Каков уровень профессиональной подготовки сегодняшних банкиров? Каких изменений в подготовке банковских специалистов ждать в самое ближайшее время? Что нужно делать для того, чтобы уровень квалификации персонала неуклонно рос? На что ориентировать кадровую работу в банке?

Методы подготовки банковских специалистов

Уровень профессиональной подготовки любого специалиста в значительной мере зависит от методики его обучения. Методика определяет многое: перечень общеобразовательных и прикладных дисциплин, уровень теоретической подготовки, время, необходимое на практическое ознакомление с профессией, последовательность предоставления знаний и прививания практических навыков и т.д. Целенаправленная подготовка определенного специалиста требует определенной методики. Методики бывают разные: практические и теоретические, простые и сложные, хорошие и плохие. Методики однажды создаются и постоянно совершенствуются в течение длительного промежутка времени.

Во вновь появляющихся бизнес-сферах изначально никаких методик подготовки специалистов нет. Пионеры бизнесов, первопроходцы и новаторы всех новых направлений деятельности человека формируют свою квалификацию и получают все необходимые знания опытным путем. Со временем полученные через практику знания перекладываются на бумагу, опыт формируется в обучающий материал, и только тогда создаются методики подготовки нужных специалистов.

Современный российский банк является, в определенном смысле, новой сферой экономики России.

Разгосударствление банковской системы в России совпало во времени с появлением компьютерных технологий. Если первый фактор существенно увеличил потребности банковской сферы в специалистах, то второй - кардинально изменил технологию работы банков. Прежние методики подготовки банковских специалистов в России "умерли" на глазах, и на глазах же выросли потребности банков в этих специалистах.

Среди сегодняшних банкиров вряд ли наберется 1 % тех, кто бы в 90-93 г.г. имел финансовое образование. Тем не менее, огромный спрос на кадры определил ситуацию того времени - в банковской России началась эпоха подготовки специалистов "у станка". Знания получались опытным путем. Первопроходцами стали буквально все.

При классической специальной подготовке молодой специалист сначала получает базовые, общеобразовательные знания, а затем уже те знания, которые непосредственно определяют его будущую специальность. В целом, любое обучение направлено на то, чтобы по его окончании специалист был максимально готов к выполнению своих будущих должностных обязанностей. "Максимальная готовность" специалиста напрямую зависит от методики его подготовки.

В некоторых учебных заведениях подготовка осуществляется настолько глубоко, что выпускники приходят на производство уже действительно настоящими специалистами. Речь идет не о средне - специальном образовании, где объем практических занятий часто составляет до 90% от всего обучающего процесса, а именно о высшем образовании, где теоретическая подготовка имеет гораздо большее значение, чем практические занятия.

Большинство технических специалистов, подготовка которых осуществляется в специализированных ВУЗах: политехнических, инженерных, профильных (железнодорожных, сельскохозяйственных, лесотехнических) и других - по окончании своего образования прекрасно представляют себе свою будущую работу. Большинство из них практически готово выполнять свои будущие должностные обязанности со своего первого рабочего дня. Методики подготовки специалистов в таких областях создавались десятилетиями, и "теория" здесь не просто адекватна "практике", но и значительно опережает ее.

Подготовка банковских специалистов сегодня ведется, мягко говоря, не на столь высоком уровне. На все многообразие банковских специальностей, будь то специалисты по кредитованию, специалисты по расчетам, валютному контролю или ценным бумагам, для всех, кто хочет работать в банке, Высшая школа располагает единственной специальностью - "Финансы и Кредит". Если проводить аналогию со специальной подготовкой, то это все равно, что для сельского хозяйства готовится один единственный вид специалиста - "Аграрий", который после окончания "специального" образования будет работать инженером, агрономом или ветеринаром.

Таким образом, о глубокой подготовке банковских специалистов в ВУЗах пока говорить рано. Все знания, отражающие многообразие банковских операций и необходимые для выполнения реальной работы, молодые специалисты получают непосредственно на своем рабочем месте. Эпоха подготовки специалистов "у станка" еще не окончена. В банковской и "околобанковской" сфере (к которой мы относим и банковское образование) идет процесс первичного накопления материала для подготовки методик обучения специалистов в будущем. Сегодня еще банковская практика серьезно опережает теорию. Сегодня еще ВУЗы не освоили достойные методики подготовки специалистов для тех же банков. Но это "Сегодня" :

А что же нам преподнесет "Завтра"?

Отцы и дети банковского дела

Завтра практика будет переложена на бумагу, завтра специальные знания опытных банкиров выльются в методики подготовки конкретных специалистов по версии "максимум", завтра программные средства позволят смоделировать в ВУЗах не только стандартный российский банк со всеми операциями и проводками по учету этих операций, но и рыночные ситуации, в которых потенциально может находиться этот банк. Все то, что нам с вами пришлось познавать во времена инфляции, кризисов и переделов банковских рынков в течение почти десятка лет, все последующие поколения будут легко осваивать, как математику первого класса, всего за год-другой, причем, в стерильных учебных условиях.

Насколько же конкурентоспособен банковский специалист сегодняшнего дня перед банковским специалистом самого ближайшего будущего? Пристальное рассмотрение вопроса дает, увы, самые неутешительные выводы.

Прежде всего, у сегодняшнего "среднестатистического" специалиста можно отметить крайне низкий уровень знаний, отражающих общеобразовательный уровень. Это те знания, которые не являются напрямую собственно банковскими, но без которых невозможны любые серьезные расчеты, прогнозы, оценка, анализ, планирование и многое другое. Показательным подтверждением сказанного является, например, то, что верхом математической реализации для большинства банкиров является банальный расчет процентов. В сегодняшнем банке нет линейного или нелинейного программирования, нет экономического моделирования, нет оптимизации процессов, нет ни высшей математики, ни теории вероятностей, ни статистики в сколь либо уважительном для этих наук виде.

Если говорить о специальных знаниях, они тоже весьма и весьма скудные. Большинство работников не представляет себе механизма работы банка как единого целого, не владеет в достаточной мере знаниями о других банковских операциях, об особенностях работы в других подразделениях, об основах банковской деятельности вообще. Это "Большинство" владеет только теми знаниями, которые непосредственно связаны с выполнением их должностных обязанностей.

Приведенные утверждения ни в коей мере не являются упреком нам самим и уж тем более нашим учителям. Развивающийся банковский сектор диктовал все эти годы свои условия о расстановке приоритетов в подготовке специалистов. Наш сегодняшний уровень есть лишь результат метода нашей проф. подготовки "у станка".

Но банковский сектор не просто развивающийся, а быстроразвивающийся. Вообще, все эволюционные процессы бегут теперь в сотни раз быстрее, чем сто лет назад. Если раньше становление какой-либо, допустим, промышленной технологии, длилось веками, то теперь технологические перевороты начинаются и завершаются в течение нескольких лет.

В контексте нашей темы технологическая революция означает профессиональный закат для многих специалистов. Если раньше опыт и знания учителей были непререкаемы перед их учениками, так как эти ученики получали еще большие знания лишь к концу своей собственной жизни, то нынешние первопроходцы банковского дела имеют реальную опасность быть свергнутыми своими ближайшими последователями. Большинству сегодняшних банкиров практически обеспечено бесславное будущее, причем, уже очень и очень недалекое будущее.

Подливая "масла в огонь" и сгущая краски, проведем аналогию, упомянув банкиров 90-х, тех, кто получил свою квалификацию и работал в банках в докапиталистическое для России время. Кто теперь их помнит? Многие ли из них дошли в качестве профессиональных банкиров до сего дня? Кто с уважением относится к их опыту прошлых десятилетий и говорит "спасибо" за наставничество? "Археоптериксы", "динозавры", "мамонты" - вот как нас будет называть подрастающее молодое банковское поколение через какой-нибудь десяток лет.

Что же теперь делать? Ответ прост - учиться. А еще лучше - учиться, учиться и учиться (заимствовано). Необходимо не просто внимательно следить за текущими изменениями, происходящими в подготовке специалистов банков, но и непосредственно участвовать в этих процессах. Нужно четко представлять себе, насколько мало заполнены наши головы знаниями, которые потребует от нас день завтрашний, и быстро осваивать эти знания.

Кто есть кто в банке.

Важнейшим вопросом в кадровой работе с банковскими специалистами, будь то отбор, оценка, подготовка или переподготовка специалистов, является вопрос "Кто есть кто?".

Для кадровика любой специалист - это конкретный набор профессиональных данных: знаний, навыков, умений и способностей. Решение любого кадрового вопроса, если он действительно кадровый, требует знания "портрета" любого специалиста в профессиональном ракурсе, где "чертами" его профессионального "лица" являются его профессиональные качества.

Вопрос "Кто есть кто?" практически не существует для самих банкиров. Банкиры - это практики, они знают то, что знают, выполняют те обязанности, которые выполняют, и все это они делают в конкретных целях: обеспечить, оформить, привлечь, разместить, заработать и т.д. "Кто есть кто?" в банковском мире определяется функционально и ассоциативно, где за наименованием каждой банковской должности стоят "всем" понятные те или иные профессиональные действия. Кредитники выдают кредиты, операционисты обслуживают счета клиентов, кассиры совершают кассовые операции и т.д. Для взаимодействия друг с другом банкирам вполне достаточно тех представлений о банковских должностях, которые сформированы в результате практической деятельности.

Опытный работник, а тем более руководитель подразделения, прекрасно представляет себе профессиональный портрет работника его специальности. Он знает, в чем заключаются конкретные должностные обязанности, и представляет себе, какие навыки и знания нужны для выполнения этих обязанностей. Подготовить специалиста для выполнения известных обязанностей относительно просто, здесь нет никаких особенных методов, учебных программ и даже экзаменов: - это делай так, а это так, не знаешь - спрашивай. При подготовке "у станка" даются не все знания, а только те, от которых выполнение работы зависит напрямую.

Таким образом, банкир-практик использует свои знания для выполнения своих служебных обязанностей и его, в общем-то, не волнует теория своей подготовки. Главное, знания есть, их достаточно для выполнения обязанностей, а дальше пора делать дело, для которого эти знания были приобретены.

C точки зрения кадровой работы все не так просто. Если банкиру нужны знания по банковскому делу, то кадровая работа требует знаний о самих этих знаниях. Если банкир использует свою подготовку для выполнения банковских задач, то кадровик должен представлять себе из чего состоит подготовка самого банкира и как ее можно осуществить от "нуля" до "полной готовности".

Почему же на первый план сегодняшнего дня выходит вопрос "Кто есть кто?".

Как уже отмечалось выше, сегодняшний банковский бизнес, это новая сфера экономики России. Занимаясь самым для себя главным, а именно бизнесом, банкиры пока не нашли время систематизировать и структурировать вокруг себя многое. Сказанное относится и к банковским должностям, и к характеристикам этих должностей, и к требованиям к специалистам, занимающих данные должности. Высшая школа, в свою очередь, еще не столь хорошо представляет себе реальный банковский бизнес и пока не в состоянии навести в этой области "теоретический" порядок.

Таким образом, если профессиональный образ инженера-строителя был сформирован еще во времена Петра и с тех пор лишь постепенно (эволюционно) менялся, то образ, к примеру, сегодняшнего специалиста по кредитам, при ближайшем рассмотрении различных мнений, приобретает не столь уж четкие очертания. Например, в некоторых банках кредитники выполняют функции контроля кассовой дисциплины клиентов банков. Во многих банках одни и те же работники самостоятельно осуществляют анализ кредитоспособности заемщиков, ведут кредитные дела и осуществляют учет операций. В большинстве же банков учет операций, ведение кредитов, финансовый анализ заемщиков, делопроизводство, отчетность, гарантии, залоги и другие функции не являются обязанностями одних и тех же работников. В этих банках работники кредитных отделов имеют отношение только к части указанных функций, точнее к различным комбинациям указанных частей, а значит фактические требования к работникам "одного типа" везде различны. Так каков профессиональный портрет специалиста кредитного отдела?

В рамках целенаправленной подготовки специалиста, как правило, обучающийся должен получить все знания, сопряженные с основной профессией. В случае с кредитниками это значит, что он (кредитник) должен иметь большой (?) объем знаний о банковских операциях вообще и максимальный - об операциях, связанных с кредитованием. Это не только особые формы кредитования, например, факторинг, не только порядок кредитования нестандартных заемщиков, например, нерезидентов, но и то, как у банка формируются ресурсы, какая у этих ресурсов себестоимость и от чего, в свою очередь, эта себестоимость зависит.

Конечно, большинство из указанных знаний, возможно даже 90%, не будет напрямую востребовано специалистом в своей работе. Но разве инженеры самые сложные формулы изучают на производстве? Разве не ТО должно называться банковским образованием, ЧТО уже известно реальному банковскому миру и давно активно применяется им?

Профессиональные портреты различных банковских специалистов - это серьезный шаг к систематизации практических знаний, созданию стандартов этих знаний, формированию требований к специалистам. Ответ на вопрос "кто есть кто" обеспечивает формирование методик образования и зарождение основ для кадровой работы в банках. Отсутствие четкого представления того, "кто есть кто", не позволяет проводить работу с персоналом в главной области, в области его знаний. Банки не задают себе вопросов кого и чему учить, не видят содержания и границ квалификации различных специалистов, а потому не предпринимают эффективных мер к формированию этой квалификации у своих сотрудников.

О кадровых технологиях.

В то же время вакуум в работе с персоналом не может не замечаться вовсе. Обучения нет, аттестаций нет, существующая практическая подготовка специалистов - "кустарщина". Но что-то же нужно делать, это же неправильно, когда никакой работы с кадрами не ведется.

Природа не терпит пустот. Предложения внешних консультантов, не имеющих никакого отношения к собственно банковскому делу, предлагаются сегодня банкам в огромном количестве. Здесь вам и методики по оценке личностных качеств работников, и предложения по мотивации персонала, по воспитанию в персонале нацеленности на результат, по формированию его самостоятельности и/или ответственности, предлагаются методики обеспечения безопасности при отборе кадров и многие, многие другие интереснейшие действия. Спору нет, в каждом таком предложении есть свое рациональное зерно. Однако, если правильно то, что банковский работник должен знать стратегическое планирование лучше, чем вопросы регулирования банковской деятельности, если оценка способностей работника уместна после того, когда он 5 лет проработал в банке, и, в то же время, нет системной оценки его профессиональных знаний, то все это - или "шаманство", или тема для толстой докторской диссертации. Мы не против модных течений в кадровой работе, но "король-то - голый".

В словосочетании "банковский специалист" ключевое слово - "банковский". Психологи, кадровые технологи, западные специалисты не в состоянии ничем помочь в подготовке российских банковских специалистов, потому что речь идет о профессиональной подготовке.

Доля внимания ко всем современным западным/универсальным технологиям в сегодняшней кадровой работе банков не должна превышать 1%. Все это, если и не мелочи, то уж точно несвоевременные мероприятия для сегодняшней банковской системы. Запад, по всей видимости, уже давно выстроил технологии подготовки своих специалистов, и теперь занимается другими "важными" вопросами, которые с большим успехом "дарит" нам на каждом втором семинаре, через Интернет и сотни статей в журналах. Напрашивается вывод, либо западные кадровые технологи давно забыли, как у "них" создавались методики подготовки своих банкиров, потому теперь и предлагают нам совсем иной "стратегический" материал, либо наши зарубежные "друзья" намеренно уводят нас в сторону от главных вопросов строительства капитализма.

Все внимание банков должно быть сегодня направлено на профессиональные знания своих работников - это общее правило. Но кадровикам банков необходимо сначала обратить внимание на собственные знания, основную часть которых должны составлять знания о знаниях банкиров. "Банковское дело для кадровиков" - вот актуальнейшая тема всех семинаров и направление для самообразования кадровых служб. Особенно отметим, что организация кадровой работы не требует революционных мероприятий и/или немедленного вовлечения в процессы повышения квалификации всего персонала. Персонал должен работать над своей работой, а кадровые службы должны работать над персоналом. Постепенно расширяя знания о своих банковских кадрах, а не о кадрах вообще, кадровики медленно, но верно дадут банкам новый, по-настоящему мощный ресурс для развития - профессиональные кадры.

О деятельности Агентства "ВЭП"

Агентство "ВЭП" - кадровое агентство банковского сектора.

Занявшись в 1998г. кадровыми вопросами в банковском секторе, Агентство сразу выдвинуло вопрос "кто есть кто" в банковской сфере в разряд важнейших вопросов. Была проведена большая работа по поиску "стандартов" в профессиональных портретах банковских специалистов.

Агентство "ВЭП" предлагает кадровым службам банков технологии, в основе которых лежит общий метод - формализация и систематизация специальных банковских знаний.

Услуги Агентства: - Поиск и подбор специалистов для банков; Проведение аттестаций; - Аттестации с использованием Интернет; - Межбанковские Интернет-Чемпионаты по банковскому законодательству; - Консультирование банков по вопросам организации кадровой работы в части проведения аттестаций, планирования дополнительного обучения персонала банка, переквалификации и повышения квалификации работников; - Консультирование банков по вопросам состояния рынка труда.

Продукты Агентства: - Программный продукт "Большие Банковские Тесты"; АПМБ "Рынок труда" - Автономный программный модуль с анализом рынка труда в банковском секторе.

  • Приглашаем кредитные организации к участию во 2-м межбанковском Интернет-Чемпионате по банковскому законодательству, который проводится 12 апреля 2002г. Подробная информация о Чемпионате на сайте http://www.vep.ru.

директор Агентства "ВЭП"
Дерендяев А.В.
E-mail: vep@mail.ur.ru
www.vep.ru