Это место притягивает банкиров как магнит: открыть здесь офис — это значит не только поддержать свой имидж, но и серьезно повы-сить узнаваемость брэнда, получить значительный доход от обслуживания клиентов, а также сделать очень удачное капиталовложение, в случае если удастся наскрести денег на приобретение помещения в собственность.

Вопрос репутации

Исследование, проведенное «БО» в середине сентября, показало: на Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую фасадами выходят ровно 30 банковских офисов. И еще два буквально в эти дни заканчивают отделку офиса. То есть получается, что отделение кредитной организации на этих улицах можно найти в каждом третьем доме и даже еще чаще. А ведь в обзор не включены банки, которые выходят фасадами в переулки, хотя и располагаются в домах, принадлежащих к Тверской и Тверской-Ямской. А мощное скопление кредитных учреждений всего на двух не самых больших улицах города на первый взгляд кажется чем-то нереальным.

Как рассказала заместитель директора по маркетингу компании «Домострой» Анжелика Куклина, нетрудно заметить, что в выборе расположения офисов «тверских» банков прослеживается имиджевая составляющая. Такой подход помогает подчеркнуть превосходство над конкурентами, наглядно показать уровень корпоративной культуры и, в частности, солидность компании. «Этим основополагающим принципам более, чем любые иные организации, следуют банки, которые «селятся» в центре города, в пределах Садового кольца», — уверяет Анжелика Куклина.

А вот руководитель отдела исследований компании CB Richard Ellis Noble Gibbons Ирина Флорова считает, что у кредитных организаций на Тверской улице есть еще один, более узкий интерес — реклама: «Для банков очень важно разместить свой офис на Тверской улице, так как это наилучшая реклама для кредитной организации, даже если расходы на аренду или покупку достаточно высоки, и открытие данного конкретного отделения будет нерентабельно».

С этим мнением согласны и сами банкиры. Директор департамента развития розничного бизнеса банка «Стройкредит» (нет офиса на Тверской) Александр Курлянд уверен, что офисы на Тверской и Тверской-Ямской открываются главным образом из рекламных соображений. За день мимо подразделения банка, расположенного на каждой из улиц, из дома на работу и обратно проходит огромное количество людей. Многие из них посещают банковские офисы просто из любопытства. «И только 5–10% из таких посетителей через некоторое время вернутся в этот или другой офис банка и воспользуются его услугами», — делится наблюдениями Александр Курлянд.

Ведь центральные улицы Москвы, в том числе и Тверскую, посещают огромные массы туристов, которые тоже заметят и запомнят банк, особенно если приходилось пользоваться его услугами, например снимать деньги с пластиковой карты. «Поэтому за счет открытия офиса на Тверской или Тверской-Ямской банк обеспечивает себе узнаваемость не только в Москве, но и за пределами столицы», — считает Александр Курлянд.

Рекламную привлекательность Тверской улицы отметил заместитель председателя правления Банка проектного финансирования (БПФ; нет офиса на Тверской) Александр Марков. Он считает, что любой банк, занимающийся ритейлом, заинтересован в том, чтобы повышать узнаваемость своего брэнда. Чем выше этот показатель, тем больше клиентов может привлечь банк. Поэтому с точки зрения продвижения брэнда открытие офиса на главной улице Москвы — шаг более чем оправданный. Вполне возможно, что скоро БПФ проверит, работает ли это утверждение на практике. Александр Марков рассказал, что его кредитная организация рассматривает возможность открытия дополнительных офисов на центральных улицах Москвы.

Получается, что банкиры, у которых нет офисов на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах, настаивают на том, что основная причина популярности этого места — повышение имиджа и эффективная реклама. Однако банкиры, имеющие в своей структуре «тверские» офисы, говорят отнюдь не об имиджевых мотивах.

Например, по словам председателя правления Райффайзенбанка Йоханна Йонаха, одним из основных факторов при открытии отделения «Тверское» для его банка стало наличие необходимой инфраструктуры и удобное местонахождение офиса для москвичей. «Для нас важно осознавать, что таким образом мы обеспечили нашим клиентам более удобный и быстрый доступ к основным банковским продуктам», — уверяет Йоханн Йонах.

Заместитель директора по работе с частными клиентами банка «Сосьете Женераль Восток» Иван Анисимов признал, что при открытии офиса на 1-й Тверской-Ямской улице банк руководствуется не только интересами бизнеса, то есть доступностью для клиентов, узнаваемостью, высокой проходимостью, но и фактором престижности такого месторасположения. «Безусловно, заметный логотип банка на центральной улице города — это неоспоримый инструмент рекламы, который способствует утверждению имиджа», — отмечает эксперт.

В Связь-Банке, у которого помимо клиентского в этом районе расположен также и центральный офис (адрес на Тверской, но не фасадная линия), считают, что такое месторасположение помогает эффективно работать с клиентами категории VIP. Как рассказала старший вице-президент Связь-Банка Полина Киселева, в этом офисе, в целях обслуживания VIP-клиентов в департаменте расчетно-кассового обслуживания даже был создан специальный отдел.

А вот у Международного банка Азербайджана - Москва помимо стандартных причин, побудивших банк открыть офис на Тверской, были еще и специфические — близость к Посольству Азербайджанской Республики.

Тайна рентабельности

Кажется, что банкиры описали все причины, по которым они работают на Тверской и Тверской-Ямской, не обращая внимание на то, что через каждые 20 шагов располагаются конкуренты. Однако без ответа все-таки остается один важный вопрос: рентабельны ли «тверские» офисы, или банки содержат их исключительно из желания поддержать свой имидж?

Естественно, в банках, не имеющих офисов на Тверской, уверяют, что такие офисы убыточны и нужны только для рекламных целей. А в банках, имеющих офисы на Тверской, утверждают ровно обратное: отделения на главной улице страны рентабельны и интересны прежде всего именно как бизнес-подразделения. Но предоставить хотя бы примерный расчет этого показателя в этих банках отказываются, ссылаясь в основном на конфиденциальность информации.

Чтобы раскрыть секрет феномена Тверской, «БО» попытался провести собственные расчеты. За основу было решено взять упрощенные показатели: стоимость аренды офиса в месяц и среднемесячную посещаемость офисов банков. Отношение первого показателя ко второму будет показывать, во сколько банку обходится стоимость аренды на посетителя в долларах. Именно такая формула поможет понять мотивы банкиров, которые «тянут» свои сети ближе к центру столицы.

Собранные данные, конечно, не обеспечивают должной репрезентативности, прежде всего это некая иллюстрация, позволяющая сопоставить основные экономико-географические показатели эффективности банковского офиса.

Тем не менее довольно любопытно пересчитать стоимость офиса на количество посетителей. При этом надо учитывать, что посещаемость отделений банков зависит не только от географии отделения, но и от брэнда банка, его розничной политики. Понятно, что брэндовый розничный банк даже в более пустынных районах получит проходимость более высокую, чем банк-середняк со слабым розничным бизнесом, сидящий на Тверской. Что касается цены аренды, то она тоже в пределах одной географической зоны может колебаться в зависимости от качества помещения. Так или иначе, определенные выводы из таблицы можно сделать.

Это случайная выборка нескольких банков. Но она наводит на одно простое умозаключение. Хорошо брэндованный крупный банк с активной розничной политикой, разместив офис на Тверской и получив высокую проходимость, может иметь интересные показатели бизнеса в этом отделении, так как стоимость одного посетителя по арендной плате для такого банка будет невысока. Такой пример дает банк в первой строчке таблице.

Если же банк не имеет сильного розничного брэнда и не ведет агрессивной розничной политики, то каждый посетитель на Тверской ему будет обходиться очень дорого. Таков пример в последней строчке таблицы. В этом случае целесообразность размещения офиса на Тверской для такого банка объясняется соображениями не бизнеса, а рекламы, имиджа, репутации. Скорее всего при таком раскладе желание «засветиться» на центральной улице страны дотируется другими подразделениями банка.

И, наконец, еще значимый вывод. По соотношению цены аренды и посещаемости для одного и того же банка со средней активностью на розничном рынке экономическая оправданность размещения офиса на Тверской может быть сопоставима с экономической оправданностью размещения офиса в торговом центре «спального» района, пусть бы даже на Тверской выше посещаемость. Однако в этом случае офис на Тверской имеет бонусы — он дает банку еще и рекламу, престиж присутствия на главной улице страны.

И все-таки окупается

По мнению начальника управления развития филиальной сети Русь-Банка (не имеет офиса на Тверской) Виктора Лунева, офис на Тверской все же больше имиджевый проект, работающий на репутацию банков, которые размещают там свои структурные подразделения. «Высокая арендная плата и большая плотность банков в этом районе могут не дать эффективной отдачи от финансовой деятельности отделения, — предостерегает Виктор Лунев. — Да и рентабельность офисов в самом центре Москвы довольно условна». Тем не менее, далее эксперт смягчился и отметил, что рентабельным может быть любой офис банка: все зависит от его расположения, продуктового ряда, организации работы с клиентами и степени подготовленности сотрудников.

Это мнение поддерживает Александр Марков (БПФ): «При правильно поставленной работе офиса с юридическими и физическими лицами доходы от клиентов не только покроют арендные платежи, накладные расходы и зарплату сотрудников, но и принесут прибыль». Такая формула доказана практикой крупных банков, уже имеющих свои офисы в центре столицы, уверяет эксперт.

В любом случае банкам, которые приняли решение сейчас открыть отделение на Тверской или 1-й Тверской-Ямской улице, вне зависимости от того, приобрели ли они помещение или арендуют его, нужно четко понимать, что окупаемость затрат, которые понесет кредитная организация от введения в эксплуатацию этого объекта, может растянуться на многие годы. «Дело в том, что доходность банковского бизнеса несоизмерима как с величиной цен на недвижимость, так и с размером арендных ставок», — объясняет начальник управления развития клиентского бизнеса РосЕвроБанка (нет офиса на Тверской) Александр Кукченко. Другое дело, если помещение на Тверской было приобретено под офис банка много лет назад. В этом случае цена объекта намного привлекательнее, чем сам бизнес. В иных случаях на Тверской целесообразно размещать лишь малометражные, небольшие клиентские сервисы, например банкоматы или пункты обмена валют, считает Александр Кукченко. Для таких точек высокая плотность потока клиентов обеспечивает достаточные для окупаемости аренды сборы комиссий за обслуживание.

Эксперт признался, что РосЕвроБанк в ближайшее время планирует открытие именно дополнительного офиса на улице Долгоруковская, в непосредственной близости от Тверской-Ямской. В банке рассчитывают на то, что высокая концентрация офисов в этом районе будет способствовать привлечению как корпоративных клиентов, так и частных лиц — служащих компаний, а поэтому отделение быстро окупит затраты на его открытие и начнет приносить прибыль.

Но в районе улицы Тверской «быстрая окупаемость» может оказаться вполне растяжимым понятием. По оценкам Александра Курлянда (банк «Стройкредит»), средний срок окупаемости затрат на открытие и содержание «тверского» офиса составляет от трех до пяти лет в зависимости от выбранной целевой аудитории и ассортимента услуг.

Стоит отметить, что такой расчет актуален лишь для настоящего времени. «Большая часть банков приобретала или арендовала помещения на 1-й Тверской-Ямской и Тверской улицах до 2004 года, когда цены были относительно приемлемы для данного района, — рассказывает руководитель направления коммерческой недвижимости МИАН-агентство недвижимости Сергей Лобкарев. — Можно предположить, что эти офисы рентабельны, так как обычно арендные ставки, зафиксированные договором долгосрочной аренды, не подлежат изменению в течение всего срока действия контракта». А вот сейчас ставки аренды неоправданно высоки. Они не сравнимы даже со стоимостью аренды офисов класса «А», тогда как многие помещения в этом районе лишены удобств, например парковки.

Но, несмотря на все перечисленные недостатки, арендовать или приобрести достойное помещение в центре на первой фасадной линии становится все сложнее. «Практически все подобные площади уже заняты профессиональными операторами, а долгое время не находят хозяев лишь объекты, обремененные какими-либо особыми условиями», — рассказывает Сергей Лобкарев.

Филиал как капитал

Получается, что для банка факт обладания площадью на Тверской или Тверской-Ямской улице уже является серьезным преимуществом перед конкурентами. Ведь даже просто взять в аренду свободную площадь любого качества в этом районе очень сложно, не говоря уж о покупке зданий. «Предложения по продаже площадей в данном районе встречаются крайне редко и начинаются от 15 тыс. долларов за квадратный метр», — рассказывает начальник отдела по работе с корпоративными клиентами компании Blackwood Алла Глазкова. По словам директора департамента управления активами компании «МИЭЛЬ - Коммерческая недвижимость» Сергея Лобанова, в практике его компании есть пример реализации части помещения на Тверской-Ямской улице, но пока без отдельного входа, стоимость которого достигала 50 тыс. долларов за квадратный метр.

Несмотря на «дикие» цены, риэлторы все равно советуют покупать помещения в этом районе, если, конечно, удастся найти что-то подходящее. Офис на Тверской — это достойное вложение средств, которое заметно повышает капитализацию банка. «Коммерческая недвижимость Москвы едва ли не самая дорогая в Европе, — рассказывает Анжелика Куклина («Домострой»). — Никаких причин ожидать снижения цен или хотя бы их стабилизации нет».

Актуальный объект
Сейчас на 1-й Тверской-Ямской предлагается в долгосрочную аренду помещение, расположенное на первом и подвальном этажах жилого дома, по 5 тыс. долларов за квадратный метр в год. Первая линия домов с витринными окнами. Общая площадь — 1039,6 квадратных метров, из которых 380,2 квадратных метра — подвал. Состояние фасада хорошее. Парковка стихийная. Высота потолков: 1-й этаж — 6 метров, подвал — 2,2 метра. Состояние: требуется косметический ремонт. Стоимость продажи этого же помещения составляет 45 тыс. долларов за квадратный метр.

В центре столицы острый дефицит, особенно офисов класса «А». Это вызывает рост цен. По сведениям Анжелики Куклиной, ставка аренды и цена продажи для офисного помещения класса «А» сейчас составляет 950–1500 долларов и 7500–10000 долларов за квадратный метр соответственно. При этом цены на продажу растут быстрее арендных ставок. Если увеличение средних базовых ставок аренды офисов классов «А» и «В» с января по июль этого года составило 7–9%, то за этот же период стоимость квадратного метра на продажу поднялась на 20–30%.

Все эти факты указывают на то, что приобретать помещения под «тверские» офисы кредитным организациям намного выгоднее, чем арендовать.

Однако опрос банкиров показал, что они придерживаются другой стратегии и предпочитают снимать помещения под «тверские» офисы. Как считает Ирина Дубова (Международный банк Азербайджана-Москва), у аренды тоже есть свои преимущества: «В случае приобретения офиса нужно отвлекать значительный капитал или получать кредит, а вот аренда зависит от успешности бизнеса. Если дело не пошло, то можно отказаться от места».

Так во сколько же сейчас обходится аренда, дающая банкирам свободу закрыть офис на Тверской? Оказывается, что недешево. «Ставки аренды на помещения, подходящие для размещения банковского офиса, сейчас варьируются от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. долларов за квадратный метр в год, — отмечает Алла Глазкова (Blackwood). — Наиболее высокая арендная плата характерна для помещений, расположенных на первой линии домов с отдельным входом и витринными окнами». Как раз такие площади требуются банкирам.

Самые «центральные» банки России (по количеству офисов на Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах)*

Отношение цены аренды к посещаемости отделений банков

Все банки Тверской

Материнский банк, название офиса, адрес* Начинка Стилистические особенности
Альфа-Банк, отделение для частных лиц «Тверская», ул. Тверская, д. 16/2 Холл: 2 банкомата с функцией cash-in и возможностью проводить платежи, компьютер с информацией о банке и его продуктах, телефон для прямой связи с call-центром банка. Клиентский зал: электронная очередь, компьютер с информацией о банке и его продуктах, мобильный телефон на стойке для демонстрации мобильного банкинга, pos-терминал для проведения оплаты услуг с использованием пластиковой карты, ресепшн, 5 окон, отдельный кабинет кредитного менеджера Офис оформлен просто, но уютно. Несмотря на то что помещение небольшое, в нем поместилось достаточно много рабочих мест и приспособлений. Это отделение можно назвать самым технологичным на Тверской улице. Общедоступных мобильных телефонов и pos-терминалов, за исключением второго офиса Альфа-Банка на 1-й Тверской-Ямской, в других исследуемых кредитных организациях больше не нашлось
Альфа-Банк, дополнительный офис «Тверская-Ямская», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 32 Холл: 2 банкомата с функцией cash-in и возможностью проведения платежей, компьютер с информацией о банке и его продуктах, телефон для прямой связи с call-центром. Клиентский зал: электронная очередь, компьютер с информацией о банке и его продуктах, мобильный телефон на стойке для демонстрации мобильного банкинга, стойка ресепшн, 4 окна, кабинет кредитного менеджера Этот офис оказался почти братом-близнецом отделения Альфа-Банка, находящегося на Тверской улице. Создатели интерьера четко соблюдали корпоративный стиль. Единственное, что отличает этот офис — несколько иная планировка помещения, в котором он размещен. Впрочем, и это отличие было максимально сглажено с помощью мебели и перегородок
Банк Москвы, отделение «Охотный ряд», ул. Тверская, д. 1 Банкомат с функцией cash-in и возможностью платежей, 3 окна, касса, плазменная панель Похоже, что банк старался создать отделение для состоятельных клиентов, которое бы поддерживало общий имидж и стиль гостиницы «Националь», в здании которой располагается отделение. Обилие дерева внутри офиса, с одной стороны, наводит на мысли об антикварном и дорогом интерьере, а с другой — располагает к приятному и спокойному планированию финансов
Банк Москвы, отделение «Тверская, 8», ул. Тверская, д. 8/2, стр. 1 Холл: 2 банкомата, один из которых с функцией cash-in и возможностью проведения платежей, устройство по обмену валюты, 2 кабины металлоискателей. Клиентский зал: электронная очередь, 14 окон (часть из них — кабинеты на втором этаже), плазменная панель Серая дверь с разбитым стеклом, темно-серые стены и пол, плотно задвинутые жалюзи и плохое освещение оставляют унылое впечатление. Интересной особенностью отделения является активное использование в интерьере логотипа Банка Москвы. Он изображен на светильниках, дверях, дверных ручках, настенных часах и любой на бумажке, находящейся в банке
Бинбанк, дополнительный офис «Маяковский», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 8 Холл: банкомат с функцией cash-in и возможностью проведения платежей. Клиентский зал: 5 рабочих мест, разделенных перегородками для операционистов, 2 кассы Фасад банка выглядит привлекательно. «Дутые» пластиковые витрины ярко-синего цвета обращают на себя внимание. Однако внутри яркий цвет не используется: интерьер очень сдержанный, без дизайнерских изысков. Но в офисе все-таки нашелся уютный уголок: рядом с выходом в холл стоит удобный диванчик и стеклянная стойка для рекламных буклетов с приятной подсветкой
Восточный экспресс банк, дополнительный офис «Тверской», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 16/23, стр. 1 Внешний банкомат, 2 отдельных кабинета для менеджеров, кабинет для сотрудников на 3 стола, 5 рабочих мест, разделенных перегородками для операционистов, 2 кассы, плазменная панель Офис размещается в просторном зале. Здесь хватило места не только для массы рабочих мест, но и для большого пространства для клиентов. Стильно выглядят изогнутые перегородки между столами операционистов. Из недостатков — в клиентском зале на момент посещения не нашлось в свободном доступе рекламных буклетов с информацией об услугах банка
Газпромбанк, дополнительный офис «Тверской», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 36, стр. 1 Холл: банкомат, рамка металлоискателя. Клиентский зал: стойка ресепшн, 3 кассы, стойка для операционистов на 6 рабочих мест, стойка для операционистов на 4 места, плазменная панель На витрины банка нанесены прозрачные рекламные изображения. Подобного оформления в остальных исследуемых офисах замечено не было. Интерьер офиса не проигрывает модным витринам. Современно и стильно выглядят стены холла из матового стекла, хромированные украшения на стойке операционистов и яркое сложное освещение
Банк «Глобэкс», отделение «Тверская, 15», ул. Тверская, д.15 5 мест для операционистов, разделенные перегородками, 2 кассы в отдельных комнатах, банкомат с возможностью проведения платежей Интерьер не отличается особым шиком, но с функциональной точки зрения продуман. Желтые стены в сочетании с мебелью из светлого дерева смотрятся вполне по-домашнему: отделению не хватает официозности. Тем не менее здесь можно пообщаться с сотрудником банка в относительно уединенной атмосфере, как, впрочем, и во многих офисах других кредитных организаций. Клиент может присесть за стол сотрудника с внешней стороны, а от соседнего окна его будет отделять небольшая перегородка
Банк «Глобэкс», бизнес-центр на I Тверской, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 23, стр. 1 Банкомат с возможностью проведения платежей, 2 стойки ресепшн, 5 рабочих мест, разделенных перегородками для операционистов, 3 кассы, плазменная панель Этот бизнес-центр выглядит презентабельно и стильно. Он совсем непохож на другое, намного более скромное отделение этого же банка на Тверской улице. Идеи дизайна в обоих интерьерах одинаковые, но реализованы они с разным размахом. В бизнес-центре обращают на себя внимание сверкающий пол и стильная мебель, а также огромная плазменная панель, расположенная над кожаными диванами в помещении с кассовыми комнатами. Определенно — это самый большой телевизор, который можно посмотреть клиентам банковских офисов на Тверской
Импэксбанк, отделение «Тверская, 10», ул. Тверская, д. 10 Внешний банкомат, стойка для операционистов в центре зала в виде эллипса (оборудовано около 10 рабочих мест), 2 кассы в виде пристроек к стене, 4 рабочих места для менеджеров за перегородками Офис располагается в старинном здании. Если взглянуть на потолок, то можно увидеть роскошную лепнину. Возможно, она была создана во время постройки дома. Хорошо, что банк сохранил антикварный потолок, но это лишь подчеркивает запущенность самого помещения, которое явно нуждается в ремонте
Импэксбанк, отделение «на Тверской», ул. Тверская, д. 25/12, стр. 1 Внешний банкомат с возможностью проведения платежей, электронная очередь (на момент посещения не работала), 2 банкомата, один из них с функцией cash-in и обменом валют. Зал для обслуживания физических лиц: стойка операционистов (4 окна), 3 кассы, плазменная панель. Зал для обслуживания юридических лиц: стойка операционистов (4 окна), плазменная панель Отделение оформлено так, как нужно выглядеть современному офису кредитного учреждения. В интерьере присутствует ряд интересных дизайнерских идей, которые немного теряются из-за неудачной реализации. Плазменные панели показывают рекламу банка, но не видеоролики, а просто сменяющие друг друга изображения. Прозрачный шкаф с серебряными монетами почти незаметен в плохо освещенном месте рядом с кассами, хотя должен, по идее, заманчиво сверкать
Инвестсбербанк, отделение «Тверское», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 22 Внешний банкомат, стойка ресепшн, стойка для обслуживания физических лиц на 4 рабочих места, стойка для обслуживания юридических лиц на 3 рабочих места, 2 кассы Этот офис оформлен в строгом деловом стиле. Из дизайнерских изысков создатели этого отделения позволили себе лишь сделать подсветку в стенных нишах и повесить над входом в зал для обслуживания юридических лиц стеклянную табличку с названием и логотипом банка
КредитЕвропаБанк, отделение «Тверское», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 23, стр. 1 Внешний банкомат, 5 столов операционистов, касса Пластиковая вывеска банка не вписывается во внушительный гранитный подъезд здания. Офис оформлен предельно просто: простая мебель и стандартный интерьер с белыми стенами. Места в помещении немного, потолки низкие. Возможно, поэтому банку в плане интерьерных изысков просто негде было «развернуться»
Мастер-Банк, дополнительный офис «Тверской», ул. Тверская, д. 4, корп. 1 Внешний банкомат (в дверном проеме), банкомат с функцией cash-in и обменом валюты (в момент посещения не работал), дополнительный банкомат, 2 окна кассы Ремонт офису не помешал бы, как, впрочем, и уборка: на грязных банкоматах валяется отвалившийся от стены стенд с рекламой, а стены были белыми, но очень давно. Фасад украшен внешним табло с курсами, которое требует ручной регулировки
Мастер-Банк, дополнительный офис «Пушкинский», ул. Тверская, д. 17, стр. 1 Внешний банкомат с возможностью проведения платежей, 2 банкомата внутри, один из которых с функцией cash-in и обменом валюты, стойка операционистов (3 окна) и 2 кассы Обилие пластика и блестящие хромированные детали придают фасаду банка современный вид. Офис разительно отличается от почти идентичного по планировке филиала этого же банка, который располагается в начале Тверской улицы. Видно, что ремонт здесь делали совсем недавно, а на запущенность нет и намека — офис очень опрятный
Мастер-Банк, дополнительный офис «Белорусский», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 29, стр. 1 Касса с возможностью проведения наличных переводов Этот офис напоминает дополнительный офис «Тверской» МастерБанка. Помещению не помешал бы ремонт. Клиентский зал показался самым маленьким из исследованных: там с трудом могут помещаться несколько человек, один из которых — охранник банка
МДМ-Банк, дополнительный офис «Тверской», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 11 Холл: 3 банкомата, 2 из которых с функцией cash-in и возможностью проведения платежей. Зал для физических лиц: стойка операционистов на 8 рабочих мест. Зал для юридических лиц: 4 стола, 3 кассовые комнаты, кабинет неизвестного назначения Филиал оформлен в основном белым цветом, но есть и синие элементы, такие как стены и стулья в зале для юридических лиц. Шикарно смотрятся белые кожаные диваны, расставленные по всему офису, и полированный белый пол. Интересно оформлена стойка операционистов, обслуживающих физических лиц. Она представляет собой сложную конструкцию с использованием матового стекла и внутренней подсветки
Международный банк Азербайджана – Москва, центральный офис, ул. Тверская, д.6, стр. 2 Банкомат (в помещении с отдельным входом с улицы), 4 окна для физических лиц, 3 окна для юридических лиц, 3 кассы, авиакасса компании Azal Фасад не настраивает на что-то особенное, однако внутри офис подавляет интерьером в стиле «роскошь по-советски»: пол и стены отделаны гранитом, на потолке хрустальные люстры, укрепленные на зеркала, а на стенах – такие же светильники. Отшлифованный гранит сверкает в ярком освещении, а хрусталь переливается, поэтому зал смотрится шикарно
Международный Московский банк, отделение «Тверская», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 28, стр. 1 Помещение с отдельным входом: 2 банкомата с функцией cash-in и возможностью проведения платежей. Клиентский зал: электронная очередь, стойка ресепшн, компьютер с информацией о банке и его продуктах, демонстрационный терминал с интернет-банком, телефон для прямой связи с call-центром, 3 окна операционистов, 2 кассы, плазменная панель Отделение расположено в здании с красивым фасадом и огромными витринами. За счет этого офис выглядит презентабельным снаружи, а внутри хорошо освещен. Отделение снабжено массой устройств и по этому показателю приближается к офисам Альфа-Банка. Все устройства стильно оформлены, поэтому возникает непреодолимое желание их протестировать
«Мой банк», дополнительный офис «Тверской», ул. 1-я Тверская-Ямская, д.13 Внешний банкомат, круглая стойка для операционистов (оборудовано 5 рабочих мест), касса в отдельном помещении Интерьер особого впечатления не производит, как и фасад банка. Офис оформлен компактно и предельно просто. Заметно, что банк не был готов тратиться на шикарный интерьер, но порядок и чистоту в филиале поддерживает
Пробизнесбанк, дополнительный офис «Тверской», ул. Тверская, д. 27 корп. 1 Стойка для двух операционистов, касса, банкомат, 3 рабочих места за перегородками для менеджеров Атмосфера в офисе спокойная, демократичная и уютная, может быть даже слишком. Помещение оформлено так, что расслабляет, но не настраивает на «рабочий лад» клиентов, которые легко могут забыть, что пришли по делам в банк, а не отдохнуть в кафе
Райффайзенбанк, отделение «Тверское», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 5/2 3 банкомата, один из которых с функцией cash-in, стойка для операционистов с тремя рабочими местами, 3 стола для менеджеров по обслуживанию физических лиц, рабочее место секретаря-кооррдинатора, 2 кассы В этом филиале соблюден стиль современного, но в то же время шикарного, не экономящего на отделке своих офисов кредитного учреждения. Кремовые стены и потолок в сочетании с темно-красными креслами и ковровым покрытием того же цвета смотрятся уютно и одновременно строго. Персонал соответствует этому интерьеру: заметно, что в банке действует жесткий dress-cod
Росбанк, дополнительный офис «Тверской», ул. Тверская, д. 15 Внешний банкомат, банкомат в холле с функцией cash-in и возможностью проведения платежей, 3 окна, 3 кассы, стойка по обслуживанию юридических лиц, зал управляющей компании (3 окна) Внутреннее содержание и фасад этого офиса гармонируют между собой. Сразу понятно, что филиал оборудовали из соображений практичности, но не красоты. Конечно, можно было бы создать на такой большой площади что-то более интересное, но заметно, что банк не преследовал эту цель. В этом случае функциональность победила тягу к сложному дизайну
Сбербанк, дополнительный офис № 7982/0524, ул. Тверская, д. 19/31, стр. 2 2 внешних банкомата, один из которых с возможностью проведения платежей, 4 окна для операционистов, 2 кассы Заходить в этот офис страшно, так как кажется, что вот-вот тяжелый карниз с названием банка обрушится прямо на голову. Пугают урны у входа, которые когда-то были зелеными, но сейчас краска кое-где облезла, а поэтому баки стали похожи на старые консервные банки. Несмотря на неприветливый фасад, внутри офис оказался приятным и уютным
Сбербанк, дополнительный офис № 7982/01727, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 11 Зал для физических лиц: 7 окон операционистов (на момент посещения работали 4 окна), 2 кассы. Зал для юридических лиц: 6 окон. Подвал: 3 кабинета кредитных менеджеров В офисе оборудовано много мест для клиентов: диваны, стулья, столы с рекламными материалами. Хорошо организованное клиентское пространство делает посещение банка приятным и комфортным. Офис украшает большая карта Москвы, на которой отмечены все подразделения Сбербанка. Эти значки крупные и их так много, что кажется, как будто на карте нет свободного места — все заполнено зелеными кружочками. Такой графический ход ясно дает понять, что клиент столкнулся с очень крупной и серьезной структурой
Связь-Банк, дополнительный офис «Тверская-Ямская», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 14 Банкомат, 2 окна для работы с физическими и юридическими лицами, касса Офис располагается в помещении переговорного пункта. Подъезд изобилует рекламными объявлениями, но внутри сложно понять, где места сотрудников переговорного пункта, а где стойка банковских операционистов
Ситибанк, отделение «на Тверской», ул. Тверская, д. 6, стр. 6, подъезд 17 Первый этаж: банкомат с функцией перевода между счетами, телефон для прямой связи клиента с call-центром банка, банкомат с функцией cash-in и возможностью проведения платежей (в момент посещения не работал). Второй этаж: стойка ресепшн, 3 стола для обслуживания клиентов за перегородками, касса в отдельной комнатке Пространство эффективно распределено на зоны. Обилие стекла (двери, перегородки, большие окна, столы) создают иллюзию легкости и украшают интерьер. Пикантно выглядит магазин нижнего белья (первый этаж), который случайно попал под вывеску банка
Ситибанк, отделение «на Тверской-Ямской», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 13 Холл: 2 банкомата, один из которых с функцией cash-in, телефон для прямой связи с call-центром банка. Клиентский зал: ресепшн на 2 человека, 4 места для операционистов за перегородками, 3 кабинета для менеджеров, 2 кассы Атмосфера в офисе вполне приятная и демократичная. Здесь все сделано для клиента. Даже мониторы операционистов прикреплены к перегородкам специальными кронштейнами, которые позволяют в любой момент повернуть экран в сторону клиента и показать ему всю необходимую информацию. Оформление офиса мало чем отличается от филиала этого же банка на улице Тверской. Здесь, скорее всего, соблюдают требования единого корпоративного стиля
Банк «Сосьете Женераль Восток», отделение «Тверское», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 23, стр. 1 Помещение с отдельным входом: 2 банкомата, компьютер с информацией о банке и его продуктах, телефон для прямой связи с call-центром кредитной организации. Клиентский зал: 6 отдельных кабинетов менеджеров по работе с клиентами, включая управляющего отделением, 2 кассовых узла, операционная зона, рассчитанная на 4 специалистов Интерьер офиса сдержанный, но выглядит презентабельно. Интересный дизайн имеет стойка операционистов, которая округлой формой и синими горизонтальными светящимися полосками напоминает летающую тарелку. В интерьере использовано достаточно много темных цветов (гранитный пол, коричневая и черная мебель), а поэтому атмосфера может восприниматься как мрачноватая
Банк «Уралсиб», отделение «Тверское», ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 24, стр. 1 Холл: банкомат. Клиентский зал: стойка ресепшн при входе на 2 рабочих места, стол на 2 рабочих места менеджеров, окно для обслуживания юридических лиц, окно для обслуживания физических лиц, 2 кассы Отделение оказалось небольшим, но клиентов встречали сразу два секретаря-консультанта, тогда как даже в более крупных банковских офисах на Тверской под эти цели отводят максимум одного сотрудника. Вообще стойка консультантов оформлена более тщательно, чем остальные зоны отделения: стена отделана темным деревом, а потолок над стойкой выложен из затемненных зеркал
* В таблице описаны офисы выходящие фасадами на улицы Тверскую и 1-ю Тверскую-Ямскую. Операционные кассы и обменные пункты в таблице не учитываются. Исследование проводилось с 15 по 20 сентября 2007 года. В это время на Тверской и первой Тверской-Ямской улицах к открытию готовились еще несколько банковских офисов.