Спасаясь от Excel
Разработчики программного обеспечения отмечают, что в последнее время банки стали более активно, чем раньше, покупать системы автоматизации бэк-офисов. Как утверждает заместитель генерального директора компании «АСК» Константин Барынин, на этом поле банки за последние полгода обогнали даже инвестиционные компании и профессиональных участников фондового рынка. Кому-то такое сравнение покажется странным. Однако здесь кроется одна из главных причин того, почему банки столь рьяно взялись за автоматизацию своих бэк-офисов, а именно их значительно возросшая активность на фондовом рынке.

По словам ведущего специалиста отдела депозитария Российского национального коммерческого банка Катерины Конновой, их банк приобретает систему автоматизации бэк-офиса прежде всего исходя из интересов работы с ценными бумагами. И таких банков, утверждают разработчики, — множество. Таблицы, в которых многие банки проводили учет ценных бумаг (а часть проводят и до сих пор), не справляются с увеличением числа операций и их усложнением. Вполне понятно, что Excel не под силу вести учет операций РЕПО и тем более взаимозачеты на их основе. А неконтролируемое разрастание таблиц из-за увеличения числа операций приводит к тому, что Excel в бэк-офисах «съедает» всю оперативную память.

Еще одна причина, по которой банки стали автоматизировать свои бэк-офисы, отмечают специалисты, — усложнение отчетности Центрального банка по работе с ценными бумагами. Инструкций ЦБ РФ становится все больше, они постоянно обновляются, в отчетах закладывается все больше параметров. А если принять во внимание значительное увеличение числа операций, то озабоченность бэк-офицеров вполне понятна. Для них заполнение отчетности становится ежедневной рутинной операцией, к тому же замедляющей и осложняющей работу и других отделов, непосредственно работающих с ценными бумагами. В общем, как откровенно заметил генеральный директор компании «Проверенные технологии» Александр Ермаков, многие банки «сподвигает на автоматизацию бэк-офисов именно усиление прессинга ЦБ РФ». Соответственно и первоочередная задача, которую преследуют такие банки, — облегчение работы с отчетностью.

Не роскошь, а средство управления
Впрочем, часть банков преследует более глобальные цели. Очевидно, что профучастник фондового рынка для успешного проведения операций должен иметь четкое представление о стоимости своих бумаг, качественном составе своего портфеля и иметь возможность оперативно обновлять эту информацию. Это вопрос эффективного управления своими активами. Еще более актуально наличие подобных возможностей для тех банков, которые активно развивают розничный бизнес и оперируют не только своими бумагами, но и бумагами своих клиентов. Для них подобного рода оперативная информация — острая необходимость и рыночное преимущество.

Исходя из тех требований, которые банки предъявляют к своим бэк-офисам, и принимаются решения о покупке той или иной системы автоматизации. Рынок может предложить банкам достаточно простые и относительно недорогие программы, которые позволяют автоматизировать процесс подготовки отчетности для ЦБ РФ и вести элементарный учет ценных бумаг.

Часто подобные системы не имеют связки с банковским бухучетом. Например, по словам Александра Ермакова («Проверенные технологии»), его компания при разработке своего продукта Fansy-BROCER «не рассматривала проблему бухучета». С другой стороны, даже недорогие системы могут похвастаться достаточно хорошим набором планов счетов и журналов. Так, большинство ПО для бэк-офисов не только отслеживает текущую информацию о состоянии портфеля активов (постановка на баланс осуществляется по дате сделки), но и отражает информацию о плановых датах будущей оплаты и перерегистрации бумаг. В бухгалтерии эта информация, конечно, отсутствует, поскольку в бухучете ситуация отражается с некоторым опозданием, уже после оплаты или регистрации. Также системы автоматизации позволяют с помощью связки двух портфелей вести балансовый учет, по крайней мере, в двух разрезах: и для портфельных менеджеров, трейдеров (по дате сделки), и для сверки с бухгалтерией (по дате перерегистрации или оплаты). В более сложных и совершенных системах число таких критериев, планов счетов значительно расширено. Учет может вестись и в разрезе одного клиента, и в разрезе конкретного портфеля. Вполне посильные и даже обыденные задачи для таких систем — учет налоговых позиций и мониторинг баланса денежных счетов. И здесь для бэк-офицеров, по выражению Катерины Конновой (Российский национальный коммерческий банк), «важен прежде всего функционал», то есть наиболее полный перечень возможных операций. Например, надо учитывать, что не все системы умеют работать с государственными бумагами. Для каких-то систем «камнем преткновения» стала работа с векселями и так далее.

С другой стороны, судя по отзывам многих бэк-офицеров и других не IT-специалистов, для них при выборе системы автоматизации немаловажное значение имеет такое вполне прозаичное обстоятельство, как удобство и интуитивная понятность интерфейса.

А для IT-специалистов при выборе системы автоматизации бэк-офиса, по вполне понятным причинам, прежде всего важна ее совместимость с остальной программной оболочкой, в которой работает банк. Неудивительно, что на рынке наиболее популярны многоплатформенные решения, которые позволяют автоматизировать бэк-офис и на основе ORACLE, и на основе MS SQL (Microsoft), и на основе, например, Intеrbase.

Обращают внимание IT-специалисты и на гибкость системы. Как и для большинства ПО, изначально заданная жесткость архитектуры становится большим минусом в эксплуатации. Например, если в системе прописано, что любая операция автоматически подразумевает проводку через баланс, то даже отметка о подписании договора потребует от системы провести деньги по счетам, а не просто поставить «галочку» в соответствующей графе. Другой пример не совсем удачной архитектуры — требование системы каждый день сохранять данные об остатках на счетах. В конечном итоге вал информации об остатках «забивает» всю память. Еще один минус, с которым могут столкнуться IT-специалисты, отдав предпочтение недорогой системе, — значительное замедление ее работы после прохождения некого порога в обороте, количестве обрабатываемых операций. Разработчики, рассуждая о скорости работы своих систем, разводят руками: «Идеальное решение, конечно же, — on-line, но этого еще никто не достиг».

Однако, как утверждает начальник управления внутреннего учета ценных бумаг Юниаструмбанка Андрей Левинский, специалистам его банка удалось добиться от собственной системы работы с такой скоростью. По его словам, on-line-режим был одной из главных целей, поставленных руководством банка при автоматизации бэк-офиса.

Банки как подопытные кролики автоматизаторов
Банкам при выборе системы автоматизации бэк-офиса не стоит забывать и о том, что этот отдел обрабатывает данные не только по ценным бумагам, но и по денежным счетам, по пластиковым картам, кредитам и работа с комбинированными банковскими продуктами требует их связного учета. Поэтому покупка узкоориентированного продукта (в данном случае ориентированного на работу с ценными бумагами), не интегрированного в достаточной степени с оперднем, может обернуться в дальнейшем необходимостью его замены.

Но, пожалуй, главное замечание к системам автоматизации бэк-офисов, высказанное банковскими специалистами на прошедшей в сентябре на Московской валютной межбанковской бирже специализированной конференции-выставке, — определенная «сырость», «необкатанность» подобного рода программ. Большая часть рынка изначально ориентировалась на поставку ПО для бэк-офисов не столько банков, сколько инвестиционных компаний и брокеров.

Опрошенные «БО» банковские специалисты и разработчики соглашаются, что на данный момент, пожалуй, только компании «Диасофт» удалось создать систему для бэк-офиса (в рамках системы 5NT Bank), полностью учитывающую специфику банковской деятельности. Неудивительно, что 5NT Bank — одна из наиболее дорогих систем, представленных на рынке. Большая часть систем автоматизации бэк-офисов запущена в эксплуатацию не так давно и, что называется, совершенствуется «на ходу». Впрочем, для банка роль «подопытного кролика» может быть выгодна с финансовой точки зрения, поскольку после завершения «обкатки» и укрепления позиций на рынке цена продукта значительно вырастает. И сейчас рынок демонстрирует подобную динамику — спрос на такие системы со стороны банков постоянно растет, соответственно растут и цены.

В этой ситуации часть банков предпочитает пользоваться собственными системами автоматизации. Например, так поступили в уже упомянутом Юниаструмбанке. Как рассуждает Андрей Левинский, любой из крупных брокеров или банков всегда держит у себя двух-трех программистов хорошего уровня — без их услуг не обойтись, поскольку любое купленное решение требует настройки и постоянных доработок под нужды банка, для чего лучше иметь собственных специалистов. «А поскольку рынок не мог предложить нам ПО для бэк-офиса соответствующего уровня, мы разработали его сами», — говорит он. По оценкам г-на Левинского, на разработку и запуск собственной системы для бэк-офиса потребуется около 6 человек/лет и обойдется это дешевле, чем приобретение действительно качественного продукта на рынке.