Деятельность банков индивидуального обслуживания совпадает с общебанковской, однако частично выходит за ее пределы, находясь в исключительной компетенции специалистов, проводящих операции с крупным и личным и семейным капиталом. В зарубежной литературе, в частности у Д.Мода и   Ф. Молино в «Элитном обслуживании частного капитала» приводятся примеры не совсем обычных услуг, оказываемых владельцам крупного капитала - помощь при инвестировании в произведения искусства.[1]

Лидером на этом рынке считается Citibank Private Bank – в штат его сотрудников входят многочисленные аналитики и эксперты, работающие по преимуществу в Лондоне и Нью-Йорке и предлагающие услуги жителям многих стран.  Консультативные отделы Citibank Private Bank обслуживают самые разные связанные с искусством потребности клиентуры. Их деятельность строится в трех основных направлениях: консультации, кредит и управление коллекциями.

Консультации. Отдел искусства Citibank выполняет специфические пожелания клиентов, оказывая им помощь:

-         в приобретении произведений искусства,
-         в оценке качества и стоимости,
-         специалисты отдела представляют интересы клиента на аукционах и частных распродажах,
-         они организуют упаковку, реставрацию, перевозку и оформление купленных произведений,
-         сотрудники банка предлагают наиболее приемлемые для клиента условия страхования.

Кредит. Citibank Private Bank, первым начавший кредитование под залог коллекций, по праву считает себя лидером в этой области. Суть кредитования сводится к следующему: коллекция клиента рассматривается как актив, под залог которого его владелец может получить фонды для других видов инвестирования. Кредиты выдаются под залог только тех произведений искусства, стоимость которых бесспорно высока, а достоинство общепринято. 

Управление коллекциями. Citibank Private Bank разрабатывает стратегии управления имуществом и трастами, включающими значительное количество произведений искусства.

Вышеописанная схема представляет собой форму предоставления услуг LSM, когда служба интегрирована в организационную структуру банка, т.е. банк имеет в своем штате непосредственных специалистов по небанковским услугам. В зарубежной практике есть еще одна схема, по пути которого, как будет показано, пошли наши российские банки, предлагающие LSM в private banking. В той же книге Д. Мода и Ф. Молино: «Пытаясь удовлетворить разнообразные запросы клиентов, банки индивидуального обслуживания  предлагают консультативную помощь в любых нетрадиционных областях. Личные менеджеры рекомендуют владельцам капитала квалифицированных экспертов – консультантов, которые, в свою очередь, руководят непосредственно процессом инвестирования. Клиент, например, хочет инвестировать в дорогостоящие вина – в этом случае банк направляет инвестора на консультацию к аукционистам или торговцам, хорошо изучившим данную область».

Теперь посмотрим, как в ведущие российские банки позиционируются на рынке LSM:

Банк Москвы. LSM реализуется при открытии клубной карты «Премиум». Клиент банка при этом получает особые условия обслуживания в риэлторских, автодилерских, страховых, консалтинговых, туристических компаниях, в фитнес-клубах, ювелирных салонах и винных бутиках.   Программа индивидуального обслуживания «Премиум» разработана с учетом самых взыскательных клиентов и включает в себя полный спектр банковских услуг в обстановке конфиденциальности и комфорта. Суть клубной карты в том, что клиент получает скидки у ведущих поставщиков услуг классы luxury.

Банк «Зенит»  позиционирует небанковские операции клиентов следующими услугами:

- Консалтинг
- Финансовое и налоговое планирование, бюджетирование
- Финансовый инжиниринг (разработка и структурирование финансовых схем и программ):

- консалтинговые услуги по финансовым и правовым вопросам, вопросам налогообложения, помощь в подготовке документов, необходимых для осуществления декларирования доходов;
- бухгалтерское обслуживание и налоговое планирование финансовых операций клиента и его семьи, консультационная поддержка по вопросам взаимоотношений с налоговыми органами;
- бюджетирование финансовых операций клиента;
- организация различных видов страхования;
- организация купли-продажи и аренды транспортных средств, а также объектов недвижимости.

Следовательно, понятие небанковских услуг в зарубежной практике и в Банке «Зенит» несколько различаются, что не мешает последнему на сайте Дирекции в разделе LSM предлагать следующие варианты чисто LSMовского инвестирования: часы, сигары, коллекционные автомобили, яхты, замки, гольф, оружие. При чем дается только описание объектов без детализации на собственно оказываемые банком и аутсорсируемые.

Банк Уралсиб 121 называет LSM альтернативными инвестициями.Альтернативные объекты инвестирования считают в банке прекрасным дополнением к классическим финансовым активам. Альтернативные инвестиции могут осуществляться  как в виде  традиционных вложений в недвижимость,  драгоценные металлы,  произведения искусства, винные  и другие коллекции, так  и в виде современной модификации нейтральных к фондовому рынку  вложений  в хеджевые фонды и фонды недвижимости.

Каждому из альтернативных объектов инвестирования  присуща своя  уникальная характеристика "риска – доходности", сроки также могут существенно различаться. Ключевое отличие альтернативных инвестиций  от  вложений в фондовый рынок заключается в природе риска - в некоррелируемости  альтернативных вложений к процессам постоянного колебания фондового рынка. 

В результате использования одного или чаще всего нескольких вариантов альтернативных инвестиций складывается весьма привлекательный комплексно диверсифицированный портфель,  в котором  заложен существенный   потенциал роста уровня доходности. Алгоритм инвестирования в рамках LSM в Уралсибе рассмотрим в рамках программы создания винных коллекций:

-   неограниченный выбор известных марок вина, в том числе редких сортов, торгующихся только на специализированных аукционах;
-   оптимальный подбор коллекции в соответствии с Вашими вкусами и инвестиционными предпочтениями;
- оценка рынка вин на основе мнения признанных специалистов в данной области (Wine Advocate (R. Parker), Wine Spectator, Gambero Rosso, International Wine Cellar, Wine Enthusiast, Decanter); 
- экспертные рекомендации российских и западных профессиональных консультантов.

Вывод. Несмотря на существование точки зрения у некоторых специалистов российского private banking, что в «одном окошке» нерационально предлагать все мыслимые и немыслимые услуги, относящиеся к стилю жизни состоятельного человека – каждый профессионал должен заниматься своим делом. Исполнить какое-либо необычное желание клиента (например, достать билеты на закрытую театральную премьеру) – все же гораздо проще, чем предложить финансовый продукт, который будет самостоятельно побеждать конкурентов. Одним словом, private banking все-таки не должен концентрироваться на всевозможных сопутствующих услугах. Они являются всего лишь приятным дополнением к основному финансовому блюду.

Такая точка зрения не исключает возможности применения этой услуги как дополнительного сервиса. И учитывая, что private banking как вид розничного бизнеса банков, отличается от обычного vip обслуживания именно этой дополнительной спецификой, создающей особые статусность и атмосферу услуги, LSM можно считать неотъемлемым атрибутом PB.   


[1] Д. Мод, Ф. Молино «Private banking: элитное обслуживание частного капитала»