Продолжение. Начало: Исполнительное производство: что новенького?

Банк на «нейтральной полосе»

Название данного раздела следует понимать только в том смысле, что банк не является ни должником, ни взыскателем в исполнительном производстве. В этом разделе банк будет фигурировать в роли организации, которая в соответствии со статьей 7 новой редакции Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - ЗИП) исполняет в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.

Никакой иной смысловой нагрузки заголовок раздела не несет, поэтому ни в коем случае не следует понимать его так, будто бы банк совершенно нейтрально или безразлично относится к должникам, каковые являются его клиентами. Как правило, банки их «холят и лелеют», поскольку живут-то они именно за счет клиентов. И даже с теми клиентами, которые их огорчают, банки сначала пытаются договориться по-хорошему. По этой причине судьба клиентов банку обычно не безразлична. А уж если клиент, против которого возбуждено исполнительное производство, является заемщиком банка, то тут тем более ни о каком нейтралитете и речи быть не может. Вот в свете этого последнего – неприятного и для банка – случая мы и рассмотрим соответствующие нормы новой редакции ЗИП.

* * *

Итак, в каких же случаях, предусмотренных федеральным законом, банки исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц? Об этом нам говорит статья 8 ЗИП:

«Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислить взысканные денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя - юридического лица.

3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. Исполнительный документ, поступивший для исполнения в банк или иную кредитную организацию после отзыва у них лицензии, возвращается без исполнения направившему его лицу».

Как видим, речь идет или о взыскании денежных средств, или об их аресте. Вообще-то, в банк могут приходить и другие исполнительные документы, например, о взыскании периодических платежей, таких как алименты и т. д., но такие исполнительные документы будут касаться скорее всего не клиента банка, а его работника, который оказался должником и которому банк выплачивает заработную плату. Однако этот случай для нас не так интересен, поскольку он не учитывает сугубо банковской специфики, ибо при этих обстоятельствах банк выступает, как и любая другая организация, которая удерживает алименты с отдельных своих работников, на которых «висят» алиментные обязательства. Вот почему в дальнейшем мы будем рассматривать только исполнительные документы, которые предусматривают арест или взыскание денежных средств клиентов банка.

Принимая во внимание тот факт, что взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, можно предположить, что последним придется участвовать в исполнительных действиях не так уж и редко.

* * *

В этой связи есть смысл напомнить, какие документы являются исполнительными. Перечень их содержится в статье 12 новой редакции ЗИП:

«Статья 12. Виды исполнительных документов

1. Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;

5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;

6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава-исполнителя;

8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт.

3. Исполнительный документ, по которому возбуждено исполнительное производство, находится в материалах исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель направляет для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии указанного исполнительного документа».

Далее, на что хотелось бы обратить внимание, – это отсутствие в статье 8 ЗИП условия, которое существовало в статье 6 прежней редакции закона:

«1. Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств (подчеркнуто автором. – Примеч. ред.), либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом».

Читателю, незнакомому со спецификой исполнительного производства, текст прежней редакции может показаться более разумным: зачем, мол, напрягать банк исполнительным производством, если взыскатель не уверен, что на счете у должника есть денежные средства. Между тем не все так просто. Если вы думаете, что ранее действовавшая редакция закона решение вопроса о том, направлять ли исполнительный документ непосредственно в банк или же судебному приставу-исполнителю, отдавала на откуп взыскателю, то это не совсем так.

Дело в том, что взыскатель должен был доказать, что он располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств. А подтвердить достоверность этих сведений взыскатель мог только, представив соответствующую справку из банка, заверенную подписью главного бухгалтера и печатью. По крайней мере, автору однажды довелось стать «жертвой» формулировки старой редакции. Однако самое интересное заключалось в том, что я был работником банка, имел соответствующую доверенность, а потому заведомо знал, что на счете у клиента есть необходимая сумма. Может быть, мне просто не повезло, но судья (дело было в районном суде) заставила меня представить ей справку, подтверждающую факт наличия денежных средств на банковском счете должника. Здесь уместно сказать, если кому-то сказанное покажется дикостью, что, согласно статье 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), суд вправе предложить участникам дела представить дополнительные доказательства. При этом суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Нетрудно понять, что подобные проволочки в ходе исполнительного производства могут очень дорого обойтись взыскателю. Да и глупо это: взыскатель только взял в банке справку о наличии денежных средств на счете должника, а тот через 15 минут пришел в банк и «отогнал» все денежные средства. Сам ли он это сделал или банк ему это посоветовал, «шепнув на ушко» соответствующую рекомендацию, мы здесь обсуждать не будем. Так или иначе, но в соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. И статья 858 ГК РФ говорит о том, что ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

Однако в том случае, о котором упомянул автор, банк сам жаждал наложения ареста на счет должника, но судья желала убедиться в том, что на самом деле есть что арестовывать.

Думается, что новая редакция ЗИП в рассмотренном нами отношении в большей степени отвечает требованиям делового оборота и гораздо лучше обеспечивает «фактор внезапности». Но это так – общие соображения, не столь актуальные для данного раздела.

* * *

Теперь вернемся к нашему предположению о том, что должник, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, является заемщиком банка, и, более того, будем считать, что взыскиваемая сумма для него не как слону дробинка, а все-таки может неблагоприятно сказаться на исполнении его обязательств перед кредитной организацией. Насколько неблагоприятно – в этом предстоит разобраться банку и выяснить, как клиент дошел до жизни такой, что в отношении него возбуждено исполнительное производство. Может статься так, что банк будет вынужден – от греха подальше – потребовать от заемщика досрочного возврата кредита и процентов по нему, благо большинство типовых кредитных договоров такую возможность обычно предусматривают. И тут самое главное – опередить взыскателя.

Отметим, что новая редакция ЗИП (впрочем, так же, как и прежняя) дает банкам и иным кредитным организациям, осуществляющим обслуживание счетов должника, три дня срока со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя для исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств (ч. 5 ст. 70 ЗИП), если только исполнительный документ не предполагает немедленного исполнения.

В новой редакции ЗИП законодатель прямо установил, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. (Когда была только-только принята прежняя редакция ЗИП, вопрос об обязательности или необязательности представления расчетных документов вместе с исполнительными документами вследствие разночтений вызывал споры.)

Напомним также, что взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. В случае неисполнения исполнительного документа наступают последствия, предусмотренные действующим законодательством. Чтобы читателю было понятно, каковы эти последствия, приведем здесь дословно статьи 114 и 115 новой редакции ЗИП:

«Статья 114. Порядок привлечения банка или иной кредитной организации к ответственности за неисполнение исполнительного документа

1. В случае неисполнения в установленный настоящим Федеральным законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия протокола вручается представителю банка или иной кредитной организации.

2. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. В заявлении указываются:

1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление;

2) наименование и адрес подразделения судебных приставов;

3) наименование и адрес банка или иной кредитной организации, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении;

4) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) должность, фамилия и инициалы судебного пристава-исполнителя, составившего протокол об административном правонарушении;

6) требование о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

7) иные необходимые сведения (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие);

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

3. Копии заявления и прилагаемых к нему документов направляются в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

4. К подаваемому в суд заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копий заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

1. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде».

Для полноты картины дадим здесь и текст части 2 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КОАП), на которую ссылается статья 114 ЗИП:

«Статья 17.14. Нарушение законодательства об исполнительном производстве

. . .

2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника -

влечет наложение административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более одного миллиона рублей».

Следует отметить, что иногда попадаются очень ушлые взыскатели, которые нагло, т. е. не дожидаясь истечения трехдневного срока, требуют немедленного исполнения исполнительного документа, даже в тех случаях, когда закон не предполагает немедленного исполнения. Вообще-то, попытки подобного давления необходимо на корню пресекать, при необходимости сославшись на часть 5 статьи 70 новой редакции ЗИП, особенно в тех случаях, когда у банка имеется свой интерес, т. е. должник является заемщиком. В тех же ситуациях, когда у банка нет своего интереса, он может в виде исключения пойти навстречу взыскателю, например, когда взыскатель является клиентом, в котором банк очень заинтересован, тогда как должник, напротив, особенного интереса для кредитной организации не представляет.

В связи со сказанным будет нелишним напомнить читателю, какие исполнительные документы подлежат немедленному исполнению.

В соответствии со статьей 142 ГПК РФ определение суда об обеспечении иска, в частности, наложение ареста на денежные средства должника, приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений. При этом на основании определения суда об обеспечении иска судья или суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения суда.

Аналогичную норму встречаем мы и в статье 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ):

«Статья 96. Исполнение определения арбитражного суда об обеспечении иска

1. Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения судебных актов арбитражного суда. На основании определения об обеспечении иска выдается исполнительный лист.

2. За неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер, это лицо может быть подвергнуто судебному штрафу в порядке и в размерах, которые установлены главой 11 настоящего кодекса».

У читателя может возникнуть вопрос, какими неприятностями грозит глава 11 АПК РФ?

Статья 119 названной главы устанавливает норму, согласно которой судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных АПК РФ. Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать 25 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - 50 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, на организации – 1000 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. При этом судебные штрафы, наложенные арбитражным судом на должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и других органов, организаций, взыскиваются из их личных средств.

Кстати сказать, определение о наложении судебного штрафа также приводится в исполнение немедленно в порядке, установленном для исполнения решения арбитражного суда. Исполнительный лист направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту жительства или местонахождению лица, на которое наложен судебный штраф. При этом подача жалобы на определение о наложении судебного штрафа не приостанавливает исполнение определения.

Другие случаи немедленного исполнения не столь актуальны, хотя и возможны. Назовем их.

В соответствии со статьей 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда:

• о взыскании алиментов;

• выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев;

• восстановлении на работе;

• включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.

Необходимо также иметь в виду, что на основании статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Часть 3 статьи 182 АПК РФ содержит аналогичную норму, причем определение об обращении решения к немедленному исполнению подлежит немедленному исполнению. Обжалование определения не приостанавливает его исполнения.

Еще немедленному исполнению подлежит определение об утверждении мирового соглашения, но в контексте рассматриваемой нами ситуации этот юридический факт нас интересовать не будет.

Вообще-то, эти данные автор привел только для общего сведения. Запоминать их нет никакой необходимости, поскольку в самом исполнительном документе должно быть указано, предполагается ли немедленное исполнение.

Таким образом, немедленное исполнение, когда у банка имеется свой интерес в отношении должника, – это самый плохой для банка случай, по крайней мере, если требование взыскателя может привести к тому, что должник, вследствие его удовлетворения, может нарушить свои обязательства перед банком. В этом случае у банка нет даже трех дней, чтобы разобраться в ситуации, и приходится действовать в цейтноте, несмотря на то, что «немедленное исполнение» – понятие растяжимое.

* * *

Прежде чем давать какие-то рекомендации насчет того, как действовать в этой ситуации, предположим, что в результате функционирования принятой в кредитной организации системы документооборота исполнительный документ и прилагаемое к нему заявление в конце концов окажутся у главного бухгалтера банка (или обособленного подразделения). Это, разумеется, не значит, что сам главный бухгалтер будет выполнять требования исполнительного документа. Скорее всего он «отпишет» его кому-то из своих подчиненных. Просто главный бухгалтер, как правило, является членом кредитного комитета, а потому знает всех заемщиков наперечет. Кроме того, в силу занимаемого в банке положения главный бухгалтер лучше многих может сориентироваться в ситуации, связанной с возбуждением исполнительного производства по отношению к клиенту банка. В частности, стоит ли выполнять требования исполнительного документа в первый же день или же есть смысл растянуть этот процесс на весь срок, отведенный для этого законом, если только исполнительный документ не подлежит немедленному исполнению. А может быть, – чего греха таить – следует предпринять все возможное к тому, чтобы возвратить исполнительный документ без исполнения по каким-либо формальным основаниям. Кстати, в этой связи возникает деликатный вопрос о том, кто и насколько пристрастно будет проверять соответствие исполнительного документа требованиям закона? Сам ли главный бухгалтер, что вряд ли, так как у него и так забот хватает, или же кто-то другой (скорее всего юрист), кого главный бухгалтер соответствующим образом проинструктирует.

Если исполнительный документ предполагает немедленное исполнение, а банк в силу того, что преследует свою выгоду, крайне незаинтересован в немедленном исполнении, ибо как минимум необходимо разобраться в том, как это исполнение скажется на выполнении обязательств должника перед банком, то необходимо принять все меры к тому, чтобы возвратить исполнительный документ без исполнения.

Для этого в нем необходимо найти какое-либо несоответствие требованиям закона. Дело в том, что подготовкой исполнительного документа занимаются люди, а людям свойственно ошибаться. Причин и поводов для совершения ошибок может быть масса: неопытность, недосыпание, недомогание, семейные неурядицы, неприятности или конфликты на работе, переживания за кого-то из близких родственников или знакомых и т. д. В силу этого вероятность обнаружения какого-либо дефекта в исполнительном документе в самом общем случае далеко не нулевая. Найти какую-то зацепку, чтобы можно было сыграть на отбой, – достаточно эффективный прием. При поиске каких-либо нарушений в исполнительном документе необходимо руководствоваться статьями 13 и 14 новой редакции ЗИП:

«Статья 13. Требования, предъявляемые к исполнительным документам

1. В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:

1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;

5) сведения о должнике и взыскателе:

а) для граждан - фамилия, имя, отчество, местожительство или местопребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно);

б) для организаций - наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;

7) дата выдачи исполнительного документа.

2. Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.

3. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

4. Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.

5. Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.

Статья 14. Постановление судебного пристава-исполнителя

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

4. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде».

В отношении содержания судебного приказа необходимо руководствоваться статьей 127 ГПК РФ:

«Статья 127. Содержание судебного приказа

1. В судебном приказе указываются:

1) номер производства и дата вынесения приказа;

2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего приказ;

3) наименование, местожительство или местонахождение взыскателя;

4) наименование, местожительство или местонахождение должника;

5) закон, на основании которого удовлетворено требование;

6) размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или обозначение движимого имущества, подлежащего истребованию, с указанием его стоимости;

7) размер неустойки, если ее взыскание предусмотрено федеральным законом или договором, а также размер пеней, если таковые причитаются;

8) сумма государственной пошлины, подлежащая взысканию с должника в пользу взыскателя или в доход соответствующего бюджета;

9) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. В судебном приказе о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей кроме сведений, предусмотренных пунктами 1 - 5 части первой настоящей статьи, указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, на содержание которых присуждены алименты, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно с должника, и срок их взыскания.

3. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, которые подписываются судьей. Один экземпляр судебного приказа остается в производстве суда. Для должника изготавливается копия судебного приказа».

Следует отметить, что статья 13 ЗИП определяет только общие требования к исполнительным документам, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (последний исполнительный документ нас не интересует). Однако не следует забывать, что в АПК РФ имеется статья 320, которая также устанавливает требования к содержанию исполнительного листа, выдаваемого арбитражными судами:

«Статья 320. Содержание исполнительного листа

1. В исполнительном листе должны быть указаны:

1) наименование арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист; наименование и местонахождение иностранного суда, третейского суда или международного коммерческого арбитража, если исполнительный лист выдан арбитражным судом на основании решения такого суда;

2) дело, по которому выдан исполнительный лист, и номер дела;

3) дата принятия судебного акта, подлежащего исполнению;

4) наименование взыскателя-организации и должника-организации, их местонахождение; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их местожительства, дата, место рождения; место работы должника-гражданина или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

5) резолютивная часть судебного акта;

6) дата вступления судебного акта в законную силу либо требование о его немедленном исполнении;

7) дата выдачи исполнительного листа и срок предъявления его к исполнению.

Если до выдачи исполнительного листа арбитражным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в исполнительном листе указывается, с какого времени начинается течение срока действия исполнительного листа.

2. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда».

Хотя по смыслу статьи 13 ЗИП и 320 АПК РФ очень близки, но есть и отличия, за которые в случае необходимости можно зацепиться. Например, АПК РФ требует указания в исполнительном листе даты и места государственной регистрации индивидуального предпринимателя, хотя статья 13 ЗИП об этом умалчивает.

Отсутствие хотя бы одного реквизита, требуемого законом, отсутствие подписи судьи или иного должностного лица, отсутствие печати являются поводом к возврату исполнительного документа без исполнения.

Кроме того, если вместе с исполнительным документом в банк не поступило заявление, о котором говорится в статье 8 ЗИП (см. выше), либо это заявление не содержит данных, наличия которых требует эта статья, то это также может быть поводом для возврата исполнительного документа. При этом банк не обязан дожидаться, когда взыскатель соизволит прислать заявление, ибо статья 8 ЗИП недвусмысленно говорит об одновременности поступления исполнительного документа и названного заявления. Если заявление не поступило в банк одновременно с исполнительным документом, то последний необходимо сразу же возвратить без исполнения с указанием в сопроводительном письме причины возврата.

Иной алгоритм работы с исполнительными документами чреват неприятными последствиями. В этой связи позволю себе привести один пример из практики, который наглядно это иллюстрирует, а также подчеркивает роль и значение одновременности.

* * *

Сыр-бор разгорелся вокруг статьи 46 Налогового кодекса РФ (НК РФ), а точнее, из-за одного предложения этой статьи, которое будет процитировано в той редакции, которую оно имело на момент описываемых событий, хотя нынешняя его редакция несколько отличается:

«При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно (подчеркнуто автором. – Примеч. ред.) с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента».

Так вот, инкассовое поручение поступило в банк и было «отписано» для исполнения заместителю главного бухгалтера. Однако заместитель главного бухгалтера исполнять инкассовое поручение не стал, поскольку не обнаружил поручения на продажу валюты, и положил инкассовое поручение «под сукно», видимо, в ожидании, когда в банк поступит поручение на продажу валюты. Бывалый читатель, наверное, уже догадался, что дождался он не поручения на продажу валюты, а штрафной санкции, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 НК РФ.

По такому случаю сразу же начался «разбор полетов». В результате заместитель главного бухгалтера получил нагоняй от руководства, а автору пришлось встречаться с руководителем налоговой инспекции и доказывать, что санкция применена необоснованно, поскольку банк поручения на продажу валюты одновременно с инкассовым поручением так и не получил. В результате удалось разойтись полюбовно – санкция налоговой инспекции была отменена.

Мораль этой истории проста: властные структуры нельзя игнорировать, с ними нужно работать. Если вас что-то не устраивает, то об этом обязательно необходимо сообщить. Однако вернемся к нашей основной теме.

* * *

В тех случаях, когда взыскатель лично, а не почтой доставил исполнительный документ в банк, то ему не составит особого труда «состряпать» заявление прямо в банке. Но в этом случае банк должен со всей пристрастностью проверить полномочия представителя взыскателя и документы, удостоверяющие его личность и полномочия (см. выше часть 3 статьи 8 ЗИП). При проверке полномочий лиц, участвующих в исполнительном производстве, необходимо руководствоваться статьями главы 6 новой редакции ЗИП.

Так, полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. В частности, полномочия руководителя унитарного предприятия подтверждаются выданным ему как руководителю удостоверением или распорядительным документом о его назначении на эту должность, или общей доверенностью на осуществление им полномочий руководителя, а также документом, подтверждающим личность этого лица.

Полномочия руководителя организации других организационно-правовых форм подтверждаются тремя документами: документом, устанавливающим, какой орган без доверенности действует от имени организации и представляет ее интересы, документом, устанавливающим, что данное лицо возглавляет этот орган или является единоличным исполнительным органом, документом, подтверждающим личность этого лица.

Доверенность, выдаваемая от имени организации другому лицу, должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным на то лицом и скреплена печатью организации.

Полномочия законных представителей граждан – родителей, усыновителей, опекунов или попечителей – подтверждаются представленными ими документами, удостоверяющими их статус. Например, полномочия опекунов и попечителей удостоверяются документами органа опеки и попечительства о назначении их соответственно опекунами или попечителями; опекуны и попечители действуют без доверенности. Законные представители представляют в исполнительном производстве права и законные интересы несовершеннолетних, недееспособных граждан и граждан, ограниченных в дееспособности. Однако законный представитель может поручить участие в исполнительном производстве другому лицу, выбранному им в качестве представителя.

Полномочия адвокатов на совершение действий, связанных с осуществлением исполнительного производства, удостоверяются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, установленных международным договором РФ или федеральным законом, – иным документом.

В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, обязательно должна быть указана дата совершения доверенности, иначе доверенность будет ничтожна. Срок действия доверенности не может превышать трех лет (только нотариально удостоверенные доверенности, предназначенные для совершения действий за границей, сохраняют силу до отмены ее лицом, выдавшим доверенность). Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Если доверенность выдается от имени руководителя филиала (представительства) организации, то необходимо учитывать, что такая доверенность выдается в порядке передоверия и должна быть удостоверена нотариально.

По общему правилу представители сторон исполнительного производства вправе совершать от их имени все действия, связанные с исполнительным производством. Но здесь есть одна тонкость: в доверенности представителя, принимающего участие в исполнительном производстве, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий:

• предъявление и отзыв исполнительного документа;

• передачу полномочий другому лицу (передоверие);

• обжалование постановлений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя;

• получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг);

• отказ от взыскания по исполнительному документу;

• заключение мирового соглашения. Другими словами, если исполнительный документ в банк будет представлен представителем, в доверенности которого полномочия будут расписаны самым общим образом, мол, такому-то доверяется совершать всё и вся, то такому представителю, мягко говоря, необходимо указать на дверь, ибо он не вправе предъявлять исполнительный документ к взысканию, а тем более у него нет полномочия на получение присужденного имущества или денег.

* * *

Несколько слов о возможности затяжки исполнения путем выставления требования о разъяснении исполнительного документа.

Во-первых, эту возможность можно использовать далеко не всегда. Исполнительный документ действительно должен содержать какую-то неясность или двусмысленность, затрудняющую его исполнение. Попытка просто прикинуться недоумками и требовать разъяснения очевидных положений, наверное, будет легко разоблачена. Во-вторых, в том, что касается исполнительных документов, то ни банки, ни иные кредитные организации не могут прямо потребовать его разъяснения. Дело в том, что статья 32 новой редакции ЗИП для них такого права не предусматривает:

«Статья 32. Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения

1. В случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения.

2. Заявление о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения рассматривается судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ, в десятидневный срок со дня его поступления».

Однако это не значит, что банк совершенно не может использовать данную статью в своих интересах, ибо никто ему не мешает инициировать процесс разъяснения исполнительного документа, например, через должника или даже через взыскателя, или судебного пристава-исполнителя. Другой вопрос, согласятся ли они на это. Следует заметить, что статья 32 ЗИП фактически повторяет нормы статьи 433 ГПК РФ:

«Статья 433. Разъяснение исполнительного документа

1. В случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

2. Заявление о разъяснении исполнительного документа рассматривается в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления указанного заявления в суд».

Кстати, до 1 февраля 2008 года эта статья имела другую редакцию, в которой право обращаться за разъяснением вообще предоставлялось лишь судебному приставу-исполнителю. О том же говорила и статья 17 прежней редакции ЗИП.

Между тем в действующем законодательстве сложилась довольно интересная ситуация. Дело в том, что АПК РФ не содержит статьи, совпадающей по названию со статьей 433 ГПК РФ или статьей 32 ЗИП, но в нем имеется другая статья – 179.

«Статья 179. Разъяснение решения. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок

1. В случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.

2. Разъяснение решения допускается, если оно не приведено в исполнение и не истек срок, в течение которого решение может быть принудительно исполнено.

3. Арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

4. По вопросам разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок арбитражный суд выносит определение в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд, которое может быть обжаловано».

Если банки и иные кредитные организации можно отнести к «другим исполняющим решения арбитражного суда организациям», а исходя из статьи 8 новой редакции ЗИП мы должны это сделать, то получается, что они могут обратиться с заявлением о разъяснении решения в арбитражный суд, который вынес это решение, в случае его неясности. Хотя скорее всего доминировать в этом случае будут специальные нормы статьи 32 ЗИП.

Здесь необходимо подчеркнуть, что прежняя редакция ЗИП регулировала отношения, связанные с разъяснением судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению, а не самого исполнительного документа, точно так же как и статья 433 ГПК РФ до 1 февраля 2008 года говорила о разъяснении судебного постановления, подлежащего исполнению.

Потенциальная возможность затягивания исполнения исполнительного документа кроется в следующей норме части 6 статьи 70 новой редакции ЗИП:

«6. В случае обоснованных сомнений в подлинности исполнительного документа, полученного непосредственно от взыскателя (его представителя), или сомнений в достоверности сведений, представленных в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, банк или иная кредитная организация вправе для проверки подлинности исполнительного документа либо достоверности сведений задержать исполнение исполнительного документа, но не более чем на семь дней».

Сумеет ли банк реализовать эту возможность, зависит от того, сможет ли он убедительно обосновать свои подозрения. Если просто наводить тень на плетень, то это не вполне профессионально.

* * *

В том случае, когда взыскатель предпочтет действовать через судебного пристава-исполнителя, то последний направляет в банк для исполнения постановление о возбуждении исполнительного производства с приложением копии исполнительного документа (ч. 3 ст. 12 ЗИП).

Попутно следует отметить, что если судебный пристав-исполнитель не располагает сведениями о наличии у должника имущества, то он вправе запросить эти сведения у банков и иных кредитных организаций только с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава. Кстати, за получением таких сведений вправе обратиться, подав соответствующее заявление в налоговый орган, взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком (ч. 8 ст. 69 ЗИП).

Какие же сведения могут быть запрошены у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций?

Во-первых, о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.

Во-вторых, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

В-третьих, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Запрошенные сведения должны быть предоставлены банками или иными кредитными организациями в течение семи дней со дня получения запроса.

Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении должен указать, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.

Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, в каком объеме и порядке снимается наложенный им арест с денежных средств должника. Банк или иная кредитная организация обязаны в течение трех дней со дня получения постановления сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении указанного постановления.

В случае получения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя исполнение содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании денежных средств осуществляется путем их перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Напомним, что если взыскатель направляет исполнительный документ непосредственно в банк или иную кредитную организацию, то взыскание денежных средств осуществляется путем их перечисления на счет, указанный взыскателем.

Не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами.

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме. О произведенных перечислениях банк или иная кредитная организация незамедлительно сообщает судебному приставу-исполнителю или взыскателю, если исполнительный документ поступил от взыскателя.

Банк или иная кредитная организация заканчивает исполнение исполнительного документа:

• после перечисления денежных средств в полном объеме;

• по заявлению взыскателя;

• по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

При обращении взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, находящиеся на счетах и во вкладах в банках или иных кредитных организациях, судебный пристав-исполнитель своим постановлением поручает им продать иностранную валюту в размере задолженности, т. е. в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, и перечислить полученные от продажи денежные средства в рублях на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Если денежные средства должника в иностранной валюте находятся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, которым в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций не предоставлено право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты, то судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает их перечислить указанные денежные средства в банк, имеющий такое право.

В тех случаях, когда долг исчисляется в иностранной валюте, взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства должника в иностранной валюте, указанной в исполнительном документе, иной иностранной валюте или в рублях, о чем судебный пристав-исполнитель выносит соответствующее постановление.

Купля-продажа иностранной валюты осуществляется банком или иной кредитной организацией, имеющими право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ в соответствии с валютным законодательством РФ, по курсу, установленному этими банком или иной кредитной организацией на день купли-продажи. При отсутствии такого курса купля-продажа иностранной валюты осуществляется по официальному курсу, установленному Банком России. Денежные средства в иностранной валюте перечисляются банком или иной кредитной организацией на депозитный счет подразделения судебных приставов или счет взыскателя.

Если денежные средства должника находятся на счетах и во вкладах в банках и иных кредитных организациях, которым в соответствии с лицензией на осуществление банковских операций не предоставлено право осуществлять куплю-продажу иностранной валюты, то судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк или иную кредитную организацию перечислить указанные денежные средства в банк, имеющий такое право.

При обращении взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте, указанной в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк или иную кредитную организацию, в которых указанные денежные средства находятся на счетах и во вкладах, перечислить денежные средства в иностранной валюте на депозитный счет подразделения судебных приставов или счет взыскателя.

При обращении взыскания на денежные средства должника в рублях судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк или иную кредитную организацию, в которых указанные денежные средства находятся на счетах и во вкладах, купить иностранную валюту в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и перечислить денежные средства в иностранной валюте на депозитный счет подразделения судебных приставов или счет взыскателя.

При обращении взыскания на денежные средства должника в иной иностранной валюте, т. е. отличной от указанной в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает банк или иную кредитную организацию, в которых денежные средства должника находятся на счетах и во вкладах, продать иностранную валюту в размере задолженности, необходимой для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, приобрести иностранную валюту, указанную в исполнительном документе, и перечислить денежные средства на депозитный счет подразделения судебных приставов или счет взыскателя.

Отметим, что при исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель исчисляет исполнительский сбор в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Если банк не слишком заинтересован в исполнении исполнительного документа, поскольку преследует собственный интерес в отношении должника, то можно не полениться и перепроверить расчеты и выкладки судебного пристава-исполнителя: вдруг обнаружится ошибка, а это лишний повод выиграть время.

Продолжение следует.