Особое место среди них занимают ограничения на одни и те же банковские операции и сделки по привлечению средств: кредитование, выдача банковской гарантии и сделки поручительства кредитной организации.

Согласно пп. 5 и 8 ст. 61 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' Банк России может установить максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, а также максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения.

Содержание данных нормативов раскрывается в ст. 65 и ст. 68 указанного закона. Согласно ст. 65 'максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков)'.

Из содержания приведенных положений следует, что данный норматив накладывает специальное ограничение на право кредитной организации совершать следующие банковские операции и сделки:

  • привлечение средств во вклады;
  • предоставление банковского кредита;
  • получение банковских гарантий;
  • получение поручительств;
  • открытие и ведение банковского счета.

При этом ограничивается размер общей суммы по данным сделкам с одним кредитором либо связанными между собой кредиторами (вкладчиками).

Норматив распространяется на всех кредиторов кредитной организации, включая вкладчиков, и на связанных между собой кредиторов по указанным сделкам.

Однако положения Федерального закона не раскрывают содержание понятия 'связанных между собой кредиторов', используемого в приведенной статье закона. Поэтому неясно, по каким критериям кредиторы признаются связанными между собой. Возможно, на этот случай распространяются правила ст. 63 о группе связанных заемщиков, но прямого указания на это мы в законе не находим.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' установлен норматив максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан: 'Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан определяется как предельное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка'.

По смыслу положений данной статьи объем совокупных операций кредитной организации по привлечению средств по вкладам физических лиц ограничивается пределом данного норматива.

Норматив максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан является специальным нормативом, ограничивающим общий объем вкладов физических лиц, в то время как другой вышеупомянутый норматив направлен на ограничение объемов указанных в нем операций по отношению к каждому конкретному кредитору (вкладчику) или связанным между собой кредиторам. Оба норматива являются специальными ограничениями, направленными на защиту прав и законных интересов кредиторов (вкладчиков) кредитной организации. В этой связи следует отметить, что величины данных нормативов должны находиться в определенном соотношении. Действительно, если величина норматива максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан будет меньше норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика), тогда предельная величина привлеченных вкладов на одного вкладчика будет ограничена первым нормативом. Таким образом, из смысла положений Федерального закона следует, что величина норматива на одного кредитора должна быть меньше норматива объема привлеченных вкладов.

Поскольку ограничения, налагаемые на кредитную организацию посредством установления предельных значений объемов определенных сделок и банковских операций, являются ограничениями договорной свободы кредитной организации, т. е. конституционного права распоряжения имуществом (п. 2 ст. 35 Конституции), то необходимо учитывать конституционно-правовую природу ограничиваемого права2. В этом плане важной стороной рассматриваемых норм Федерального закона является их конституционная обоснованность.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции конституционное право на распоряжение имуществом (п. 2 ст. 35 Конституции) может быть ограничено только Федеральным законом и в конституционно значимых целях. В Федеральном законе 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' полномочие определения конкретного размера обязательных нормативов максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) и максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения предоставлено Банку России (пп. 5 и 8 ст. 61).

Как следует понимать конституционно правовое требование о необходимости установления ограничения конституционного права федеральным законом? Достаточно ли для удовлетворения данного требования всего лишь назвать ограничение в тексте федерального закона и передать полномочия по определению всех элементов, характеризующих ограничение, органу государственного управления?

Решение данного вопроса зависит от содержания самого конституционно-правового требования к форме нормативного акта, содержащего положения, ограничивающие конституционное право. В практике применения конституционно-правовых норм со стороны Конституционного суда РФ неоднократно возникали подобного рода вопросы, при решении которых Конституционный суд исходил из того, что требование п. 3 ст. 55 Конституции РФ не носит формального характера и имеет свое глубокое содержание, выражающееся в необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права.

Подобная система аргументации легла в основу многих итоговых решений Конституционного суда, в частности, по налоговым вопросам. Но при решении данных дел Конституционным судом была сформирована правовая позиция Конституционного суда о необходимости установления всех существенных элементов ограничения конституционного права вообще, а не только о необходимости установления в федеральном законе всех существенных элементов ограничения права собственности при налогообложении.

Передача же полномочий по установлению норматива Банку России противоречит ст. 10 Конституции РФ, так как создается ситуация, при которой размывается граница между законодательной и исполнительной властью, что, естественно, не соответствует конституционному принципу разделения властей. Более того, такая передача полномочий создает основания для произвольного изменения величины норматива до такого уровня, который фактически может привести к невозможности осуществления конституционного права на осуществление банковской деятельности, т. е. парализует реализацию конституционного права, что, в свою очередь, противоречит принципу правового государства (ст. 1 Конституции РФ).

Следовательно, ограничение конституционного права распоряжения имуществом в виде установления норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) будет конституционно обоснованным только при условии наличия в федеральном законе всех существенных элементов данного ограничения.

Поскольку норматив максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) устанавливает ограничения на объем операций и сделок с каждым кредитором, фактически приравнивая всех кредиторов кредитной организации между собой, и не учитывает индивидуальные особенности кредиторов кредитной организации, получается, что финансово-промышленная группа и мелкая пекарня могут иметь одинаковые размеры требований к кредитной организации, основанных на указанных банковских операциях и сделках. Подобная норма сконструирована на основе принципа фактического равенства субъектов правовых отношений и не соответствует конституционно-правовому принципу формального равенства (ст. 19 Конституции).

На основе ст. 6, п. 5 ст. 61, ст. 65, ст. 68 и абз. 2 ст. 73 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' Банк России в своей Инструкции от 1 октября 1997 г. N 1 'О порядке регулирования деятельности банков' (в редакции приказа ЦБ РФ от 1 октября 1997 г. N 02-430, с изменениями от 31 декабря 1997 г., 29 января, 18 августа, 30 сентября 1998 г., 30 октября, 21 декабря 1998 г., 1 февраля 1999 г.; в редакции от 27 мая 1999 г., с изменениями от 13 июля, 1, 24 сентября, 2 ноября 1999 г.)3 (далее - Инструкция N 1) установил для банков порядок определения данных нормативов названными нормативами Н8 и Н11, а в приказе ЦБ РФ от 8 сентября 1997 г. N 02-390 'О введении в действие Положения 'О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации'' (с изменениями от 17 ноября 1997 г., 3 февраля 1998 г., 1 февраля 1999 г.)4 данные нормативы не установлены.

В п. 6 Инструкции N 1 содержатся правила определения норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) - Н8:

'Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение величины вкладов, депозитов или полученных банком кредитов, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка:

Н8 = Овкл/К x 100 %,

где Овкл - совокупная сумма обязательств банка.

В расчет Овкл включаются обязательства банка перед одним или группой связанных кредиторов (вкладчиков):

1) по вкладам, депозитам (кроме депозитов до востребования), полученным кредитам и займам, вкладам в драгоценных металлах - взвешенные с учетом риска;

2) остаткам на расчетных (текущих), корреспондентских счетах и депозитных счетах до востребования - по формуле средней хронологической;

3) по субординированным кредитам (займам) - в части, не включаемой в расчет собственных средств (капитала) банка согласно Положению Банка России от 1 июня 1998 г. N 31-П5;

4) срочные вклады физических лиц - в размере числящегося на отчетную дату остатка;

5) прочие привлеченные средства (средства, не перечисленные в подпунктах 1-4 настоящего пункта) - в размере числящегося на отчетную дату остатка.

В расчет норматива Н8 не включаются:

средства федерального бюджета (за исключением не использованных банком средств на финансирование отдельных государственных программ и мероприятий, а также средств на финансирование капитальных вложений);

открытые банком покрытые аккредитивы, за исключением случаев, когда покрытием аккредитива являются средства, предоставленные заемщику банком в виде кредита;

кредиты, предоставленные банку Банком России и обеспеченные залогом государственных ценных бумаг;

обязательства, учитываемые на лицевых счетах 'Средства для зачисления на счета типа 'С'', открытые к балансовому счету 409 11 'Транзитные счета', а также на лицевых счетах балансовых счетов 408 09 и 306 06 в пределах величины остатка средств лицевого счета 'Средства для гарантийного обеспечения расчетов по поручению нерезидентов' балансового счета 304 06.

В расчет Овкл включаются сгруппированные в разрезе одного или взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) остатки по счетам: 203П, 301П, 30205, 313, 314, 315, 316, 317, 318, положительное значение разниц <401 08-401 09> и <401 10-401 11>, 402, 403П, 404, 405, 406, 407, 408, часть балансового счета 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 474 01, 474 03, 474 05, 474 07, часть балансового счета 474 09, 474 12, 474 18, 474 19, 474 22 с учетом указанных выше особенностей.

В целях расчета норматива Н8 по привлеченным банком от юридических лиц средствам в виде кредитов (займов) и депозитов, в отношении которых по условиям договора не могут быть предъявлены требования об их возврате или выдаче до истечения срока, определенного договором, устанавливаются следующие коэффициенты риска в процентах в зависимости от срока, оставшегося до возврата (выдачи):

Срок, оставшийся до возврата (выдачи) Коэффициенты риска, %
До 6 месяцев 100
От 6 месяцев до 1 года 80
Свыше 1 года 50

Указанные коэффициенты риска не применяются:

  • в отношении обязательств банка перед организацией - резидентом или нерезидентом, которая является основным (материнским) обществом в отношении банка;
  • в отношении средств, предоставленных банку третьим лицом на условиях, определенных п. 4 примечания к пункту 2.1 настоящей Инструкции.

Примечание.

1) Настоящий норматив рассчитывается также по совокупной сумме обязательств перед другим банком, выступающим кредитором (вкладчиком) по отношению к данному банку.

2) Обязательства банка перед организацией - резидентом, которая согласно законодательству Российской Федерации является основным (материнским) обществом в отношении банка, включаются в расчет норматива Н8 с коэффициентом риска 20 %.

В отношении обязательств банка перед организацией - нерезидентом, которая согласно законодательству Российской Федерации и/или нормам права страны местонахождения нерезидента является основным (материнским) обществом в отношении банка, норматив Н8 не рассчитывается.

3) Остатки средств на корреспондентских, расчетных (текущих) счетах, а также на депозитных счетах до востребования включаются в расчет совокупной суммы обязательств (Овкл) по формуле средней хронологической:

Овкл = (а1/2 + а2 + а3 + ... + an + an+1/2)/n,

где a1, an+1 - остатки на начало и конец отчетного периода;

а2, а3 ... аn - остатки на последующие даты внутри отчетного периода;

n - число календарных дней в соответствующем месяце.

4) Средства, предоставленные банку третьим лицом на условиях, определенных пунктом 4 примечания к пункту 2.1 настоящей Инструкции (части балансовых счетов 313, 314, 315, 316, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440), включаются в расчет совокупной суммы обязательств (Овкл) с коэффициентом 20 %.

5) В отношении обязательств банка перед резидентами оффшорных зон (список государств и территорий, где расположены оффшорные зоны, приведен в приложении 1 к Указанию ЦБ РФ от 12 февраля 1999 г. N 500-У 'Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства' (далее по тексту - оффшорные зоны) настоящий норматив рассчитывается с учетом следующих особенностей:

а) по привлеченным кредитам (депозитам) сроком свыше трех месяцев - в порядке, установленном настоящим пунктом;

б) по иным (кроме указанных в подпункте 'а' настоящего пункта) привлеченным средствам ограничение накладывается исходя из общей суммы обязательств перед всеми резидентами оффшорных зон (с учетом особенностей расчета в отношении отдельных видов обязательств, определенных настоящим пунктом).

Максимально допустимое значение норматива Н8 устанавливается в размере 25 %'.

В Инструкции N 1 используется понятие 'группа связанных кредиторов (вкладчиков)', которое, как мы уже отмечали выше, не предусмотрено ст. 63 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)' (в тексте закона встречается понятие 'связанные между собой кредиторы (вкладчики)'). Видимо, правила о 'взаимосвязанных заемщиках', установленные Банком России в Инструкции N 1, распространяются на 'группу связанных кредиторов (вкладчиков)', но, во-первых, для этого нет законодательной основы, во-вторых, в тексте самой Инструкции N 1 отсутствуют нормы, определяющие 'группу связанных кредиторов (вкладчиков)', по правилам отнесения нескольких заемщиков к 'взаимосвязанным заемщикам'.

Следовательно, Банк России, используя понятие, не раскрыл его содержание, отсутствуют также четкие правила и критерии отнесения нескольких кредиторов (вкладчиков) к 'группе связанных кредиторов (вкладчиков)', не говоря уже об используемом в Федеральном законе понятии 'связанные между собой кредиторы (вкладчики)'. В силу этого обстоятельства правила определения величины норматива могут быть применены только к отдельным кредиторам (вкладчикам).

Как видно из положений п. 6 Инструкции N 1, Банк России ввел механизм расчета данного норматива, отличный от упомянутого в Федеральном законе, существенно изменив тем самым содержание данного норматива, определенное в Федеральном законе. Так, Банк России установил коэффициенты рисков, величины которых поставлены в зависимость от сроков кредитов (займов) и депозитов, в течение которых кредиторы не имеют права предъявлять требование о возврате. Банк России установил специальный коэффициент риска для кредиторов, являющихся основными обществами по отношению к банку, которые, в свою очередь, зависят от того, являются ли данные кредиторы резидентами или нерезидентами, отдавая предпочтение, конечно, нерезидентам.

Данная ситуация свидетельствует, с одной стороны, о признании Банком России неадекватности установленного в ст. 65 Федерального закона норматива объективно необходимой степени ограничения договорной свободы кредитной организации и ее контрагентов, а, с другой стороны, о нарушении Банком России ч. 2 ст. 6 и ст. 65 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)' посредством придания подзаконному правовому акту Банка России большей юридической силы и ее применению в практике по сравнению с нормами Федерального закона. Налицо прямое нарушение Банком России норм Конституции об основах конституционного строя РФ (речь идет о ст. 10 Конституции, устанавливающей принцип разделения властей). Иными словами, поскольку Банк России не является органом законодательной власти, то, устанавливая и применяя правила в подзаконном акте, которые противоречат нормам Федерального закона, он вторгается в компетенцию законодательной власти, что противоречит ст. 10 Конституции.

Отчасти Банк России пытался исправить данное положение за счет регулирования данных типов банковских рисков, введя в Инструкции N 1 положения о применении коэффициентов риска (не предусмотренных в Федеральном законе). Надо признать, что такой подход представляется разумным в силу объективной дифференциации размеров рисков в зависимости от представленного обеспечения кредита и кредитоспособности заемщика, но тогда возникает вопрос о степени свободы Банка России при определении размеров коэффициентов рисков.

В п. 11 Инструкции N 1 установлены правила определения норматива максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения - Н11:

'Максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (H11) устанавливается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) населения и величины собственных средств (капитала) банка:

Н11 = Вкл/К x 100 %,

где Вкл - совокупная сумма вкладов (депозитов) населения, счета: 408 03, 423, 426, 522, код 8981, код 8999.

Максимально допустимое значение норматива H11 устанавливается в размере 100 %'.

Из всех пунктов Инструкции N 1 в наибольшей степени соответствует положениям Федерального закона пункт 11, так как содержание его положений почти полностью совпадает с положениями Федерального закона.

В отличие от Федерального закона Инструкция N 1 расширила круг ограничиваемых операций, включив в расчет данного норматива счета типа 'И' физических лиц - нерезидентов и обязательства кредитной организации в части средств физических лиц, части счетов (в части номинальной стоимости векселей с истекшим сроком обращения). Но в Федеральном законе четко прописано, что данный норматив ограничивает только общий объем вкладов физических лиц. В этом смысле положения данного пункта Инструкции N 1, расширяющие пределы ограничения конституционной свободы договора кредитной организации, противоречат ч. 2 ст. 6 и ст. 68 Федерального закона 'О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)'. Следовательно, при расчете данного норматива указанные положения Инструкции N 1 применяться не должны.

Данные обязательные нормативы, установленные ст. 65 и ст. 68 Закона о Банке России, направлены на ограничение возможности занимать у одного кредитора и не направлены на защиту кредитора. Более того, они ограничивают конституционное право на распоряжение своим имуществом кредиторов кредитных организаций (ст. 35 Конституции РФ). Ограничение прав кредиторов под предлогом защиты законного интереса того же кредитора вряд ли способствует реальной защите права кредитора передавать в заем денежные средства кредитной организации, если не нарушает этого права вовсе. Из этих соображений следует признать данное ограничение противоречащим п. 3 ст. 55 Конституции РФ, как ограничение, не соответствующее конституционно значимым целям.

С правовой точки зрения данное ограничение также следует признать неустановленным в силу отсутствия значения норматива или порядка его определения со всеми элементами этого порядка в тексте Федерального закона.

Банк России в практике применения положений законодательства пошел по пути придания подзаконному нормативному акту большей юридической силы, чем положения федерального законодательства, путем не только формального установления предельной величины данного норматива, но и посредством выхода за рамки своих полномочий установил в п. 6 Инструкции N 1 порядок определения размеров нормативов, а также введя коэффициенты риска, имеющие экономическую значимость, но не предусмотренные Федеральным законом.

Можно предположить, что по этой причине Банк России отменил возможность наложения штрафа на кредитные организации, нарушившие норматив максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика). Так, Указанием ЦБ РФ от 24 мая 2000 г. N 795-У6 предусмотрено, что к кредитным организациям не применяются принудительные меры воздействия, приведенные в данном документе, за несоблюдение ими норматива максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) (H8).

Резюмируя вышесказанное, заметим, что, видимо, вышеприведенные доводы послужили одной из причин, по которой начальник Департамента пруденциального банковского надзора Банка России объявил о предстоящей отмене нормативов Н8 и Н117.

 

1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 356; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 18, ст. 1593; 1996, N 26, ст. 3032; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3472.

2. Гаджиев Г. А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1995. С. 141-142.

3. Вестник Банка России от 16 октября 1997 г. (N 66).

4. Вестник Банка России от 16 сентября 1997 г. (N 59).

5. Вестник Банка России от 10 июня 1998 г. (N 38), от 12 января 1999 г. (N 1), от 10 февраля 1999 г. (N 9), от 23 июня 1999 г. (N 37), от 29 декабря 1999 г.

6. Вестник Банка России от 31 мая 2000 г. (N 29).

7. Симановский А. ЦБ заглянет в душу банкам//Ведомости от 6 февраля 2002.

 

/А. В. ЕРИЦЯН, научный сотрудник Института государства и права РАН. Журнал "Бухгалтерия и банки"//


Анонс 7-го номера журнала.

МОНИТОРИНГ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Обзор свежих нормативных документов

СОБЫТИЯ
Июнь месяц для банковского сектора экономики оказался в плане всевозможных событий весьма "урожайным". Ни для кого не секрет, что дела в российской банковской системе обстоят не самым лучшим образом. Видимо, пришло время подводить итоги и предпринимать меры по ее совершенствованию. Вниманию читателей предлагается новостной коллаж, составленный по сообщениям информагентств.

Выступление Председателя Банка России С. М. Игнатьева на XII съезде Ассоциации российских банков

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
А. Е. Сперанский
Вокруг залога (часть третья)
В части первой были рассмотрены вопросы, связанные с природой залоговых правоотношений, в части второй -- некоторые проблемы, сопряженные с установлением, действием и прекращением этих правоотношений. Данная публикация посвящена правам залогодателя, залогодержателя и третьих лиц.

А. В. Суворов
Трансформация финансовой отчетности и параллельное ведение учета по российским и международным стандартам
Банкам, стремящимся получить доступ на международные финансовые рынки, следует позаботиться о составлении отчетности для выполнения требований не только российских налоговых органов и законодательства, но, прежде всего, международных. Как правило, эта задача решается путем внедрения системы ведения бухгалтерского учета и отчетности по двум стандартам. Насколько необходимо такое дорогостоящее "мероприятие"? Какую материальную выгоду можно извлечь в результате его проведения? В чем заключаются отличия системы российского бухгалтерского учета и финансовой отчетности от международных стандартов?

УЧЕТ И АНАЛИЗ
Е. Кивенко
Практические рекомендации по ведению бухгалтерского учета
1. Правомерно ли погашение банком собственных векселей на счета третьих лиц согласно заявлению на погашение, предъявляемому векселедержателем (средства от погашения векселя векселедержатель просит перечислить по указанным реквизитам в счет взаиморасчетов с третьим лицом)? Какая ответственность предусмотрена за нарушение ст. 6 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. 1212? Может ли данная операция быть признана ничтожной?
2. Осуществлен межбанковский перевод в валюте, отличной от валюты счета: с корсчета в долларах США - перевод в евро. Какими бухгалтерскими проводками в балансе банка отражается данная операция? Могут ли быть использованы так называемые конверсионные счета или счета ОВП (программа не позволяет осуществлять прямые проводки) или же необходимо применять счета 474 07, 474 08?

УЧЕТ В ПРОВОДКАХ
Операции с клиентами. Экспортные и импортные операции
Покупка иностранной валюты для накопления путем размещения в депозит

УПРАВЛЕНИЕ
С. Инюшин
Экономический аспект управления ликвидностью коммерческого банка

МНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЯ
С. И. Старишко
Анализ причин и последствий кризисных явлений в системе коммерческих банков России

Л. П. Семенова
Сингулярная сукцессия в кредитном договоре: проблемы законодательного регулирования и правоприменения (уступка прав требований из кредитного договора новому кредитору, не являющемуся кредитной организацией).
В юридической литературе высказываются противоположные мнения на предмет возможности уступки прав требований из кредитного договора новому кредитору, не являющемуся кредитной организацией. Существующая арбитражная практика, и особенно практика Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, фактически установившего дополнительные (наряду с законом) основания недопустимости уступки требований, также не позволяет однозначно охарактеризовать позицию правоприменителя в отношении правомерности такой уступки. Автор статьи излагает свою точку зрения на проблему правоприменения и его соотношения с законодательным регулированием.

КАДРЫ
А. В. Дерендяев
Тернист путь к знаниям, или Кто сегодня работает в банке:

Каков сегодня уровень профессиональной подготовки банкиров? Каких изменений можно ждать в ближайшее время в этой области? Как обеспечить неуклонный рост уровня квалификации персонала? На что ориентировать кадровую работу в банке? Автор предлагает свое видение проблем, связанных со становлением и развитием профессиональной подготовки банковских специалистов в России.

ФОРУМ

Глава 25 НК РФ и штрафные проценты за просрочку по кредитам.
Банкиры обсуждают актуальные вопросы и дают свои варианты выхода из проблемных ситуаций.

ТЕЗАУРУС
Основные понятия тематического поля "ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ"
Приводятся определения основных понятий, которые наиболее часто встречаются в литературе, посвященной программному обеспечению (ПО).

МЕРОПРИЯТИЯ
Подведены итоги конкурса "Менеджер года в банковской сфере".
Заметки с Форума "Инвестиционная неделя".
IX Международный банковский конгресс "Рыночная дисциплина и транспарентность: учет, отчетность, аудит".

СТРАНИЧКА ЮМОРА
В. Тучков
Предлагаем вниманию читателей юмористические миниатюры известного прозаика и публициста Владимира Тучкова.