I . Нормативные акты  

1.        Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

2.        Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

3.        Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Закон №127-ФЗ).

4.        Положение ЦБ РФ от 03.10.2002г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение № 2-П).

5.        Постановление Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». 

II . Термины и определения  

Текущие платежи – денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе внешнего управления производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий – временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий на соответствующих стадиях процедуры банкротства.

Мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.  

III. Наблюдение.  

В целях обеспечения наступления предусмотренных последствий определение арбитражного суда о введении наблюдения направляется в кредитные организации, с которыми у должника заключен договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, в уполномоченные органы.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия (ст. 63 Закона № 127-ФЗ):

- все требования (гражданско-правовые сделки и обязательные платежи), срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом № 127-ФЗ порядка предъявления требований к должнику (то есть по всем обязательствам, срок уплаты по которым наступил до даты введения процедуры наблюдения, требования могут быть предъявлены только в Арбитражный суд, и безакцептное списание (инкассовые, платежные требования) такой задолженности не допускается);

- по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры наблюдения автоматически снимаются аресты приставов, наложенные на денежные средства, не подлежат исполнению решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам. Исключение составляют аресты приставов, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда. Образовавшаяся до даты введения процедуры наблюдения картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры наблюдения);

- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.

Задолженность, срок уплаты которой наступил после вынесения судом определения о введении процедуры наблюдения, считается текущей до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства. На данную задолженность могут начисляться пени и проценты, она и может быть взыскана в безакцептном порядке посредством инкассовых поручений и платежных требований до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства.

Счетом распоряжается Руководитель клиента (исполняющий его обязанности на основании определения суда), но не Арбитражный управляющий.

Согласно постановлению Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», с момента введения наблюдения в бесспорном порядке на основании инкассового поручения могут быть исполнены только текущие требования по обязательным платежам, налоговый орган, выполняя это предписание Закона о банкротстве, а также пункта 2 статьи 854 ГК РФ, обязан в инкассовом поручении (или сопроводительном письме) указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога).

Банк не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, основанные на доводах о неверном указании налоговым органом в поручении суммы задолженности или периода ее возникновения (пункт 12.9 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 N 2-П). Банк осуществляет проверку правомерности взыскания по формальным признакам, квалифицируя подлежащее исполнению требование как текущее на основании имеющихся в инкассовом поручении данных. Инкассовое поручение, не содержащее соответствующих данных, подлежит возврату банком налоговому органу.  

IV.   Финансовое оздоровление. 

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия (ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

- все требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом № 127-ФЗ (то есть по всем обязательствам, срок уплаты по которым наступил до даты введения процедуры финансового оздоровления, требования могут быть предъявлены только в Арбитражный суд, и безакцептное списание (инкассовые, платежные требования) такой задолженности не допускается);

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (то есть аресты на денежные средства на счетах накладываются только по исполнительному листу Арбитражного суда, ранее наложенные аресты снимаются, о чем извещаются соответствующие органы);

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры финансового оздоровления автоматически снимаются аресты приставов, наложенные на денежные средства, не подлежат исполнению решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам. Исключение составляют аресты приставов по исполнительным документам, выданным до даты введения финансового оздоровления, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда. Образовавшаяся до даты введения процедуры финансового оздоровления картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры финансового оздоровления);

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона требований кредиторов;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены п. 2 ст. 95 Закона № 127-ФЗ (в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ).

- расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с Законом № 127-ФЗ (то есть только через Арбитражного управляющего и Арбитражный суд).

Счетом распоряжается Руководитель клиента (исполняющий его обязанности на основании определения суда), но не Арбитражный управляющий.

Задолженность, срок уплаты которой наступил после вынесения судом определения о введении процедуры финансового оздоровления, считается текущей до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства. На данную задолженность могут начисляться проценты, она и может быть взыскана в безакцептном порядке посредством инкассовых поручений и платежных требований до даты вынесения судом определения о введении последующей процедуры банкротства.

V.      Внешнее управление.

1. С даты введения внешнего управления:

- прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (прежнее руководство не имеет права распоряжаться счетами клиента, на внешнего управляющего должна оформляться карточка образцов подписей и оттиска печати);

- внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

- прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве (то есть аресты на денежные средства на счетах накладываются только по исполнительному листу Арбитражного суда, ранее наложенные аресты снимаются, о чем извещаются соответствующие органы);

Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория (ст. 95 Закона № 127-ФЗ):

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, о выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда, а также о взыскании задолженности по текущим платежам (то есть со дня поступления в Банк определения суда о введении процедуры внешнего управления не подлежат исполнению инкассовые поручения и платежные требования, выставленные к счету клиента, за исключением требований по исполнительным документам выданным до даты введения внешнего управления, по которым прямо указано, что исполнительное производство ведется по взысканию заработной платы, авторского вознаграждения, возмещению вреда жизни, здоровью или морального вреда и взыскания задолженности по текущим платежам. Образовавшаяся до даты введения процедуры финансового оздоровления картотека по счету не подлежит исполнению банком. Картотека не рассылается взыскателям, но они письменно уведомляются Банком о приостановлении исполнения инкассовых поручений и платежных требований в связи с введением у клиента процедуры финансового оздоровления);

- не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением денежных обязательств и обязательных платежей, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.

Мораторий не распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. То есть в ходе внешнего управления по инкассовым поручениям можно списывать платежи по налогам за время со дня принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, но одновременно срок уплаты данных налоговых платежей должен наступить после введения внешнего управления.

Так же мораторий не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда независимо от периода их возникновения.

VI.   Конкурсное производство.

Конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке (основной счет должника). При использовании в качестве основного счета должника ранее открытого в банке счета или открытии данного счета конкурсный управляющий подписывает положение о счете с оформлением карточки образцов подписей и оттиска печати.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 126 Закона № 127-ФЗ):

- срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим (то есть в том числе и сроки уплаты налогов);

- прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

- сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

- совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

- прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено Законом № 127-ФЗ (инкассовое поручение по ст. 5 Закона «Об исполнительном производстве» не является исполнительным документом);

- все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона № 127-ФЗ, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (все требования должны предъявляться конкурсному управляющему или через Арбитражный суд – инкассовые поручения в процедуре конкурсного производства, не зависимо от того текущий платеж или срок уплаты наступил до введения процедуры конкурсного производства не подлежат исполнению);

- исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

- снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (постановления о наложении ареста на денежные средства клиента не подлежат исполнению);

- исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены главой конкурсное производство Закона № 127-ФЗ (.

Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (ст. 142 Закона № 127-ФЗ) (то есть налоговые платежи возникшие во время процедуры конкурсного производства должны взыскиваться через конкурсного управляющего после завершения расчетов по реестру).

Согласно постановлению Пленума ВАС от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.

Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.

Юрист    Цветков Ф.Н.