Мисюлин Дмитрий Владимирович,
Член Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков,
Участник Международной Ассоциации Риск-Менеджеров (GARP)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение *

Актуальность проблемы *

1. Практические рекомендации *

2. Технология установления лимитов *

2.1. Предварительный этап *

2.2. Этап анализа *

2.3. Рекомендуемые уровни анализа *

2.4. Расчет лимита кредитования *

3. Утверждение лимитов и практика их использования *

Требования к АБС *


Введение

Целью установления лимитов на банки-контрагенты, является минимизация риска невозврата с помощью процедур финансового анализа. Для этого банки-контрагенты подвергаются стандартной процедуре финансового анализа в рамках разработанной концепции.

Для простоты в дальнейшем мы будем называть банк, устанавливающий лимит - "Банк", а банк-контрагент - просто "Контрагент".

В общем виде, лимит является функцией оценки финансового состояния, платеже- и кредитоспособности Контрагента, его чистых активов, вида и срока предполагаемой межбанковской операции, а также собственных возможностей кредитующего Банка. Лимит является мерой ограничения кредитного риска, который берет на себя Банк в случае проведения той или иной межбанковской операции.

Данный документ содержит ряд методических и технологических рекомендаций, разработанных на основе практического опыта (подчеркнем, что практического опыта, а не научно-теоретических изысканий) банковских и небанковских специалистов, более пяти лет занимающихся оценкой финансового состояния и установлением лимитов по межбанковским операциям в клиринговых и других активно работающих на межбанковском рынке кредитных организациях.

 

Актуальность проблемы

В условиях снижения инфляции и падения доходности основных финансовых инструментов или отсутствия таковых перед многими банкам встает проблема повышения эффективности межбанковского бизнеса на основе увеличения спектра межбанковских операций и услуг, расширения круга партнеров и контрагентов банка. Межбанковский бизнес особенно актуален при привлечении и размещении временно свободных, краткосрочных финансовых ресурсов, является необходимым элементом в управлении ликвидностью коммерческого банка и, как следствие, в "assets and liabilities management" в целом.

Разработка и совершенствование новых методов, наиболее адекватно учитывающих современный этап развития банковского бизнеса и особенности бухгалтерского учета, а также формирование эффективно работающего аналитического подразделения - в интересах не только конкретного банка, но и всей банковской системы в целом. Обоснованное и своевременное закрытие лимитов на операции с проблемными банками позволяет избежать серьезных потрясений на межбанковском рынке. В современных условиях роль подразделения анализа финансовых рисков и цена ошибок при установлении лимитов для любого банка многократно возрастают.

Рекомендуемые ниже технологии нацелены на решение основных, взаимосвязанных задач финансового анализа - определение текущей платежеспособности и надежности контрагентов, что особенно важно в следующих случаях:

    • целенаправленном выборе потенциальных контрагентов;

    • при принятии принципиального решения о работе с контрагентом по любым операциям, связанным с кредитным риском;
    • при расчете лимитов на контрагентов по конкретным межбанковским операциям на конкретные сроки.

 

 

1. Практические рекомендации

Для проведения работы по анализу банков-контрагентов необходимо создать соответствующее подразделение в банке. Как показывает опыт, последнее должно быть реально независимо от руководителей "активных" подразделений. Крайне желательно прямое подчинение Председателю Кредитного комитета или Председателю Правления. В противном случае возможен конфликт интересов, который можно снять, увязав доходы банка от работы на межбанковском рынке с материальным поощрением подразделения. Утверждение лимитов, как правило, процесс дискретный, а поступление новой информации и ее анализ - непрерывный, поэтому "эксперты-аналитики" должны иметь право в любое время между заседаниями Кредитного комитета уменьшать или закрывать лимиты в одностороннем порядке.

Для успешной работы подразделения анализа нужно совместно с руководством банка преодолеть заблуждения о том, что:

- технологию анализа можно создать и внедрить быстро;

- подразделение является вспомогательным и доходов не приносит;

- чужие советы нам не нужны, если у нас есть свои аналитики.

На самом деле на организацию системной работы, накопление информации и минимального опыта нужно около года.

Фактически подразделение анализа является генератором "активных" ("размещающих") подразделений банка и дает им возможность зарабатывать деньги за счет увеличения объема операций на денежном рынке за счет новых контрагентов и дилинга, минимизируя риск потерь.

Целесообразно интересоваться сторонними компетентными оценками, в т.ч. основанными на других методиках и информации. Расходы на эту информацию не столь велики, но достаточно оправданы.

Для адекватной оценки финансового состояния конкретного банка и принятия решения о размещении в нем ресурсов следует собрать базу данных, состоящую из совокупности рассчитанных показателей-коэффициентов по различным банкам. Необходимо присутствие в этой базе данных по тем банкам, о которых уже известно, что они испытывали или испытывают трудности различного рода. Тогда на основе этих данных с помощью средств математической статистики можно определить те пограничные значения относительных показателей, по которым производится отсечение банка как малонадежного. Посредством такой процедуры осуществляется "градуировка" аналитической системы. Такой подход основан на признании того факта, что реальные механизмы и законы развития для всей банковской системы едины.

При анализе собранной базы показателей можно увидеть, что целый ряд показателей сильно коррелируют между собой и не влияют на окончательную оценку. Естественно, чем меньше будет размерность пространства показателей, тем легче будет провести кластеризацию, т.е. распределение банков по группам и определить пограничные ("пороговые") значения, по которым банк-контрагент идентифицируется как малонадежный. Сокращение размерности пространства показателей является фундаментальной задачей, так как сильно упрощает процедуру принятия решения об установлении лимита. Аналитические коэффициенты, используемые авторами, уточнялись на базе данных, имеющих более 17'000 балансов банков. Приблизительное представление о "среднем" банке и об общем уровне развития банковской системы можно получить на основе консолидации всех имеющихся балансов в один "сводный" общебанковский баланс на одну отчетную дату.

 

2. Технология установления лимитов

2.1. Предварительный этап

Инициатором рассмотрения финансового состояния банка на предмет установления лимитов может быть, практически, любое подразделение Банка, заинтересованное в проведении тех или иных видов операций с Контрагентом. Инициирующее подразделение ("Инициатор") подает в профильное подразделение Банка, занимающееся оценкой финансовых рисков и установлением лимитов (далее условно - "Отдел финансовых рисков") заявку стандартного образца с просьбой рассмотреть финансовое состояние указанных в заявке Контрагентов, возможности установления лимитов и количественные потребности (свои предложения) о предполагаемых размерах разовых операций.

Инициирующее подразделение назначает из своего числа ответственного за доставку балансов по счетам второго порядка, нормативов и других необходимых форм финансовой отчетности по банковским каналам связи в электронном виде в Отдел финансовых рисков. Инициатор обеспечивает непосредственные контакты со специалистами Контрагента и доставку необходимой информации в Отдел финансовых рисков.

2.2. Этап анализа

Основой для принятия решения об установлении лимитов на контрагентов является следующая первичная информация:

    • баланс по счетам 2-го порядка;
    • выполнение нормативов ЦБ;
    • другие сведения об учредителях, клиентах и партнерах Контрагента;</LI>

    • негативная и позитивная информация о контрагенте и его учредителях, поведении на различных сегментах финансового рынка, сведения из периодической печати.

Выполнение нормативов, наличие позитивных сведений из периодической печати, а также присутствие контрагента в рейтингах надежности или кредитоспособности информационных агентств достаточными условиями для установления ненулевого лимита, что подтверждалось уже не раз. Необходимым и, практически, достаточным условием в рассматриваемой технологии установления лимита на межбанковские операции является, в первую очередь, наличие балансов в виде оборотно-сальдовой ведомости по счетам 2-го порядка и других пруденциальных форм финансовой отчетности. Иная информация рассматривается лишь как информация к сведению, помогающая выставить Контрагенту дополнительную оценку и, в первую очередь, оценку качества менеджмента и управленческих технологий Контрагента.

Порядок принятия решения предполагается следующий:

1. На базе баланса по счетам 2-го порядка рассчитывается целый ряд коэффициентов, характеризующих финансовое состояние данного Контрагента - достаточность капитала, коэффициент риска, прибыльность и ликвидность. Производится сравнение их значений с пороговыми. Результаты выполнения первого этапа показывают, есть ли необходимость в выполнении второго и последующих.

2. Анализируется динамика развития Контрагента по тенденции.

3. Рассматривается внешняя информация о поведении Контрагента на рынке.

4. При положительном заключении о коэффициентах и динамике развития банка, отсутствии негативной внешней информации банку может быть установлен первоначальный возможный лимит. Результат анализа - предложение о возможном лимите для однодневных операций МБК и общем базовом лимите на Контрагента. Лимит на другие типы операций и сроки устанавливается, как правило, в определенной пропорции от лимита на операции МБК.

В случае необходимости (наличия сомнений по поводу оценки финансового состояния банка - так как баланс и нормативы контрагента могут быть сильно "приукрашены") Отдел финансовых рисков запрашивает дополнительную информацию о контрагенте в "Службе экономической безопасности" Банка и дополнительные формы отчетности у Контрагента через ответственное лицо Инициатора. Прямой контакт сотрудников Отдела финансовых рисков и специалистов Контрагента нежелателен во избежание инсайдерской деятельности в ущерб интересам Банка.

Отметим, что задачей Отдела финансовых рисков и лимитов является не только проведение ежемесячного анализа форм финансовой отчетности, но и постоянный мониторинг (см. "Практические рекомендации").

2.3. Рекомендуемые уровни анализа

Уровни анализа в соответствии с технологиями предлагаются следующие:

    1. Предварительный расчет на основе балансов по счетам второго порядка на отчетную дату без рассмотрения забалансовых и внебалансовых позиций и разбиения на рублевую и валютную составляющие.
    2. Уровень, позволяющий оценить динамику развития банка на уровне статей баланса и аналитических коэффициентов за последние полгода - анализ динамики по тенденции.
    3. Детальный снимок на конкретную дату, представляющий собой консолидированный аналитический баланс банка с разбиением на валютную и рублевую составляющую, детализацией забалансовых и внебалансовых статей.
    4. На уровне московского региона и Санкт-Петербурга реально построение системы ежедневного анализа потоков клиентских рублевых платежей через систему РКЦ, что позволяет дать более точную и фактическую оценку ликвидности контрагента с точки зрения исполнения клиентских заявок.
    5. Дополнительную оценку уровню менеджмента контрагента позволяет дать анализ информации из специализированных агентств, ЦБ РФ и СМИ (сведения о менеджменте контрагента, его учредителях и акционерах/пайщиках, наиболее крупных клиентах и заемщиках банка и основных событиях в жизни банка, включая негативные моменты).

2.4. Расчет лимита кредитования

<P align="JUSTIFY">В случае отсутствия негативных тенденций в развитии контрагента, условно-положительного заключения о его финансовом состоянии, положительного заключения собственных и сторонних экспертов, анализирующих криминальные и другие негативные/позитивные аспекты в жизни контрагента, происходит непосредственно расчет лимитов на межбанковские операции.

Желательно, чтобы методика оценки финансового состояния и программное обеспечение для анализа балансов контрагентов позволяли рассчитать предварительный лимит кредитования LC ("line of credit") на основе аналитических показателей, характеризующих состояние Контрагента.

При расчете реального базового лимита RLC ("real line of credit"), получаемого на основе лимита кредитования LC, необходимо наложить несколько дополнительных ограничений, связанных, в первую очередь, с собственными возможностями Банка, устанавливающего лимит.

Перечислим несколько возможных ограничений на установление базового лимита RLC:

· RLC<=c *Anet, т.е. устанавливаемый лимит на однодневные операции МБК не может быть более определенной, устанавливаемой эмпирически доли c (обычно несколько процентов) от чистых активов Контрагента.

· для сверхнадежных заемщиков (о которых чуть ниже) базовый лимит определяется, исходя из установленного в банке максимального риска на одного заемщика:

RLC<=maxRisk

где: maxRisk - нормативная величина риска на одного заемщика (по ЦБ РФ она составляет 25 % от собственного капитала банка-кредитора). Отметим, что данная величина является одним из фундаментальных внутренних нормативов деятельности банка. Расчет следует делать не по нормативному капиталу, а по чистому капиталу. В зависимости от стратегии и кредитной политики, внутренняя нормативная величина риска на одного заемщика может быть (и по нашему мнению, должна быть) меньше, чем норма пруденциального надзора.

· Для прочих категорий заемщиков базовый лимит ограничивается величиной, сравнимой со средней ежемесячной прибылью банка, устанавливающего лимит:

RLC<= mProfit

Для облегчения процедуры утверждения лимита возможна следующая классификация Контрагентов:

  • R0 - государственные или системообразующие банки-контрагенты, имеющие высокую репутацию и тесные связи с госструктурами, платежеспособность и кредитоспособность которых не вызывает сомнений. Например, Сбербанк РФ. Вопрос о значении лимита только в потребностях Банка (в "производственной необходимости").
  • R1 - контрагенты, имеющие стабильные балансы, большие обороты, солидную клиентскую базу. Возможно превышение расчетного лимита LCR. Допустимо ежеквартальное проведение детального анализа финансовой состояния банков данной категории.
  • R2 - стабильно и динамично развивающиеся контрагенты, имеющие лимит на протяжении не менее 3-х последних месяцев. Возможно незначительное повышение лимита.
  • R3 - контрагенты, баланс которых требует ежемесячного мониторинга. О повышении лимита не может быть и речи.
  • R4 - контрагенты, баланс которых требует ежемесячного мониторинга, но не представившие своевременно свой баланс. Можно ставить вопрос только о снижении или закрытии лимита.
  • R5 - контрагенты, в которых банк заинтересован для осуществления клиентских платежей через корсчет типа "Ностро".
  • R6 - контрагенты, с которыми банк не работает, но имеет межбанковское соглашение.
  • R7 - все прочие (их балансы нужны для совершенствования метода).

Безусловно, не стоит необдуманно следовать значениям формул для расчета лимита кредитования. Формулы расчета LC и RLC носят общий характер, так как оценки производятся на основе среднестатистических данных. Лимит по отдельным контрагентам можно увеличить или уменьшить, исходя из реальных объемов операций с ними и степени присутствия данного контрагента в том или ином секторе финансового рынка с учетом мнения экспертов. Для сверхкоротких операций возможно увеличение лимита для Контрагентов из групп RO, R1, R2.

Формула расчета лимита на конкретный вид операций имеет вид:

RLC(i) = k (i)*RLC,

Где k(i) - нормирующий коэффициент, зависящий от срока и вида операции (МБК=1, FOREX, SWAP, вексель и т.д.).

По результатам анализа и расчета лимитов Отдел финансовых рисков готовит проект таблицы лимитов с разбивкой по контрагентам и видам операций и выносит на рассмотрение соответствующего коллегиального органа Банка (о котором ниже).

Таблица с проектом лимитов должна содержать, в том числе, проект по значениям так называемого "Общего лимита", так как Банк может производить одновременно несколько видов межбанковских сделок. Их сумма не должна превышать значение "общего лимита". "общий лимит" ограничивает сумму текущих обязательств Контрагента перед Банком. Распределение сумм по видам операций одновременно проводимых сделок решается органами оперативного управления Банка в текущем порядке.

 

 

3. Утверждение лимитов и практика их использования

Заключительный процесс утверждения лимитов происходит на отдельном заседании соответствующего рабочего органа (Правления, Финансового комитета или "Кредитного Комитета") Банка, посвященном установлению лимитов на межбанковские операции. Рекомендуется проводить такие заседания отдельно от обсуждения вопросов, посвященных другим проблемам деятельности банка. Сократить время проведения заседания Кредитного Комитета можно на основе предварительного согласования проекта по лимитам экспертов Отдела финансовых рисков с членами Кредитного комитета в индивидуальном порядке. Само собой разумеется, что деятельность Кредитного Комитета регламентируется соответствующим Положением. Практика показывает, что отсутствие предварительных согласований может существенно затруднить оперативное управление Банком и существенно затормозить его деятельность, так как в большинстве случаев практически все члены Правления Банка и руководители его ключевых подразделений присутствуют на заседании Кредитного Комитета. Рекомендуется постепенно делегировать соответствующие полномочия Отделу финансовых рисков по оценке финансового состояния контрагентов, чтобы сделать процесс принятия решений по лимитам эффективным и во избежание излишней полемики.

Утверждение лимитов оформляется протоколом заседания Кредитного комитета. Таблица с лимитами (далее "Таблица") оформляется в виде Приложения к Протоколу и визируется всеми его участниками (постоянными членами и приглашенными). Таблица должна содержать и фамилии ответственных за поставку форм финансовой отчетности от контрагентов, а также название страны и дату последнего анализируемого баланса. Во избежание лишних вопросов и полемики желательно в Таблицу вставить столбец, содержащий присвоенные Отделом финансовых рисков контрагентам класс - категорию надежности (см. "Расчет лимита кредитования").

Примерный вид таблицы:

Утверждаю

Председатель Кредитного Комитета

>

(подпись)

Лимиты на банки-контрагенты по межбанковским операциям с "__" ____ 2000 г.

N п.п Название Рег. N Общий лимит МБК-01 МБК-07 МБК-14 МБК-30 Forex Nostro SWAP Ответ- свенный К
1 Сбербанк 1481 30 25 15 10 5 25 5 25 Петров В.А. R0
2                        
...                        
n                        

Визы:



Далее копии таблицы раздаются руководителям соответствующих подразделений межбанковского бизнеса.

Лимиты и Таблица, их содержащая, являются коммерческой тайной банка, что непосредственно указывается в Приказе по банку, содержащим общие положения о методике оценке финансового состояния, порядке расчета и утверждения лимитов на 1-2 листах (так как методика постоянно изменяется и модифицируется в лучшую сторону).

Ввиду того, что оценка финансового состояния и лимиты экстраполируются от предыдущей отчетной даты до получения и обработки следующей финансовой отчетности установление "ненулевых" лимитов отсутствие балансов или иных форм финансовой отчетности контрагентов является, в принципе, достаточным основанием для "закрытия" лимита на операции с контрагентом, не представившим баланс до заседания Кредитного Комитета.

В период кризисного обострения ситуации на финансовых рынках все лимиты закрываются или в одностороннем порядке вводится резервная Таблица лимитов.

Требования к АБС

В идеале автоматизированная банковская система (АБС) регистрации сделок должна содержать данную Таблицу лимитов в виде интегрированной базы данных и контролировать лимиты на операции и соответствие их суммы общему лимиту в автоматическом режиме. Например, при общем лимите в 30 млн.руб. Контрагенту был выдан однодневный межбанковский кредит в размере 25 млн.руб. Тогда, несмотря на открытый лимит по операциям FOREX в размере 25 млн.руб. реально возможна операция только в размере 5 млн.руб., о чем дилеру должно быть выдано соответствующее предупреждение. Таким образом, общий лимит ограничивает суммарный размер обязательств Контрагента перед Банком по всем видам операций.

Для упрощения порядка утверждения лимитов, как правило, предусматривается два вида Таблицы - таблица с утвержденными на текущий момент лимитами, открытая для соответствующих пользователей, и таблица с проектом новой Таблицы лимитов, предлагаемая Отделом финансовых рисков. Доступом к Таблице-"проекту" как на чтение, так и на внесение изменений, обладает только Отдел финансовых рисков. Для остальных пользователей АБС Таблица-проект недоступна.

После утверждения Таблицы лимитов данные из Таблицы-проекта с утвержденными Кредитным комитетом корректировками заносятся в "рабочую" Таблицу. О вступлении в силу новой таблицы лимитов соответствующим пользователям - работникам Банка Отделом финансовых рисков высылается электронное сообщение.

Приложение 1. Блок-схема бизнес-процессов по установлению лимитов

Рекомендуемая и используемая литература:

  1. А..Смирнов, Д.Мисюлин. "Аналитический баланс банка", "Деловой партнер", N 12, 1997
  2. Д.Мисюлин, А.Смирнов, А.Крутов "Дистанционный анализ финансового состояния коммерческого банка. Новые подходы", "Финансист" , N 5/6, 1997, стр.24-28.
  3. А.Крутов, Д.Мисюлин, А.Смирнов, "Опыт анализа финансового состояния банков", "Бизнес и банки" , N 31, 1997, стр.1-2.
  4. Система внутреннего контроля в банках: основы организации. (Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, ПИСЬМО Центрального банка Российской Федерации от 10.07.2001 N 87-Т)
  5. В.Т.Севрук, "Банковские риски", Дело ЛТД, Москва, 1994.
  6. Материалы межбанковской конференции. Организатор - Европейский трастовый банк. http://www.etrust.ru
  7. В.В.Иванов, "Новый подход к решению, проблем, связанных с расчетом лимитов межбанковского кредитования". "Бухгалтерия и банки", N10/2000.