Сомнения отброшены, дипломы получены, позади веселая и беззаботная студенческая жизнь. Вы закончили обучение по специальности "Банковское дело", и, может быть, даже уже работаете в банке рядовым специалистом кредитного отдела. Стало быть, вы решили посвятить себя кредитному делу и сделать карьеру. А может, еще не решили. Почитав эту статью, наверное решите окончательно.

Слово " карьера" подразумевает под собой перепрыгивание ступенек, а не прохождение каждой. Именно поэтому и говорят - "сделал карьеру", а не "заработал место честным трудом, заслужил" и тому подобное. Самое первое, что надо иметь в виду: через сколько бы ступенек вы ни прыгали – карьера не делается за месяц или один год, нужны годы, а чтобы стать настоящим профессионалом – десятилетия.

Совершенно очевидно, что имеется только два стиля поведения для занятия любой должности – конфликтный и бесконфликтный. Если кто-то предложит третий путь, я буду рад почерпнуть что-то новое.

Бесконфликтный - самый простой и честный путь наверх, только это зависит от персонала банка и вашего руководителя, от вас мало что зависит. Бесконфликтный путь – это эволюция и вас как личности, и должностей, которые вы будете   занимать. Этот путь возможен только при смене должностей исходя из ваших заслуг, знаний и умений, отзывов руководителей, коллег и клиентов. Самые объективные в этот списке – клиенты, им нужны услуги, а кто их будет оказывать - им без разницы. Ваши шансы в сравнении со всеми остальными претендентами равны. Наверное, здесь роль играет обаяние и точность исполнения, не более того. А вот с коллегами и руководителями все сложнее. Они субъективны, коллеги, между прочим, тоже хотят повышения, чем они хуже вас – ничем. Руководители - это вершина айсберга, грамотный руководитель выстраивает людей под свои цели и задачи. Задача внутренней конкуренции, а также сдержек и противовесов - одна из них. Но ведь начальника оценивают по результату, а не только по управлению ситуацией. Если начальник кредитного отдела действительно уважаемый сотрудник, профессионал – тогда конечно, его оценивают по результату, а значит, он будет двигаться вверх по служебной лестнице, параллельно затаскивая на гору и своих подчиненных, т.е. зам. начальника станет начальником, главный специалист – зам. начальника и т.д. В этом и есть бесконфликтность и эволюция.

Но могу утверждать, что так происходит лишь в 10% банков. Краеугольный камень такой системы – это ротация, люди должны не только приходить, но и уходить, кто на повышение, кто на понижение, а кто-то и совсем. Эта западная система ценностей, как и их парламентские республики с переизбранием партий. В России все сидят до пенсии на своих местах, ротация без насилия в России невозможна по определению. Менталитет у нас другой, никакие мы не европейцы, мы типичные азиаты. Единственное, что и азиаты вынуждены меняться под воздействием внешней среды. И менять свою косность приходится, но это скорее логика хамелеона, чем просто логика думающего человека. Человечество в своей массе не любит думать, и Адольф Гитлер был прав, когда говорил, что массы тупы и ленивы, не любят читать, и что воздействовать надо на простейшие эмоции, а полагаться на разум масс не стоит.   А это означает, что бесконфликтное поведение персонала всегда ведет к застою, и в кадрах, и в методиках, и в результатах. И никакие бизнес-планы и установки на результат не заставят руководителя отказаться от комплектования отделов не по конкурсу, а по личным отношениям. А это означает, что если не предпринимать ничего, рискуешь просидеть на одном месте всю свою жизнь. Как говорится, на вкус и цвет... но тогда причем здесь карьера? Это просто функционирование. Таким образом, мы подошли к главному: нельзя в застойных коллективах продвинуться, их нужно взбалтывать, причем снизу.

Перед тем как начинать активные действия, вы должны четко понять: какой участок вам интересен, где вы хотите добиваться успеха. Нужно иметь четкий план действий, а лучше и не один, с запасными вариантами.

Кредитный отдел состоит из клиентщиков, аналатиков и оформителей операций. Ветка оформителя операций тупиковая, она хороша для начала работы, получения опыта, но никакого потенциала и перспектив в этом направлении нет. Думаю, что здесь никто спорить не будет. Остаются два перспективных направления: клиентщик и аналитик. Могу утверждать, что оба направления равнозначны, интересны, перспективны. Получив опыт в одном из этих подразделений можно уйти на повышение, перейти в другое подразделение, а имея опыт работы в обоих подразделениях – претендовать на место координатора этих двух подразделений.

Клиентщик   - это менеджер по продажам, его главное оружие - интеллект, обаяние, улыбка, правильная речь, и конечно внешний вид. Не обязательно одеваться в дорогих итальянских бутиках, но чувство стиля надо иметь. Клиент должен видеть, что вы уважаете его – и это выражается в одежде, прическе, обуви, и вы ему - ровня. Вы не побираетесь, вы пришли к нему предложить партнерство равного.

По одежке вас встретили, но провожают по уму. Косноязычность – это бич, и принесет только неприятности. Клиент может быть косноязычным, вы - нет. Надо тренироваться общению на коллегах, близких, собаках и кошках. Да, красноречию не учат ни в школах, ни в институтах, не учат говорить, подать себя. Придется учиться самому. Не надо бубнить, рассказывать скороговоркой, нужно говорить четко и понятно, и также четко отвечать на вопросы. Клиентщик, являющийся лицом банка – наиболее сложное и ответственное направление работы банка. Именно от них зависит, будут в банке клиенты или нет. Нужно знать все продукты банка, их особенность, цену, ситуацию на рынке, предложения конкурентов, преимущества того, что предлагаете именно вы.

Аналитик   - это интроверт, погруженный в себя, полная противоположность клиентщику. Его главное оружие - осмысление предоставленного материала, правильная подача ваших мыслей. Битва за клиента идет в вашей голове, вы решаете - да или нет. Конечно, есть мнение начальника, есть кредитный комитет, но вы всегда должны представлять свое мнение. Пусть исправляют ваше "нет" на их "да", но сами. Пусть видят независимого от них оппонента. Вас можно заставить переписать заключение, но вас нельзя заставить думать по-другому. Именно этим вы и ценны. Вы должны знать больше коллег и клиента, иметь опыт, постоянно обновлять инструменты для анализа. И это сложности в профессии аналитика.

Определившись с тем, кем вы хотите начать, стоит приступать к осознанию этапов карьеры и их преодоления. Основным вопросом должно стать, кто такой начальник по-вашему: клиентщик, менеджер по продажам или менеджер по управлению процессами? В советской банковской школе всегда было принято,   что начальник - это управленец, а на Западе было доказано, что начальник кредитного отдела – это клиентщик и никто другой. Теперь и в нашей стране осознали, что банк должен быть ориентирован на клиента в первую очередь, а управление процессами – это дело вкуса, и клиента не касается. Он должен получать услугу, а не решать ребус, что мне нужно сделать для получения кредита. Прохождение документов его не интересует – ему нужен результат, быстрый и понятный.

Перед вами должны встать два простых и окончательных вопроса: как преуспеть в деле и как убрать начальника. Первый навеян тем, что вы не можете продвинуться наверх, т.е. занять чужое место, если не овладеете профессией полностью, а второй - это всего лишь констатация того, что бесконфликтный путь не может быть вами применен в данном банке, механизм ротации в нем отсутствует      

Совершенно очевидно, что клиентщик и аналитик будут проделывать разный путь становления, но все будет подчинятся решению именно этих двух вопросов. Овладеть знаниями и навыками – это первоочередная задача.

Второй вопрос решить намного сложнее. Сложнее он потому, что начальник кредитного отдела тоже человек непростой, он как-то сел в это кресло, и он чей-то человек, он встроен в систему. Обычно бывает только два варианта – это человек первого лица банка или это человек первого зама первого лица банка, т.е. управляющий или его заместитель. И процесс занятия места – это процесс встройки в давно отлаженную систему, и доказательство того, что вы не только лучший руководитель, но и лучший подчиненный.

Кредитный отдел и кредитная деятельность банка – это командная игра сейчас, и просто рвачам и эгоистам никогда не преуспеть, они будут просто съедены заживо и поставлены на размен такими же как они алчными охотниками за местами. Вы будете допускать те же ошибки, что и ваш предшественник, которого вы свалили. Разница лишь в том, что если вы играете в команде – то и убирать придется команду, а это сделать намного сложнее, чем убрать одного человека. Да и зачем вас убирать – если ваши ошибки позволят вас полностью контролировать. Что в итоге? Хочешь стать начальником - учись подчиняться, хочешь стать самостоятельным – должен стать подконтрольным. Личные симпатии тоже играют роль, но руководители обычно выше и прагматичнее, и притом лишены сантиментов. Им нужен результат, причем контролируемый и управляемый полностью. Не надо забывать, что и над вашим боссом есть другие боссы, начальники управлений, собственники, и с ними вам тоже придется ладить, быть подконтрольным и управляемым.          

Это все хорошо, но как действительно преуспеть? Совершенно очевидно, что самое дорогое у клиентщика – это его клиентская база. С ней можно будет пойти в другое место и стать начальником легче: ведь там, куда вас зовут, скорее всего, клиентская база слабее, слабее и начальник. Так зачем же тогда воевать, когда можно просто перейти в другое место? Это один из вариантов.

Совершенно очевидно, что вы должны осуществить перехват всех интересных клиентов, привлечь, наработать свою базу. Это основное, без этого говорить не о чем. После того как вы наработали базу – пора начинать расшатывать стул под начальником. Рецепт простой: ваш результат + его ошибки. Только так, и никак иначе. Сколько бы вы не рассказывали, как плох ваш начальник, без собственных результатов поднимать разговор о   его замене с руководством не стоит. Вы должны доказать не только свою незаменимость, но и потенциал для дальнейшего роста.

Если при наличии всего этого вас не заметят, можете смело менять банк. Руководство неадекватно, оно должно либо предложить что-то другое взамен, видя начало войны за место, если менять начальника не собирается, либо назначить вас. Если этого не происходит, можно уходить, не хлопая сильно дверью. Самая страшная месть – уйти командой в 2-3 человека, этим вы парализуете работу старого начальника и будете больше востребованы на рынке труда, т.к. банки-конкуренты ищут простых и законченных решений.

У аналитика все сложнее и проще. Он анализирует клиентов, и его задача не привлечь клиента, не пользоваться его благосклонностью, а заполучить его балансы, знать его подноготную, иметь опыт работы с такими клиентами. Сила аналитика - в опыте анализа и знания различных вариантов ситуаций. Но для того, чтобы продвинуться, мало иметь опыт. Нужно проявить себя в сложных ситуациях. Например, если есть проблемы у другого аналитика, нужно не стараться валить его, а наоборот, помочь общему делу, естественно под контролем руководства и с выгодой для себя.

Один из самых конфликтных вариантов – написать второе заключение, по клиенту, который вам не достался по тем или иным причинам. Этим вы решаете две задачи: проявляете инициативу и подаете себя, и естественно навязываете другое мнение. Какой бы крутой куратор у вас не был, ему небезынтересно будет знать другое мнение, отличное от мнения его подчиненного. Когда, как и с каким клиентом так поступить - решать вам, вы должны чувствовать этот момент сами.

Совершенно очевидно, что все приведенные способы носят конкурентный и правовой характер. Морально-этические нормы – это то, от чего придется отказаться сразу, и чем быстрее, тем лучше. Всем нужен результат – подробности с победителей не просят, объяснительные пишут проигравшие.

Конечно, проще и быстрее убрать начальника криминальными схемами, и речь здесь идет не о физическом устранении, есть варианты и поизощреннее, и при таком варианте не потребуется столько времени и сил. Но это уже другие игры, с другими последствиями для всех, а главное, что и с вами в будущем могут поступить также ваши подчиненные. Ведь начальник - это не только тот, кто сверху, но и тот, у кого всегда в подчинении люди. Начальник не может работать без людей, он не художник и не писатель, он управленец.

Можно ли стать начальником, просто честно работая? Ответ - нет! Вы не одни, и оценивать будут не только вас, поэтому занимая пассивную позицию хорошего исполнителя и не более, не стоит рассчитывать на что-то существенное. Простых путей занятия должности не существует. Будет у вас протекция или нет, с конкуренцией вы все равно столкнетесь, как столкнетесь и с различными вариантами морально-психологического климата в коллективе.

Но стоит ли эта игра таких свеч, каждый решает сам за себя. Именно сегодня, в период масштабного кризиса в стране, лучшее средство – это работать, и работать много, не задумываясь о том, чем все это кончится. Как в Японии после второй мировой войны. И подавляющее число карьеристов, живущих ради работы и одной работой – именно такие люди.

Очень часто оказывается, что кроме работы в жизни у карьеристов больше ничего нет. И уж тем более друзей. Хочешь друга завести – купи собаку, так ведь говорят, эти успешные, но сломленные и одинокие люди. Нет семьи, нет детей, нет увлечений. Получать удовольствие в жизни только от работы – это болезнь, и уже во всех крупных компаниях трудоголики не поощряются, а где-то они вообще изгои. С другой стороны, без концентрации на работе вы не сможете достичь результата, банковский бизнес очень конкурентная среда. Есть над чем подумать. Да и гонорары, если честно, не всегда те, на какие рассчитываешь. В виде дивидендов получаешь только ежедневный баланс, жесткую дисциплину и распорядок дня. Вольнонаемный банковский сотрудник – всегда зависим, а во всех книжках про обогащение пишут, что работать нужно только на себя. Чтобы ни с кем не делить прибыль и добавочную стоимость.  

Есть цель, есть средства – но спрогнозировать результат заранее невозможно. Каждый решает сам, а свободных вакансий в банках все больше, как и желающих их занять.