Рынок лизинговых услуг на протяжении последних 8 лет можно охарактеризовать как сильно растущий рынок с существенно положительной динамикой развития. По оценке Группы по развитию лизинга МФК (Международной Финансовой Корпорации), объем российского рынка лизинговых услуг в 2001г. достиг 1,7 миллиарда долларов США. На 2002 г. этот показатель был запланирован в размере 2,3 миллиарда долларов США. В 2004 г. стоимость заключенных сделок составила 4,108 миллиарда долларов США.

Существенное место на рынке заняли крупнейшие государственные и окологосударственные лизинговые компании (ОАО "Ильюшин-Финанс", ЗАО Финансовая Лизинговая Компания", ООО "РГ-Лизинг", ЗАО "ВТБ-Лизинг"). При этом они не оказывают никакого существенного влияния на реальный рынок лизинговых услуг, ибо рынок складывается не из передачи в лизинг специально определенной компанией дорогостоящей авиатехники, осуществленной при поддержке государства, а из текущей деятельности огромного количества заурядных лизинговых компаний.

Если в 1998-2000 гг. рост рынка лизинговых услуг явился следствием быстрых темпов развития российской экономики, то с середины 2001 г. и по настоящее время этот рост обусловлен повышением внутреннего спроса на лизинговые услуги, вызванного общим ростом российской экономики  и высокой инвестиционной активностью предприятий и организаций.

Повышение инвестиционной активности обусловлено ростом потребности в обновлении основных средств, притоком иностранных инвестиций, укреплением валютного курса российского рубля, снижением курса доллара по отношению к рублю и евро, сдерживанием инфляции и понижением уровня учетной ставки.

Как показывает статистика, в течение 2004 и 2005 годов рынок лизинга в России развивается очень быстрыми темпами. Прирост объема средств, профинансированных по договорам лизинга ТОП-100 лизинговых компаний, составил 51% по отношению к прошлому году, а средний темп прироста объема профинансированных средств за последние три года находится на уровне 58%.

За 2005 год рынок лизинга по показателю объема средств, профинансированных ТОП-100 лизинговых компаний, достиг 2,651 миллиарда долларов США, а объем лизинговых платежей к получению ТОП-100 лизинговых компаний превысил 2,18 миллиарда долларов США, что на 66% больше, чем в 2004 году.

Рост рынка подтверждается также многократным ростом основных показателей экономической деятельности большинства лизинговых компаний на протяжении последних 5 лет.

Доля лизинга в общем объеме ВВП России (исходя из прогнозных данных Министерства экономического развития и торговли РФ) оценивается как 0,7%, а от общего объема инвестиций в основные средства - 4,2%. Эти показатели далеки от показателей стран ОСЭР, где доля лизинга составляет от 15 до 30% от объема капиталовложений или порядка 2-5% от ВВП и более близки к показателям развивающихся стран 3-15% от капиталовложений или около 2% от ВВП, но  не достигают указанных показателей.

Уровень концентрации на рынке лизинга в России довольно высок:
- на ТОП-10 лизинговых компаний приходится более 50% рынка;
- на ТОП-20 лизинговых компаний приходится более 70% рынка;
- ТОП-100 лизинговых компаний владеют более 90% рынка лизинговых услуг.

Средний объем годового финансирования компаниями, входящими в ТОП-10 лизинговых компаний, составляет около 110 миллионов долларов, а максимальный объем инвестиций был осуществлен государственной компанией Росагролизинг - 245 миллионов долларов США, следом за ними – также государственными компаниями – ЗАО «Финансовая лизинговая компания» и  ОАО «Ильюшин-Финанс» - в первую очередь, в области новой отечественной авиатехники.

Распределение лизинговых сделок по регионам России в целом соответствует региональной структуре инвестиций в основной капитал, а также деловой активности в регионах и является довольно равномерным, с преобладанием гг. Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей.

Отраслевая структура вложений большинства лизинговых компаний слабо диверсифицирована. Основные объемы инвестиций сосредоточены в следующих отраслях: телекоммуникация и связь, автомобильный транспорт, оборудование для добычи полезных ископаемых, железнодорожный транспорт, различное производственное оборудование. Существенный объем инвестиций в автомобильный транспорт объясняется высокой ликвидностью и востребованностью данного вида, а значительная доля телекоммуникационного оборудования - бурным развитием этой отрасли в последние годы, в том числе благодаря сетям мобильной связи и удельной высокой стоимости оборудования. 

В общей структуре лизинговых сделок доминируют относительно малые сделки. В течение прошлого года было заключено более 110 тысяч лизинговых сделок, средний размер которых составил примерно 25 тысяч долларов США. Всего 5% от общего числа сделок размером более 1 миллиона долларов США могут считаться крупными.

Тем не менее, большинство крупных лизинговых компаний жестко ограничивают величину минимально возможной сделки - от 50 тысяч (РГ-Лизинг) до 200 тысяч (РТК-лизинг) долларов или вообще не занимаются розничными сделками (Финансовая лизинговая компания, Ильюшин-Финанс).

В силу своей инвестиционной направленности и сроков полезного использования имущества, с которым коррелируется срок лизинговой сделки, он, как правило, является более длительным по сравнению с операциями коммерческого кредитования и составляет в среднем от 2 до 5 лет (66% сделок), менее 20% сделок заключаются на срок до 2 лет и только 14% -  свыше 5 лет.

Рассматривая основные источники финансирования лизинговой деятельности, можно отметить, что более чем для половины заключенных сделок были привлечены банковские кредиты. Ряд компаний, в качестве инструмента привлечения финансирования, использует увеличение собственного капитала, в том числе путем дополнительной эмиссии акций.

Часть компаний, особенно созданных для стимулирования сбыта товаропроизводителей, используют в качестве источника финансирования коммерческое кредитование продавца.

При рассмотрении источников привлечения денежных средств нельзя не отметить и используемые на практике формы обеспечения лизинговых сделок.

Для снижения рисков непоступления лизинговых платежей основным видом является аванс лизингополучателя, составляющий обычно 20-30% от стоимости приобретаемого имущества, часто используется гарантия обратного выкупа поставщиком оборудования, поручительства и залоги юридических и физических лиц. Более 90% лизинговых сделок совершаются с обязательным страхованием имущества-предмета лизинга. Страхование коммерческих рисков практически не получило распространения - не более 2% от общего числа сделок - в первую очередь в силу неготовности страховых компаний предоставить экономически приемлемые тарифы на данный вид услуг.

Так как темпы роста активов лизинговых компаний в большей части случаев превышают темпы роста их капитализации (что обусловлено низкой доходностью лизинговых сделок), то наблюдается снижение финансовой устойчивости лизинговых компаний в силу недостаточности собственного капитала и уменьшение их привлекательности со стороны инвесторов, а также снижение ликвидности и устойчивости лизинговых компаний в долгосрочной перспективе.

Кроме административного введения нормативов, регулирующих деятельность компаний на рынке лизинговых услуг, вполне реальной альтернативой выступает диверсификация отраслевых рисков и существенное увеличение значимости розничных проектов в лизинговой области (снижение риска на одного заемщика). Следовательно, в ближайшей перспективе следует ожидать увеличение объемов сделок, связанных с предприятиями среднего бизнеса. Объем сделок с субъектам малого предпринимательства может возрасти незначительно - во-первых, так как их деятельность имеет существенные "теневые" потоки и, во-вторых, отсутствием возможности применения налоговых льгот, предоставляемых механизмом финансовой аренды.

Тем не менее, в случае сохранения существующей кредитно-финансовой и макроэкономической политики в России, следует ожидать продолжения роста спроса на лизинговые услуги в перспективе до 2009 г. и далее.

Это обусловлено следующими факторами:
- высокий уровень износа основных фондов;
- неэффективность финансовой системы в отношении финансирования реального сектора экономики;
- налоговые преимущества лизинга, значение которых увеличивается на фоне общего сокращения налоговых льгот.

Так, по оценкам экспертов, доля лизинга в составе инвестиций в основные средства к 2009 г. может составить до 7%, что соответствует средним показателям развивающихся стран, а объемы вырастут до 10,5 -11,5 миллиардов долларов. В эти прогнозы не включены проекты, связанные с государственной поддержкой отдельных отраслей с использованием лизинговых схем, связанные с обновлением парка гражданской авиации, железнодорожного транспорта, авиастроения, которые оцениваются свыше 2 миллиардов долларов ежегодно.

Таким образом, по оптимистической оценке, рынок лизинговых услуг к 2009 г. с учетом государственной поддержки, может составить 13-15 миллиардов долларов США или 8-10% от общего объема прямых инвестиций.

Исходя из приведенного выше обзора существующего рынка, его структуры, специфических особенностей лизинговой деятельности и прогнозов развития рынка, можно установить основные маркетинговые планы для любой лизинговой компании, которые позволят ей динамично развиваться на растущем рынке лизинговых услуг в течение продолжительного времени:

- обслуживание предприятий среднего бизнеса;
- работа с региональными клиентами в регионах, подверженных максимальному инвестиционному росту (к таким, в частности, относиться Московская и Ленинградская область, Центральный и Северо-Заадный федеральные округа);
- четкое отраслевое позиционирование (распределение отраслевых приоритетов должно примерно соответствовать текущему спектру лизинговых сделок по России);
- отсутствие ограничений по минимальным объемам финансирования (в разумных пределах);
- управление собственным капиталом компании и ее ликвидностью;
- диверсификация рисков по отраслевому и структурному признакам.

Конкурентными преимуществами при этом могут стать:

- гибкий и индивидуальный подход к клиентам;
- минимальные требования по предоставлению дополнительных видов обеспечения, особенно связанного с существенными затратами для клиента - рекомендуется ограничиться авансовым платежом, имущественным страхованием и предоставлением гарантий и поручительств, при возможности - использование инструментов обратного выкупа для низколиквидного имущества;
- оперативность в принятии решения о заключении сделки и в ее исполнении;
- оказание финансового и налогового консультирования;
- минимизация собственных и накладных затрат компании.

Рынок лизинга является растущим рынком, так как существует тенденция к росту внутреннего валового продукта, следовательно - к инвестициям в основные производственные фонды и расширение промышленного производства. При этом лизинг является наиболее экономически эффективным инструментом обновления основных производственных фондов. 

По данным государственной статистики, доля основных средств, переданных на услових лизинга, за последние 3 года увеличилась примерно вдвое.

Обзор составлен по данным открытых источников и опубликованных балансовых отчетах лизинговых компаний.

Примечание: Возможность проведения подробного анализа рынка за 2006 год обусловлена сроками публикаций годовых отчетов лизинговых компаний и обнародованием сведений государственного статистического наблюдения.

Небезынтересно отметить, что статистические правила распределения по суммама средних сделок и их основным направлениям соответствуют реальным показателям деятельности лизиновых компаний. Автор настоящего обзора, возглавляя безусловно среднюю рыночноорриентированную компанию, был поражен совпадением среднестатистических данных с усредненными показателями деятельности его компании www.intellectlease.boom.ru.