов. В результате чистая прибыль «Инкахрана» по МСФО за 2007 год составила около 70 млн рублей.

Сомнительная польза

Динамика рынка инкассации зависит прежде всего от того, в какой степени коммерческие банки будут отказываться от собственных инкассационных служб и передавать эту функцию на аутсорсинг. Сейчас и в России, и за рубежом наблюдается тенденция, когда некоторые банки закрывают собственную инкассацию. В европейских кредитных организациях практически отсутствует такая статья расходов. Например, во Франции около 20 специализированных компаний занимаются обслуживанием этих операций. Однако в России банки пока не готовы отказываться от собственной службы инкассации.

Как рассказал заместитель начальника отдела инкассации Альфа-банка Юрий Меркулов, в настоящий момент только часть выносных операционных касс обслуживается сторонними организациями. «Была попытка передать все оперкассы сторонней инкассации, получилось дорого и неоперативно. Решение по обслуживанию сторонней организацией принимает руководитель блока на основании решения тендерного комитета», – говорит он.

В Русском банке развития также существует собственная служба инкассации. По словам начальника департамента корпоративного бизнеса Русского банка развития (РБР) Натальи Блиновой, среди корпоративных клиентов РБР было большое количество крупных магазинов, супермаркетов, ресторанов, автозаправок, поэтому потребность в услугах инкассации требовала расширения службы.

До недавнего времени банки предоставляли услуги инкассации только своим клиентам, открывшим счета. Сейчас тенденция поменялась, и банк может предложить клиентам инкассацию без привязки к расчетному счету. В последнее время значительным спросом пользуется данная услуга со стороны именно физических лиц. Так, можно обращаться в банк за услугой транспортировки и доставки ценностей, к примеру, по маршруту «банк – банк», «банк – офис», «банк – дом» и наоборот.

В общей структуре прибыли банков доля инкассации невелика, если сравнивать с другими банковскими продуктами. Тем не менее некоторым банкирам она интересна не с точки зрения прибыли, а с точки зрения дополнительного сервиса, который можно предоставлять своим клиентам. 

Электронная угроза

Объем работы инкассации теоретически должен уменьшиться с развитием системы электронных платежей, говорят в банках. «Однако пока большинство граждан предпочитают использовать наличные деньги в повседневной жизни. Помимо этого, далеко не все объекты инфраструктуры, особенно в регионах, оснащены платежными терминалами», – отмечает начальник службы инкассации и перевозок Номос-банка Артем Амирджанов. 

«Несмотря на возросшее количество электронных платежей, количество перевозок наличных денег пока не сокращается, – соглашается Юрий Меркулов, – и пока рано говорить о полной замене живых денег электронными». 

Зато в связи с увеличением сети банкоматов возросли, в первую очередь, требования к инкассаторам: теперь это не просто перевозчик и хранитель денег, но и пользователь персонального компьютера, которым оснащен банкомат.

С распространением банкоматов работы становится больше, констатируют эксперты. В 80% случаев обращения к банкомату – это снятие наличных. А дальше снятая наличность вернется в денежный оборот через магазин или оплату иных услуг. Более того, в регионах пластиковые карты не так популярны и развиты, как в мегаполисе, поэтому «пластик» и банкоматы никак не повлияют на падение или стагнацию интереса клиентов к инкассации.

По сравнению с предыдущими годами значительно увеличилось количество маршрутов, обслуживающих банковские терминалы, говорят в «Инкахране». Количество банкоматов растет, а обслуживание аппаратов, автопарк, водители, охрана – это затратная статья, и в отдельно взятом банке она себя не оправдывает. Это справедливо не только для мелких и средних кредитных организаций, но даже для крупных. У них есть собственная инкассация, однако часть работы, с которой они не справляются, передают внешним компаниям.

К нам не подходи

Еще одна немаловажная особенность инкассационного бизнеса – криминальный риск. По данным «Росинкаса», на его инкассаторов в 2006 – 2007 годах было совершено восемь нападений, а потери составили 17,7 и 4,9 млн рублей соответственно. На сотрудников «Инкахрана» тоже нападали грабители, но за последние 6 лет материальных потерь не было, отмечает Евгений Морозов. «В прошлом году произошло нападение на наш броневик рядом с магазином Metro, но инкассаторы закрылись в машине, которая обстреливалась. А они ждали приезда милиции», – рассказывает Морозов.

Специализированные организации, как правило, имеют собственные частные охранные предприятия (ЧОП). Как объяснил Евгений Морозов, сотрудники ЧОП «Инкохрана» занимаются сопровождением грузов, но они охраняют не груз, а инкассатора, а инкассатор уже несет материальную ответственность. «У нас есть тренировочный центр, охрана постоянно проходит сертификацию, курсы переподготовки, ездит на стрельбище», – говорит он. Также на базе «Инкахрана» действует школа инкассаторов. Если человек устраивается на эту должность, перед тем, как выйти на маршрут, он 1,5 месяца проходит обучение, и после сдачи определенных нормативов ему доверяют перевозку денег.

Именно с вооруженной охраной связаны многие проблемы инкассационного бизнеса. И банки, и профессиональные инкассаторы жалуются на ограничения, наложенные законодательством на охрану в части приобретения оружия, которые в то же время не касаются «Росинкаса» и Сбербанка. Это еще одна преграда для расширения деятельности. «Сейчас ужесточили положения, связанные с оружием – его должно быть определенное количество на ЧОП. И мы поэтому не можем особенно расширять штат охраны, а это тормозит бизнес», – говорит Евгений Морозов. На это обращала внимание и АРБ. Еще в мае она готовила предложения депутатам Госдумы, чтобы законодательно закрепить возможность использования и применения служебного оружия сотрудниками безопасности и инкассации кредитных организаций. По мнению представителей ассоциации, это позволит предоставить участникам рынка банковских услуг равные права и возможности в части обеспечения собственных служб инкассации оружием.

Но пока законодатели думают, участники рынка ищут другие пути развития. Так, «Инкахран» разрабатывает проект использования еврокейсов. Принцип этого устройства заключается в том, что при несанкционированном вскрытии внутри взрывается баллон с краской и окрашивает деньги и ценности. При использовании таких кейсов в охране нет необходимости. «За рубежом такое широко используется, но в России это лишь единичные случаи, в промышленных масштабах инкассация подобными методами не производится, и мы собираемся применить данный метод уже в середине 2009 года. Обкатка пройдет в основном в Москве, затем опыт будет передаваться в регионы», – поделился Евгений Морозов.

Еще одна новинка, применяемая компанией, – «автоматические инкассаторы». Это депозитные сейфы, расположенные в подсобных помещениях крупных торговых центров, чтобы исключить нахождение вооруженных людей в местах присутствия покупателей. Кассиры сами сдают наличность в этот сейф, а уже ночью приезжают инкассаторы с охраной, вскрывают его и забирают выручку. Кроме того, для большей безопасности бронеавтомобиля в пути сейчас через GPS запускается система, которая уже используется в таксопарках.

Что же касается возможности увеличения доли «Инкахрана» на рынке, то, по единодушному мнению экспертов, «подвинуть» государственных конкурентов в обозримом будущем частные перевозчики не смогут. Впрочем, как считает Наталья Блинова, «в ближайшее время не стоит делать акцент на изменении доли рынка между его участниками», поскольку рост объема денег в обращении обеспечивает рост бизнеса. 

ЧТО ТАКОЕ НКО «ИНКАХРАН»

ГОД ОСНОВАНИЯ: 1991

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: полный комплекс услуг по обслуживанию наличного денежного обращения – от инкассации торговых точек и обработки денежной наличности до безналичного перечисления инкассированных и пересчитанных средств по реквизитам заказчика

ОСНОВНОЙ ВЛАДЕЛЕЦ: Росбанк

ШТАТ: 3500 человек

ПРИБЫЛЬ ПО МСФО ЗА 2007 ГОД: 70 млн рублей 

РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ: представительства в 21 регионе

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Росинкас», Сбербанк, «АРБ-Инкасс»