Рыночная экономика причудлива. Сама частная, а главный покупатель — государство. Берет все. От ракет до носков. В несметных количествах. Похоже на громадный, вечный пивопровод. Припасть к нему, сделать хоть глоточек — мечта любого капиталиста. Ради нее готов на все. И чиновник, приставленный к крану, об этом знает... Как выстроить систему госзакупок? Маемся с проблемой не первый год. А развитым странам она неинтересна. Потому что давно решена. Взять, скажем, США. Жесточайшая централизация.

Самостоятельны лишь Пентагон, НАСА, еще два-три ведомства. Все остальные окучивает GSA (General Services Administration). Покрывая стульями и соками огромное пространство — от Минфина до Минздрава. Настоящий монстр. Советский Госснаб. Проводит тендеры. Организует снабжение. Экономя, кстати, бюджет. Поскольку крупный опт идет со скидкой.

Есть специальный закон. С детальными Правилами закупок для федеральных нужд. Каковые бюрократ должен знать наизусть. Плюс полчища контролеров. Для проверки чистоты рук и помыслов. Еще регулярная отчетность. Перед президентом, конгрессом и Минфином.

GSA действует абсолютно открыто. Если размер сделки превышает 25 тыс. долл., все сведения поступают в информационную базу. Доступна любому госслужащему, конгрессмену, бизнесмену, журналисту, просто любопытному (за отдельную плату). Включил компьютер и увидел: у кого купили, сколько, почем.

В Европе другая система. Не такая громоздкая. Поворотливая. Есть центральное ведомство — Минфин или Минэкономики. Его задача — законы, нормативы, планирование, контроль. Тендеры и закупки — за специальными отделами министерств. Бывает даже, что нанимают частную фирму. ЕС такое приветствует. И правильно делает. На рынок лучше выпускать профессионала. А не чиновника-любителя. В остальном — как в Америке. Включая полную публичность.

И все равно конкурс есть конкурс. С проигравшими. А значит, обиженными. О коих тоже надо позаботиться. Как, например, в Германии. Там уже на старте каждому претенденту дают два адреса. Первый — куда жаловаться. Второй — где судиться. В обеих конторах — классные специалисты. Ускоренное рассмотрение дел. Обязательная демонстрация результатов. Есть даже общественный "Форум госзаказа". С ежегодной премией за лучшую идею.

Иностранцев пускают. Теоретически. На самом деле оттесняют. Следуя принципу: пусть подороже, зато свое. Блатной режим. Долго, кстати, не продержится. ВТО настроена решительно. Требует равенства. И ведь добьется.

Что стоило бы учитывать и нам. Заранее готовить отечественных поставщиков. Выводить из оранжереи. Где сплошные привилегии. Уютно и тепло. Чтобы почувствовали свежий ветер конкуренции. А то пройдет несколько лет. Получит солдат кальсоны. И увидит китайские иероглифы. Вместо привычного штампа с номером воинской части.

Понятная организация, хорошие регламенты, электронная база данных, максимальная открытость. Вот, собственно, и все секреты эффективной системы госзакупок. Ничего сложного. Могли бы освоить запросто. Почему не сделали до сих пор? Догадайтесь с одного раза... Наша проблема — не компьютеры с инструкциями. Наша проблема — люди. Требуются бюрократы нового поколения. Безоткатные. Исключающие воровство. Не потому, что за него посадят. А потому, что так нельзя. Если ее решим, план по борьбе с коррупцией можно считать выполненным на 90%.

Таких надо искать и учить. Где угодно. Хоть на том же озере Селигер. Во время сборов "наших", "ваших", "местных", "пришлых". Будет полезное занятие. А то преследуют британского посла. Швыряя яйца в неприкосновенное тело. Или гоняют бывшего премьера. Подсовывая под него грабли. И последнее. Заговорили о том, что пора бы прижать госкомпании. Проверить траты. Наставить на путь истинный... Не надо туда лезть. "Газпром" — все же не министерство. Работает на рынке. Там бывает всякое. В одном месте переплатил. В другом — отбил с лихвой. Есть к тому же совет директоров. С почтенными государственными мужами. Вот пусть и разбираются. Чем меньше бизнес тормошим, тем больше доброго вершим. И наоборот.