Служба уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова направила главе ЦБ Эльвире Набиуллиной пакет жалоб бизнесменов, которые оказались в черном списке банковских клиентов. В письме на 173 листах приводятся обращения компаний, которые, по их мнению, безосновательно получили отказы банков в проведении операций и блокировки счетов.

Письмо стало ответом на публикацию ЦБ методических рекомендаций для банков: о подходах к работе с клиентами из черного списка. Как следует из письма, Титов считает, что подготовленных ЦБ методических рекомендаций недостаточно для решения проблемы с отказниками и нужен «механизм, который позволил бы исправлять ошибочные действия банков». Приложенные жалобы он предложил взять за основу при подготовке механизма, сообщает портал Банки.ру со ссылкой на  «Коммерсант».

Вопрос «реабилитации» носит комплексный характер и не ограничивается изданием Банком России методических рекомендаций №29-МР, отмечают в пресс-службе ЦБ. Там заверили, что внимательно рассмотрят каждую жалобу. По итогам рассмотрения ЦБ будет рекомендовать банкам применять те или иные действия в отношении клиентов. Если регулятор выявит формальный подход к использованию информации о примененных полномочиях по «отказу», поступающей из Росфинмониторинга, Банк России может прийти к выводу о недостаточной эффективности организации в банке системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отметили в ЦБ.

Такой вариант банкирам не кажется оптимальным. «Считаю, что необходимо успокоиться в отношении этих так называемых черных списков, — говорит заместитель руководителя НП «Национальный совет финансового рынка» Александр Наумов. — Вместо угроз банкам нужно спокойно объяснить, что такое управление повышенным риском. Необходимы разъяснения регулятора, что если в отношении клиента банк получил сообщение из ЦБ и не расторг отношения с ним, то штрафа не последует». Тогда отказов будет меньше, заключил он.

Чрезмерная бдительность банков в отношении клиентов не должна расцениваться регулятором как признак недостаточной эффективности организации в банке системы внутреннего контроля, уверены участники финансового рынка.