Бухгалтеры рискуют сгореть на работе гораздо больше, чем люди других профессий. Причины - множество текущих дел, которые надо делать постоянно и заканчивать к определенному сроку. Балансы, декларации, ответственность за уплату (неуплату или недоплату) налогов... Не исключено, что в один прекрасный момент вы вдруг почувствуете, что выработались (говоря профессиональным языком, демотивировались). Когда следует насторожиться и что предпринять?

Что должно служить для вас сигналом начинающегося выгорания или профессионального износа

Первым сигналом может служить то, что вы стали равнодушно относиться к рабочим проблемам. Раньше вы горели - бросались в бой и были готовы решить любые задачи, смело брались за самые сложные проблемы. А сейчас - холодность... Вас не зажигают новые планы, не волнует приближение сроков для подготовки и сдачи отчетности, не вызывают интереса даже такие простые, близкие и волнующие, казалось бы, события, как перестановка мебели в офисе либо переезд бухгалтерии в другое помещение... Вы выполняете свои обязанности, но начинаете безразлично относиться ко всему, что происходит в коллективе.

Если вы заметили за собой такое, нужно насторожиться, но паниковать не стоит. Все еще не так страшно! Не следует напрягаться, нервничать и натужно пытаться ввести себя в былое состояние неимоверного душевного подъема, трудового задора и готовности разрулить любые проблемы... Это будет искусственно, а потому малоэффективно. Отнеситесь спокойно к своему состоянию, но начинайте свыкаться с мыслью, что придется вырабатывать новое отношение к работе и своей жизни вообще.

А вот если вы заметили, что не просто охладели к работе, а стали несобранными, допускаете неорганизованность, да при этом постоянно чувствуете себя разбитыми, уставшими, то пора бить тревогу и действовать. Времени на долгие психологические самонастройки уже не остается. Надо меняться уже сейчас, реконструировать свое существование.

Итак, признаки профессионального износа (демотивации)

1. Постоянная усталость

Это чувство преследует вас практически всегда. Даже если вы долго спали и даже если работали совсем немного. Иногда к этому прибавляются головные боли. А потом появляется и бессонница: хотя днем хотите спать, тем не менее ночью заснуть не можете...

2. Несобранность и неорганизованность на работе, ощущение ее бесполезности

Этого раньше за вами не наблюдалось. Вы стали рассеянными, вам трудно собраться и приступить к выполнению важного дела. Вместо того чтобы, скажем, приступить к составлению декларации, вы занимаетесь малозначащими вещами - переставляете на подоконнике горшки с цветами либо подолгу перебираете скрепки... В итоге рабочий день проходит, а вы не сделали и половины от того, что следовало. Оправдываете себя вы тем, что работы якобы становится все больше, и она при этом как-то усложняется. Кроме того, у вас возникло ощущение, что ваша работа бесполезна, в ней никто не заинтересован, всем все равно, какие будут результаты.

2. Недоверие к подчиненным и коллегам

Вы постоянно опасаетесь, что человек, которому вы дали то или иное задание либо передали часть своих дел по распоряжению руководителя (главного бухгалтера, директора), не сможет выполнить работу, все завалит. Это следствие вашего чрезмерного погружения в работу. Вам стало казаться, что от нее зависит все в вашей жизни, поэтому таким гипертрофированно важным вам кажется то или иное задание. Вы перестали адекватно реагировать на производственные процессы.

Бухгалтерия - в зоне особого риска

Профессия бухгалтера преимущественно женская. А женщины сильнее мужчин подвержены синдрому демотивации. Объяснение простое - слабый пол вынужден разрываться между двумя важными сферами жизни. Не трудно догадаться, что это за сферы. Конечно, работа и семья.

Совместить одно с другим очень сложно. Если обстоятельства складываются так, что требуется уделять много внимания работе (а у бухгалтеров это происходит достаточно часто), страдает семья. У вас появляется чувство вины перед супругом, детьми, другими родственниками. Если же поставить на первое место семью, то рано или поздно это негативно скажется на карьере. Возникнет психологическая проблема, которая, в свою очередь, все равно отразится и на семье. У вас возникнет ощущение, что вы не можете самореализоваться, вынуждены зависеть от мужа, не способны участвовать в материальном обеспечении семьи. Из-за этого появятся раздражительность и подавленность, вы станете терять интерес к жизни... Словом, получится замкнутый круг.

Надо признать, все время соблюдать гармоничное соотношение работы и семьи, эдакий баланс двух сфер жизни, вряд ли удастся. Время от времени придется отводить преимущественное значение то работе, то семье. Главное, чтобы сосредоточенность на чем-то одном не затягивалась бы надолго. Наши советы помогут избежать этого.

Пять советов, как уберечь себя от выгорания и депрессии

Совет первый: уменьшите интенсивность своего труда, возьмите отпуск или отгул

Отпуск или отгул необходимы и для того, чтобы отдохнуть, и для того, чтобы подумать, как можно снизить нагрузку и уменьшить интенсивность своей работы. Поймите, никто из людей не может работать постоянно на износ - круглыми сутками и на пределе напряженности. Например, попросите руководство, чтобы оно ввело в штатное расписание еще одну единицу бухгалтера. Объясните директору, что вам нужен помощник, так как вы не можете работать сутками. А если последует категоричный отказ, то продумайте, как перераспределить часть своих обязанностей, которые вы не в силах исполнять лично, между уже имеющимися сотрудниками. Может быть, у вас в бухгалтерии есть такой сотрудник, который не очень загружен. Поручите часть своих непосильных обязанностей ему.

И еще: помните, отпуск или отгул будет эффективен, только если вы сможете придерживаться тактики «выключения». Иначе говоря, постарайтесь на время отпуска буквально «выпасть из работы». Отдыхайте, не думайте о нерешенных проблемах, о том, что конкретно вам надо будет делать по возвращении на работу. Забудьте про все. Позволительно задумываться только об организационной стороне дела - как снизить нагрузку.

Совет второй: не переживайте по поводу потери интереса к работе, просто спокойно переждите, переключив внимание на другую сферу жизни

Если вы будете нервничать и печалиться оттого, что охладели к работе, то только усугубите проблему. Ощущение, что работа вам надоела, будет лишь нарастать, у вас появится буквально аллергия на нее. Это уже чревато самыми настоящими болезнями, например, устойчивым стрессом и, как следствие, снижением иммунитета. Ну и о каких-либо новых успехах в работе в такой ситуации говорить не приходится.

Поэтому спокойно отнеситесь к своей демотивации. Воспринимайте ее как закономерное следствие предыдущей интенсивной работы в течение длительного времени. Просто затаитесь и спокойно переживите этот период. А чтобы не пребывать в состоянии спящей амебы, уделяйте внимание нерабочей стороне жизни - детям, мужу. Затейте ремонт в квартире, займитесь каким-либо делом для души - хобби. Если вы молоды и у вас еще нет семьи, сходите на дискотеку, в театры, ночные клубы, общайтесь с друзьями, знакомьтесь с молодыми людьми, влюбляйтесь... Короче говоря, смените приоритеты. Ибо пытаться снова воспылать любовью к работе, находясь в состоянии усталости и апатии, отвращения к бухгалтерским делам, бесполезно. Дайте душе и сердцу отдых, чтобы в итоге сохранить себя для работы же.

Совет третий: подумайте, как и чем вы можете разнообразить свою работу, что откроет второе дыхание

Очень часто равнодушие и апатия возникают из-за того, что вам кажется, будто вы все уже знаете, ничего нового для вас в работе уже не может быть. Однако, смею вас заверить, такого не бывает. В любой работе время от времени можно делать открытия. Разного свойства. Например, вы неожиданно можете понять, как лучше организовать работу с подотчетниками, либо придумать такой способ учета и систематизации «первички», который облегчит и ускорит работу бухгалтерии... Словом, попытайтесь по-другому или, вернее сказать, по-новому, свежим взглядом посмотреть на привычную работу и открыть для себя нечто новое. Понаблюдайте за коллегами, особенно за новичками вашей бухгалтерии. Может быть, они как-то необычно, по-новому выполняют давно известные вам операции, и это вас заинтересует. В конце концов, сами выработайте предложения, направленные на изменение работы в бухгалтерии, и придите с ними к директору. Обсудите с ним ваши идеи, разъясните, какие выгоды для вас лично и для организации дадут предлагаемые вами нововведения. Если же такой вариант действий однозначно вам не подходит (скажем, вы знаете наверняка, что руководство будет против), попробуйте внести разнообразие в монотонные трудовые будни по-другому. Скажите, что хотите расширить свои знания. Попросите директора оплатить вам курсы по управленческому учету или по МСФО. Наконец, заявите, что хотите заняться чем-то новым или смежным, например, стать со временем финансовым директором и заниматься финансовым планированием, бюджетированием, управлением средствами. Вполне возможно, вам пойдут навстречу, и тогда у вас откроется второе дыхание. Если же вы понимаете, что ничего не может помочь, ваше отношение к работе только ухудшается, то лучше посмотрите правде в глаза и увольняйтесь.

Совет четвертый: вовсе не обязательно любить работу, рассматривайте ее только как источник дохода

Нет никакой трагедии в том, что вы разлюбили работу или не любили ее с самого начала. Наличие душевной привязанности в данном случае (в отличие от супружеской жизни) вовсе не обязательно. Ваша задача - добросовестно выполнять свои служебные обязанности, не подводить работодателя и получать за это деньги. Вот и все! Так и поступайте. Рассматривайте работу как источник дохода. И не более того. Вы получаете деньги за то, что играете определенную роль в общем механизме вашей организации.

Благодаря такому подходу вы постепенно избавитесь от мрачных мыслей, прекратите думать, что вам пора сейчас же уволиться или, что еще хуже, начать работать еще более напряженно, с большей отдачей. В конце рабочего дня, выполнив что возможно, вы встанете и спокойно уйдете домой. Там вас ждет другая полноценная сфера жизни. И поверьте, полноценная семейная (личная) жизнь, которой вы довольны, может вернуть вам, казалось бы, безвозвратно угасшие силы и производственный энтузиазм.

Совет пятый: не раздражайтесь, что вас перестали ценить, а продолжайте спокойно и ответственно выполнять свои обязанности

«Сюрприз», подстерегающий всех, кто стабильно и успешно работает: со временем ваши успехи начинают ценить все меньше, принимая их как должное. А иногда начальство вообще направляет свою благосклонность на нового сотрудника, пришедшего, к примеру, из компании-конкурента, но еще ничего не сделавшего для вашей фирмы. Возможно, вас начнут подсиживать или вести какую-либо нечестную игру. В такой ситуации у вас, разумеется, возникнет обида и раздражение. Предлагаю вам два варианта поведения, из которых вы сами должны выбрать один. Первый - если совсем невмоготу и вы в принципе знаете, что можете устроиться на новую работу, увольняйтесь. Уходите, громко хлопнув дверью и высказав все неблагодарному начальству, а также новоявленному сопернику. Это непременно надо сделать, чтобы обида не застряла у вас внутри и не мешала вам жить. Вы выплеснете обидчикам свои эмоции и с облегчением расстанетесь с разлюбившей вас фирмой. Второй вариант - все же остаться на работе, так как нового места пока не предвидится. Но тогда абстрагируйтесь от интриг и незаслуженной холодности начальства. Заставьте себя не реагировать на этот факт. Примите все как должное со словами «Бог им судья». Знаете, для чего это надо сделать? Чтобы сохранять спокойствие и способность качественно выполнять свои обязанности, несмотря ни на какие раздражающие факторы. Не вступайте в конфронтацию, избегайте выяснения отношений, игнорируйте нападки, не реагируйте на провокации. Тогда вы станете неуязвимыми для недобросовестного специалиста-конкурента и защищенными от неоправданного равнодушия директора. Поймите, новые сотрудники, за которых ходатайствуют знакомые директора или влиятельные родственники, уходят и приходят. Вполне возможно, разочарование от нового многообещающего сотрудника не заставит себя ждать и пафосное отношение к нему сменится на более адекватное его профессиональным способностям. А вы зарекомендуете себя стабильным и надежным профессионалом. И уважение снова придет к вам.

Запомните: быть карьеристом не значит умереть на работе

Действительно, великое заблуждение думать: чтобы сделать карьеру, надо изо дня в день без остатка выкладываться на работе. Это не так. Многие бизнесмены, служащие, менеджеры крупных компаний, у которых был головокружительный рост и взлет на вершины административной лестницы, совсем не умирали на работе. Надо быть карьеристом по натуре своей, а не проливать пот в надежде на то, что вас заметят, оценят и повысят. Карьеристы - не те, кто делает работу своим единственным смыслом жизни. Эти люди, напротив, строят карьеру, чтобы полноценно жить за пределами офиса. Поэтому не стоит придавать исключительное значение профессиональным обязанностям. Более того, относясь к ним «дозированно», без ненужного трепета, вы сохраните трезвый и адекватный взгляд на роль работы в жизни, сумеете не пропустить время и место, чтобы продемонстрировать свои профессиональные качества, а также не навредить личной жизни излишним производственным рвением. Помните об этом и не воспринимайте отрезвление своего отношения к работе как трагедею, делающую вашу жизнь бессмысленной...

Наконец, подумайте о своем здоровье. У заядлых трудоголиков со временем развивается недуг под названием синдром хронической усталости (СХУ). Из-за постоянного напряжения, неумения расслабляться и отдыхать у таких людей начинают происходить изменения в самой структуре иммунной системы. Лечить такую болезнь очень сложно, а риск, который она может причинить здоровью, достаточно велик. Инфекционные болезни станут постоянными спутниками, будут изматывать и ослаблять организм, провоцируя все новые заболевания.

Так что умейте говорить «Стоп!» работе и позволяйте себе отдыхать, посвящать время близким и жить не только делами, но и душой...