Из общения с топ - менеджерами банков, планирующих или уже реализующих процедуру присоединения, автор сделал вывод о том, что на стадии проведения предварительных переговоров о возможности присоединения конкретных банков участие юристов банков сведено до минимума. Одни руководители банков считают, что чем меньше работников участвуют в переговорах по вопросам присоединения банков, тем выше степень их конфиденциальности. Другие полагают, что вопросы согласования с контрагентами возможности присоединения банков относятся к категории «бизнесовых», и, следовательно, юристы должны подключаться к работе над проектом уже после принятия принципиального решения. Наверно в чем-то эти руководители правы, однако в этой статье проанализированы вопросы, предварительный правовой анализ которых позволит уберечь банки от многих неприятных неожиданностей при последующем проведении процедуры присоединения.

            1. Организационно – правовые формы банков, планирующих присоединение

В соответствии со статьей 1 Федерального  закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках) банки могут создаваться в форме хозяйственных обществ, то есть по смыслу  пункта 3 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации банки могут создаваться в форме  акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью (указанная организационно – правовая форма в банковской системе Российской Федерации на практике не используется).

            Практика присоединений банков до недавнего времени имела случаи «разнополых» присоединений банков, то есть когда банки – акционерные общества присоединяли банки – общества с ограниченной ответственностью и наоборот. По мнению автора, ничего противозаконного в этом не было, так как один рубль участника, являющийся частью доли в уставном капитале банка – общества с ограниченной ответственностью, обменивался, например, на акцию банка – акционерного общества, номинальной стоимостью один рубль. Были, конечно, технические сложности с правильным  юридическим оформлением такого обмена и его регистрацией в Центральном банке Российской Федерации, но повторимся: такие прецеденты были. Однако представители юридической науки и судебной системы смотрели на эти вопросы по иному. В частности, еще в 2002 году Г. С. Шапкина в монографии «Новое в российском акционерном законодательстве. Изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах» (Издательство «Центр деловой информации еженедельника «Экономика и жизнь», Москва, 2002 год, стр. 110) высказывала мысль о том, что присоединение может проводиться только организациями одной организационно – правовой формы юридических лиц. 

   18 ноября 2003 г. Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации принял Постановление № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах»», которым фактически запретил в Российской Федерации присоединение банков, а также других организаций различных организационно – правовых форм. Такой вывод можно сделать из анализа пункта 20 Постановления, которым установлено, что положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208 – ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), определяющие порядок их реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения (статьи 16 - 19), не предусматривают возможность проведения реорганизации этих обществ посредством объединения с юридическими лицами иных организационно-правовых форм (в том числе с обществами с ограниченной ответственностью) либо разделения их (выделения) на акционерное общество и юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

И хотя  в Российской Федерации не действует «прецедентное право»  автор сомневается, что Центральный банк Российской Федерации и Федеральная налоговая служба зарегистрируют в настоящее время присоединение банков различных организационно – правовых форм.

2. Структура собственности банков

При всей закрытости информации о структуре собственности в отдельных российский банках и нежелании ее раскрывать, анализ структуры собственности банков проводить необходимо, так как он позволит:

            а) определить вероятность принятия акционерами (участниками) банков  решения по вопросу присоединения банков. В соответствии со статьей 49 Закона об акционерных обществах решение о присоединении принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, а в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14 – ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» решение о присоединении банков – обществ с ограниченной ответственностью вообще принимается единогласно всеми участниками банка.

Таким образом, отсутствие согласия «квалифицированного» большинства в банке – акционерном обществе и единогласия участников банка – общества с ограниченной ответственностью исключают саму возможность проведения присоединения банков;

б) определить примерное количество акций, которые возможно необходимо будет выкупить  банку в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Закона об акционерных обществах, в котором определено, что акционеры – владельцы голосующих акций вправе потребовать выкупа банком всех или части принадлежащих им акций в случае реорганизации банка, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу (при принятии решения о реорганизации все обыкновенные и привилегированные акции являются голосующими). Определение количества акций, которые могут быть предъявлены к выкупу, позволит определить возможные расходы банка, связанные с приобретением этих акций.  В указанном случае необходимо учитывать не номинальную стоимость акций, а их рыночную стоимость поскольку, в соответствии с пунктом  3 статьи 75 Закона об акционерных обществах выкуп акций банком должен осуществляться по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) банка, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком. Таким образом, уже на этапе подготовки к присоединению, необходимо будет провести независимую оценку стоимости акций, что позволит уточнить размер денежных средств, которые будут необходимы для выкупа акций. Кроме того, результаты независимой оценки могут быть использованы на переговорах представителей присоединяющихся банков при определении коэффициента конвертации акций присоединяющегося банка в акции присоединяющего банка.   

Следует также учитывать, что по смыслу статьи 11 Закона о банках на выкуп акций должны быть использованы только собственные средства приобретателя. Кроме того, в связи с неясностью применения пункта 4 статьи 17 Закона об акционерных обществах, в котором установлено, что при присоединении банков собственные акции, принадлежащие присоединяемому банку, погашаются, целесообразно (и на практике это применяется) акции, предложенные акционерами к покупке, по возможности приобретать не банку, а третьим лицам. И в этом случае, необходимо учитывать, что третьему лицу (юридическому или физическому) также нужно иметь собственные средства, достаточные для приобретения акций.

в) проанализировать необходимость согласования с Банком России приобретения в результате присоединения одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 20 процентов  акций (долей) присоединяющего банка. Указанная обязанность акционеров (участников) установлена статьей 11 Закона о банках и статьей 61 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №  86 – ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Указанное количество акций (долей) присоединяющего банка может быть приобретено:

акционером (участником) присоединяющегося банка или акционерами (участниками) присоединяющегося банка – группой лиц после  конвертации их акций (обмена их долей) в акции (доли) присоединяющего банка;

акционером (участником) присоединяющего банка или акционерами (участниками) – группой лиц присоединяющего банка, владеющими также акциями (долями) присоединяющегося банка, после конвертации акций (обмена долей) присоединяющегося банка  в акции (доли) присоединяющего банка.

Предварительное согласование приобретения более 20 процентов акций (долей) присоединяющего банка должны быть осуществлены акционером (участником) или группой лиц, приобретающим (ми) акции (доли), до момента конвертации акций (обмена долей) в порядке, определенном Главой 5 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 14 января 2004 г.  № 109 – И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций».

            Кроме того, получение в собственность по результатам присоединения более 20 процентов акций (долей) присоединяющего банка должно быть предварительно согласовано с Федеральной антимонопольной службой на основании статей 16 - 17 Федерального закона от 23 июня 1999 г. № 117 – ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».  Таким образом, в указанном случае необходимо будет получать три следующих согласования (при условии, что Уставный капитал присоединяющего банка после проведения присоединения будет более 160 миллионов рублей):         

согласование Федеральной антимонопольной службы присоединения банков (осуществляется присоединяющим банком после принятия общими собраниями акционеров (участников) присоединяющихся банков решений о присоединении банков);

согласование Федеральной антимонопольной службы увеличения уставного капитала присоединяющего банка в связи с присоединением банков (осуществляется присоединяющим банком после принятия общими собраниями акционеров (участников) присоединяющихся банков решений о присоединении банков);

согласование Федеральной антимонопольной службы получения  в собственность по результатам присоединения  акционером (участником) или группой лиц более 20 процентов акций (долей) присоединяющего банка (осуществляется лицами, приобретающими акции (доли) присоединяющего банка, после принятия общими собраниями акционеров (участников) присоединяющихся банков решений о присоединении банков).

Согласования в указанных случаях осуществляются в порядке, установленном Приказом Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в настоящее время – Федеральная антимонопольная служба) от 28 февраля 2001 г. № 210 «Об утверждении Положения о даче согласия на совершение сделок, связанных с приобретением активов или акций (долей в уставном капитале) финансовых организаций, а также прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа финансовой организации».

Дополнительно необходимо учитывать, что в случае приобретения по результатам присоединения каким – либо лицом самостоятельно  или  с аффилированными лицом (лицами) 30 и более процентов размещенных обыкновенных акций присоединяющего банка с числом акционеров – владельцев обыкновенных акций 1000  с учетом количества принадлежащих ему акций, необходимо будет  провести действия, установленные статьей 80 Закона об акционерных обществах, и акционер, который будет иметь по результатам присоединения более 30 процентов акций присоединяющего банка, должен понимать, что в последующем ему, возможно, придется понести дополнительные денежные расходы.

е) проанализировать вероятность образования в результате присоединения банковского холдинга, критерии образования которого и порядок уведомления Центрального банка Российского Федерации о его создании определены статьей 4 Закона о банках и Положением Центрального банка Российской Федерации от 19 сентября 2002 г. № 197 – П «О порядке представления информации о банковских холдингах».

3. Уставы присоединяющихся банков – акционерных обществ. Анализ уставов проводится с целью определения условий конвертации акций присоединяющегося банка в акции присоединяющего банка. Указанные действия необходимы для того, чтобы исключить возможность возникновения дробных акций, поскольку возникновение дробных акций при присоединении не предусмотрено Законом об акционерных обществах (исчерпывающий перечень оснований возникновения дробный акций определен статьей 25 Закона). Для конвертации акций при присоединении необходимо, чтобы акция присоединяющегося банка конвертировалась в одну или несколько целых акций присоединяющего банка. Приведем пример: в присоединяющемся банке размещены обыкновенные акции номиналом 10 рублей и  привилегированные  акции номиналом 5 рублей, а в присоединяющем банке размещены обыкновенные акции номиналом 1 рубль. Налицо возможность проведения классической конвертации акций (без появления дробных акций), а именно:

одна обыкновенная акция присоединяющегося банка номиналом 10 рублей конвертируется в 10 обыкновенных акций присоединяющего банка номиналом 1 рубль;

одна привилегированная акция присоединяющегося банка номиналом 5 рублей конвертируется в 5 обыкновенных акций присоединяющего банка номиналом 1 рубль.

Кто–то из читателей может возмутиться, что автор объясняет здесь элементарные вещи, однако, практика реализации проектов присоединения показывает, что и такие вопросы нужно раскрывать досконально, поскольку, для примера, в одном из московских банков, проводившем присоединение, возможность «появления» дробных акций выявлена только на стадии реализации проекта, что, естественно, увеличило сроки его реализации. И автор статьи, реализуя проект присоединения 4 банков в конце 2002 года, едва не пропустил этот существенный момент при подготовке Плана присоединения, в связи с чем, дробление акций присоединяющего банка пришлось проводить в период присоединения, что хотя и не увеличило сроков присоединения, но стоило исполнителям проекта лишних седых волос. А что же делать, если при существующих в банках уставных капиталах и номиналах размещенных акций возникновение дробных акций при присоединении неизбежно? По мнению автора можно применить один из следующих вариантов:

            а) дробление акций присоединяющего банка провести до начала процедур присоединения банков в соответствии со статьей 74 Закона об акционерных обществах и Главой 5  Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 22 июля 2002 г. № 102 – И «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации»;

б) при невозможности проведения дробления акций до проведений процедур присоединения есть возможность провести дробление акций присоединяющего банка в период присоединения банков в соответствии с указанными Законом и Инструкцией. В этом случае, дополнительно необходимо в Договоре о присоединении банков (по смыслу законодательства Российской Федерации он является  договором о совместной деятельности банков) определить обязанность присоединяющего банка провести дробление акций и указать условия конвертации акций присоединяющегося банка в акции присоединяющего банка уже с учетом дробления акций. Для примера: в начале 2003 года руководству АКБ «ИНГОССТРАХ-СОЮЗ» (ОАО) совместно с автором статьи удалось убедить исполнителей Московского главного территориального управления Центрального банка Российской Федерации в возможности проведения дробления акций присоединяющего банка в период присоединения (основным аргументом было то, что деятельность банков в период присоединения является совместной деятельностью, и, при согласии акционеров обоих банков, выраженном в утверждении Договора о присоединении на общих собраниях акционеров, банки имеют право проводить любые не противоречащие закону действия для достижения конечной цели, а именно: присоединения банков). 

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что уже на стадии предварительных переговоров руководителей банков, планирующих присоединение, необходима серьезная работа юристов по анализу (решению) вопросов, связанных с присоединением, что в конечном итоге позволит:

уберечь руководство и акционеров (участников) банков от непродуманных решений по вопросам присоединения, а, может, даже на подготовительном этапе сделать выводы о нецелесообразности присоединения банков;

определить возможные расходы банков при присоединении;

реально оценить проблемы, которые могут возникнуть в процессе присоединения банков;

при необходимости, еще до начала присоединения скорректировать структуры собственности присоединяющихся банков, тем самым, впоследствии сократить сроки присоединения банков;

упростить процедуру проведения мероприятий, связанных с присоединением банков.

 

Иван Ильин,

юрист – специалист по присоединению банков.

тел. 760-76-62