Любой постоянный читатель журнала отметит, как в этом номере трансформировалась наша постоянная рубрика «Рекламная экспертиза». «БО» решило провести оценку реальных вариантов корпоративной одежды сотрудников банковского фронт-офиса. И эксперты подобрались профессиональные: Александр Хилькевич четыре года назад был признан лучшим fashion-журналистом, Юлия Бевзенко имеет огромный опыт консультаций по бизнес-стилю на самом высоком уровне, консультант кадрового агентства Ольга Шпунтенко оценила одежду сотрудников с точки зрения специалиста по банковскому персоналу.

Правда сразу вышла наружу: экспертам не нравятся крайности!

С одной стороны, не получил положительных оценок дресс-код банка, где сотрудники одеваются хотя и в деловом стиле, но выбирают одежду полностью самостоятельно. С другой стороны, по поводу стиля одежды сотрудников другого банка всеми экспертами было замечено, что он чересчур униформистский.

Но и самый распространенный вариант «белый верх — черный низ — корпоративный аксессуар» признали слишком уж стандартизованным.

Надо отметить, что при всей своей придирчивости эксперты «БО» постарались быть корректными и дать конструктивные оценки, а в большей степени даже советы. «БО» просит банки и тем более конкретных сотрудников ни в коем случае не принимать на свой счет как предвзятость или обвинения. Ни того, ни другого нет. В профессиональном отраслевом журнале уместно попытаться выработать или осмыслить современные требования к дресс-кодам банков. И банки, чьи образцы попали в обзор, дают повод обсудить тему, но не заслуживают, по большому счету, критики. Потому что очевидно, что работа по формированию дресс-кодов в банках ведется, что уже само по себе выдает грамотную корпоративную и бизнес-политику. Дабы не навредить этим банкам, «БО» решило не указывать их названия, так как в данном случае интересуют, действительно, общие подходы к созданию банковского дресс-кода, бытующие сейчас на рынке.

1.jpg

 
1_nikak.jpg nikak.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Что понравилось — так это аккуратность всех сотрудников, и мужчин, и женщин. Что портит картину — ярко-синий цвет униформы, еще и в контрасте с красным. Выбор понятен — следовали корпоративным цветам логотипа, но в костюме это сочетание смотрится всегда простовато, дешево и неактуально. Я бы рекомендовала при выборе одного яркого цвета подбирать блузки и аксессуары в тон, а не в контраст, что будет выглядеть более деловито и современно. Сотрудникам мужчинам имеет смысл выбирать сорочки с длинным рукавом — в бизнесе не принят короткий рукав, а также обратить внимание на размер: объемная сорочка на один-два размера больше всегда смотрится неряшливо.
2_nikak.jpg nikak.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Посмотрев на фото, вы понимаете, чем дресс-код отличается от униформы. Сразу отмечу, вещи сшиты хорошо, добротно, но и только. Для этого банка превратить сотрудниц в проводниц вполне логично. Однако не слишком ли простое и даже упрощенное решение найдено? Особенно, если сравнить с сайтом банка — вот у него действительно достойный вид!
3_yes.jpg nra.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Супер! Идея выдержана полностью, строгий корпоративный стиль одежды, цвета банка. Сотрудники одновременно и приветливые бортпроводники, и работники банка. По цветовому решению — одновременно и строгие, и относительно «веселые», что придает свежести банку. И, надеюсь, это не только первое впечатление.
reklama2.jpg
 
1_yes.jpg nra.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Молодцы!!! Фото сотрудника и сотрудницы банка можно выставлять как пример для подражания. Отличный крой, хорошо подобранные цвета, ничего лишнего ни в аксессуарах, ни в дизайне. Две детали, на которые стоит обратить внимание: стрижка у сотрудника фронт-офиса слишком мальчишеская: в глазах клиента — минус одно очко в плане доверия. Прически у сотрудниц фронт-офиса: неуместные заколки, распущенные волосы.
2_no.jpg nenra.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Очень разочаровал цвет галстуков. В модной индустрии такой оттенок называют «тухлым» или «вдовьим». На семинарах по тенденциям моды я категорически запрещаю его использовать людям, которые хотят произвести впечатление современных и энергичных. К тому же в сочетании с цветом блузок и сорочек он придает лицу нездоровый вид. Сравните цвет галстука и бейджа — два разнохарактерных оттенка красного. Как бьет по глазам! Плюс красное на стенах, красное на столах, красное на информационных дисплеях — SOS! Мужские галстуки производят впечатление низкобюджетной продукции — выглядят сиротливо. Вообще мужчинам, тем более в банках, нужно помочь с подбором гардероба. Часто, чтобы казаться представительнее, они покупают одежду большего размера, результат получается прямо противоположным. А вот юбка у девушки понравилась — Шанель осталась бы довольна.
3_nikak.jpg nikak.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Все так обычно, даже обидно. Голубые рубашки сейчас не носит только ленивый! Нет узнаваемости бренда. Сложно понять, чем этот банк отличается, скажем, от «Связного». Надеюсь, что на первых двух фотографиях проблемы с цветопередачей, так как цветовое сочетание рубашки и галстука просто «вырви глаз».
reklama3.jpg
 
1_no.jpg nenra.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Первое впечатление не исправить! Деловой стиль подразумевает, что блузка у женщины или сорочка у мужчины заправлены в юбку или брюки. Если крой подразумевает наличие пояса, то пояс обязателен, в цвет низа с лаконичной металлической пряжкой. На что стоит обратить внимание: фронтальный разрез на деловой юбке исключается, он может быть сзади по центру и не превышать 12–15 см. В бизнесе есть правило: все сексуальные детали — разрезы, прозрачная ткань, декольтированная блузка, яркий мейкап — отвлекают внимание как коллег, так и клиентов, а значит, исключаются. Юбка сложного кроя и длины «миди» также отвлекает на себя слишком много внимания, как и разрез. Галстуки и платки розовато-красного, оранжевого оттенков, диагональная полоска смотрятся выигрышно
2_yes.jpg nra.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Как правило, простой ход — самый верный. Белый верх, черный низ. Плюс корпоративная косынка или галстук. Сотрудницам легко следовать данному стандарту, ведь им все понятно. При этом каждая может использовать фасон и крой, которые нравятся и подходят фигуре — таким образом дресс-код примирили с индивидуальностью. Обратите внимание на грамотное решение: колготки, классические туфли-лодочки на не высоком каблуке, неброский макияж и бесцветный лак для ногтей. Это «мелочи», о которых многие забывают, но именно они являются главными. Совет всем банкам: чем тратиться на униформу, наймите маникюршу и парикмахера для персонала. Простейшая укладка, и вот — глаза светятся, улыбки сияют, море энергии, о депрессиях никто не вспоминает.
3_nikak.jpg nikak.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Стандартный шейный платок выдержан в корпоративном оранжевом цвете банка. Ничего необычного, потому и скучно. По моему субъективному мнению, было бы хорошо, если у всех сотрудников фронт-офиса были такие галстуки, как у девушки, передающей бумагу. Он придает солидности, безусловно, нежели обычный шейный платок.
reklama4.jpg
 
1_nikak.jpg nikak.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Что понравилось — платок, цвета не только совпадают с корпоративными, но и трактуются как динамичные, вызывающие доверие, современные. Отлично! Что не понравилось: сочетание блузки со стоячим воротничком и накладными карманами с клапанами да еще и с рюшей на планке с платком. Думаю, это излишество, отвлекающее от лица сотрудницы. В бизнесе не приняты декоративные детали кроя, даже у женщины. Общее правило очень простое: все внимание клиента, собеседника должно быть сфокусировано на лице сотрудника, то есть на том, что он говорит. Все, что нас отвлекает, — это ошибки корпоративного стиля. И, наконец, да-да, опять, блузка не заправлена!
2_yes.jpg nra.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Очень оптимистичное и ненавязчивое решение. Все выглядит естественно, без фанатизма. При этом цветовое сочетание блузки с косынкой полностью соответствует фирменной символике банка. Но каждая сотрудница выбирает себе блузку сама. Косынка является единственным предметом униформы. Это правильно. Гораздо хуже, когда фирменные галстуки надевают на мужчин. Они становятся похожи на официантов, к тому же фирменный галстук, как правило, шьют из дешевой ткани и выглядит он убого. Кстати, я пользуюсь услугами этого банка и в целом доволен обслуживанием.
3_no.jpg nenra.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Косынка слишком крупная и длинная, хотя в ней использованы корпоративные цвета. У мужского населения банка, видимо, корпоративный стиль одежды вообще не предусмотрен — стандартный офисный стиль.
reklama5.jpg
 
1_nikak.jpg nikak.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Комплименты сотрудницам банка за аккуратные прически. Советуем обратить внимание на выбор часов и украшений. У женщин допустимый максимум — два кольца на одной руке, если одно из них обручальное, на другой руке — одно кольцо, все они сочетаются по стилю и цвету металла. Массивные украшения должны быть подобраны с большим знанием стиля, что не всегда удается, так что лучше ограничиться средними размерами. Понятен выбор цвета для галстуков, однако цвет и особенно рисунок не выражают динамичности, серьезности и других ожидаемых качеств работника банка. В бизнесе галстук с рисунком по сравнению с одноцветным галстуком всегда проигрывает. Юбка отвлекает на себя чрезмерное внимание за счет наличия декоративных деталей кроя. При выборе такого дизайна ткань должна быть менее жесткой. Рекомендую выбирать более простой крой.
2_nikak.jpg nikak.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Гляжу на фото и еще раз убеждаюсь, как все-таки белый цвет к лицу офисным работникам — выглядят ангелами. Видимо, отдел кадров банка ведет специальный отбор — в индустрии моды это называется «кастинг». А вот с одеждой подкачали. Рисунок у галстуков вызывает недоумение, и стоят они колом. Демонстрируемый фасон юбки подойдет далеко не всем. Ткань на блузках и сорочке — тонкая, белье становится заметным. Блузки облегающие с рельефами, акцентирующими сексуальность женских форм. Сотрудниц в таких блузках очень быстро разберут замуж. Предприятие разорится на декретных плюс текучка кадров.
3_nikak.jpg nikak.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Ничего сверхъестественного, цвета Москвы — это похвально. В остальном все, как всегда — белый верх, темный низ, декоративная деталь. Однако, безусловно, настраивает на деловой лад, срабатывает стереотип: строгий костюм равно профессионализм, внимательность к деталям и тому подобные правильные качества.
reklama6.jpg
 
1_no.jpg nenra.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Отлично выбраны корпоративные цвета, брюки и обувь. Но… блузка не по размеру, не заправлена. Из-под блузки видна серая майка — без комментариев. С бейджами у женщин всегда проблемы. Дамы, никогда не надевайте бейдж, впрочем, как и брошку, не смотрясь в зеркало, прикрепляйте его повыше: по высоте на уровне третьей сверху пуговицы классической сорочки, иначе клиенты будут засматриваться слишком низко. Сотрудницам банков стоит также обратить внимание на прическу: если волосы длинные и носятся распущенными, придется делать укладку, вытягивание каждый день. Если же на это нет сил, простой выход — хвост или минималистичная заколка на затылке, позволяющие убрать волосы от лица. Всегда помним, что прическа и обувь могут разрушить или спасти любой имидж.
2_yes.jpg nra.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Лаконичное решение. Брюки в офисе уже никого не смущают, хотя еще 40 лет назад девушку в брюках уволили бы со скандалом. Носить их было неприлично ни в пир, ни в мир. Брюки функциональны, к тому же многие едут на работу на автомобиле, управлять им в брюках гораздо удобнее, чем в юбке. Правильно подобраны цвета блузки и косынки. Но серая футболка лишняя. Снимите ее немедленно!
3_no.jpg nenra.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Платок слишком уж напоминает пионерский галстук, к тому же слишком крупный для такой хрупкой девушки. На свой женский взгляд, я бы добавила цветового контраста: хотя бы «белая рубашка — синий платок».
reklama7.jpg
 
1_nikak.jpg nikak.jpg
Юлия Бевзенко,
генеральный директор консалтинговой компании «All about luxe», сертифицированный в Англии имидж-консультант
Черный костюм не самый удачный выбор. Для банковского служащего рекомендуется более динамичный navy blue, самый темный синий в палитре нейтральных цветов для бизнес-сообщества. А черный костюм хорош скорее для похорон или вечернего выхода. Первое, о чем надо написать в правилах дресс-кода, это о стиле обуви. Загнутый мыс мужских туфель, открытые босоножки у дам произведут наихудшее впечатление, и никакой костюм с продуманными корпоративными цветами не спасет. У сотрудницы банка очень хороший для городской прогулки пиджак белого цвета, но он не относится к бизнес-стилю. И вечерняя юбка — без комментариев! Неплохой выбор расцветки юбки и в целом ансамбля у другой сотрудницы банка: белая блузка и серая юбка. Подскажу лишь, что наиболее «серьезными» тканями для одежды в бизнесе считаются ткани без рисунка. А вот с блузкой та же беда — не заправлена.
2_nikak.jpg nikak.jpg
Александр Хилькевич,
аналитик моды, главный редактор журналов «Индустрия моды», «Ателье», International Textiles
Говорить о едином стиле здесь не приходится. Светлый жакет smart casual очень мил, но в банке ему не место. Вообще я советую избегать легко мнущихся тканей, лучше, если те же хлопок или лен будут с добавками эластичных волокон — такую одежду удобнее носить, проще утюжить, она держит форму, меньше мнется. Также следует избегать чрезмерно облегающей одежды, особенно это касается блузок. С другой стороны, мне как клиенту в первую очередь все-таки важнее компетентность персонала, его желание и умение решить мой вопрос, сообразительность, доброжелательность и скорость работы. Я знаю в Москве несколько крупных банков, где все правильно причесаны и одеты, но при этом ужасно равнодушны, формальны и бестолковы.
3_no.jpg nenra.jpg
Ольга Шпунтенко,
ведущий консультант кадрового агентства «Визави Консалт»
Никаким корпоративным стилем и не пахнет. Сразу понять, в каком банке ты находишься, можно только при условии, что ты точно знал, куда шел. При том обилии корпоративных цветов, стиля одежды и прочего, что сейчас существует, становится обидно за неузнаваемость этого банка.