Совершенствование федерального
законодательства в области налогообложения

М.А. МОТОРИН, заместитель министра
финансов Российской Федерации

Сейчас сложились необходимые условия, которые должны позволить решить проблему реформирования налоговой системы в ближайшее время. Это позволяет и новый состав Госдумы, и та воля и решительность, проявляемые исполнительной властью в этом направлении. Задача состоит в следующем: принять в течение весенне-летней сессии основные законодательные акты, необходимые для реформирования налоговой системы. Вторая часть Налогового кодекса была принята в первом чтении еще 2 года назад. На основе опыта работы первой части мы подготовили довольно объемные поправки, которые после рассмотрения на заседании правительства, будут вносится в Госдуму. За 2 года, прошедшие со времени принятия, были внесены многочисленные поправки со стороны Госдумы, и ее прежний состав провел огромную работу по обработке и подготовке текста Второй части Налогового кодекса, который мог бы быть принят во втором чтении.

Если говорить об основных направлениях налоговой реформы, то они ничуть не изменились. Это упрощение налоговой системы, усиление роли косвенных налогов, реформирование прямых, отмена оборотных, многих неэффективных мелких налогов и, соответственно, снижение общего налогового бремени, упорядочение налоговых льгот, позволяющих систематизировать налоговое законодательство, чтобы равномерно распределить налоговое бремя на всех налогоплательщиков.

Например, налог на прибыль претерпевает существенные изменения во Второй части Налогового кодекса. Прежде всего должен остановиться на вопросе, интересующем банковское сообщество. Предусматривается, что ставка налога на прибыль будет единая для всех налогоплательщиков: и для банков, и для страховщиков, и для остальных коммерческих организаций. При этом существенно изменятся подходы к определению налога на прибыль. Все его элементы, как положено по Первой части Налогового кодекса и по Конституции, будут определяться в самом законе. Не будет 552-го постановления правительства, которое фактически регулирует налогооблагаемую базу. Не случайно раздел, посвященный налогу на прибыль, один из самых объемных, потому что включает все эти вопросы. Его предполагается назвать налогом на доходы. Принцип такой: определение общей суммы дохода и затем налоговые вычеты, т.е. все нормальные предпринимательские расходы. При этом будут максимально сняты ограничения на расходы на рекламу, на отнесение процента как по банковским займам, так и по займам других организаций, ограничения на обучение персонала... Останется небольшое количество ограничений, связанных с представительскими и командировочными расходами. В этом направлении будет принято несколько нормативных актов. В частности, приказ Минфина, который должен вступить в силу после регистрации в Минюсте с 1 апреля, расширяющий нормативы, устанавливающие ограничения по расходам на рекламу, обучение персонала и представительские расходы. Расходы на рекламу будут установлены в такой градации, как и было: до 30 млн. - 5%, от 30-300 млн. - 2,5% и свыше 300 - 1 процент. Расходы на обучение персонала - 4%, представительские расходы - 2%, т.е. существенно снижаются ограничения, бывшие до сих пор. И это только первый шаг. В Налоговом кодексе эти ограничения будут сниматься.

Другим шагом является новая амортизационная политика, т.е. подход к вычетам, связанным с амортизацией основного капитала. Будет 7 укрупненных групп, по которым будут установлены укрупненные нормативы амортизации. Причем амортизация будет не линейная, т.е. в первые годы появляется возможность вычесть из налогооблагаемой базы по налогу на доход большую часть стоимости основного капитала. Существенно меняется подход к переносу убытков: имеющиеся ограничения (равными долями в течение 5 лет) будут в значительной степени сняты, перенос убытков предполагается расширить до 10 лет, и никаких ограничений по годам не будет. Если возможно списать все убытки в первый год, значит, так можно и сделать, если прибыли, полученной в первый год недостаточно, перенос убытков будет действовать в течение 10 лет. Это существенно стимулирует именно инвестиционный процесс, потому что в первые годы, как правило, когда развиваются производства, идут убытки, которые затем надо "прикрывать" за счет будущих прибылей. Естественно, при 5-летнем ограничении это часто невозможно было сделать: сначала идет строительство, потом надо выйти на рентабельную работу, тратиться на рекламу, на раскрутку и т.д. И часто только через 3-5 лет предприятие реально выходит на прибыль. А полученные убытки в первые годы могут быть списаны только равномерными долями по 20 процентов. Подобная мера существенно сузит налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Одна из основных проблем, существующих в налоговом законодательстве, - излишне тяжелое бремя на фонд заработной платы. В 1999 г. удалось отказаться от 45%-ной ставки, навязанной Госдумой. Сейчас максимальная ставка подходного налога 30 процентов. Много разговоров идет о том, что надо снижать его и дальше. Прогрессивная шкала налогообложения необходима, это общемировая практика. При этом подход заключается в том, чтобы воздействовать на базу подоходного налога. В частности, предполагается решить проблему социальных вычетов. Будет увеличен стандартный вычет на каждого конкретного работника. Сейчас он дифференцируется в зависимости от уровня доходов: две или одна минимальные заработные платы (83,49 рублей). Предлагается увеличить вычет до 300 руб. на каждого работника. Это серьезная мера. При низкой средней заработной плате в стране подобное резкое увеличение вычета дорогостоящее мероприятие для бюджета - 20 млрд. рублей. Поэтому все, что закладывается во Вторую часть Налогового кодекса - отмена некоторых налогов, снижение отдельных ставок, сужение налогооблагаемой базы, различные вычеты, льготы - в совокупности дает снижение налогового бремени.

Кроме того, предполагается дополнительно вычитать такие расходы из базы по подоходному налогу, как расходы на обучение самого работника и его детей, здравоохранение... Естественно, вопрос сложный, стоит определенных денег. Сейчас, если человек тратит определенные средства на обучение ребенка, он не может засчитывать эти расходы при определении базы по налогу на прибыль. Предполагается учитывать суммы в 50 тыс. руб. - примерно 2 тыс. долл. в год, такова примерно средняя стоимость обучения в российских вузах. То же самое предполагается сделать по здравоохранению, приобретению лекарств.

Важно связать изменения в подоходном налоге с изменениями по отчислениям в социальные внебюджетные фонды. Необходимо введение единого социального налога вместо четырех существующих отчислений в фонды. При этом единый налог будет "расщепляться" на 4 внебюджетных фонда. Единая налогооблагаемая база будет максимально унифицирована с существующей по подоходному налогу в части, выплачиваемой работодателем работнику. Потому что по подоходному налогу база, конечно, выше: туда частично попадают проценты, дивиденды, другие виды доходов.

База по социальному налогу должна совпадать с базой, от которой начисляются пенсии, пособия по больничному листу и другие социальные выплаты, идущие за счет внебюджетных фондов. При этом предполагается установить регрессивную ставку по отчислениям во внебюджетные фонды, т.е. по тем границам, по которым идет прогрессия по подоходному налогу, будет установлена определенная регрессия по отчислениям во внебюджетные фонды. Например, до 100 тыс. руб. годового дохода - будет совокупная ставка 36%, от 100-300 тыс. руб. (границы по подоходному налогу будут расширены в 2 раза) будет идти определенное снижение отчислений в социальные фонды: до 32 и 27,5 процента. Предполагается не сразу резко снижать те или иные ставки, отменять те или иные налоги, а растягивать процесс на 2-3 или даже 5 лет. В частности, если взять регрессивную ставку, которая вступит с первого года, - это 36 процентов. Дальше она будет постепенно снижаться и на третий год будет составлять только 24% вместо 38,5 существующих. При этом мы рассчитываем, что будет легализована заработная плата, на это должны быть направлены усилия и налоговых органов, и законодательства, которые, с одной стороны, должны стимулировать ее легализацию, а, с другой, ужесточать наказание за уклонение от налогообложения. Ответственность и снижение налогового бремени должны идти вместе.

Совокупное налоговое бремя на фонд зарплаты: 30% - максимальная ставка подоходного налога + 38,5% отчислений от организаций в 4 внебюджетных фонда + 1% с фонда зарплаты в Пенсионный фонд с каждого работника, т.е. нагрузка достигает 70 процентов. Предполагается, что в первый год она будет снижена до 50 процентов. Во второй год до 45%, и в третий год до 38 процентов. Регрессия будет идти по всем годам, это общемировая практика: некоторые начисления в социальные фонды идут только до определенной суммы, свыше которой или вообще не взимаются или установлена пониженная ставка. Как правило, в мировой практике используется нулевая ставка, т.е. до определенного уровня взимаются, например, отчисления в пенсионный фонд, а свыше - нет. Мы идем к этому постепенно. И на ноль выходим только по трем фондам на третий год, т.е. отчисления в Фонд социального страхования, Фонд занятости и Фонд обязательного медицинского страхования при доходах свыше 300 тыс. руб. на одного работника с этих сумм не будут взиматься вообще. Они будут сохраняться только в Пенсионный фонд - основной внебюджетный фонд, потому что содержание пенсионеров приоритетно.

Об НДС. Одно из основных предложений по этому налогу уже принято и должно вступить в силу с 1 января 2001 г. - зачет входного НДС по объектам законченного капитального строитель-ства. Это одно из основных отличий российского налога на добавленную стоимость от общемировой практики. И тоже является инвестиционной мерой. Фактически это удешевляет капитальное строительство на 20%, и входной НДС будет в полном объеме приниматься сразу к зачету.

Вопрос перехода с кассового метода учета на метод начисления. Проблема существенная, и ее нужно решать. Мы учитываем, что у нас большие неплатежи, поэтому переход на учетный метод взимания налогов по методу начислений будет проводиться поэтапно. При этом метод начислений предполагает симметрию. Например, если определяем налоговые обязательства исходя из НДС, полученного по методу начислений, то и входной НДС будет тоже по методу начислений - не в момент оплаты, а когда счет-фактура получена и выписана на данный товар, т.е. в момент перехода права собственности, как это и положено в учетной и налоговой политике.

Существенные изменения предполагаются, например, по нефтегазовому сектору. Предполагается ввести налог на дополнительные доходы от добычи углеводорода. Его основная суть: сравниваются общие суммы доходов и расходов, т.е. фактически потоки наличности. Далее ставка налога прогрессирует, т.е. если начинает осваиваться месторождение, сначала налог не взимается или взимается по минимальной ставке. Идет освоение месторождения, появляются прибыль, доходы, которые покрывают расходы, включая капитальные. После этого ставка налога вырастает и может достичь 60 процентов.