Комиссия Федеральной антимонопольной службы России признала, что компании «Яндекс», ООО«Юридическая фирма «Лорд», ЗАО «Альянс системного консалтинга» и ООО «Правовой совет» нарушили закон о рекламе, говорится в сообщении ФАС.

«Антимонопольная служба установила, что, 6 октября 2017 года при наборе поиске «Яндекса» словосочетания «взыскание долгов физлиц» под строкой поиска отображались объявления с пометкой «реклама»: «Взыскание долга с физлица — Взыскание долгов!», «Взыскание долгов с юр. физ. лиц — Только по закону!», «Возврат долгов с физических лиц», «Возврат долгов с физических лиц — Ответим на ваш вопрос», — сообщает ведомство.

При этом все объявления представляли собой гиперссылки для перехода на сайты юридических компаний – ответчиков. В рекламе было указано, что все эти компании оказывают услуги по взысканию долгов с граждан. Однако подобной деятельностью могут заниматься юридические лица из государственного реестра, остальные организации для связи с должником могут использовать только почтовые отправления. Указанные компании в государственном реестре отсутствуют.

Материалы дела переданы для возбуждения дел об административных нарушениях для назначения штрафов. Размер штрафа за подобного рода правонарушения составляет от 100 до 500 тысяч рублей.

Как комментирует директор НАПКА Борис Воронин, только компании, входящие в реестр ФССП, имеют право заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности физических лиц во внесудебном порядке.

«По результатам поиска в поисковых системах по ключевым словам «коллекторское агентство», «взыскание долгов физлиц», «коллекторские услуги» с пометкой «реклама» можно увидеть ссылки на сайты компаний, не входящие в госреестр. При этом, как указано на их сайтах, они осуществляют досудебное взаимодействие с должниками, в том числе, телефонные переговоры и в некоторых случаях – выездное взыскание, впрямую нарушая требования 230-ФЗ. Мы благодарны ФАС за внимание к проблеме псевдоколлекторов и справедливое решение», - пояснил он.

В дальнейшем НАПКА намерена передать  госорганам информацию о рекламе псевдоколлекторов в Google, на Avito и других площадках.