Большинство банков в России используют универсальный подход к своим клиентам: всем им по большей части предлагаются одни и те же услуги, ассортимент которых зависит исключительно от способностей банка расширяться и от квалификации персонала.

В настоящее время выделяют пять основных направлений развития банковского бизнеса: розничное кредитование, лизинг, инвестиционный банкинг, торговое финансирование, private banking .

Попробуем разобраться: что за предыстория у российского private banking , откуда эта услуга появилась, почему именно в настоящее время private banking позиционируется так активно и какое у этой услуги наполнение.

Итак, по порядку: Европа – родоначальница данной банковской услуги, а родиной private banking считается Швейцария. История указывает и на отца классического private banking Франсуа Перье – беглого гугенота. В 1908 году банк «Перье и Ко» и Женевское банковское сообщество объединили усилия по продвижению, сделав сервис частных инвестиций одним из основных в жизни города как финансового центра и регулирующей структурой в координации банковской деятельности. Двадцать лет спустя слияние Корпорации швейцарских банков ( SBC ) и Объединенного швейцарского банка ( UBC ) позволило вступить в новую фазу расширения не только финансового, но и территориального – к тому моменту ареалом обитания частных инвестиций стала практически вся Европа. Днем рождения этой банковской услуги считается 1 апреля.

С конца 90-х годов все, что связано с услугами luxury, vip в российских реалиях стало очень модным, следовательно, востребованным. Это касалось правильного дома, выбора драгоценностей, машин и, в конце концов, банкира. Иметь персонального менеджера не только модно и удобно, но даже выгодно – это стало понятно для большинства российских vip . Многие банки стали выделять в самостоятельный банковский бизнес private banking . Например, «Никойл», «Газпрмбанк», «Зенит», «Банк Москвы». Перечисленные банки имеют самостоятельные подразделения, занимающиеся обслуживанием vip клиентов, начиная с традиционных банковских и инвестиционных и включая life style management . О востребованности данной услуги говорят некоторые факты: к примеру, крупнейшие игроки говорят об устойчивом росте клиентской базы, порог вхождения в круг клиентов private banking увеличивается (в Европе начинается с состояния приблизительно 1 млн. долл.): если раньше говорили о 50 – 100 тыс. долл., то сейчас чаще о 300 тыс. долл. Также меняются требования к самим клиентам в части прозрачности их капитала, т.е. редкий банк не проводит due diligence .

Эксперты Merill Linch и Capgemini отмечают прирост потенциальных клиентов российского private banking на 5% в год. К потенциальным клиентам относятся состоятельные лица с капиталом от 1 млн. долларов. Merill Linch и Capgemini насчитали 80 тыс. миллионеров в настоящее время и прогнозирует удвоение этой цифры к 2010 году. По данным этих агентств в Москве сейчас больше миллионеров, чем в Нью – Йорке. Boston Consulting Group относит Россию вместе с Индией и Китаем к числу стран, в которых произойдет бум на спрос в области обслуживания в private banking , отмечая при этом, что в России данный фактор связан с ростом ВВП, возвращением капитала в Россию, ценами на нефть, изменением отношения к инвестиционной привлекательности российской экономики для иностранных инвесторов.

Все банки имеют vip   клиентов, только отношение к ним разное. Vip может позиционироваться как клиент private banking или как клиент, которому предлагается сервис на уровне «выше среднего». Вопрос: так ли необходим банкам (естественно, тем, которые могут себе это позволить) услуга private banking . Чтобы разобраться в этом вопросе проанализируем крупнейшие банки российской экономики. Сбербанк – монстр банковского бизнеса, самый старейший российский банк из ныне функционирующих, лидер по объемам привлечения средств физических лиц. И, тем не менее, на сайте банка нет информации о наличии у него услуги private banking , хотя наличие vip у него очевидно(недавно в одном интервью Кудрин А., министр финансов, заявил, что храненит сбережения в Сбербанке). Уралсиб ( Никойл private banking) – лидер private banking в России . 90% акций принадлежат Вагиту Алекперову и Николаю Цветкову – членам совета директоров и акционерам Лукойла. Банк Москвы 62% акций принадлежит Правительству Москвы и private banking   присутствует в перечне оказываемых услуг.

Почему в России есть банки, позиционирующиеся на рынке private banking и банки, которые имеют vip ов, но не заявляющие об услуге private banking? Исследования ряда банков показало, что к vip-ам относят клиентов, которым предлагаются более «дорогие» депозиты и «дешевые» кредиты, также инвестиционные программы в зависимости от предпочтений   поставленных задач. Таким образом, атрибутика private banking отсутствует в виде LSM и комплиментарных услуг, при этом персональный менеджер за каждым особо важным закреплен. И такая схема действует и приносит результат.

В связи с этим возникает вопрос: какие пути у банковского vip-обслуживания в России? 

По пути Европы: необходимо развивать именно private banking как основной механизм vip-обслуживания в банковской структуре. Значит, необходимо отделять личное состояние от корпоративного и довести до сознания управленцев бизнесом, что принимать риск бизнеса на личное состояние - неправильно.

По пути российской практики обслуживания vip-клиентов – диверсифицировать риск бизнеса, способствующий сохранению и, как следствие, приумножению личного состояния. Данный путь относится к тем банкам, которые не выходят на рынок private banking . Проанализируем, чем это может грозить. Да особо ничем, потому что, как отмечалось выше, такое состояние удовлетворяет обе стороны, и в нашей стране остались менеджеры, не желающие отделять риски бизнеса от рисков личного состояния. Видимо, это специфика, и для этой категории есть своя ниша, которая будет называться vip-обслуживанием с выработанной годами российской спецификой отношения к последним. Это, например, персональный менеджер, который по совместительству еще и руководитель подразделения банка; отличающиеся от простых смертных проценты по кредитам и депозитам и небольшой набор инвестиционного портфеля.

Проанализируем банки, позиционирующиеся на private banking . Владельцы таких банков являются самыми известными vip-персонами в стране. Очевидно, что персональные менеджеры таких банков самые квалифицированные. Возможно, наличие private banking обусловлено априори владельцами этого банка, которые не хотят или не могут выводить средства за рубеж. И их капиталу комфортнее в российских условиях.

И здесь можно говорить о наличии российской специфики private banking : у нас будут банки, ориентированные на развитие private banking и банки, которые могут себя позиционировать как полноценные представители private banking , но не желающие внедрять эту услуг в силу отсутствия необходимости.