Доля иностранного капитала в банковском секторе Украины стремительно увеличивается - если по итогам 2004 года она составляла 9,6%, то к началу 2007-го выросла до 27,6%. Представители инвестиционных компаний прогнозируют, что уже по итогам этого года иностранцам будет принадлежать почти половина уставного капитала банковской системы.

СПРОС РАСТЕТ

Бум слияний и поглощений в банковском секторе Украины начался в конце 2005 года с покупки второго по величине банка «Аваль» австрийским холдингом Raiffeisen International. Вслед за «Авалем» продались иностранцам УкрСибБанк, Укрсоцбанк, Индэкс-Банк, банк «Мрия» и еще почти два десятка финучреждений. Raiffeisen International до приобретения «Аваля» был представлен на Украине дочерним банком Райффайзенбанк Украина. Австрийцы поначалу объявили, что будут объединять два банка. Однако впоследствии отказались от этой затеи и продали меньшую из «дочек» венгерской группе ОТР.

 Разные фасады, разное содержание

Два банка, подписавшие договоры о продаже в начале 2006 года, еще не завершили сделку. Укрсоцбанку сначала мешали продаться конфликты мажоритарного акционера, группы «Интерпайп», контролируемой Виктором Пинчуком, зятем бывшего президента Украины Леонида Кучмы, с миноритарными акционерами (представленными компаниями, аффилированными с крупнейшим на Украине ПриватБанком). Этот конфликт улажен, и Национальный банк Украины уже дал разрешение итальянскому Banca Intesa на вхождение в капитал Укрсоцбанка. Однако сделка состоится еще нескоро: в связи с присоединением банка Sanpaolo и реорганизацией Banca Intesa придется подписывать новый договор по покупке Укрсоцбанка.

Продажа банка НРБ (уже принадлежит российской Национальной резервной корпорации) российскому Сбербанку, по официальной версии, застопорилась из-за некачественно подготовленной документации. Хотя поговаривают и о другой причине Нацбанк Украины не приветствует приход в страну иностранных госбанков, прежде всего Сбербанка как потенциального конкурента его украинскому аналогу Ощадбанку.

Анализ осуществленных сделок по поглощению украинских банков позволяет выявить несколько тенденций. Во-первых, большинство иностранцев предпочитают покупать банки целиком, становясь владельцами свыше 90% акций, хотя немало украинских собственников заинтересовано в частичной продаже. Но пока договориться с инвестором о совместном ведении бизнеса удалось лишь владельцам УкрСибБанка, продавшим французской группе BNP Paribas контрольный пакет акций (51%) банка.

Во-вторых, украинские банки дорожают. Если при первых продажах коэффициент «цена/капитал» составлял 1,5-4, то в последнее время крупные банки оцениваются в пять и более капиталов. Так, в конце марта кипрский Marfin Popular Bank купил 99,2% акций Морского транспортного банка за $137,4 млн. с мультипликатором 5,2.

Мультипликаторы при продаже банков на Украине сейчас одни из самых высоких в Восточной Европе. Это логично, если учесть, что далеко не все заинтересованные игроки смогли осуществить покупки. До сих пор в процессе поисков пребывает французский банк Societe Generale, немецкий Commerzbank, греческий National Bank of Greece. В настоящее время ведут переговоры о продаже Кредитпромбанк, Укргазбанк, банк «Форум». Бывший председатель НБУ и бывший владелец ТАС-Коммерцбанка (банк продан этой зимой шведскому Swedbank) Сергей Тигипко (он пока сохранил за собой должность председателя правления ТАСКоммерцбанка) говорит, что украинских собственников из банковского бизнеса выдавливают две вещи. Вопервых, становится тяжело конкурировать: необходим все более профессиональный подход, понимание того, что будет происходить в банковской системе. Во-вторых, все сложнее своими силами капитализировать растущие активы.

Интерес иностранцев к украинскому рынку понятен. Относящаяся к европейской цивилизации Украина долгое время имела слаборазвитый финансовый сектор. При этом Украина - одна из наиболее населенных стран Европы (47 млн. жителей), что повышает эффективность работы розничных банков, которых до 2000 года в стране, по сути, не было (за исключением государственного Ощадбанка). Наиболее востребованы иностранцами две группы учреждений - крупные сетевые банки, располагающие значительными долями рынка, и небольшие, неразвитые учреждения, являющиеся, по сути, банковскими лицензиями.

Создание банков на продажу даже стало выгодным бизнесом. Так, в прошлом году получили лицензии и были проданы банки «Престиж» и АИС-Банк. Иностранцы редко создают на Украине дочерние банки с нуля. В прошлом году Национальный банк зарегистрировал лишь две турецкие «дочки» - Finansbank и West Finance and Credit Bank.

ОРИЕНТАЦИЯ НА МАССЫ

В 2006 году объем кредитования граждан вырос в 2,3 раза. Но, несмотря на столь высокие темпы, по уровню кредитов на душу населения Украина до сих пор отстает от большинства стран Восточной Европы.

Почти все пришедшие на Украину банки провозгласили своим приоритетом розничный бизнес, причем для них особо интересен сегмент потребительского кредитования. Неспособность большинства украинцев заплатить сразу за бытовую технику или мебель позволяет потребительским кредиторам зарабатывать маржу в размере от 30%. Именно поэтому мажоритарный акционер УкрСибБанка BNP Paribas выводит на украинский рынок дочернюю компанию Cetelem, специализирующуюся на потребительском кредитовании. В этом году активно развивать потребительское кредитование собираются Райффайзен Банк Аваль, банк «Русский Стандарт» и Агробанк (группа PPF). Западных банкиров также привлекают рост доходов населения, значительный спрос на кредиты и сохраняющиеся высокие кредитные ставки.

Стоит отметить, что скупка украинских банков иностранными пока не привела к снижению кредитных ставок. Новые владельцы банков пользуются ситуацией, чтобы быстрее окупить инвестиции в украинские «дочки».

Большинство пришедших на Украину иностранцев интересует не только банкинг, но и смежные сферы деятельности. Западные «дочки» быстро обрастают страховыми, лизинговыми компаниями, компаниями по управлению активами. В частности российский банк «Русский Стандарт» и чешская PPF-групп обзавелись компаниями по страхованию жизни. Группа Raiffeisen International учредила лизинговую компанию. ОТР Банк планирует в этом году купить страховую компанию, а также создать структуру по управлению активами и лизинговую.

Большинство пришедших на Украину иностранцев интересует не только банкинг, но и смежные сферы деятельности. Западные «дочки» быстро обрастают страховыми, лизинговыми компаниями, компаниями по управлению активами. В частности российский банк «Русский Стандарт» и чешская PPF-групп обзавелись компаниями по страхованию жизни. Группа Raiffeisen International учредила лизинговую компанию. ОТР Банк планирует в этом году купить страховую компанию, а также создать структуру по управлению активами и лизинговую.

В ПОГОНЕ ЗА ИМИДЖЕМ

Ужесточение конкуренции заставило банки искать неценовые способы за воевания клиентов. Одним из главных инструментов конкурентной борьбы стал ребрендинг. Украинские банки в массовом порядке приступили к смене вывесок. За последний год имидж сменили такие банки, как «Ажио», «Надра», УкрСибБанк, «Аваль», Райффайзенбанк Украина, «Пекао», Индэкс-Банк, ВАБанк, «Престиж», Украинский кредитноторговый банк, ТАС-Коммерцбанк и «Мрия» - всех, пожалуй, и не перечислишь. Тенденция обусловлена двумя факторами. Многие банки обзавелись новыми инвесторами и теперь, переименовываясь, подчеркивают свою принадлежность к международным финансовым группам. Кроме того, ценовые методы борьбы за клиента исчерпали себя. Чтобы преуспеть в ритейле, куда сегодня устремилось большинство финансовых учреждений, мало предлагать стандартный набор услуг. Банк должен нравиться людям и быть узнаваемым таково кредо современных украинских банкиров. Сейчас розничные банковские услуги настолько стандартны и безлики, что граждане нередко осуществляют выбор в пользу того или иного учреждения случайно, ориентируясь подчас только на название.

АКЦЕНТ

На Украине на рынке обслуживания физлиц нет монополиста и банковского бренда, который бы прочно засел в головах клиентов

 Банковская система Украины меняется быстрее, чем виды Киева

На Украине на рынке обслуживания физлиц нет монополиста и, соответственно, банковского бренда, который бы прочно засел в головах потенциальных клиентов. При выборе банка украинцы пока ориентируются на собственные оценки и рекомендации знакомых. Тем не менее вопросами имиджа банки озаботились не зря. Согласно маркетинговым исследованиям компании GfK Ukraine, у 16% респондентов лояльность по отношению к банку связана с приемлемыми процентными ставками, тогда как 12% клиентов ценят честное отношение банка к клиенту, по 10% - надежность и динамичность развития, а 9% - приветливость персонала. Это говорит о том, что для 41% украинцев ценны имиджевые характеристики банка. То есть то, что в большей степени формирует банковский бренд.

Обозреватели уже давненько предрекают ужесточение конкуренции на рынке банковских услуг, а также связанное с этим сокращение количества банковских учреждений. Первое отчасти произошло, второе - пока нет. Уже несколько лет в стадии ликвидации находится два десятка банков, а ежегодно несколько некрупных банков оказываются неплатежеспособными. Но при этом каждый год на рынок приходит около дюжины банков. На 1 марта 2007 года в стране зарегистрировано 193 коммерческих банка, из которых 173 имеют лицензию на осуществление активных операций. Украинский рынок финансовых услуг растет ежегодно, по самым скромным оценкам, на 50%, а номинальные доходы населения - не менее чем на 25%.

Учитывая большие средства на руках у населения, что видно по высокому спросу на так называемые инвестиционные товары - земельные участки, автомобили, квартиры, банковский бизнес на Украине будет показывать в ближайшие годы высокую доходность. И пока рынок не насытился, интерес к нему со стороны институциональных инвесторов будет высоким. После вступления в ВТО в конце 2007 года конкуренция станет очень острой, и вполне возможно, что новой волны прихода иностранного капитала попросту не будет. Все, кто захотят, к тому времени уже будут работать на Украине.