Институт центральных банков более опасен для цивилизации, нежели чем вооружённая до зубов многотысячная армия головорезов. Если простой народ позволит центральным банкам контролировать выпуск валюты, то однажды наши дети проснутся бездомными на когда-то богатой и щедрой земле их отцов и дедов.

Томас Джефферсон.

Обычный и довольно распространённый промоутерский ход. Если изо дня в день по радио и телевизору транслировать в эфир какую-нибудь низкопробную песенку недалёкого жанра и такого же художественного достоинства, то уже через каких-то пару-тройку недель люди, слушающие радио и смотрящие телевизор, выходя из дома на работу, станут её напевать вслух и про себя. Если человеку с ранних лет напоминать, что своим крепким здоровьем тот обязан г-ну Брынцалову, а счастливым детством - разработчикам Sega, то эти утверждения станут для него второй религией. Наконец, если все центральные СМИ с утра до вечера будут только тем и заниматься, что славословить доброе имя и деловую репутацию какой-нибудь организации, то эта самая организация, в конечном счёте, и явит собой эталон честного имени и деловой репутации. Центральный Банк России в том виде, в котором он существует в сознании большинства, представляется именно такой организацией, появившейся в результате грамотной деятельности рекламных структур и пиар – агентов. Кроме этого - всего лишь на всего пара-тройка заблуждений, искусственно созданных и поддерживаемых в сознании людей силой многократного повторения.

Заблуждение номер один - Центральный Банк является органом государственной власти.

Для того чтобы проверить, так ли это на самом деле, обратимся к юридическому статусу ЦБ РФ, определённому в законе. Главными нормативно-правовыми актами, регулирующими правовое положение Центрального Банка, являются Конституция РФ и ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”.

В законе о Центральном Банке говорится, что свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. О государственном статусе ЦБ в Законе не говорится, и главное слово здесь, на которое стоит обратить внимание прежде всего – это независимость.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а саму власть как таковую осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство и суды (статья 11 Конституции РФ). Как видим, ни о каком Центральном Банке речь здесь вообще не идёт. Однако даже если предположить, что ЦБ каким-то образом всё же “затерялся” в дебрях госаппарата, то логичным будет предположить, что принадлежит он именно к исполнительной ветви власти.

Поэтому отсюда:

Заблуждение номер два - Центральный Банк, структурно будучи включенным в систему органов исполнительной власти, подотчётен Президенту, Государственной Думе и Правительству РФ.

При этом весь контроль государства на Центробанком ограничивается чисто формальными (организационными) полномочиями. Так, Государственная Дума по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России, и по представлению Председателя Банка России - членов Совета директоров Банка России. На этом “подотчётность” и заканчивается. Тем более что, как мы уже знаем, “свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти”.

С другой стороны:

1) Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а, значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.

2) Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.

3) Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово-значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

В этом и состоит главное и первостепенное отличие Центробанка от органов исполнительной власти. По сути, все органы, входящие в структуру исполнительной власти, в той или иной мере правомочны издавать приказы, указании, инструкции и иные правовые акты, обладающие юридической силой. Преимущественно такая юридическая сила имеет отраслевой и внутриведомственный характер, то есть нормативы, создаваемые каким-либо министерством (ведомством, учреждением, департаментом) обязательны только для служащих этого органа и относятся к подзаконным актам. И только Центробанк, не отнесённый самим законом к исполнительному органу госвласти, способен издавать акты, наделённые высшей юридической силой, что буквально означает общеобязательность и правовой характер.

Заблуждение номер три - Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью (статья 2 Закона).

Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом “государственном статусе” Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом. Действительно, у кого хватит смелости “подозревать” Центробанк в чём-либо, если всё, чем он владеет, представляет собой общенациональное (твоё – моё – его - общее) достояние?! Оказывается, не только можно, но и нужно, ведь на самом деле большая часть капитала Центробанка хранится либо заграницей, либо в России, но в иностранной валюте (обязательствах Резервной Системы и Евробанка).

Что же представляет из себя “имущество Банка России”? Во-первых, это уставный капитал. Он действительно является федеральной собственностью в силу его физического нахождения на территории РФ. Уставный капитал Центробанка, согласно букве Закона, составляет 3 миллиарда рублей. Для пущей наглядности – европейский футбольный клуб-середнячок стоит дороже. Таким образом, единственное, что может позволить себе “отломить” от капиталов ЦБ наше государство – спортивный клуб из первого дивизиона, который, учитывая способности наших чудо-тренеров, вскоре возглавит турнирную таблицу дивизиона последнего, да и то с самого конца.

Во-вторых, золотовалютный резерв. Исчисляемый десятками миллиардов долларов, он хранится преимущественно в банках Америки и Европы (по большей части именно в Европе), обеспечивая, таким образом, не собственную кредитно-денежную систему, а курс акций частных западных корпораций.

Другое имущество, которым располагает Центробанк, составляет Стабилизационный Фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд представляет собой некоторую часть (очень большую часть) средств федерального бюджета, которая образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащую обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Чисто юридически управление средствами Стабилизационного Фонда осуществляется силами Минфина РФ в порядке, определяемом Правительством. Фактически же все операции со средствами Стабилизационного Фонда происходят с открытых в Центральном банке счетов. Данное обстоятельство в точности повторяет принципы устройства института государственной контрасигнатуры, в условиях которой формальная безответственность одного (Центробанк) компенсируется полной юридической ответственностью другого (Минфин).

Алгоритм прост и логичен. Российские компании продают (экспортируют) за границу (в Америку) нефть. Заграничные партнёры (покупатели) платят нефтяным компаниям в долларах. В стабилизационный фонд при этом поступает сумма, равная сумме средств вывозной таможенной пошлине. Данная сумма рассчитывается путём разницы фактической цены сырой нефти за баррель (на сегодняшний день она превысила отметку в 100 долларов) и цены базовой, установленной в размере 27 долларов за баррель. Зная объёмы поставок, не нужно быть доктором математических наук, чтобы рассчитать, сколько именно нефтедолларов ежемесячно поступают в Стабилизационный Фонд. При этом, чем дороже стоит нефть, тем дешевле доллар, за который её покупают и продают. Соответственно, чем дешевле доллар, тем больше объём экспортируемой за рубеж нефти, требующийся для покрытия аппетитов Стабфонда.

Сегодня удельный вес доллара в структуре капитала Стабфонда по сравнению с предыдущими годами существенно уменьшился. Сейчас нормативная валютная структура средств Фонда утверждена в следующем составе: доллары США – 45 %, единая европейская валюта – 45 % и английские фунты стерлингов – 10 %. Однако до сих пор базовой валютой для расчета фактической валютной структуры Стабфонда является доллар США.

Отмечается, что денежные средства Стабфонда могут использоваться для финансирования дефицита государственного федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Именно по этой причине, чтобы не восполнять бюджетный дефицит и не тратиться на всякие там пустяки, цены на нефть растут, а официальный курс доллара, устанавливаемый Банком по отношению к рублю, неуклонно падает.

Кроме того (кроме прибыли от сделок, операций и участия в капиталах иных кредитных организаций), ЦБ располагает всеми средствами федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. И хотя в Законе отмечается, что все операции с этими средствами ЦБ осуществляет без комиссии, уже само по себе фактическое держание с возможностью среднесрочного обращения многомиллиардных (в иностранной валюте) сумм говорит о многом. Например, о том, что ни одна из разработанных (спланированных) национальным правительством расходных программ не будет выполнена в намеченный срок и в полном объёме. Джордж Питерсон, бывший член совета Федерального Резерва, в 1998 году в интервью “Таймс” рассказывал: “На период первого балканского крестового похода американских военных гражданам США пришлось забыть об образовании, здравоохранении и соцобеспечении. Когда все сунулись листать статьи бюджетных обязательств, то обнаружили, что денег в Резерве на эти цели вообще не существует. Эту дыру мы скрывали от прессы ещё три с лишним года, пока из Вашингтона не пришло известие об амнистии и списании внутренних долгов”. Теперь спросите себя, много ли вы можете назвать национальных проектов и статей бюджетов, которые за годы существования на территории России Центробанка были бы исполнены в срок, или хотя бы в половинном объёме?

Заблуждение номер четыре – ЦБ РФ сохраняет преемственную связь с Государственным Банком СССР.

О так называемой преемственности наиболее красноречиво и “убедительно” говорится в пресс-релизе, опубликованном на официальном сайте Центробанка. Отсюда презюмируются государственный характер, национальная значимость, подотчётность и зависимость от государства института ЦБ РФ, а также находят своё логическое оправдание набор “карательных” инструментов, содержащийся в арсенале Центробанка. Если сопоставить между собой правовое положение этих двух эмиссионных институтов, то станет ясным, что ущербный и подчинённый инструментарий Госбанка СССР не идёт ни в какое сравнение с поистине императорскими полномочиями Центробанка РФ. Разумеется, Госбанк СССР, представляющий собой по большому счёту обыкновенную хозяйственную организацию государственного типа, подчинённую напрямую Совмину СССР, имел некоторые административно-властные ресурсы. Однако все они располагались на уровне “контроля рублём” и не имели самостоятельного распорядительного значения. Также Госбанк на основании и во исполнение законов мог издавать инструкции и положения, однако, опять же, ни о какой юридической силе этих актов не могло быть и речи – они предназначались только для клиентуры Банка и имели сугубо рекомендательный характер. Что касается карательных полномочий Госбанка, то они и вовсе выглядят сейчас в качестве урезанного донельзя варианта набора полномочий Центробанка.

Так, Банк СССР имел право:

- прекращать полностью или частично кредитование;

- досрочно взыскивать ссуды в случае возникновения необеспеченной задолженности, использования выданных ссуд не по назначению;

- переводить хозорганы на кредитование под гарантию вышестоящей организации; -вводить особый режим кредитования.

Даже эмиссионным центром Банк СССР признавался постольку, поскольку имел право печатать денежные купюры номиналом от 10 советских рублей и выше. За эмиссию же самых ходовых денег номиналом в 1, 3 и 5 рублей (основная масса) было ответственно Министерство Финансов.

Поэтому следует констатировать, что ЦБ РФ не только не сохранил с Государственным Банком СССР никаких преемственных связей формального характера, но и по своему существу не имеет с ним ничего общего. Ничего, кроме, разумеется, того, что все активы и всё имущество последнего перешли в собственность ЦБ РФ, сократившись при этом по непонятным российским обывателям причинам до смехотворной для центрального банка суммы уставного капитала, равной 3 миллиардам.

Заблуждение номер пять - цели и функции центрального банка отражают интересы российского общества и государства.

В соответствии со статьёй 3 закона “О центральном банке РФ (Банке России)” целями ЦБ признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. При этом подчёркивается, что получение прибыли не является целью его деятельности. Согласно пункту 2 статьи 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. С неё-то мы и начнём.

Защита и обеспечение устойчивости рубля.

Это самая “важнейшая” функция Центробанка, которая ставится агитаторами во главу угла всякий раз при упоминании данного учреждения. По своему содержанию она формирует такое широко растиражированное ныне понятие, как противодействие инфляции. Вообще, всякое “противодействие” можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, в качестве действенного инструмента, с помощью которого полномочные органы справляются с какими-либо проблемами и отклонениями от нормы. Во-вторых, в смысле известного явления охоты на ведьм. Противодействие Центробанка можно отнести ко второму случаю. И сейчас объясним, почему.

К концу восьмидесятых – началу девяностых годов двадцатого столетия Советский Союз вышел на первое место в мире по количеству платёжеспособной денежной массы, приходящейся на душу населения. Граждане СССР, имея на руках десятки тысяч советских рублей, обеспеченных крупнейшим золотовалютным резервом за всю историю человечества, являлись, по сути, главным экономическим партнёром и акционером своего государства. С января 1961 года 1 советский рубль приравнивался к 0,987412 граммам чистого золота, стоимость 1 грамма золота же составляла 1 рубль. Таким образом, имея в сберегательной кассе, скажем, 15 тысяч рублей, человек фактически находился в статусе обладателя 14 с лишним килограммов золота.

Разумеется, такого количества золота в стране не было, поэтому золотое обеспечение рубля устанавливалось на уровне 25 %, остальные 75 % обеспечивались за счёт серебра, платины, нефти, газа и иных активов государства. В любом случае, советский рубль на тот момент, наряду с английским фунтом стерлингов, был самой устойчивой валютой, имеющей хождение в рамках большей части планеты. Его неконвертируемость в капиталистических странах объяснялась исключительно политическими факторами, преодолеть которые на тот момент не представлялось возможным, а устойчивость обеспечивалась Совмином СССР, располагавшем всеми промышленными мощностями и ресурсами добывающей отрасли пятнадцати республик.

С тех пор, как в России делом стабилизации республиканской валюты занялся ЦБ с уставным капиталом европейского футбольного клуба средней руки, рубль превратился в денежный суррогат, который не только не признаётся в качестве валюты в странах Запада, Юга, Востока и Севера, а также бывших советских республиках, но даже не рассматривается в качестве таковой и гражданами самой России. Иначе просто и быть не может. С одной стороны, национальная валюта обслуживает экономику государства. С другой (и это куда более важно) - валюта, как, собственно, и политика – есть концентрированное выражение экономики. За курс, устойчивость и стабильность национальной валюты, в конечном счете, отвечает экономика страны – объёмы и темпы её развития (роста), ответственность за которые несёт Правительство РФ. Поэтому, в случае с ЦБ, по обязательствам которого Правительство не отвечает (см. ФЗ “О Центральном Банке”), стабильность рубля может быть обеспечена исключительно лишь дополнительной эмиссией новых денег в наличное и безналичное обращение и не более.

Развитие банковского сектора.

Другая, не менее значимая функция ЦБ РФ, которую он упорно не желает осуществлять, - развитие банковской сферы. Сегодня ни для кого не секрет, что коммерческих банков в России катастрофически не хватает. Не хватает как в центре, так и на периферии. На периферии особенно. Как быть? Представим себе ситуацию: в наличии имеется какое-либо абстрактное государство, государство ведёт какую-никакую, а экономику, экономика нуждается в средствах, государство средств выделить по причине известной малоимущности не может, и отсылает экономику к частным инвестициям, то есть к коммерческим банкам, которых в государстве тоже нет. Что делает государство? Правильно – создаёт центральное ведомство, которому и препоручает задачу увеличения численности коммерческих учреждений. Что делает ведомство? Правильно – раздувает численность своего собственного чиновничьего аппарата (Банк России вот уже несколько лет подряд лидирует по количеству своих служащих среди всех прочих центральных банков) и наращивает филиальную сеть банков со своим участием, в которых для того, чтобы снять даже скромную (по меркам той же Америки) сумму, необходимо подавать заявку заблаговременно.

Что касается частных банков, то, с точки зрения центрального ведомства, в их отношении лучше всего установить драконовские нормативы (в части минимального уставного капитала), необходимые, как отмечается в “Стратегии развития банковского сектора” для притока солидного иностранного капитала, который в скором вытеснит с российского рынка капитал отечественный. В итоге такой “политики” Центробанка получается, что на территории площадью в 17 миллионов квадратных километров действует ни много, ни мало – полторы тысячи банков (половина находится в Москве) и столько же филиалов Сбербанка. Для сравнения, в Соединённых Штатах, чья площадь и экономический потенциал несколько меньше российских, действуют более 10 тысяч банков и порядка 100 тысяч их филиалов по всему миру.

И последнее заблуждение - Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Бессребреничество и альтруизм рассматриваются в качестве традиционных черт всех центральных банков без исключения. Единственным отступлением от общего правила, и то недолго, являлся Федеральный Резерв США начала 20-х годов, капитал которого был легально поделен на определённое количество акций между банкирскими кланами Европы и Америки, а дивиденды распределялись в долях, пропорциональных количеству акций у конкретного держателя. Подобная “щедрость” американского правительства не знавшая себе аналогов до того времени, просто не могла остаться безнаказанной со стороны гражданского общества Америки, потребовавшего немедленного свёртывания программы Центробанка и суда над её главными инициаторами.

В дальнейшем прибыль Федерального Резерва ограничилась возможностью спекуляции на выпускаемых им же денежных знаках – долларах США. Все другие центральные банки, созданные по образу и подобию Федерального Резерва действуют по той же схеме с той лишь разницей, что львиную долю своей прибыли от спекуляции они обязались вкладывать в покупку обязательств Федерального Резерва, чем по сей день усердно и занимается Центробанк РФ.

Как вывод отсюда – прибыль Центробанк РФ, по всей видимости, действительно не интересует. И как следствие - миллиарды российских рублей обращаются в доллары и евро и оседают на мутном дне бездонных бочек под названием Федеральная Резервная Система США и Центральный Европейский Банк.

Литература:

1) ФЗ “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”.

2) Постановление Совета Министров СССР “Об утверждении устава Государственного Банка СССР” от 18 декабря 1980 года № 1167.

3) Материалы сайта www.cbr.ru

4) Вильям Грайдер "Как Федеральный Резерв победил страну".