В ноябре 2006 года ФСФР проверила, исправно ли выполняется   требование – оно не обязательно только для банков   - назначать контролера заместителем руководителя. И обнаружила, что его игнорировали даже некоторые биржи («За что не любят контролеров» // «Финанс», № 4(190), с.58). Казалось бы, что проблемы как таковой нет, но не все так просто, как кажется.

Дело в том, что отношение к контролерам в банках, да и в других организациях, неоднозначное. Контролер, если сочтет нужным, вправе самостоятельно (без уведомления своего руководителя) отправить регулирующему органу копии   своих отчетов. Естественно, если информация была негативной, то руководитель однозначно отреагирует на такое поведение контролера. Если же контролер будет заместителем руководителя, то право на совершение определенных действий без санкции руководителя будет закреплено за контролером в силу полномочий зама.

Между тем, нежелание руководителей банков назначать себе замом контролера вызвано еще и тем, что ранее такого требования не предъявлялось. 

Что было раньше

До 2004 года    деятельность комплаенс-контролера регулировалась только Центральным банком.

Банки в соответствии с Указанием ЦБР от 7.07.1999 г. № 603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях»   имели в штате комплаенс-контролера, функцией которого являлся внутренний контроль за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитной организации (комплаенс-контроль).

Комплаенс-контролер совмещал деятельность по организации и осуществлению комплаенс-контроля с руководством службой внутреннего контроля, но не имел права подписи на финансово-расчетных документах банка.

Комплаенс-контролер назначался   на должность после предварительного согласования с Банком России. Дополнительного указания на ограничение полномочий комплаенс-контролера при согласовании его кандидатуры в Банке России не требовалось, так как он по должности не имел права подписи на финансово-расчетных документах банка.

Следует отметить, что требования к комплаенс-контролеру были менее строгие, чем к контролеру небанковской организации – профессионального участника рынка ценных бумаг.   В частности, не требовалось наличие аттестата ФСФР.

Кроме того, конкретного требования о назначении комплаенс-контролера непосредственным заместителем руководителя банка не требовалось. 

А что сейчас

С 14 февраля 2004 года, Указание № 603-У утратило силу,   было принято   Положение ЦБР от 16.12.2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Согласно п.2.2 Положения № 242-П внутренний контроль в кредитной организации за соответствием деятельности кредитной организации законодательству о финансовых рынках осуществляет контролер профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

Иными словами, в соответствии с действующим законодательством РФ, функции комплаенс-контролера осуществляет контролер профессионального участника на РЦБ.

Регулирование деятельности контролера профессионального участника на рынке ценных бумаг в настоящее время относится к компетенции Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и   определяется Положением о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утв.Постановлением ФКЦБ от 13.08.2003 г. № 03-34/пс (далее – «Положение № 03-34/пс»).

Таким образом, в настоящее время деятельность банков-профучастников регулируется двумя органами – ЦБ и ФСФР. Квалификационные требования к контролерам банков-профучастников изменились. С лета 2006 года все контролеры, включая работающих в кредитных организациях, должны удовлетворять квалификационным требованиям ФСФР. Контролеры должны получить аттестат серии 1 (по брокерской, дилерской деятельности и управлению ценными бумагами) или серии 4 (по депозитарной деятельности).

Для достижения целей внутреннего контроля   участником РЦБ (банком) может формироваться структурное подразделение под руководством контролера.

В соответствии с п.2.3 Положения о внутреннем контроле участника РЦБ Контролер должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений организации-участника РЦБ.

Основными функциями Контролера должны быть:

-  контроль за соблюдением участником РЦБ требований законодательства и   внутренних правил;

- выявление и оценка рисков участника РЦБ;

- рассмотрение фактов возможного нарушения законодательства РФ нормативных правовых актов ФКЦБ, внутренних правил, и сообщение о результатах руководителю участника РЦБ.

Если участник РЦБ занимается помимо деятельности профессионального участника РЦБ также   иными разрешенными законодательством РФ видами деятельности, то контролер вправе будет   совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с руководством иными подразделениями, функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг (п.3.2 Положения № 03-34/пс). Пункт 3.2 Положения № 03-34/пс полностью дублирует ранее действовавшую в отношении комлаенс-контролера норму пункта 7.3 Указания № 603-У.

В этом случае контролер будет не вправе подписывать от имени профессионального участника платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей участника РЦБ, их осуществлением и исполнением.

Следовательно, функции контролера не могут быть переданы иным подразделениям банка, так как контролер должен быть независим в своей деятельности и не вправе будет исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля (п.3 Положения о внутреннем контроле участника РЦБ).

Таким образом, функции контролера аналогичны функциям руководителя службы внутреннего контроля банка.

Следовательно, деятельность контролера сможет осуществлять руководитель службы внутреннего контроля.

Между тем, контролер профессионального участника РЦБ одновременно может не являться руководителем службы внутреннего контроля, а иметь отдельное структурное подразделение в банке.

В любом случае, учитывая то, что п.2.4 Положения о внутреннем контроле участника РЦБ содержит императивную норму о том, что контролер должен являться по должности заместителем руководителя организации-участника РЦБ, осуществление внутреннего контроля в отношении деятельности на рынке ценных бумаг   банка может быть возложена на руководителя службы внутреннего контроля банка, однако при этом руководитель СВК должен иметь статус заместителя руководителя банка.

Контролер назначается на   должность зама   после   предварительного согласования с Центральным банком РФ в порядке, установленным   Инструкцией ЦБР от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» для согласования кандидатур на должности заместителей руководителей кредитной организации. 

Как видим, в настоящее время статус внутренних контролеров банков-профучастников повысился –   сейчас контролеру полагается кресло заместителя руководителя банка в обязательном порядке, и это требование должно неукоснительно выполняться банками. 

Начальник экспертно-правового отдела коммерческого банка Никитина Анна Александровна