Сколько бы ни советовали профессиональные рекрутеры мониторить рынок труда постоянно, редко кто оглядывается по сторонам, пока чувствует себя в своем банке (компании) комфортно. Так разве что, из любопытства. Или, бывает, на волне эмоций – пар выпустить. Но рано или поздно поиск новой работы становится реальностью, и возникает масса практических вопросов – с чего начать,  где искать, какой способ эффективнее… 

ХОРОШЕЕ НАЧАЛО – ПОЛОВИНА ДЕЛА.

Как известно, поиск новой работы – это тоже работа. И к ней стоит отнестись со всей серьезностью, если по настоящему важен результат. Прежде всего, имеет смысл понять, в чем причина, заставляющая искать перемен, и каких собственно перемен? А уж после сосредоточиться на стратегии и тактике.  

Если отбросить крайние варианты, такие, например, как отзыв лицензии у любимого банка, или смена собственника и команды, то основным стимулом оглянуться по сторонам является недовольство нынешней работой.

В большинстве случаев так называемый «карьерный кризис» наступает постепенно, исподволь.

Пока видны горизонты (направления карьерного роста, профессионального развития, пока есть возможность продвигать идеи и проекты, пока цели кажутся значимыми), есть азарт и стимул преодолевать неизбежные трудности и конфликты; пока устраивает уровень компенсации (зарплата, социальный пакет, бонусы) и дополнительные возможности (обучение,  ставки по кредитам), есть потребность в стабильности своего положения в своем банке (компании).

Но со временем, увы, возникает ощущение бесперспективности и погрязания в ежедневной рутине, цели теряют свой сокровенный смысл и больше не соответствуют амбициям, а стабильность превращается в стагнацию, скуку и нежелание идти на работу.

Значит, пришло время разобраться, что важно и ценно для вас сегодняшнего, какова ваша сегодняшняя цель, и что мешает достичь этого в теперешнем банке (компании). Сохранять же статус-кво, тянуть с принятием решения бессмысленно, а то и просто опасно.

Как только осознана причина внутреннего дискомфорта, пора формулировать цель -  к чему, собственно, стремитесь.

Во многом формулирование цели продолжает формулирование причины недовольства, но не должно этим ограничиваться, то есть, цель не должна состоять из сплошных «не». Более того, стоит использовать любую, пусть даже минимальную, возможность для движения и вперед, и вверх; что толку менять шило на мыло – это всегда успеется! 

Определяя цель поиска новой работы, имеет смысл поставить планку чуть-чуть повыше уже достигнутого в теперешнем банке (компании) уровня. Впрочем, также важно отбросить заведомо недостижимые цели, отказаться от несущественных претензий и расставить приоритеты:

o        по-прежнему ли вам интересен ваш участок работы, направление вашей деятельности в банке (компании)? по-прежнему ли оно перспективно? имеет ли смысл развивать свой опыт на этом участке «вширь», например, в более крупном банке (компании)?

o        есть ли смысл, и есть ли возможность (достаточно ли опыта, квалификации, азарта) переключиться на смежный участок?

o        можете ли вы взять на себя больший уровень ответственности, занять более высокую должность? готовы ли я организовать работу с нуля или кардинальным образом изменить существующий порядок, если потребуется?

o        что комфортнее для вас  - быть ведущим или ведомым? работать в команде или индивидуально? есть ли у вас опыт управления людьми? а в новом коллективе?

o        насколько легко вы обычно встраиваетесь в новый коллектив, насколько быстро привыкаете к новой обстановке? готовы ли к возможным конфликтам, пассивному или активному сопротивлению? умеете ли строить команду единомышленников?

o        есть ли какие-то принципиальные пожелания к местоположению офиса (время на дорогу, парковка и т.п.)? есть ли принципиальные пожелания в отношении соц. пакета?

o        есть ли пожелания в отношении распорядка и графика работы? насколько вы готовы к командировкам? насколько возможны и приемлемы «переработки»? насколько приемлема работа в ситуации стресса, давления, резких изменений, требующих быстрого принятия решений, адаптации?

o        каков минимально возможный (минимально рассматриваемый) уровень зарплаты?

o        каковы ваши личные планы? каковы планы в отношении карьерного роста и профессионального развития? насколько они могут быть востребованы и реализованы при помощи нового банка (компании), например, организация или оплата обучения и т.п.

Ничего особенного в этих вопросах нет – Америку они не открывают, и кочуют по статьям кадровиков и психологов. Но, как ни крути, они действительно позволяют собраться с мыслями, настроиться на нужную волну, выбрать правильные ориентиры.

Кстати, бывает очень полезно поделиться своими ответами и соображениями с друзьями и близкими, особенно коллегами (впрочем, вряд ли сослуживцами!), заручиться их поддержкой - это придаст уверенности и оптимизма.

Кроме того, взгляд другого человека – это взгляд со стороны. В нем меньше эмоций, и порой окружающие могут дать очень дельные рекомендации, да и золотое правило - объясняя другим, лучше понимаешь сам – тоже пока никто не отменял. Наконец, ваши знакомые просто будут в курсе, что вы ищете работу.

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ или ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ.

Прежде, чем  приступать к активному поиску, самое время оценить свой багаж и свои реальные перспективы и возможности.

Первым делом стоит освежить резюме, включить туда карьерное движение и опыт, приобретенный в теперешнем банке (компании), переформулировать цели, по-другому расставить акценты - с учетом того, что более востребовано там, куда вы стремитесь. В качестве «справочника» для лучшей ориентировки пригодятся специализированные сайты с базами данных по интересующим вас вакансиям. Заодно и мини-анализ рынка проведете, поймете свои возможные слабые стороны. А кто предупрежден, тот вооружен – почему бы, например, не попробовать пройти какие-то тренинги в теперешнем банке (компании), или заранее записаться на, скажем, языковые курсы – любая учеба отнимает время и силы и в большинстве случаев ее проще сочетать с привычной работой и обстановкой.

Далее имеет смысл позаботиться о комплекте «сопроводительных» документов: сделать копии дипломов, сертификатов, справок, приказов (а то и вовсе трудовой книжки), собрать «портфолио» рекомендательных писем (с предыдущих мест работы, от коллег с проффорума, от ваших преподавателей по МВА и даже, если уверены в «неразглашении», от ранее уволившихся из вашего банка коллег – в общем, все, что будет иметь вес). Согласитесь, сделать это в авральном порядке вряд ли возможно.

Наконец, катнуть пробный шар – восстановить навык прохождения собеседования. Поверьте, если вы проработали в своем теперешнем банке (компании) хотя бы года три, то благополучно забыли, как это делается.

На мой взгляд, для такой «репетиции» лучше всего выбрать одно-два кадровых агентства и  пару-тройку банков (компаний), которые вас скорее всего не устраивают (например, предлагаемым уровнем компенсации или расположением офиса).

Общение с агентством убивает двух зайцев. Ваше резюме попадает в базу данных, и становится доступно потенциальным работодателям, но в достаточной мере сохраняет конфиденциальность. В процессе же самого интервью практически наверняка будет задан стандартный набор общих вопросов, к ответу на которые стоит подготовиться отдельно:   

o        причина поиска работы, краткое описание профессионального опыта, описание  достижений в профессиональной сфере;

o        краткий рассказ о себе, личностном и профессиональном формировании, образовании;

o        сильные и слабые стороны (личностные и относящиеся к работе), профессиональные и карьерные амбиции, личные устремления;

o        хобби, увлечения и интересы и достижения в этих областях;

o        может также быть протестировано знание иностранного языка в разговоре на отвлеченную тему или с помощью стандартного письменного теста.

Общение с «тестовым» банком (компанией) позволит в свою очередь отшлифовать ответы на вопросы, относящиеся к профессиональной сфере, а заодно соотнести то, как звучат формальные требования к кандидату и то, что требуется на самом деле – это позволит в дальнейшем читать объявления «между строк».

При этом собеседование не обременено излишним волнением, стремлением получить положительную оценку. Впрочем, несмотря на это, подходить к нему следует серьезно – вы привыкаете к самому процессу интервью, изучаете приемы, которыми обычно пользуются работодатели, проводите «работу над ошибками».

В результате чувствуете себя более уверенно – значит, пришло время начать полноценный активный поиск.

«АГЕНТЫ» ПОИСКА – ПЛЮСЫ И МИНУСЫ.

Приступая к поиску новой работы, мы обычно выбираем между двумя основными способами (каналами) выбора потенциального работодателя и сообщения ему о себе:

o        по «блату» (знакомству, рекомендации): через знакомых или родственников, которые могут прямо или косвенно повлиять на решение в вашу пользу;

o        или по резюме («с улицы»): рассылая резюме в кадровые агентства, размещая в разделе вакансий специализированных сайтов, или направляя непосредственно в заинтересовавший банк (компанию).

У каждого сценария есть, безусловно, свои плюсы и минусы, а на выбор того или иного влияет множество факторов, начиная от прошлого опыта трудоустройства, неких личных мотивов и заканчивая особенностями работодателя и поставленной вами целью.

Почти волшебное слово - блат…

Допустим, вы предпочли ориентироваться в поиске работы прежде всего на родных или знакомых, которые могут обеспечить вам серьезную протекцию.

Очевидный плюс такого варианта в том, что вы избавлены от необходимости убеждать будущего работодателя в том, что выбрать надо именно вас, и чем более влиятельно лицо, представляющее вашу кандидатуру, тем более формальным будет предварительное общение.

Впрочем, это не гарантирует отсутствия трудностей в будущей ежедневной вашей работе. А возможно даже какие-то и спровоцирует, особенно если ради вашего назначения кого-то из старых работников, кто «целился» на эту должность и рассматривал ее как ближайшую ступеньку в карьерной лестнице, что называется,  «задвинули». Или, того хуже, уволили. А если ради вас создали штатную единицу, то почти наверняка найдутся те, кто посчитает это несправедливым и начнет считать деньги в чужом кармане.

Будьте также готовы к тому, что ваши профессиональные навыки и умения будут рассматриваться гораздо тщательнее и оцениваться гораздо строже, особенно если вас привел не ваш будущий непосредственный начальник, а лицо из высшего руководства или собственник– «небожители» обладают верховной властью, но мало влияют на оперативные вопросы.

Пожалуй,  «блатной» вариант хорош в двух случаях. Когда опыта работы у вас нет совсем, или когда ваш опыт формально не приемлем для данной организации (например, многие госструктуры и корпорации с подозрением относятся к служащим мелких коммерческих банков). В такой ситуации протекция просто помогает стартовать не совсем с нуля. Ну или тогда, когда из предыдущего банка (компании) вы уволились со скандалом (не важно, кто в нем больше виноват) и подозреваете, что пока буря не уляжется, надо «залечь на дно». Бывает и так.

Знакомство. Это  бизнес и ничего личного?

Более мягкий вариант использования «знакомства» - активное содействие со стороны сотрудников банка или компании, куда вы стремитесь.

В этом случае вам все-таки придется пройти через собеседование, представить свое резюме и сопроводительные документы, и в отличие от предыдущего случая это не будет чистой формальностью.  Но в то же время  рассматриваться и оцениваться будет с учетом мнения человека, имеющего достаточный авторитет и, соответственно, влияние на принимаемое решение.

В определенном смысле такой человек конечно берет на себя за вас ответственность (прямую, если рекомендует вас в свое подразделение или свой проект, или скорее моральную, если способствует назначению в смежное подразделение). И в этой ситуации вы скорее всего, в особенности первое время, будете чувствовать себя обязанным, и ваш «испытательный срок» может растянуться. Если же вдруг, паче чаяния, окажется, что новая работа вас не устраивает, это может усложнить процесс расставания. Не даром, кстати, многие люди уверены, что дружба-дружбой, а работать надо врозь: лучше обрести новые знакомства в новом коллективе, чем потерять прежние из-за рабочих конфликтов.

И все-таки наличие знакомых в «целевом» банке (компании) - это скорее плюс. В тех случаях, когда банк (компания) склонны рассматривать кандидатов «с улицы» в последнюю очередь, это, как минимум, способ доставить ваше резюме по назначению. Также в неформальном общении могут всплыть важные сведения,  речь о которых вряд ли зайдет на собеседовании, например, о неких особенностях внутреннего распорядка и неписаных правилах. Знакомство скорее всего ускорит и упростит процесс адаптации и вливания в новый коллектив, ведь задавать «глупые» вопросы в большинстве случаев все-таки проще знакомому человеку, чем незнакомому. Впрочем как вам, так и в отношении вас…

***

Но, предположим, что вы решили искать новую работу, минуя знакомых. Или те варианты, которые они вам предлагают, вас по какой-то причине не устраивают. В этом случае у вас есть несколько способов дать о себе знать потенциальному работодателю.

Рай для лентяев.

Самый простой (пассивный) вариант – разместить свое резюме на электронной доске объявлений кадрового портала, например, www.headhunter.ru. И плюс, и минус этого способа в доступности информации – с одной стороны, ваше объявление может быть прочитано значительным количеством «страждущих», с другой, среди них вполне может оказаться кадровик или «безопасник» вашего теперешнего банка (компании). Стоит ли овчинка выделки - решать вам.

Если же говорить об эффективности, то на мой взгляд, кадровые сайты «широкого профиля» (пусть даже со множеством тематических разделов и рубрик) проигрывают специализированным, например, http://p.bankir.ru/ или узко-ориентированным  http://www.iia-ru.ru/vacancies.

Кадровое агентство – помощник или ненужный посредник?

Любой поиск – это перебор, сравнение и анализ множества вариантов. Поиск новой работы – не исключение. С другой стороны, в статьях профессиональных кадровиков и психологов он нередко сравнивается с искусством продаж, где важно заявить о своем товаре на рынке и способствовать его продвижению.

Кадровые агентства берут на себя роль связующего звена между «товаром» ваших знаний и опыта и вами как «продавцом» и работодателем - «покупателем». В распоряжении агентств постоянно обновляемые и пополняемые базы данных, и они, грубо говоря, шкурно заинтересованы в ускорении этого обновления и увеличении «товарооборота».

Как уже было сказано выше, кадровые агентства проводят предварительную работу по оценке кандидатов: выявляют и указывают соискателям на их сильные и слабые стороны, рисуют психологический портрет, помогают отшлифовать резюме и дают рекомендации по поведению на собеседовании – как общие, так и с учетом специфики того или иного работодателя, наконец, представляют кандидатов кадровикам банков (компаний)-работодателей, помогают распланировать график интервью.

Обращение в кадровое агентство это практически всегда гарантия того, что о вашем поиске не станет известно раньше времени. Кроме того, есть банки (компании), которые вообще не склонны общаться с кандидатами, не прошедшими предварительную «фильтрацию» и не имеющими формального сопроводительного письма из агентства.

В то же время  даже менеджер, курирующий, например, банковское направление, не может по-настоящему глубоко оценить кандидата с профессиональной (банковской) точки зрения. Равно как и не может понять скрытый смысл запроса работодателя и ориентируется на 99% по формальным признакам.

Строго говоря, это конечно не его работа, но именно поэтому, обратившись в агентство и начав с ним сотрудничать, не стоит пускать дело на самотек.

Во-первых, хотя, конечно, сотрудники агентств будут этому всячески сопротивляться, получив от них описания предложений работодателей, попытайтесь выяснить, что именно скрывается за обтекаемыми формулировками вроде «крупный, известный, международный банк (компания)». Не с целью обратиться в этот банк (компанию) самостоятельно - чего собственно работники агентства и опасаются - но просто чтобы не терять время на подготовку к интервью с банком (компанией), который вам изначально не подходит по каким-то личным соображениям, опыту сотрудничества; или потому, что вас туда уже ранее кто-то (в том числе и другое агентство) представлял, и вариант вас и/или работодателя не устроил.

Во-вторых, не стоит выпускать ситуацию из-под контроля, когда интервью состоялось. Многие агентства настойчиво просят сообщить им об этом замечательном факте и пытаются сразу начать «держать руку на пульсе». Что, как ни парадоксально, подчас это отражается на кандидате самым негативным образом.

Например, в процессе собеседования состоялся разговор на профессиональные темы, и выяснилось, что кандидата можно пригласить на смежную позицию. При этом банк (компания) задумался о «внутреннем найме» на ранее открытую вакансию. Сам кандидат также заинтересовался новой возможностью, но следующее интервью откладывается, так как руководитель смежного подразделения в отпуске. Кроме того, неожиданное изменение курса требует формального согласования внутри банка (компании). Стороны взяли тайм-аут. В этом случае назойливая активность агентства, хотя бы даже на чисто психологическом уровне, играет против кандидата.

Чтобы избежать подобных казусов, не стоит слепо доверять «наработанным алгоритмам и методикам», которыми напичканы головы «менеджеров по подбору персонала» - им можно и нужно следовать до определенной черты, а дальше никто не оценит конкретную частную ситуацию лучше вас. В конце концов, вы у себя самый ценный «товар». И единственный.

В этой связи, кстати, стоит упомянуть и о советах агентов в отношении резюме. Исходя из формально заявленных работодателем требований (порой, кстати, действительно очень кратко-обще-невнятных и, что особенно бывает забавно, отличающихся от вывешенных на собственном сайте банка или компании), они бесконечно предлагают перекраивать резюме, подробно расписывая то одно, то другое, чтобы, дескать, «приманка» лучше сработала. В чем-то они, конечно, правы, и акценты, безусловно, надо расставить, но руководствоваться нужно прежде всего своей целью и согласовывать с тем, как она сформулирована на бумаге. А уж расписывать детали лучше непосредственно по запросу от работодателя - в сопроводительном письме или пояснительной записке, а не перегружать основной файл.

В-третьих, не надо тешить себя иллюзией, что агент будет помнить о вас постоянно – они действительно работают с огромными потоками информации, и просто не способны отработать все «зависшие» кандидатуры (а некоторые, увы, еще и грешат излишним снобизмом). Поэтому время от времени стоит напоминать о себе.

Как и в случае с сайтами, наилучший вариант – это кадровое агентство, в котором банковским (к примеру) направлением занимается бывший сотрудник банка, еще лучше, если такой сотрудник агентство создает. Возможно, подобное агентство и нарушает формальные профессионально-HRовские «законы жанра», но его неоспоримое преимущество в том, что оно говорит с банкиром-соискателем и банкиром-работодателем на одном языке, учитывает  менталитет и специфику.

Прямой контакт.

И все-таки любое агентство, пусть даже самое профессиональное - это посредник. Посредник, действия которого все-таки надо контролировать, а подчас и управлять ими. Так может быть проще приложить еще немного усилий, затратить немного больше времени и действовать самостоятельно?

Сегодня практически все банки имеют сайты, на которых уж точно найдется контактный е-мейл. Подавляющее большинство банков, впрочем, не гнушается и специальным разделом со списком открытых на данный момент вакансий, а то и вовсе создает специальную форму для ввода данных о себе и стандартного представления резюме, формируя таким образом базу данных в том числе и на будущее.

Сама по себе рассылка резюме занимает минимум времени и сил – стандартное обращение и текст во вложенном файле. Львиная доля усилий приходится на этап формирования условий и параметров поиска, собственно процесс перемещения по сайтам, оценки предъявляемых к кандидатам требований, и составление списка для рассылки, а также, что немаловажно, сбор дополнительной информации о попавших в этот список банках (компаниях).

Естественно, часть писем в результате уходит в пустоту, часть отправляется в долгий ящик (многим, думаю, знакомо: вы уже год работаете на новом месте, и вдруг - «звонок из прошлого»).

Но на остальные приходят отклики. И вы сами становитесь менеджером своего расписания собеседований, и сами контролируете результат.

Безусловно, самостоятельность имеет и оборотную сторону:

o        вы можете попасться на объявление-обманку: собеседование «для галочки», когда уже выбран или назначен по знакомству основной претендент;

o        на вас тоже могут «тренироваться», шлифуя формулировки требований и оценивая уровень компенсации, которую стоит предлагать;

o        вы можете столкнуться с попыткой шантажа или сознательного унижения, чем иногда пользуются работодатели, которые стремятся сегодня получить «на копейку канарейку», не особо заботясь о будущем;

o        вам могут дать заведомо невыполнимые обещания или заведомо неполную информацию, особенно если работодатель ведет свой поиск в авральном порядке;

o        наконец, массовая рассылка «с улицы» в наименьшей степени гарантирует конфиденциальность (например, причинами вашего ухода поинтересуются не у вас при встрече, а у доброго знакомца – кадровика/безопасника/зампреда вашего банка).

И все же свобода действий и продуманный самостоятельный выбор, на мой взгляд, приводят к наиболее качественному результату, а приобретенный в процессе опыт прямого общения, база «контактов» и навык ведения переговоров могут быть с успехом применены в дальнейшей работе.

В ОДНОМ ШАГЕ ОТ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ.

Итак, наконец определились несколько наиболее подходящих вариантов, проведены первичные собеседования и возможно даже получены формальные предложения о работе. На этом этапе имеет смысл вернуться к экспресс-анализу банков (компаний) и сравнению предложений и условий. Не стоит принимать спонтанных и излишне поспешных решений – лучше прислушаться и к голосу разума, и к интуиции.

И постараться не попасться в ловушку встречного предложения нынешнего работодателя: каким бы заманчивым оно ни казалось, это почти всегда способ выиграть время за ваш счет. Как говорится, уходя – уходи!

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.

Скорее всего большинство из нас за время работы так или иначе столкнулось с не только с задачкой найтись, но и с необходимостью найти. Обычно это поиск сотрудника на освободившуюся (или вновь созданную) вакансию в своем или смежном подразделении или на замену себе (по доброй воле или под давлением руководства). 

Все способы поиска, рассмотренные выше, подойдут и в этом случае. С той только разницей, что вы оказываетесь по другую сторону. Поэтому не зацикливайтесь на том, что  «подбор персонала не является вашей основной работой», и «у вас нет на это времени» – наоборот, используйте возможность поучиться на чужих ошибках, испытать приемы и тактику, которые в будущем применят и к вам.

ВМЕСТО  PS.

Поиск работы – это тоже работа. И к ней стоит подойти серьезно и ответственно.

Постарайтесь обобщить свой профессиональный опыт и оценить карьерный рост - подумайте,  чему стоит научиться, каким дипломом или сертификатом обзавестись.

Оттачивайте умение собирать и анализировать информацию, планировать свое время. Учитесь вести переговоры и нацеливать партнера на нужный результат. Восстановите старые контакты и знакомства. Заведите «дневник» поиска работы и новые контакты.

Поработайте над ошибками прежних увольнений и поисков работы. Используйте сразу несколько способов поиска, ведь каждый имеет свои преимущества и эффективен по-своему - это увеличит ваши шансы на успех.

Четко определите свою цель, наметьте курс. Принимайте продуманные решения и последовательно их осуществляйте. Поставьте планку немного выше – и прыгайте! Будьте готовы к переменам, не отказывайтесь от новых возможностей, не бойтесь нестандартных ходов и решений.

Взгляните на поиск работы не как на досадную необходимость, но как на увлекательный творческий процесс! И  удачи!