ЦБ расширил перечень признаков возможной связанности банков с другими компаниями. Поправка в указание регулятора от 17 ноября 2016 года № 4203-У «О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией» вносится  указанием от 17 октября 2017-го № 4581-У, которое было зарегистрировано Минюстом 2 ноября и сегодня опубликовано на сайте Центробанка.

В частности, признаком связанности теперь также будет считаться «владение лицами, контролирующими деятельность кредитной организации или оказывающими на нее значительное влияние, прямо или косвенно (через третьих лиц) более чем 5% голосующих акций (долей уставного капитала) лица (лиц)».

Данное дополнение вступит в силу через десять дней с момента опубликования.

Согласно основному тексту  указания «О признаках возможной связанности лица (лиц) с кредитной организацией», к таким признакам также относится, в частности, наличие у банка или его аффилированных лиц полномочий управлять деятельностью компании, прямо не вытекающих из владения акциями, назначать единоличный исполнительный орган или более половины коллегиального исполнительного органа, а также избирать более половины совета директоров. У банка признается наличие таких полномочий, если объем оказываемой им или его аффилированными лицами поддержки составляет более 20% суммы всех операций компании за отчетный период, либо объем банковских гарантий и поручительств превышает 20% обязательств компании, либо банк и его аффилированные лица предоставили компании в лизинг имущество стоимостью более 20% ее активов, а также при ряде других вариантов взаимодействия, которые охватывают 20% операций/активов компании. Под финансовой поддержкой в данном случае понимаются в числе прочего кредиты со ставкой ниже двух третей ключевой ставки Банка России или ставки LIBOR, привлечение депозитов под более высокие ставки, чем увеличенная в 1,3 раза ключевая ставка ЦБ или ставка LIBOR, безвозмездная помощь.

Еще одним признаком возможной связанности, согласно указанию № 4203-У, является наличие рисков по операциям (сделкам) кредитной организации или ее аффилированных структур с соответствующим лицом, существенно превышающих риски третьих сторон по сделкам с этим лицом. Такая ситуация, по мнению ЦБ, имеет место, если объем предоставленной банком или его аффилированными структурами за текущий или предшествующий год финансовой поддержки такой компании (за вычетом справедливой стоимости полученного обеспечения) по низким ставкам составляет более 30% ее активов (кроме случаев, когда объем финподдержки составляет не более 10 млн рублей) и превышает объем поддержки, предоставленный такой компании третьими лицами. Сопоставимые рамки ЦБ задает и по лизинговым сделкам.

Также признаком возможной связанности банка и лица названо наличие между ними операций не по рыночной стоимости, существенно влияющих на размер собственных средств (капитала) банка и значения обязательных нормативов. Существенное влияние признается в том случае, если доход по таким операциям приводит к увеличению капитала банка, позволяющему устранить выявленные в предыдущем периоде нарушения нормативов, основания для санации или отзыва лицензии, а также позволяет банку поддерживать размер капитала на уровне, обеспечивающем выполнение обязательных нормативов и лимитов открытых валютных позиций, в том числе при снижении стоимости активов или увеличении резервов.

Помимо этого в качестве признака связанности указано наличие между банком (или его аффилированными структурами) и лицом операций с одним и тем же кругом контрагентов, если операциями с этим кругом контрагентов сформировано более 30% ссудной задолженности, портфеля ценных бумаг или других видов активов банка и компании. Также, по мнению ЦБ, о связанности банка и того лица, с которым он взаимодействует, может свидетельствовать факт неосуществления этим лицом реальной деятельности или осуществление ее в незначительных объемах.

Предусмотренные указанием ЦБ признаки возможной связанности организаций с банками не распространяются на ряд организаций, например на стратегические предприятия, компании ОПК, выполняющие государственный оборонный заказ, компании, подконтрольные органам власти, и некоторые другие.