Приобрести железнодорожные билеты не выходя из дома - просто и удобно. Достаточно позвонить по телефону, отправить письмо по электронной почте или заполнить заявку на сайте, как через некоторое время вы уже без особых хлопот получите свой e-ticket. Такова ситуация за рубежом. А что у нас?

Немного истории

Электронный билет (E-ticket) – это современная технология покупки билета (авиа, ж/д), безбумажная форма стандартного билета. Впервые технология электронного документооборота появилась в 1996 году в США и вскоре получила широкое распространение в большинстве стран мира. Сегодня это самая популярная в Европе и Америке и самая удобная для пассажиров форма приобретения билета. Отметим, что электронная форма авиабилета надежно хранится в специальной базе данных компании в электронном виде. Пассажиру же выдается маршрут/квитанция, содержащая информацию о маршруте, тарифе, оплате, офисе продажи и т.д. 

Пресс-секретарь комитета  электронной коммерции Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Елена Сорокина отмечает, кто travel-сегмент занимает близко 50% мировой электронной коммерции, в частности: бронирование гостинничных номеров, электронные билеты и электронная страховка. "Де-факто Россия для определенный момент сообразно темпам внедрения электронного билета находится для одном из последних мест в мире" - отмечает она.

И это не удивительно, ведь данный сегмент начал развиваться у "у нас" совсем недавно, в то время, как "у них" на долю электронных билетов в среднем приходится до 90% продаж. В российском законодательстве понятие "электронного билета" появилось 24 января 2007 года.  Минюст зарегистрировал приказ "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". Данный документ не отменяет бумажных билетов, оставляя их в действии в качестве бланков строгой отчетности. 

Еще в 2003 году "железнодорожники" заключили соглашение с "Универсальной Финансовой Системой" (УФС) по созданию системы интернет-бронирования и оплаты билетов. Но тогда речь шла об обслуживании юридических лиц. УФС разработала софт для продажи билетов через свой сайт, который был сертифицирован РЖД и интегрирован с железнодорожной системой "Экспресс-3".

С 14 мая компания "Российские железные дороги" начала реализацию e-ticket через Интернет на все пассажирские поезда дальнего следования  при помощи пластиковых банковских карт международных платежных систем.

"Впервые с идеей электронного железнодорожного билета мы пришли в РЖД два года назад, — рассказывает Сергей Михайлец, руководитель проекта УФС. — К осени 2004 года мы уже начали принимать через сайт платежи и организовали процесс взаимодействия с банком. Следующим шагом в реализации проекта было онлайн-бронирование билетов. Полигоном для отработки сервиса была выбрана Куйбышевская ЖД. К началу 2006 года было полностью отлажено взаимодействие сайта ufs-online.ru и АСУ "Экспресс-3" и с конца мая услуга покупки электронного железнодорожного билета запущена для пассажиров в полном объеме. Ленинградский вокзал выбран нами в качестве экспериментального: у него достаточно высокий трафик и лояльный к нововведениям контингент пассажиров". 

Как рассказал генеральный директор компании "Универсальная финансовая система" Рафаэль Мухаметшин, проект "Электронный билет РЖД" изначально задумывался как инструмент, позволяющий туристическим агентствам в реальном масштабе времени видеть железнодорожное расписание, определять наличие мест в поездах и оформлять e-ticket для своих клиентов. При этом турфирмам не надо ни приобретать дорогостоящего оборудования, ни даже устанавливать какое-либо дополнительное программное обеспечение. Для заказа электронного билета РЖД нужен лишь компьютер, подключенный к Интернету.

Палка, палка, огуречик…

Отечественный онлайн-рынок билетов, как уже отмечалось выше, все еще не сравним с американским. Однако, по данным проведенного РИА "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) опроса, 69,1% россиян готовы воспользоваться услугой покупки электронного билета на поезд через Интернет. 11,3% опрошенных этого делать не собираются; 6,2% сообщили, что не ездят на поездах. Несмотря на обширную рекламу новой услуги РЖД, 13,4% респондентов признались, что они вообще не имеют представления об электронных билетах. Всего в опросе приняло участие 9.068 человек. При этом, как сообщает компания "Российские железные дороги", чаще всего электронные билеты покупают пассажиры в возрасте от 26 до 35 лет. 

К сожалению, технология продаж, хоть и близка к общемировой, но пока существенно отличается от нее, причем не в лучшую сторону. Схема покупки билета на Западе выглядит так: на сайте выбирается билет, оплачивается, распечатывается страница, где указаны данные билета и специальный штрих-код. Перед отправлением поезда этот листок нужно показать контролеру, он сверяет данные на компьютере и сажает вас в вагон. В России первая часть операций выглядит примерно так же: поиск, покупка, распечатка. Но потом вы с вашей бумагой едете в кассу, где должны поменять электронный билет на обычный.

Итак, для того чтобы воспользоваться услугой, потенциальному пассажиру необходимо зайти на сайт "Российских железных дорог" (www.rzd.ru), зарегистрироваться и далее следовать указаниям заполняемой анкеты: выбрать маршрут следования, дату и время отправления, номер поезда и место, которое после подтверждения заказа будет зарезервировано, затем ввести реквизиты банковской карты и оплатить билет. Вот как выглядит заявка на покупку электронного билета на сайте РДЖ:

После заполнения всех необходимых граф, необходимо нажать на "далее", переходя тем самым на следующую страницу:

При ее заполнении советую быть очень внимательными, поскольку, если ошибиться в номере карты, заказ будет аннулирован и вас "выкинет" на первую страницу анкеты, в результате чего заполнение придется начинать заново.

Отметим, что при возврате проездного документа деньги перечисляются обратно на банковский счет. При этом за услугу взимается дополнительный сбор за одно место. 

Еще один способ для покупки железнодорожного электронного билета стал доступен с 27 октября, когда октября "Универсальная Финансовая Система" (УФС) в оплату электронных железнодорожных билетов начала принимать Яндекс.Деньги. УФС работает через систему ОАО РЖД "Экспресс-3", при помощи которой кассиры бронируют и продают билеты пассажирам на вокзалах.

Чтобы купить билет, необходимо зарегистрироваться на сайте УФС, зайти в раздел "Электронные билеты", также  выбрать удобный способ получения, нужный поезд и вагон. Система предложит два варианта оплаты: банковской картой и Яндекс.Деньгами. При выборе оплаты Яндекс.Деньгами пользователь будет перенаправлен на сайт платежной системы, откуда и сможет оплатить свой билет.

Миссия невыполнима?

Конечно, несмотря на все преимущества и выгодность ж/д e-ticket, у них есть и свои недостатки. Во-первых, это медленное развитие. Вот вы лично часто пользуетесь электронными авиабилетами? А ведь с 1 июня IATA вынуждает перейти на него всех своих членов!

Первоначально внедрению электронных билетов во многих регионах препятствовали и до сих пор кое-где мешают законодательные препоны. Этот фактор постепенно стал самым важным для отечественных компаний. Но теперь это вопрос более или менее разрешился. Так что же мешает повсеместному внедрению безбумажного режима сейчас? Ответ прост: опасение вызывают вопросы безопасности и стабильности работы - пугает возросшая зависимость от надежности информационных систем, а также потенциальная возможность кибермошенничества.

Европейские страны также не являются исключением. Достаточно только вспомнить случай, когда немецкие хакеры взломали защитный код электронных билетов для общественного транспорта, которые в 2009 г. планируется внедрить в Нидерландах. 

Хакеры, взломавшие секретный код, показали, что получить полный контроль над чипом можно с помощью аппарата, который стоит не более €100. Это значит, что любой может получить бесплатный проезд в общественном транспорте Нидерландов. И это лишь малая толика.

Да и к тому же не стоит забывать о различных мелких, но все же несовершенствах российской системы. Например, что, получить бумажный проездной документ пассажиру все равно придется. Сесть на поезд без бумажного билета не удастся, а чтобы получить последний, необходимо посетить офис УФС или железнодорожную кассу. Но при этом не стоит забывать, что и в таких кассах могут быть очереди. 

К тому же разработчики системы взимают комиссию за один билет, забронированный  через Интернет (порядка 150 рублей и выше). А если клиент расплачивается через "Яндекс.Деньги", то добавляется еще и сервисный сбор в 200 рублей. В том случае, когда идти до кассы все же не хочется, можно заказать доставку билетов в пределах МКАД в Москве или КАД в Петербурге - еще 150 рублей.

Однако для самой РЖД введение электронных билетов достаточно прибыльно. Так для открытия традиционной билетной кассы необходимо пройти массу формальностей и получить аккредитацию точки продажи. На это потребуется 3-4 месяца и 33 тыс. рублей. Для установки web-системы надо подать заявку на бесплатное подключение, можно непосредственно на сайте ufs-partner.ru, на этой уйдет 1-2 минуты.

Для обычной кассы придется купить специальную технику, которая стоит 70-80 тыс. рублей и требует специального обслуживания. Для продажи электронных билетов, как уже было отмечено, достаточно иметь любой компьютер с доступом в интернет.

Таким образом, пока перспективы железнодорожных e-ticket в России остаются весьма туманными. Однако эксперты прогнозируют, что впереди только развитие. Будем надеяться, что в обозримом будущем электронные билеты  приобретут не только высокий спрос, но "европейское" удобство.